Притчи 21 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Ручьям подобно сердце царя в руке ГОСПОДА:
куда пожелает Он, туда его и направит.
2 Все пути человека прямы в его глазах,
но ГОСПОДЬ испытует сердца.1
3 Поступки справедливые и праведные
желаннее для ГОСПОДА, чем жертва.
4 Надменные взгляды и сердца гордые
сеют плевелы греха на ниве2 нечестивцев.3
5 Замыслы человека усердного принесут достаток,4
а тот, кто всё наспех делает, впадет в нужду.
6 Богатство, добытое лживым языком, —
лишь уносимый ветром пар,5 ловушка смерти.6
7 Сметет7 нечестивцев само их злодейство,
потому что они отказываются
поступать справедливо.
8 Извилист путь человека порочного,8
а кто душою чист — тот поступает честно.9
9 Лучше на самом краю крыши ютиться,10
чем жить в просторном доме
со сварливой женой.11
10 Нечестивец страстно желает зла
и ближнего своего не пощадит.
11 Наказывают бесстыдного человека —
простак мудрее становится;
когда же мудрого вразумляют —
он обретает знание.12
12 Праведный следит за домом нечестивца,
на беду нечестивцев обрекает.13
13 Кто к мольбам бедняков глух —
сам однажды позовет на помощь,
да никто не отзовется.
14 Тайный дар успокоит гнев,
взятка из-под полы лютую ярость погасит.
15 Когда торжествует справедливость,
праведник радуется,
а злодей приходит в смятение.14
16 Кто с пути разумного сбился,
лишь в кругу мертвецов15 обретет покой.
17 Любишь веселиться — в нужду попадешь;
тому, кто вино и пиры16 любит,
богатым не бывать.
18 Выкуп за праведника — нечестивец,
за честного — лжец.17
19 Лучше в пустыне жить,
чем вместе со сварливой18 и злобной женой.
20 Запасется мудрый и сокровищем желанным,
и оливковым маслом,
а глупец всё проест.19
21 Кто стремится к праведности и неизменной любви —
обретет и жизнь, и праведность, и славу.20
22 Мудрый человек выступит против
целого города воинов,
и разрушит твердыню,
на которую они полагались.
23 Кто в чистоте хранит уста свои и язык,
тот сохранит себя от бед.
24 Вот каков кощунник: дерзок он, надменен
и полон необузданной гордыни.
25 Погубит лентяя его собственная прихоть,
потому что руками не хочет трудиться.
26 Каждый день снедает его прихоть,
а праведник раздает, не скупясь.21
27 Жертвы нечестивцев —
мерзость для Господа,
а принесенные со злым умыслом22 — и подавно.
28 Лжесвидетель сгинет,23
а тот, кто внимательно выслушает свидетелей,
выиграет тяжбу.24
29 У нечестивца глаза25 бесстыжие,
человек же честный думает,
как ему поступить.26
30 Бессильны пред ГОСПОДОМ27
и мудрость, и разум, и совет.
31 Готовят коня ко дню битвы,
но победа28 — от ГОСПОДА.

Толковая Библия Лопухина

1−3. Всеобщность Промысла Божия, управляющего путями мира и человека. 4−8. Против высокомерия, жадности, обманов и насилий. 9−18. Против немилосердия и других пороков в отношении ближних. 19−26. Наставления подобного же нравоучительного содержания. 27−31. Мздовоздаяние от Господа праведным и грешным.

Притч 21:1. Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.

Притч 21:2. Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.

Притч 21:3. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

Образ «потоков (или каналов) вод» (ст. 1) заимствован из обычая Египта, Сирии, Палестины, Халдеи — удобрять землю для хлебов, фруктов и овощей посредством искусственного полеорошения — посредством орошения небольших каналов в садах, огородах и на полях. Мысль сравнения та, что, подобно тому, как каналы эти всецело в направлении своем зависят от усмотрения устроителя их, так и сердце царя в его мероприятиях на пользу народа не предоставлено собственному произволу, но получает внушения от Премудрого Мироправителя Бога. Вместе с тем, упоминание о потоке вод дает мысль о благотворности царской власти (ср. Пс 1:3; Ис 32:2), — мысль вполне согласующаяся с идеальным понятием о ней у Премудрого (ср. Притч 20:2:8, 28 и др.). Ст. 2 сн. Притч 16:2:25). Мысль ст. 3 о предпочтительности пред Богом дел правды и правосудия пред жертвоприношениями (сн. Притч 15:8) обща учительным книгам (см. напр., Пс 49:7 сл.) с пророческими (Мих 6:6−8, Ис 1:11 сл. сн. 1Цар 15:22) и составляет предвестие учения Спасителя, что «вящшая закона — суд, милость и вера» — (Мф 23:23).

Притч 21:4. Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех.

Притч 21:5. Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

Притч 21:6. Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти.

Притч 21:7. Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

Притч 21:8. Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

Осуждается высокомерие и гордость (ст. 4), плоды которой объявляются сплошным грехом (славянский перевод «светило», соответств. греч. λαμπτὴρ, лат. lucerna, евр. Нир или Нер, точнее русск. синод. «отличающие»; у архим. Макария лучше, «светильник»), с практической точки зрения одобряется результат деятельности человека рассудительного и прилежного, и осуждается поведение нерадивого (ст. 5, ср. Притч 19:2), но с нравственной точки зрения сейчас же осуждается стяжание неправедное (ст. 6) с указанием на ожидающий нечестивых суд Божий и гибель (ст. 7−8).

Притч 21:9. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

Притч 21:10. Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

Притч 21:11. Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

Притч 21:12. Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

Притч 21:13. Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан.

Притч 21:14. Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.

Притч 21:15. Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.

Притч 21:16. Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

Притч 21:17. Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

Притч 21:18. Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.

По мысли Премудрого (ст. 9), не раз высказываемой им (Притч 17:1) и вообще в учительной ветхозаветной письменности (Сир 25:18), нравственные блага семейной жизни: любовь, мир и под. стоят выше всех благ материальных; отсюда и сожительство с злой женой не может быть покрыто никаким внешним довольством жизни. Ст. 10. С злыми вообще не следует вступать в какое-либо дружество. 11. Сн. Притч 19:25:9.9. Далее говорится: о противоположной внешней судьбе праведного и нечестивого (ст. 12, 18), о грехе немилосердия к ближнему (ст. 13, сн. Мф 25:41 сл. Мф 18:23−35), о правосудии и уклонениях от него (ст. 14−15, ср. Притч 17:8:19.6), об уклонении от пути истинной мудрости и печальной судьбе уклоняющихся (ст. 16: русск. синод. перев. «в собрании мертвецов», у архим. Макария — точнее: «в обществе Рефаимов», LXX: εν᾿ συναγωγῆ γιγάντων, Vulg.: in coetu gigantum, слав.: «в сонмищи исполинов», ср. Быт 6:4; Притч 2:18:9.18), наконец о вреде роскошной и невоздержной жизни (ст. 17, сн. Притч 23:29 сл.).

Притч 21:19. Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

Притч 21:20. Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

Притч 21:21. Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Притч 21:22. Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.

Притч 21:23. Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

Притч 21:24. Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

Притч 21:25. Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;

Притч 21:26. всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

В ст. 19 один из часто повторяющихся образов или сравнений в кн. Притчей в отношении злых жен (сн. ст. 9, Притч 25:24; ср. Сир 25:21). Ст. 20 сн. ст. 17. Ст. 21 сн. Притч 19:17. Мысль ст. 22 о превосходстве мудрости перед силой встречается еще в Еккл 9:16. О хранении языка и дара слова — ст. 23 — говорилось выше: Притч 13:3; 19:6; Мф 12:36. Изображение в ст. 24 дерзкого и кощунника сходно с Авв 2:5. В ст. 25−26 противопоставление ленивого с одной стороны, прилежного, праведного и милостивого — с другой (ср. Пс 36:26).

Притч 21:27. Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

Притч 21:28. Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

Притч 21:29. Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

Притч 21:30. Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

Притч 21:31. Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.

Мысль о неугодности Богу жертвы нечестивых (27 а), уже ранее (Притч 15:6) высказанная, теперь усиливается прибавлением, что жертва эта обычно соединяется «с лукавством» (27 б, евр. безимма), т. е. по нечистым побуждениям, даже с преступными целями (LXX: παρανόμως, Vulg.: ex scelere), ср. Сир 34:18 сл. Мал 1:3. Далее — речь о бесстыдном, ложном свидетеле и о свидетеле правдивом (ст. 23−29, сн. Притч 19:5), об отсутствии истинной мудрости у нечестивого (ст. 30, сн. Иез 28:5; Иов 5:13), наконец, о том, что источник всякой мудрости и силы — в Боге и Его помощи (ст. 31, сн. Пс 19:8−9:32.17).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: взвешивает сердца. Этот стих почти дословно повторяет 16:2.
4  [2] — Или: целине.
4  [3] — Друг. возм. пер.: а светильник нечестивцев — грех.
5  [4] — Друг. возм. пер.: усердный заботится о достатке.
6  [5] — Друг. возм. пер.: это только морок.
6  [6] — Так по друг. чтению, кот. поддерживает LXX; масоретский текст: мимолетное дыхание (или: уносимый пар) стремящихся к смерти. Ср. Пс 1:4.
7  [7] — Или: поймает (в ловушку); ср. 5:22.
8  [8] — Смысл оригинала неясен.
8  [9] — Или: прямо; здесь противопоставление «извилистого» пути и «прямых» (т. е. «справедливых», «честных») поступков.
9  [10] — Крыши ближневосточных жилищ были плоскими и могли использоваться, в частности, как место ночлега; см., напр., 1Цар 9:25.
9  [11] — Стих дословно повторяется в 25:24.
11  [12] — Ср. подобное высказывание в 19:25.
12  [13] — LXX: праведник понимает (что на) сердце нечестивых людей, и из-за своих злодеяний они ненавистны ему. Друг. возм. пер.: праведный (Бог) следит за домом нечестивого; Он подвергнет нечестивого гибели.
15  [14] — Или: когда восстанавливается справедливость, это радость для праведника, а злодею — погибель; ср. 10:29.
16  [15] — См. примеч. к 2:18.
17  [16] — Букв.: вино и оливковое масло; оливковое масло употреблялось для умащений, а также в качестве косметического средства и было атрибутом пиров и праздников, ср. 27:9, а также Пс 103:15; Ам 6:6.
18  [17] — Зло, которое нечестивец замышлял против праведника, постигнет его самого, ср. 11:8.
19  [18] — Друг. чтение: вздорной.
20  [19] — Или: растратит.
21  [20] — Или: хвалу.
26  [21] — Друг. возм. пер.: каждый день лентяй снедаем жадным желаньем, а праведник раздает не скупясь. Стихи 25 и 26 связывает между собой одно ключевое слово — «прихоть» (или: алчность, неуемное желанье), присутствующее в обеих пословицах.
27  [22] — Или: из худых побуждений.
28  [23] — Ср. 19:5,9.
28  [24] — Букв.: но тот, кто слушает, будет вовеки (или: успешно) говорить.
29  [25] — Букв.: лицо; другой возм. пер.: у нечестивца (ни один мускул не дрогнет) на лице, честный (же не сделает шага, прежде чем) всё не взвесит.
29  [26] — Или: а честный обдумывает свои пути. Так по друг. чтению, масоретский текст: твердо следует по своему пути.
30  [27] — Друг. чтение: вопреки Господу.
31  [28] — Или: спасение.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.