Притчи 22 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Доброе имя дороже любого1 богатства,
добрая слава2 дороже серебра и злата.
2 Пересекаются пути богача и бедняка:3
каждого ГОСПОДЬ создал.
3 Разумный, завидев беду, спешит укрыться,
а неискушенный идет прямиком,
за что и поплатится.4
4 Смирение и благоговенье пред ГОСПОДОМ5
принесут и богатство, и добрую славу, и жизнь.
5 У коварного на пути — ловушки и тернии,
но кто душу свою6 бережет, их избежит.
6 Наставляй юношу в начале его пути,7
тогда и в старости он с него не свернет.
7 Богач бедняками правит,
и должник — раб заимодавца.
8 Сеющий зло пожнет беду,
и жезла гнева его не станет.
9 Благословен человек с добрым сердцем,8
ибо хлебом своим с бедняками делится.
10 Прогони прочь бесстыдного человека —
и утихнет раздор,
не станет брани и ссор.9
11 Кто любит чистоту сердца,
у кого на устах доброе слово,
с теми и царь дружен.
12 Слова разумного — под чутким оком ГОСПОДА,
а слова вероломного Он отвергнет.
13 Говорит лентяй: «Лев за воротами!10
На улице я погибну!»
14 Уста чужой жены — что яма глубокая,
на кого ГОСПОДЬ разгневан, тот в нее попадет.
15 Если глупость завелась в сердце юноши,
наставление с розгой ее прогонит.
16 Кто бедного угнетает ради достатка
и взятки дает богачу — обнищает.
17 11 Настрой свой слух, внимай словам мудрецов,
обрати свой разум12 к моему знанию.
18 Как отрадно будет тебе хранить слова эти в сердце!
Пусть всегда покоятся они на устах твоих!
19 Тебя, тебя сегодня я им научу,
чтобы уповал ты на ГОСПОДА.
20 Для тебя написал я эти тридцать изречений13
с наставлениями и советами,
21 чтобы научился ты правде и словам истины,
чтобы смог дать ответ тем, кто поставлен над тобою.14
22 Беден бедняк, но ты не угнетай его
и нищего не обижай на суде,15
23 ибо Сам ГОСПОДЬ за них в тяжбе вступится
и у тех, кто обирал их, отберет жизнь.
24 Не дружись с гневливым,
не водись со вспыльчивым,
25 иначе пойдешь по их дороге,
самому себе приготовишь ловушку.
26 Не будь среди тех, кто за другого ручается,
берет на себя чужие долги.
27 Если нечем тебе будет платить —
даже постель вытащат из-под тебя!
28 Не нарушай древней межи,16
которую установили предки твои.
29 Видел ты человека, искусного в своем деле?
Царям он будет служить, а не черни.

Толковая Библия Лопухина

1−16. Увещания к приобретению и хранению доброго имени. 17−21. Призыв внимать словам мудрых. 22−29. Наставления частью нравоучительного, частью практического свойства.

Притч 22:1. Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Притч 22:2. Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

Притч 22:3. Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

Притч 22:4. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Притч 22:5. Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них.

Притч 22:6. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

Притч 22:7. Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца.

Притч 22:8. Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет.—

Притч 22:8a. —[Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит.]

Притч 22:9. Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего.—

Притч 22:9a. —[Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душею получающих оные.]

Притч 22:10. Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань.

Притч 22:11. Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь — друг.

Притч 22:12. Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает.

Притч 22:13. Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!»

Притч 22:14. Глубокая пропасть — уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда.

Притч 22:15. Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.

Притч 22:16. Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет.

Охранение своего доброго имени рекомендуется у Премудрого (ст. 1 дал.) в том же смысле — безусловного превосходства этого нравственного блага пред ценностями материальными (Сир 41:15, ср. Еккл 7:1). Доброе имя приобретается более всего деятельной любовью к ближнему, благотворительностью ему: отсюда на первом месте ставится долг богатого помогать бедному, причем мотивом благотворительности указывается то, что и богатый, и бедный — равно создания одного Бога (ст. 2, сн. Притч 14:31:17.5; Иов 31:15), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий — с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6−12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишнич. трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? — пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? — пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло», как и «сеять правду» — обычный библейский образ: Иов 4:8; Притч 11:18; Ос 10:12), кощунство (ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся — благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст. 12).

Наконец, отрицательную сторону речи о добром имени составляет предупреждение от пороков лености (ст. 13 — здесь дан образец бессмысленной отговорки ленивого, сн. Притч 26:13), распутства (ст. 14, сн. Притч 2:16:5.3, 6.24, глупости (ст. 15) и жадности, соединенной с притеснением бедных (ст. 16).

Притч 22:17. Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию;

Притч 22:18. потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих.

Притч 22:19. Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни.

Притч 22:20. Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении,

Притч 22:21. чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?

Притч 22:22. Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот,

Притч 22:23. потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их.

Притч 22:24. Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым,

Притч 22:25. чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.

Притч 22:26. Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги:

Притч 22:27. если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя,чтобы взяли постель твою из-под тебя?

Притч 22:28. Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.

Притч 22:29. Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми.

Ст. 17−21 образуют введение к новой группе или новому собранию притчей, обнимающему вторую половину гл. XXII, и главы XXIII и XXIV. Притчи этого отдела отличаются пространностью, обнимая нередко несколько строк (3 стиха в Притч 23:1−3:6−8, 5 ст. — в Притч 23:31−35; 24:30−34). Во введении, ст. 17−21, высказывается увещание к вниманию словам мудрых (ст. 17), отмечается их достоинство (ст. 18), главное значение — возбуждение надежды на Бога (ст. 19), и идейная сущность (ст. 20−21). В ст. 22−29 в трех двустишных притчах: а) осуждается и запрещается притеснение бедных (ст. 22−23); б) делается предостережение от близости и содружества с человеком гневливым (ст. 24−25); и в) снова настойчивое предупреждение против поручительств (ст. 26−27, сн. Притч 6:1 сл.; Притч 17:18:20.16).

Преступление перенесения межи ближнего, не необычное в древнее время, считалось одним из самых позорных (ср. Втор 19:14; Притч 23:10). В ст. 29 указан редкий, но возможный в положении трудящегося случай — возвышение до степени ближайшего служения царю.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: большого.
1  [2] — Или: любовь людей.
2  [3] — Букв.: встречаются, ср. то же выражение в 29:13. Друг. возм. пер.: богач и бедняк (вот в чем) равны.
3  [4] — Этот стих почти дословно повторяется в 27:12; ср. также 14:15,18.
4  [5] — Друг. возм. пер.: награда за смирение — страх Господень / благоговенье пред Господом. Или: последствия смирения — страх Господень / благоговенье пред Господом.
5  [6] — Или: жизнь свою.
6  [7] — Традиционный перевод: по какому пути ему идти.
9  [8] — Букв.: с добрым глазом; злой и завистливый человек в Притчах может быть назван «человеком со злым глазом», см. 23:6; 28:22.
10  [9] — Передана рифма оригинала.
13  [10] — Букв.: снаружи. Так лентяй оправдывает свое нежелание что-либо делать и вообще выходить из дома.
17  [11] — Здесь начинается отдельная часть Книги притчей, которая в 22:20 названа «тридцатью изречениями».
17  [12] — Букв.: свое сердце.
20  [13] — Или: трижды я переписывал для тебя изречения; или: я написал для тебя лучшие изречения.
21  [14] — Букв.: тем, кто посылает тебя (с заданием).
22  [15] — Букв.: у ворот, см. примеч. «б» к 1:21.
28  [16] — Эта часть стиха повторяется в первой части 23:10.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.