Притчи 23 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Если садишься за трапезу с правителем,
примечай, что1 перед тобою.
2 Нож приставь к собственному горлу,
чтобы не есть сверх меры!2
3 Не соблазняйся его изысканным угощеньем —
его еда обманчива.
4 Не изнуряй себя в погоне за богатством,
будь разумен, обуздывай себя.3
5 Разгорелись глаза на чужое добро
а его уж нет,
вдруг крылья отрастило
и, как орел, в небо улетело.
6 Не садись за трапезу со скаредным4
и не соблазняйся его изысканным угощеньем.
7 Он подобен тому, кто таится,
но всему счет ведет,5
скажет тебе: «Ешь и пей»,
а сердце его к тебе не лежит.
8 Проглоченный кусок извергнешь
да похвалы свои даром растратишь.
9 Не разговаривай с глупцом,
ибо мудрость твоих слов он презирает.
10 Не нарушай древней межи6
на поле сироты не посягай.
11 Ведь Заступник сих малых могуч,
Он Сам вмешается в их тяжбу с тобою.
12 Сердце свое обрати к обличению,
открой свой слух к разумному слову.
13 Не лишай юношу наказания:
не умрет, коли накажешь розгой.7
14 Накажешь его розгой —
и от Шеола избавишь его.
15 Сын мой, если сердце твое познало мудрость,
то и мое сердце радостью полнится.
16 Я буду радоваться всем естеством своим,8
когда твои уста будут говорить правду.
17 Пусть не завидует сердце твое грешникам,
но всякий день живи в благоговении пред ГОСПОДОМ.
18 Знай, что есть у тебя будущее,
и надежда твоя не погибнет.9
19 Слушай, сын мой, познавай мудрость,
сердце свое направь на путь верный.
20 Не будь среди тех, кто вином упивается
и мясом объедается,
21 ибо пьянство и обжорство
до нищеты доведут,
сонливость — облачит в лохмотья.
22 Слушай отца своего: он дал тебе жизнь,
и матушку свою не презирай, когда состарится.
23 Стремись обрести истину,
но не торгуй мудростью, наставлением и разумом.10
24 Ликовать будет отец праведника,
и родитель мудрого человека
будет радоваться, смотря на него.
25 Возрадуются отец твой и матушка твоя,
возликует родившая тебя!
26 Сын мой, отдай мне сердце свое,
не своди глаз с моего прямого пути.11
27 Знай, блудница — что яма глубокая,
узкий колодец — жена чужая.
28 Притаилась она в засаде, будто преступник,
и множит изменников12 среди мужей.
29 У кого в доме горе: ах да ох?
У кого ссоры и вой,
синяки без причины,
налитые кровью глаза?13
30 У того, кто засиживается за вином,
кто бродит в поисках хмельного.14
31 Не смотри на вино, как оно рдеет,
как искрится в чаше,
как оно струится.15
32 Как змея, оно ужалит тебя,
как гадюка, укусит.
33 И глаза твои затуманятся,16
и мысли в сердце твоем извратятся,17
34 будешь ты как спящий посреди моря,
на верхушке мачты задремавший,
будешь только твердить:
35 «Бьют меня, а мне и не больно,
колотят, а я ничего не чувствую,
вот просплюсь
и опять буду искать,
чего бы мне выпить ».

Толковая Библия Лопухина

1−8. Предостережение от жадности в пище и от обращения с людьми недоброжелательными. 9−11. От общения с глупыми. 12−18. Увещание к нравственному воспитанию детей. 19−25. Предостережение от излишества в пище. 25−28. От увлечения соблазнами нецеломудрия. 29−35. От пьянства и его гибельных последствий.

Притч 23:1. Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою,

Притч 23:2. и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен.

Притч 23:3. Не прельщайся лакомыми яствами его; это — обманчивая пища.

По связи речи с последним (29) стихом предыдущей главы, человеку, благодаря трудолюбию достигшему высокого положения при дворе царя, советуется и в новом положении (а также вообще на обедах у знатных) сохранять умеренность в пище, как и вообще в пользовании внешними благами (сн. Сир 31:13).

Притч 23:4. Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои.

Притч 23:5. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу.

В ряду этих благ на первом месте называется богатство, и при этом с особенном силой отмечается его скоропереходность и ненадежность (ср. 1Тим 6:17), — даже богатства, приобретенного и честными путями.

Притч 23:6. Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его;

Притч 23:7. потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою.

Притч 23:8. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно.

Притч 23:9. В уши глупого не говори, отому что он презрит разумные слова твои.

В выборе знакомств и в искании доброжелательства у людей следует обращать внимание на степень искренности оказывающих гостеприимство (ср. Сир 14:10).

Притч 23:10. Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи,

сн. Притч 22:28.

Притч 23:12. Приложи сердце твое к учению и уши твои — к умным словам.

Притч 23:13. Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет;

Притч 23:14. ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.

Притч 23:15. Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;

Притч 23:16. и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.

Притч 23:17. Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;

Притч 23:18. потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (13:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14).

В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15−16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. Притч 24:1), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние — здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других (Притч 11:7:14.32), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам.

Притч 23:19. Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.

Притч 23:20. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:

Притч 23:21. потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.

Притч 23:22. Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.

Притч 23:23. Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.

Притч 23:24. Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.

Притч 23:25. Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.

Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие на пути препятствия — страсть к пьянству и распутству (ст. 19−21). Затем настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23) предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца и матери (ст. 24−27) (ср. Притч 10:1:15.20 и др.).

Притч 23:26. Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,

Притч 23:27. потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь;

Притч 23:28. она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.

Весьма важно указание на то, что для усвоения мудрости ученик должен был отдать всего себя на волю и распоряжение учителя. Предостережение от соблазнов жены-блудницы (ст. 27, 28) напоминает прежние речи Премудрого и тот же предмет (Притч 5:20:6.24, 7.5).

Притч 23:29. У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?

Притч 23:30. У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.

Притч 23:31. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:

Притч 23:32. впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;

Притч 23:33. глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,

Притч 23:34. и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.

Притч 23:35. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».

В редкой по изобразительности форме изложена картина гибельных следствий пьянства (ср. Ис 56:12).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: кто.
2  [2] — Или: если не можешь усмирить своей прожорливости.
4  [3] — Букв.: остановись / прекрати. Друг. возм. пер.: не сосредотачивайся (на богатстве).
6  [4] — Букв.: со злым глазом; или: с человеком завистливым.
7  [5] — Или: душа его — закрытые ворота. Текст неясен. Другой перевод, основанный на LXX: он — словно волосок в горле, т. е., как «волосок в горле», вызывает рвоту, см. след. стих.
10  [6] — Эта часть стиха повторяет первую часть 22:28.
13  [7] — В тексте намеренная двусмысленность. С одной стороны, говорится, что ничего страшного от наказания не случится, с другой — что наказание и дает юноше жизнь, потому что делает его мудрее, см. след. стих.
16  [8] — Букв.: почками своими — по представлению семитов, почки были средоточием чувств, эмоций человека.
18  [9] — Этот стих повторяется во второй части 24:14.
23  [10] — Букв.: купи истину и не продавай ее, (купи) мудрость, наставление и проницательность. Этот стих отсутствует в LXX.
26  [11] — Букв.: пусть глаза твои хранят мой путь; друг. чтение: пусть глаза твои находят отраду в моем пути.
28  [12] — Или: будто похититель, и захватывает изменников.
29  [13] — Или: мутные глаза.
30  [14] — Букв.: приправленного (пряностями) вина.
31  [15] — Или: как ровно льется; или: как пьется легко.
33  [16] — Или: увидят странные вещи; или: на чужих (женщин) смотреть станут.
33  [17] — Друг. возм. пер.: и будешь говорить несуразное.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.