не стремись быть среди них.
их уста разносят беду.
здравомыслием утверждается;
добром драгоценным и приятным.
обладающий знанием могущественней силача,1
когда ищут совета у многих — одержат победу.3
там, где сходится знать,4 ему нечего сказать.
того будут звать коварным.5
кощунник ненавистен людям.
как же ничтожна твоя сила!6
не отворачивайся от ведомых на погибель!
Но разве Тот, Кто сердца испытует, не знает всего?
Тот, Кто душу твою бережет, не ведает?
Не воздаст ли Он человеку по делам его?
сотового меда — он сладок на вкус.
отыщешь ее — есть у тебя будущее,
и надежда твоя не погибнет.7
не опустошай его жилище,
поднимется и дальше пойдет,
а нечестивец споткнется и не устоит в беде.
не дай сердцу радоваться, когда он споткнется.
не понравится это Ему9
и на врага твоего гневаться перестанет.
не завидуй нечестивым,
и светильник нечестивых погаснет.10
чтобы не навлечь на себя их гнева.11
и кто знает, какое возмездие12
последует от них обоих?
Пристрастный суд несправедлив.
проклянут того народы,
возненавидят его племена!
будет он благословен и счастлив.13
слаще поцелуя.14
позаботься о собственном поле,
а потом заводи себе семью.15
против ближнего своего,16
не доводи уста свои до лжи.
так и я поступлю с ним,
воздам ему по заслугам!»
мимо виноградника человека безрассудного:
всё сорняками покрыто,
каменная ограда развалилась.
подумал над тем, что увидел,
и такой урок извлек:
немного полежишь сложа руки —
ворвется нищета, как разбойник».17
1−2. Предостережение от подражания людям нечестивым. 3−6. Похвала мудрости и ее благотворным следствиям. 7−10. Против глупости, коварства и под. 11−12. Увещание защищать приговоренных к смерти. 13−14. Увещание стремиться к мудрости. 15−18. Против коварства и злорадства. 19−22. Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками. 23−29. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды. 30−34. Изображение гибельности, лености и ее последствий.
Притч 24:1. Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
Притч 24:2. потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
Мысль этих стихов представляет раскрытие Притч 23:17.
Притч 24:3. Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
Притч 24:4. и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
Притч 24:5. Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.
Притч 24:6. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.
В противоположность нечестию мудрость благочестие для обладателей ее соединяется с разного рода вещественными благами — в быту домашнем (ст. 3−4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5−6).
Притч 24:7. Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.
Притч 24:8. Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.
Притч 24:9. Помысл глупости — грех, и кощунник — мерзость для людей.
Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае, когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности; вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9).
Притч 24:10. Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
Притч 24:11. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?
Притч 24:12. Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердцá разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.
Мудрость же владеет искусством спасать себя (ст. 10) и других, даже из крайних бедствий (ст. 11), причем устраняется, опровергается всегда возможная эгоистическая отговорка черствого сердца «я не знаю такого-то, следовательно, свободен от обязанностей в отношении к нему» — указанием на всевидящий и всеобъемлющий Промысл Божий, пред которым не оправдается никто, допускающий погибнуть своим собратьям. В объяснение наставления стиха 11 некоторые указывали на раввино-талмудические правила, обязывавшее всякого человека, знавшего что-либо в оправдание осужденного на смерть, непременно выступить со своим показанием (Мишна, Сан-хедрин VI, 1). Но едва ли обычай этот имел уже место в библейскую эпоху; притом наставление ст. 11 относится не только к судебным делам, но имеет и более широкий объем, относясь ко всевозможным случаям смертной опасности ближних.
Притч 24:13. Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:
Притч 24:14. таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и пределов будущего (ст. 14, сн. Притч 23:18).
Притч 24:15. Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,
Притч 24:16. ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.
Притч 24:17. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
Притч 24:18. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17−18, сн. Притч 18:5).
Притч 24:19. Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,
Притч 24:20. потому что злой не имеет будущности, — светильник нечестивых угаснет.
Притч 24:21. Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,
Притч 24:22. потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?
Повторяется (ср. ст. 1) наставление — не завидовать нечестивым (см. 19), так как конечная участь их будет безотрадна (ст. 20, сн. Притч 13:9). В заключение указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей (ст. 21−23, сн. 1Пет 2:17; Рим 13:2).
Притч 24:23. Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде — нехорошо.
Притч 24:24. Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;
Притч 24:25. а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.
Притч 24:26. В уста целует, кто отвечает словами верными.
Притч 24:27. Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой.
Притч 24:28. Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?
Притч 24:29. Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».
Новая группа изречении «мудрых» начинается осуждением лицеприятия (ст. 23−24), за которое угрожается проклятием народов: извращение правды и справедливости на суде всюду служит источником гибели благосостояния народов. Напротив, высоко одобряется неподкупность и верность в словах, суждениях и делах (ст. 25−25, сн. 28). Два других наставления этого отдела — одно практического свойства: прежде внутреннего благоустройства дома и семьи необходимо устроить самую внешнюю сторону жизни — полевое и домашнее хозяйство (ст. 27), другие — чисто нравоучительного, и притом с характером евангельской чистоты и высоты: не должно воздавать злом за зло (ст. 29, сн. Притч 17:13).
Притч 24:30. Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:
Притч 24:31. и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.
Притч 24:32. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок:
Притч 24:33. «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, —
Притч 24:34. и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооруженный».
Пагубные последствия лености изображаются на примере состояния поля и виноградника ленивого. Это — не аллегория духовной распущенности, как полагали некоторые толкователи, а прямое изображение порока лености с гибельными ее следствиями — урок, почерпнутый Премудрыми из опытного наблюдения (ст. 32). Ст. 33−34 представляют воспроизведение Притч 6:10−11.