Притчи 28 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Бежит нечестивец в страхе,
хотя никто за ним не гонится,
а праведник отважен, как юный лев.
2 При беззаконии не избежать многовластия в стране,1
а правитель проницательный и сведущий
упрочит ее благоденствие.2
3 Нищий, который сам угнетает бедных,3
подобен ливню, уничтожающему посевы,
и хлеба не будет у него. 4
4 Тот, кто отвергает Закон,5 превозносит нечестивцев,
но кто Закон хранит — противостоит им.
5 Злодеи не ведают о справедливости,
но тот, кто ГОСПОДА ищет,
постигнет ее вполне.6
6 Лучше нищий, что живет непорочно,7
чем тот, кто кривыми путями ходит,
даже если он и богат.
7 Сын разумный хранит Закон,
а кто с распутниками связался — позорит отца.
8 Кто состоянье умножает ссудой и ростовщичеством,
собирает его для тех, кто милостив к бедным.8
9 Кто не желает внимать Закону,
у того и молитва — мерзость для Господа.
10 Кто честных совращает на путь зла,
тот в собственную западню9 попадет,
а непорочным достанется добро.
11 Богач мнит себя мудрецом,
но проницательный бедняк видит его насквозь.
12 Когда торжествуют10 праведники, нет конца радости,11
а когда нечестивцы приходят к власти, люди прячутся.
13 Кто грехи свои скрывает — не преуспеет ни в чем,
а кто исповедует их и от них отрекается —
помилован будет.
14 Благо тому, кто всюду зла остерегается,12
а тот, чье сердце строптиво,
попадет в беду.
15 Лев рыкающий, медведь изголодавшийся13
таков нечестивый правитель для бедного народа.
16 Безрассудный правитель жестоко народ притесняет,
но тот, кому ненавистны взятки,
насладится долголетием.
17 На ком кровь, преступление тяготеет на совести —
быть ему беглецом до могилы;
никто не приютит его.
18 Кто живет14 непорочно — будет спасен от беды,
а кто кривыми путями ходит — падет внезапно.15
19 Кто обрабатывает свою землю, будет есть досыта,
а тот, кто за пустыми мечтами гонится,16
сыт будет нищетой.
20 Человек верный благословен будет сверх всякой меры,
а кто жаждой наживы охвачен —
безнаказанным не останется.
21 Пристрастный суд несправедлив,17
и за кусок хлеба может человек совершить преступление.18
22 Рвется к богатству скаредный,19
а того не знает, что бедность его настигнет.
23 В конечном счете, будут благодарны тому,
кто обличает другого,
а не тому, у кого льстивый язык.
24 Кто отца с матерью обирает,
и говорит: «В том нет греха»,
тот разорителю друг.
25 Алчный20 раздоры разжигает,
а тот, кто на ГОСПОДА уповает,
будет благоденствовать.21
26 Кто на свой ум лишь надеется — глупец,
а кто живет в мудрости — будет спасен.
27 Кто нищему подает — не обеднеет,
кто взгляд от него отводит —
на себя проклятья навлекает.
28 Когда нечестивцы приходят к власти, люди прячутся,
а когда нечестивцы терпят поражение,22
праведников прибавляется.23

Толковая Библия Лопухина

1−5. О контрастах праведных и нечестивых (насильников). 6−12. Против угнетения бедных и всякого вообще беззакония. 13−18. Против тайного служения греху насилий власти и кровожадности. 19−28. Против страсти к приобретению, насильничества и проч.

Притч 28:1. Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев.

Притч 28:2. Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна.

Притч 28:3. Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб.

Притч 28:4. Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них.

Притч 28:5. Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют всё.

Во главе изображения нечестивого и праведного ставится противоположное душевное состояние того и другого: совесть нечестивого всегда мучит его, преследует при отсутствии всякой внешней опасности (ст. 1 а, сн. Лев 26:36; Втор 28:25). Ст. 2. высказывает опытно оправданную, напр., в истории Израильского и Иудейского царства, истину, что крепость и благосостояние государства возможны лишь при твердой власти одного законного царя (как было в Иудейском царстве), а не при множестве узурпаторов царской власти (в Израильском царстве). В ст. 3 стремление нового народного начальника быстро обогатиться на счет народа приравнивается к гибельному действию проливного дождя, от которого в тропических странах обычно образуются чрезвычайно стремительные потоки, быстро затем исчезающие и оставляющие за собой гибельную засуху. В ст. 4−5 заключается резкое противоположение нарушителей и хранителей закона (ср. Ис 5:20).

Притч 28:6. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат.

Притч 28:7. Хранящий закон — сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего.

Притч 28:8. Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных.

Притч 28:9. Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость.

Притч 28:10. Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро.

Притч 28:11. Человек богатый — мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его.

Притч 28:12. Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются.

Ст. 6 повторяет мысль Притч 19:1; ст. 7 сн. Притч 23:20:29.3; ст. 8 сн. Притч 13:22; Иов 27:16−17; ст. 9 сн. Притч 15:8; ст. 10 сн. Притч 26:27; ст. 11 сн. Притч 26:16. Мысль ст. 12 о благотворности возвеличения праведников и гибельности возвышения грешников повторяется и ниже Притч 29:2.

Притч 28:13. Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован.

Притч 28:14. Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду.

Притч 28:15. Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом.

Притч 28:16. Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни.

Притч 28:17. Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его.

Притч 28:18. Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.

В ст. 13 высказывается та, общая Ветхому и Новому Завету (Пс 31:5; I Ин 1:9) истина, что свободное чистосердечное исповедание человеком своих грехов приносит ему прощение грехов от Бога, тогда как упорное сокрытие человеком грехов своих или непризнание их такими ведет лишь к осуждению. Ст. 14 высказывает в качестве побуждения к покаянию и исповеданию грехов пред Богом — страх и благоговение пред Богом, боязнь прогневить Его правосудие нарушением Его воли. Ст. 15−16, как и ст. 2−3, говорит об отрицательном и положительном типах носителей власти; очевидно, что здесь уже не идеальная точка зрения на царскую власть, а заимствованная из наблюдений опыта. Ст. 17−18 говорят о нечистой запятнанной и чистой, непорочной совести, и о различных путях и судьбах той и другой.

Притч 28:19. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою.

Притч 28:20. Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным.

Притч 28:21. Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.

Притч 28:22. Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его.

Притч 28:23. Обличающий человека найдет после бóльшую приязнь, нежели тот, кто льстит языком.

Притч 28:24. Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям.

Притч 28:25. Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать.

Притч 28:26. Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел.

Притч 28:27. Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.

Притч 28:28. Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники.

Предлагаемые в ст. 19 похвала труду и порицание праздности высказывались уже в Притч 11:11. В ст. 20 восхваляется истинность и справедливость человека и, по контрасту с тем, осуждается излишнее стремление человека к быстрому обогащению, как само по себе, так и потому, что такое стремление обычно соединяется с нравственно не безупречными средствами приобретения (ср. Притч 20:21:21.5). Лицеприятие на суде осуждалось не раз и прежде: Притч 18:5:24.23, осуждается и здесь — ст. 21. Ст. 22 восполняет сказанное в ст. 21, указывая на последствия неумеренной страсти к приобретению. Указываемое в ст. 24 преступление заклеймено, как позорнейшее, еще в Притч 19:26, а особенно в словах Спасителя (Мф 15:5; Мк 7:11). Высокомерие и самонадеянность ст. 25 — осуждались еще в Притч 21:4; сн. Притч 13:10:15.18, 24.22. Ст. 26 в противоположность тому указывает мудрость в отсутствие самонадеянности и в надежде на Бога. Ст. 27 осуждает немилосердие к бедным (ср. Втор 15:7; 2Кор 9:9). Ст. 28 повторяет мысль ст. 12.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: (по причине) смуты / беззаконий в стране (будет) много правителей.
2  [2] — Точный смысл масоретского текста неясен.
3  [3] — Ср. 22:16.
3  [4] — Предложенный нами перевод второй части этого стиха — попытка передать игру слов оригинала.
4  [5] — Или: (мудрое) наставление.
5  [6] — Или: всё понимает.
6  [7] — Эта часть стиха повторяет первую часть 19:1.
8  [8] — Закон Моисея запрещает ростовщичество, см. Исх 22:25; Втор 23:19; Лев 25:35−37; ср. также Иез 18:8; Пс 14:5.
10  [9] — Букв.: яму.
12  [10] — Друг. возм. пер.: одерживают победу.
12  [11] — Букв.: велика слава.
14  [12] — Или: благоговеет (пред Господом).
15  [13] — Или: набрасывающийся.
18  [14] — Или (ближе к букв.): ходит.
18  [15] — Друг. древн. пер.: в яму.
19  [16] — Эта часть стиха повторяет 12:11.
21  [17] — Ср. 24:23.
21  [18] — Или: может человек поступить неверно.
22  [19] — Или: завистник, букв.: человек со злым глазом; ср. 23:6.
25  [20] — Или: ненасытный.
25  [21] — Букв.: будет тучным.
28  [22] — Или: гибнут / пропадают.
28  [23] — Возможно, здесь содержится ирония: в спокойные времена считаться праведником значительно легче. Друг. возм. пер.: праведники процветают.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.