Притчи 29 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Кто и после многих обличений упорствует,
в один миг будет сокрушен,
и не будет ему исцеленья.1
2 Когда праведники сильны2 — народ радуется,
когда нечестивец правит — народ стонет.
3 Кто любит мудрость — радует своего отца,
а кто до распутниц охоч — промотает состояние.
4 Правосудием царь укрепит страну,
а любящий подношения3 разорит ее.
5 Кто ближнему своему льстит —
расставляет сети на пути его.
6 Злодей попадет в ловушку собственного греха,
а праведник будет петь и радоваться.
7 Радеет праведник о правосудии для бедняка,
а нечестивцу и не понять этого.4
8 Бесстыдные люди порождают смуту в городе,
а мудрые укрощают гнев.
9 Если мудрый с глупым будет судиться5
не будет знать, куда деваться от гнева и насмешек глупого. 6
10 Жаждущим крови ненавистен непорочный,
а честные о жизни его заботятся.7
11 Глупец дает гневу полную силу,
а мудрый сдерживает свой гнев.
12 Если сам правитель внимает лжи,
то и все слуги его будут нечестивы.
13 Лишь в одном бедняк и угнетатель едины:8
обоим ГОСПОДЬ даровал свет в очах.9
14 Если царь справедливо судит бедных,
то престол его навеки утвердится.
15 Розга и обличение дают мудрость,
а ребенок, оставленный без воспитания, — мать позорит.
16 Больше становится нечестивцев — и греха больше,
но праведники увидят их падение.
17 В строгости воспитывай10 сына своего —
и будешь спокоен,
и душа твоя на него не нарадуется.
18 Без пророческого откровения
народ теряет чувство меры,11
но благо тому, кто хранит Закон.
19 Словами раба не вразумишь:
даже если поймет он слово, ему не последует.
20 Ты видал человека, опрометчивого в словах?
Даже у глупца не всё так безнадежно!
21 Если с юности балуешь раба,
он наследником твоим стать захочет. 12
22 Человек гневливый сеет раздоры,
вспыльчивый — множество грехов совершает.
23 Гордыня унижает человека,
а дух смиренный стяжает ему славу.
24 Кто знается с вором — сам себе враг:
слышит проклятье и не доносит на вора. 13
25 Страх перед людьми загоняет в ловушку,
но кто на ГОСПОДА уповает — спасется.
26 Многие ищут благосклонности владыки,
но справедливый суд — у ГОСПОДА.
27 Мерзок праведникам беззаконник,
а нечестивцам мерзок честный человек.14

Толковая Библия Лопухина

1−7. Против разных видов нравственной нечувствительности и ожесточенности. 8−11. Против страсти к раздорам, кровожадности и гневливости. 12−17. Увещание правителям к справедливому и милостивому правлению, а воспитателям — к серьезному и строгому воспитанию детей. 18−23. Против беззакония, необузданности, гневливости и высокомерия. 24−27. Против общения с нечестивыми в их преступлениях, против человекоугодничества: поучение страху Божию и благочестию.

Притч 29:1. Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.

Притч 29:2. Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.

Притч 29:3. Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.

Притч 29:4. Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее.

Притч 29:5. Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.

Притч 29:6. В грехе злого человека — сеть для него, а праведник веселится и радуется.

Притч 29:7. Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела.

В ст. 1 осуждается глубокая нераскаянность человека, не внимающего никаким вразумлениям откуда бы ни исходили призывы к исправлению: это так часто обличаемая в Пятикнижии, «жестоковыйность» (Исх 32:9:33.3, 34.9; Втор 9:6:31.27 и др.), ср. Притч 28:14. Ст. 2 сн. Притч 28:12:28. Ст. 3 сн. Притч 6:26:28.7. В ст. 4−7 проявлением нравственного огрубения представляется в особенности неправосудие (ст. 4, 7) и лесть (ст. 5).

Притч 29:8. Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.

Притч 29:9. Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, — не имеет покоя.

Притч 29:10. Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни.

Притч 29:11. Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

Здесь идет речь об обнаружениях греховности и злобы человеческой в жизни.

Притч 29:12. Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.

Притч 29:13. Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь.

Притч 29:14. Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.

Притч 29:15. Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.

Притч 29:16. При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.

Притч 29:17. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.

В ст. 12−14 продолжается изображение явлений социальной и, отчасти, политической жизни, а в ст. 15 и 17 говорится о необходимости здравого охранения и надлежащей постановки и самого основания общественной жизни — воспитания детей (ср. Притч 23:13).

Притч 29:18. Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.

Притч 29:19. Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.

Притч 29:20. Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.

Притч 29:21. Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.

Притч 29:22. Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.

Притч 29:23. Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.

Ст. 18 утверждает необходимость живого пророческого слова в разъяснении и охранении закона; бедность такого слова, а тем, более полное отсутствие его в известные времена (ср. 1Цар 3:1; Ос 3:4; Ам 8:12; Пс 73:9) сопровождается упадком истинной религии и нравственности в народе (ср. Исх 32:25). Ст. 19 заключает приложение ветхозаветной педагогики с ее физическими мерами воздействия к системе отношений господ к рабам. Ст. 20, сн. Притч 26:12. Ст. 21 дополняет мысль ст. 19, ср. Сир 33:21. Ст. 22 сн. Притч 15:18. Ст. 23 сн. Притч 15:33:16.18.

Притч 29:24. Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.

Притч 29:25. Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.

Притч 29:26. Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа.

Притч 29:27. Мерзость для праведников — человек неправедный, и мерзость для нечестивого — идущий прямым путем.

Воспроизводя и углубляя требования закона, Премудрый внушает (ст. 24) слушателям своим всячески избегать какого-либо сообщества с нечестивыми в их преступлениях, даже простым сокрытием последних (ср. Лев 5:1). К такому сокрытию может побуждать человека человекоугодничество и страх перед людьми (ст. 25); но для человека верующего и благочестивого, по учению Премудрого, выше всего должно стоять чувство страха Божия (ст. 25 а), и лишь у Бога, как всеправедного Судьи, человек должен искать истины и правды (ст. 26). Заканчивается глава (XXIX), а вместе и вся группа Притчей в гл. XXV-XXIX, мыслью о глубокой нравственной противоположности и полной разъединенности и отчуждении праведников и нечестивых (ст. 27, сн. Притч 11:20:28.4).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта часть стиха повторяет вторую часть 6:15.
2  [2] — Букв.: умножаются. Друг. возм. пер.: у власти.
4  [3] — Или: тот, кто облагает (страну непомерной) данью.
7  [4] — Или: знать ничего не желает. Букв.: нечестивец не понимает знания. Ср. 28:5.
9  [5] — Или: ввяжется в спор.
9  [6] — Букв.: он гневается и смеется, и нет покоя.
10  [7] — Точный смысл масоретского текста неясен. Друг. возм. пер.: праведники ищут его душу.
13  [8] — Букв.: встречаются; ср. похожий оборот в 22:2.
13  [9] — Т. е. дал жизнь, ср. Пс 12:4; Иов 33:30, Эккл 11:7.
17  [10] — Букв.: наказывай.
18  [11] — Букв.: распущен / бесстыден.
21  [12] — Перевод предположителен; Друг. возм. пер.: потом беда случится.
24  [13] — Те проклятья, которые сыплются на голову вора, либо проклятья, которыми судья на суде грозит тем людям, кто, зная обстоятельства дела, о них не доносит, ср. Лев 5:1.
27  [14] — Букв.: идущий прямым путем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.