Притчи 7 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Сын мой! Сохрани слова мои,
сбереги в душе своей мои заповеди,1
2 храни заповеди мои — и будешь жив,
учение мое храни, как зеницу ока.
3 Повяжи их на пальцы,
на скрижалях сердца запиши.2
4 Мудрости скажи: «Ты сестра моя»,
здравомыслие родным братом назови,
5 чтобы они оградили тебя от чужой жены,
от замужней с ее обольстительной речью.3
6 Смотрел я однажды из окна дома моего
сквозь решетку оконную
7 и увидел среди неискушенных,
заметил среди молодых
юношу безрассудного.
8 Переходил он улицу близ ее угла,
путь держал к ее дому
9 вечером в сумерки,
когда ночная тьма опускалась.
10 И вот — навстречу ему шла женщина
в одеждах блудницы,4
с коварным сердцем.
11 Криклива она и необузданна,
и дома ей не сидится.
12 То на улице она, то на площади,
возле каждого угла добычу караулит.
13 Ухватилась она за него, поцеловала
и с бесстыдным лицом говорит ему:
14 «Возносила я сегодня жертву благодарственную,
исполнила обеты мои.5
15 Потому к тебе навстречу и вышла,
чтобы отыскать тебя —
и нашла.
16 Покрывалами застелила я ложе,
пестрыми египетскими тканями,
17 надушила постель мою
миррой, алоэ и корицей.
18 Пойдем, до утра будем упиваться любовью,
насладимся ласками.
19 Мужа моего нет дома,
в дальний путь он отправился,
20 взял с собой кошелек с серебром,
лишь к полнолунию он вернется в дом».6
21 Увлекла она его речью ласковой,
нежными устами прельстила.
22 И пошел он за нею тут же,
словно вол, что идет на бойню,
словно олень, что бежит в ловушку,
23 словно птица, что в силки бросается.
И не знает он, что заплатит жизнью,
пока стрела не поразит его печень.7
24 Так послушайте меня, дети!
Словам из уст моих внимайте:8
25 пусть сердца ваши
не соблазнятся ее путями,
по стезям ее не блуждайте.
26 Ведь многих она погубила,
немало людей сильных сразила она.
27 Дом ее — путь в Шеол,
вниз он ведет, в чертоги смерти.

Толковая Библия Лопухина

1−6. Вступительное увещание к хранению заповедей Божиих и вообще к стяжанию мудрости, как оплоту против обольщения женою прелюбодейною. 6−9. Образ неразумного юноши. 10−20. Блудница ласками и лукавыми обещаниями прельщает неразумного. 21−23. Последствия обольщения. 24−27. Заключительное увещание.

Притч 7:1. Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. —

Притч 7:1a. — [Сын мой! чти Господа, — и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]

Притч 7:2. Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих.

Притч 7:3. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.

Притч 7:4. Скажи мудрости: «ты сестра моя!» и разум назови родным твоим,

Притч 7:5. чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои.

Общее введение к последующему увещанию против увлечений соблазнами распутной жены имеет и в содержании и в форме много общего с прежними подобными же вводными замечаниями Премудрого (Притч 1:8:2.1, 6.20; частнее ср. ст. 2 и Притч 4:4; ст. 3 и Притч 3:3). В тексте LXX слав. в начале ст. 2 есть добавление: ύιέ, τίμα τόν Κύριον, καί ὶσχύσεις, πλὴν δέ αύτοῦ μὴ φοβοῦ ἄλλον, «сыне, чти Господа, и укрепишися! кроме же Его не бойся иного». Хотя эти слова и не встречаются в других переводах, и, на первый взгляд, как бы несколько прерывают течение речи, однако, ввиду аналогичных мест книги Притчей (Притч 1:7:3.7), возможно что эти слова были и в еврейском оригинале, бывшем у LXX.

Наставление в ст. 4 — назвать мудрость сестрою, а разум — родным (свойственником) характерно как вообще для семитического образа представления отношений между лицами и предметами (напр., Иов 17:14:30.29); но и особенно для ветхозаветно-библейского учения о премудрости (сн. Прем 8:2; Сир 15:2): мудрость должна стать возлюбленным другом искателя ее, предметом его любви и вожделения. Цель мудрости, — без сомнения, благоустроение всей жизни человека, но здесь (ст. 5) указывается лишь одна из целей и одно из проявлений мудрости: мудрость дает возможность ревнителю ее устоять против обольщений прелюбодейной жены.

Притч 7:6. Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою,

Притч 7:7. и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу,

Притч 7:8. переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее,

Притч 7:9. в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.

Совершенно противоположен правилам мудрости образ действий юноши безумного: он вовсе не держится предписываемых мудростью правил — удалять путь свой от жены прелюбодейной и не приближаться к двери дома ее (Притч 5:8), или — изгонять из сердца всякое похотливое увлечение красивой внешностью блудницы (Притч 6:5); напротив, он намеренно направляется к дому ее (Притч 7:8), видимо исполненный похоти к ней и преступных намерений, удовлетворению которых содействует случай предвиденной, быть может, встречи (ст. 9, по-видимому, указывает на то, что юноша усиленно искал приключений) с женой блудницею, обольстительные приемы которой сейчас изображаются, ст. 10−20.

Притч 7:10. И вот — навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем,

Притч 7:11. шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее:

Притч 7:12. то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы.

Притч 7:13. Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему:

Притч 7:14. «мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои;

Притч 7:15. поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и — нашла тебя;

Притч 7:16. коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими;

Притч 7:17. спальню мою надушила смирною, алоем и корицею;

Притч 7:18. зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью,

Притч 7:19. потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу;

Притч 7:20. кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния».

Если в Притч 5 беспорядочной прелюбодейной любви противопоставлялись блага любви к единой законной жене: если в Притч 6:20−35 преподавались увещания о подавлении главным образом внутренних нечистых сердечных движений, как корня и начала греха нецеломудрия, то здесь, гл. 10−20, дается подробное, конкретное изображение отвне приходящих соблазнов к нарушению седьмой заповеди десятословия, особенно же подробно изображается сама виновница мужских падений — прелюбодейная жена. Чрезвычайно конкретный образ ее смущал и еврейских и христианских толкователей книги Притчей, из которых первые даже склонялись, ввиду этого, к исключению книги Притчей из канона, а некоторые древние христианские толкователи пытались объяснять образ блудницы Притч 7:1 в аллегорическом смысле — безумия, нечестия, в противоположность изображаемой в Притч 8−9 Премудрости Божией. Но хотя и нельзя отрицать возможности этого аллегорического понимания, однако, и непосредственное буквальное понимание рассматриваемого отдела вполне согласимо с боговдохновенностью книги Притчей, ибо цель картины, ст. 10−20 гл. VII — поучительная: Премудрый путем этого конкретного образа желает возбудить в ученике своем отвращение к соблазнам прелюбодеяния и внушить стойкость в целомудрии.

Прелюбодейная жена является на улице в одежде блудницы, с покрывалом (LXX: εῖδος ἔχουσα πορνικόν, Vulg.: omatu meretricio, ст. 10), чтобы не приняли за замужнюю женщину (ср. Быт 38:14 сл.; Толков. Библ. т. I, с. 216). Бесстыдство, коварство лукавство обнаруживаются во всех действиях и жестах жены (ст. 11−13); особенно же в словах ее. Желая придать приглашению своему невинный вид, она поводом к приглашению выставляет (ст. 14) религиозное торжество — принесение у нее мирной жертвы всегда соединявшейся с пиршеством (Лев 7 сл.). Затем, завлекая юношу в свои сети, говорит (ст. 15−18) о роскошной обстановке предстоящего пиршества и плотских удовольствий, а последнее возможное колебание юноши побеждает упоминанием о долговременной отлучке своего мужа из дома (ст. 19−20).

Притч 7:21. Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.

Притч 7:22. Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес — на цепь,] и как олень — на выстрел,

Притч 7:23. доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они — на погибель ее.

Хитрые речи блудницы, хорошо рассчитанные на податливость чувственной природы человека, особенно юноши, увенчиваются успехом; после некоторых колебаний юноша безвольно отдается в руки губительницы и предается животным наслаждениям, губящим и тело и душу.

Притч 7:24. Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих.

Притч 7:25. Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее,

Притч 7:26. потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею:

Притч 7:27. дом ее — пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.

Тем убедительнее являются заключительные увещания избегать соблазна всякого вообще вида прелюбодеяния, конечные результаты которого всегда одни и те же; временная и вечная гибель.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Стих почти дословно повторяет 2:1.
3  [2] — Стих почти дословно повторяет вторую часть 3:3.
5  [3] — Стих почти дословно повторяет 2:16.
10  [4] — Возможно, неверная жена облачилась в «одежды блудницы», чтобы не быть узнанной. Согласно Быт 38:14,15, продажные женщины закрывали лицо покрывалом.
14  [5] — Лишь часть благодарственной жертвы (евр. шеламим) сжигалась на жертвеннике. Из остальных частей жертвенного животного готовили блюда для званого ужина. Поскольку искушающая юношу женщина уже вознесла благодарственную жертву, она приготовила изысканные блюда и приглашает юношу отведать их.
20  [6] — В оригинале здесь внутренняя рифма и аллитерация.
23  [7] — Букв.: пока стрела не поразит его печень, словно птица, что в силки спешит. И не знает он, что заплатит жизнью.
24  [8] — Стих почти дословно повторяет 5:7.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.