Исаия 59 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Разве не спасает ГОСПОДЬ рукой Своей?

Разве слух Его ослаб и не услышит Он?

2

Нет, это грехи ваши встали стеной между вами и Богом,
лицо Свое Он сокрыл от вас из-за пороков ваших
и не внемлет вам.

3

Руки ваши кровью осквернены,
пальцы ваши — пороком,
ложь — на устах ваших,
неправда1 — на языке!

4

Никто к правде не призывает,
никто без обмана не ищет защиты в суде,
опираются на пустые слова, говорят только ложь;
зачинают они преступление, рождают злодеяние.

5

Высиживают яйца змеиные,
сети паучьи ткут;
съест человек такое яйцо — умрет,
а раздавит — змея из него выползет.

6

Но из паутины лжи не соткать одежды,
не укрыться ею как покрывалом.
Порочны все дела их,
руки их насилие вершат.

7

Ноги их к злу устремляются,
спешат они кровь невинную проливать,
помыслы их — порочны,
всюду несут они разруху и гибель.

8

Стези миролюбия неведомы им,
справедливости на путях их не встретишь,
избрали они для себя кривые тропы,
и кто идет по ним, мирно жить не будет.

9

Потому и далека от нас справедливость,
праведность нас не достигает;
жаждем света — а кругом только тьма,
сияния жаждем — а ходим в полном мраке;

10

как слепые, бредем вдоль стены на ощупь,
как безглазые, спотыкаемся
в полдень, будто в потемках;
среди сильных мы — как мертвецы.

11

Стонем, как голуби,
ревем, как медведи,
ждем справедливости, но нет ее,
спасения — как далеко оно от нас!

12

Много у нас пред Тобой преступлений,
обличают нас наши грехи;
остаются с нами преступления наши,
и грехи наши нам известны.

13

Изменили мы ГОСПОДУ, от Него отступились,
от Бога нашего отвернулись,
говорили о насилии и измене,
лживые речи рождало сердце наше.

14

Справедливость отошла от нас,
и праведность встала поодаль;
на площади истина споткнулась,
и честность не может войти к нам

15

так не стало правды у нас.
Кто зла не творит, тому несдобровать.
И увидел ГОСПОДЬ, что нет справедливости,
и огорчился.

16

Увидел Он, что нет защитника,2
и был сокрушен, ибо некому было за нас заступиться.
Тогда Он Сам одержал победу,
и праведность Его была Ему опорой.

17

Облекся Он в праведность, как в броню,
возложил на главу Свою шлем спасения,
облачился в отмщение, как в одежду,
и в ревность облекся, как в плащ.

18

По делам воздаст Он им:
противникам — яростью,
врагам — возмездием,
и побережьям3 воздаст.

19

Трепетать будут пред именем ГОСПОДА на западе
и пред славой Его — на востоке.
Обрушится Он, как горный поток,
что движим дуновением ГОСПОДНИМ.4

20

«И придет Искупитель к жителям Сиона,
к сынам Иакова, что от злодейств отрешились», —
изрек сие Сам ГОСПОДЬ.

21 «И вот Мой с ними Завет, — говорит ГОСПОДЬ, — дух Мой, что на тебе, и слова, которые вложил Я в уста тебе, — всегда будут на твоих устах и на устах потомства твоего, — говорит ГОСПОДЬ, — отныне и навеки!»

Толковая Библия Лопухина

1−21. Мрачная характеристика религиозно-нравственного и общественно-гражданского состояния Израиля, как истинной причины его отвержения Богом.

Ис 59:1. Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать.:

Тесная связь настоящей главы с предыдущей открывается уже из одного того, что она продолжает давать ответ на тот же самый вопрос, какой служил темой и предшествующей главы, именно — почему евреи, которые, по-видимому, так строго исполняют все предписания Моисеева закона, не получают, однако же, оправдания и спасения от Бога? Уж не лежит ли причина этого во Всевышнем, как могли думать некоторые, особенно самонадеянные в высокомнящие о себе из сынов Израиля? Как бы предупреждая самую возможность подобного безрассудного вопроса, пророк, именно, и начинает данную главу с решительного заявления, что «рука Господа не сократилась..., чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело..., чтобы слышать» (1 ст.). Следовательно, причины погибели народа Божия лежат не в Господе, а в самом народе, точнее, в его беззакониях и преступлениях, каковые пророк Исаия подробно и раскрывает дальше.

Ис 59:2. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.

С 2 ст. по 8 включительно идет сильная общая характеристика религиозно-нравственного развращения Израиля, удалившего его от Бога В ней можно видеть как резкое обличение современного пророку израильского общества, так и пророчественное прозрение в такое же, или даже еще худшее состояние позднейшего Израиля, эпохи пришествия Мессии и основания христианства.

Ис 59:3. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду.:

Ис 59:4. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство;:

«Ибо руки ваши осквернены кровью... уста ваши говорят ложь... никто не возвышает голоса за правду... зачинают зло и рождают злодейство.» Как мысль этих стихов, так и еще больше их словесная форма очень близко стоят к первой главе той же книги, чем подтверждается единство автора (ср. Ис 1:15, 21 ст.). Осквернение рук кровью может иметь, конечно, и буквальный смысл, как пролитие крови жертвенных животных (без разумения смысла жертвы) или даже, как принесение человеческих жертв (детей богу Молоху — Ср. Иер 7:31), или символический, в смысле, вообще полного ниспровержения всех нравственных устоев, до готовности на кровопролитие и убийство, включительно, или же наконец — преобразовательный, в качестве предуказания на Того Величайшего Праведника, убиением Которого евреи завершили ряд аналогичных же исторических фактов (Мф 23:35).

Главной причиной такого развращения и упадка сынов Израиля пророк Исаия выставляет уклонение их с истинного пути «теократической правды, или праведности» («путь Божий») на путь «нечестия и лжи» («путь диавола»). Измена идеалу Божественной Правды — это измена самой истины и есть ложь, по существу дела.

«Надеются на пустое». (4 ст.) По-еврейски стоит tohu, т. е. одно из тех выражений, какими в 1 гл. кн. Бытия описывается состояние первозданного хаоса.

Ис 59:5. высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, — умрет, а если раздавит, — выползет ехидна.:

Ис 59:6. Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением; дела их — дела неправедные, и насилие в руках их.

Ту же самую мысль — о неправедно-насильническом характере всей деятельности Израиля — с присоединением еще и новой — о крайней непрочности и непригодности преступных плодов подобной деятельности — пророк Исаия раскрывает в данных стихах путем образов и сравнений, сопоставляя зловредный характер деятельности — со «змеиными яйцами», а качественную негодность и непрочность ее результатов — с легкой «паутиной», готовой разорваться при малейшем же к ней прикосновении.

Ис 59:7. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их.:

Ис 59:8. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира.:

Если раньше пророк говорил о «руках», исполненных крови, но здесь, дня полноты характеристики он говорит и о «ногах», спешащих идти по пути зла и греха. Нельзя при этом не отметить, что пророк Исаия глубоко проникает в причины подобного состояния, справедливо усматривая их в ложном настроении мыслей и умов: «мысли их — мысли нечестивые». (7 ст.). Обращает на себя внимание также и параллелизм всего этого отдела со многими аналогичными местами из книги Псалмов (Пс 5:6−7, 10; Пс 7:15; Пс 9:28; Пс 11:3; Пс 13:1−3; Пс 27:2−5 и др.).

Ис 59:9. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, — озарения, и ходим во мраке.:

Ис 59:10. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми — как мертвые.:

Ис 59:11. Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет его, — спасения, но оно далеко от нас.:

С 8 по 11 дается раскрытие плодов или следствий такого пагубного поведения, которые характеризуются здесь, как удаление правосудия, как утрата света и погружение во тьму (9 ст.), сравниваются с беспомощным состоянием слепого, или даже мертвого среди живых (10) и уподобляются жалкому положению ревущего медведя и стонущего голубя (11 ст.),

Ис 59:12. Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем.:

С 12−15 пророк снова возвращается к наболевшему пункту — о грехах Израиля.

«Ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем». (12 ст). Мысль и даже выражение ее — чисто псаломские (Пс 39:13; Пс 50 и др.).

Ис 59:13. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова.

«Мы изменили и солгали пред Богом и отступили от Бога нашего». Усиление и более ясное раскрытие ранее высказанной мысли о том, что измена Господу — есть отступление от истины и служение лжи (3−4 ст.).

«Зачинали и рождали из сердца лживые слова» (13 ст.). Мысль — очень глубокая. Примыкая к ранее выраженной мысли — о настроении ума, (7 ст.), он говорит о направлении сердца, т. е. области чувства, а в зависимости от него и воли, т. е. самой деятельности человека (Мф 15:19).

Ис 59:14. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти.:

Ис 59:15. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда.:

«И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти.» Прекрасное, образное выражение все той же мысли — об утрате правосудия, и истины, и даже элементарной честности.

Со второй половины 15 ст. по конец 19-го ст. содержится изложение грозного Суда Божия на всех его врагов, попирающих суд и правду, причем, по ассоциации сходства, мысль пророка переходит также и к врагам Израиля, которому Господь обещает воздвигнуть особого «заступника», т. е. Мессию.

Ис 59:16. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его.:

«И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника».

Сам Израиль, как видно из предшествующего повествования, был кругом виноват и не мог спасти себя от праведного Суда Божия. Естественно было поискать ему какого-либо праведного человека, который бы явился заступником и ходатаем за виновный народ, наподобие того, как некогда Авраам молил Бога о спасении жителей Содома и Гоморры, при условии, если там найдется только десять праведников (Быт 18:32). Но если в этих погибших городах не нашлось тогда десяти праведников, то теперь среди народа еврейского не найдется даже и одного такого праведника, который бы мог отвести праведный гнев Божий на народ, ибо, как говорит псалмопевец, «все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающих добро, нет ни одного» (Пс 13:3).

«И помогла Ему мышца Его и правда Его поддержала Его.» Отсутствие защитника Израиля пред Богом среди людей ведет мысль пророка к Тому великому Ходатаю, которого воздвигнет Сам Бог, т. е. к Мессии. Такой взгляд на подразумеваемого здесь Ходатая вполне согласуется и с другими, несомненно мессианскими местами того же пророка (Ис 40:10; Ис 43:5; Ис 63 и др.).

Ис 59:17. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом.:

Ис 59:18. По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим — яростью, врагам Своим — местью, островам воздаст должное.:

Ис 59:19. И убоятся имени Господа на западе и славы Его — на восходе солнца. Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его.:

С 17−19 в ярком образе воинственной схватки Ходатая Израиля со всеми его врагами рисуется будущее торжество Всевышнего над всеми противниками, как из среды самих евреев («противники» и «враги» — 18 ст.), так и из среды язычников («острова» 18 ст.).

Любопытно здесь самое сопоставление обыкновенных воинских доспехов (брони и шлема) с орудиями, или средствами нравственной борьбы (правда, спасение), что повторяется потом и у Апостола Павла (Еф 6:17; 1 Сол.5:8).

Ис 59:20. И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь.:

Предшествующая мессианская, наполовину прикровенная, речь пророка переходит здесь в ясное и прямое предсказание о Мессии и Новом Завете.

«И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь.» Апостол Павел в своем известном нарочитом рассуждении о судьбе Израиля цитирует это место в доказательство будущего обращения всех евреев, перед временем второго пришествия Господа на землю (Рим 11:26). Но, разумеется, ничто не мешает нам частичное исполнение данного пророчества относить и ко времени первого пришествия Иисуса Христа, когда многие из иудеев также обратились к Господу и уверовали в Мессию.

Ис 59:21. И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века.:

«И вот, завет Мой с ними... Дух Мой, Который на тебе... не отступит от уст твоих и уст потомства твоего... отныне и до века». Хотя некоторые из толкователей, во главе даже с блаженный Иеронимом, и склонны относить эти слова только к личности самого пророка Исаии, как верного «слуги Господа» и «стража дома Израилева», но общая мысль повествования и ближайший контекст речи («завет... с ними») заставляют видеть здесь указание на весь новозаветный Сион, или верный Израиль. В этом же убеждает нас и Божественное обещание не отнимать у этого народа того пророческого дара («Дух Мой, который на тебе»), который был главной отличительной чертой всего миссионерского служения ветхозаветного Израиля и который продолжал некоторое время действовать и в новозаветной церкви, в лице особых «апостолов и пророков» (Еф 4:11). Об этом миссионерском призвании лучших сынов Израиля пророк Исаия, как известно, не раз говорил и раньше (Ис 42:1−4; Ис 44:26; Ис 55:3 и др.).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: порок / беззаконие / зло.
16  [2] — Букв.: никого.
18  [3] — Или: островам.
19  [4] — Или: нагрянет враг, как поток, — дунет Господь и сметет его!
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.