Иеремия 18 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Слово, что было Иеремии от ГОСПОДА:
2 «Иди сейчас в мастерскую гончара,1 и там Я сообщу тебе Свою весть».
3 Я пошел в мастерскую к гончару и увидел: он работает на гончарном круге.
4 И когда один глиняный сосуд, который он делал, не вышел у него, он сделал другой, по своему вкусу.
5 И было мне слово ГОСПОДА.
6 «Разве Я не могу поступить с тобой, народ Израилев, как этот гончар? — сказал ГОСПОДЬ. — Ведь ты, народ Израилев, в Моей руке — словно глина в руке гончара.
7 Если скажу Я однажды о каком-либо народе или царстве, что его надлежит искоренить, разгромить и уничтожить,
8 но народ, о котором Я предвозвестил это, отвратится от своих злодеяний, то и Я пожалею его и не наведу задуманного бедствия.
9 А если в другой раз Я скажу о том или ином народе или царстве, что надлежит его устроить и утвердить,
10 а они будут делать зло перед очами Моими и не послушаются голоса Моего, то и Я пожалею, что собирался явить им доброе.
11 Поэтому скажи теперь обитателям Иудеи и жителям Иерусалима: „Так говорит ГОСПОДЬ: „Вот Я готовлю2 роду вашему бедствия и замысел Свой против вас уже составляю. Да отвратится каждый из вас от злого пути своего, исправьте жизнь свою, творите добрые дела““».3
12 Но они сказали в ответ: «Напрасно всё это, ибо мы поступаем по своему разумению, и каждый из нас действует по упрямству злого сердца своего».
13

Поэтому так говорит ГОСПОДЬ:
«Спросите у народов — кто слышал о подобном?
Ужасное творит дева Израилева.

14

Сойдет ли снег
с горных отрогов4 Ливана?
Иссякнут ли холодные воды,
текущие с дальних гор?

15

А народ Мой забыл Меня,
кадит никчемным идолам.
Сбился с пути своего,
от древней стези отступил,
следуя дорогами неровными,
тропами извилистыми.

16

И сделал он страну свою
неким ужасом для других племен,
вечным посмешищем.5
Всякий идущий мимо изумится,
покачает насмешливо головой.

17

Подобно восточному ветру,
развею Я их пред врагами.
Спиной повернусь к ним, а не лицом
в день их бедствия».

18 Сказали враги мои друг другу: «Вступим в заговор против Иеремии, ведь мы знаем, что есть и другие священники, чтобы учить нас Закону, мудрецы, чтобы давать нам советы, и пророки, чтобы пророчествовать. Пойдем, оговорим его6 и не будем более прислушиваться к обличениям7 его».
19

Внемли мне, ГОСПОДИ,
послушай, что говорят враги мои.

20

Разве воздают злом за добро?
А ведь они вырыли мне яму,
убить меня хотят.
Вспомни, как я стоял пред Тобой,
чтобы доброе слово замолвить о них,
чтобы отвратить от них гнев Твой.

21

Так предай детей их голоду,
под меч их пусти,
пусть жены их станут вдовами,
детей лишатся,
пусть мужья их погибнут,
а юноши падут от меча в сражении.

22

Пусть доносится плач из их домов,
когда Ты внезапно
обрушишь на них полчища врагов,
ведь они вырыли яму, чтобы поймать меня,
и тайно сети расставили для ног моих.

23

Ты, ГОСПОДИ,
знаешь об их замыслах убить меня.
Не прощай им более преступлений
и грех их не стирай из книги,
что пишется пред Тобой.
Воздай им в день гнева Твоего
и да будут они Тобой низвержены.8

Толковая Библия Лопухина

1−12. Горшечник и глина. 13−17. Неверность иудеев Иегове. 18−23. Их замыслы против пророка.

Иер 18:1−12. Иегова, как Верховный Владыка, совершенно вправе и давать обетования и отменять их, подобно тому как горшечник может распоряжаться глиною, находящеюся у него в руках, как ему угодно. Изменяется состояние того или другого народа — изменяется и отношение к этому народу со стороны Иеговы. Но это увещание, переданное пророком народу, встретило со стороны народа полное противодействие.

Иер 18:1. Слово, которое было к Иеремии от Господа:

Иер 18:2. встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои.

«Сойди». Горшечники жили внизу, под городом, где они могли добывать себе глину — может быть, около долины Гинном.

Иер 18:3. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале.

Кружало — гончарный станок, состоящий из двух кругов и приводившийся в движение ногою (у древних египтян — левою рукою). Горшечник правою рукою округлял внешнюю сторону сосуда, а левою постепенно расширял внутренность его.

Иер 18:6. не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев.

Образ Бога как горшечника нередко встречается и у других св. писателей (Иов 10:9; 33:6; Ис 29:16; 45:9; Прем 15:7; Сир 36:13; Рим 9:21).

Иер 18:13−17. Неверность Израиля Иегове, — своему Благодетелю, — дело в высшей степени неестественное и очень печальное для Израиля по своим последствиям, так как Господь отвратит от него лицо Свое и оставит иудеев на произвол их врагов.

Иер 18:14. Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? и иссякают ли из других мест текущие холодные воды?

Снег на самых высоких скалах Ливана никогда, даже и в знойное лето, не тает. — «Из других мест текущие... воды». Это воды, текущие из окрестностей Ливана, из Сирии, — следовательно, чужие для Палестины. Ливан питает их своим снегом и они постоянно текут с его вершин. Пророк, очевидно, противопоставляет эти чужие, иностранные воды водам ханаанским, т. е. народу израильскому, который похож на поток ханаанский, летом засыхающий.

Иер 18:17. Как восточным ветром развею их пред лицем врага; спиною, а не лицем обращусь к ним в день бедствия их.

Восточный ветер в Палестине отличается особенною силою и иссушающей знойностью (Пс 47:8; Иов 27:21; Иер 13:24).

Иер 18:18−23. Ввиду замыслов врагов своих против него пророк просит Бога наказать их по всей справедливости. Эти враги — священники, мудрецы и пророки, считавшие себя законными и способными руководителями избранного народа.

Иер 18:18. А они сказали: «придите, составим замысел против Иеремии; ибо не исчез же закон у священника и совет у мудрого, и слово у пророка; придите, сразим его языком и не будем внимать словам его».

Священники являлись в народе хранителями закона Моисеева, мудрецы — советниками правителей и руководителями народа, пророки — передавали божественные откровения. — «Сразим языком», т. е. выставим против Иеремии серьезное обвинение (ср. ст. 23 и Иер 19:2, 7, 11 и cл.).

Иер 18:20. Должно ли воздавать злом за добро? а они роют яму душе моей. Вспомни, что я стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе, чтобы отвратить от них гнев Твой.

Ср. Пс 34:1−2.

Особые замечания. Приточная речь пророка содержащаяся в этой главе, сказана была, всего вероятнее, в царствование Иоакима. Это доказывается ее сходством с речью XIХ-й главы, которая, по всем данным, произнесена именно в царствование названного царя.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: дом гончара; то же в ст. 3, 6.
11  [2] — Или ближе к букв.: леплю (словно гончар).
11  [3] — Букв.: сделайте добрыми пути ваши и дела ваши.
14  [4] — Так по друг. чтению; букв.: со скалы поля.
16  [5] — Букв.: шипением — возможно, звук издевки.
18  [6] — Букв.: сразим его языком.
18  [7] — Букв.: словам.
23  [8] — Букв.: низвержены пред Тобой.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.