а из очей струились слезы,
то оплакивал бы я днем и ночью
всех убитых бедного народа моего.
Будь у меня прибежище в пустыне,
я бы оставил свой народ,
я бы ушел от них!
Все они прелюбодеи,
сборище предателей.
«Лживый язык их, —
говорит ГОСПОДЬ, —
что лук натянутый,1
не правда, а ложь господствует на земле.2
Одно за другим злодеяния совершают,
и Меня они не знают».
«Пусть каждый остерегается ближнего своего
и не доверяет никому из братьев своих,
ибо всюду3 брат предает брата
и ближний клевещет на ближнего.
Каждый ближнему своему лжет,
никто не говорит правды.
Они приучили язык свой лгать,
грешат до изнеможения.
Угнетение на угнетении, обман на обмане!
Они отказываются знать Меня»,4 —
говорит ГОСПОДЬ.
Потому так говорит ГОСПОДЬ Воинств:
«Я переплавлю их и испытаю.
Как иначе поступить Мне с народом Своим?
Язык их — стрела смертоносная,
слово в устах коварства исполнено.
Каждый твердит своему ближнему о мире,
а сам устраивает ему засаду.
Могу ли Я не взыскать с них за это? —
вопрошает ГОСПОДЬ. —
И народу такому, как этот,
могу ли Я не воздать по заслугам?
Горы Я буду оплакивать, причитая,
о пастбищах степных песнь скорбную петь,
ибо всё разорено5 —
не ходит там никто,
и блеянья стад не услышишь.
Разлетелись небесные птицы,
разбежались все звери.
Превращу Я Иерусалим в развалины,
станет он логовом шакалов,
а города Иудеи — пустыней безлюдной».
Так говорит ГОСПОДЬ Воинств:
«Задумайтесь, пора уже плакальщиц звать,
чтобы они пришли!
Пошлите за искусными в плаче,
чтобы они пришли.
Пусть они поторопятся,
пусть начнут свою скорбную песнь,
чтобы слезы бежали с ресниц,
чтобы выплакать нам очи свои.
Громкий плач слышен на Сионе:
„Мы разорены и покрыты позором
оттого, что покинули землю свою
и враг6 разрушил наши жилища!“»
Каждая из вас7 да услышит слово ГОСПОДНЕ!
Внимайте словам из Его уст.
Научите дочерей своих плачу
и друг друга — скорбным песням,
ибо смерть стучится в наши окна,
врывается в наши дома,
не щадит ни детей на улицах,
ни юношей на площадях.
Это слово ГОСПОДНЕ:
«Тела мертвых разбросаны будут,
как навоз на поле,
как снопы за жнецом,
и некому будет их собрать».
1−9. Грехи Иудеев и предстоящее им наказание. 10−22. Пророк оплакивает судьбу своего народа. 23−26. Прибавление.
Иер 9:1−9. Пророк так измучен неуспешностью своих увещаний, что хотел бы подобно Илии уйти в пустыню. Его единоплеменники — прелюбодеи и в прямом и в переносном смысле этого слова. Отвергшись от Бога, они разрывают естественные узы братской любви, изменяют своим друзьям.
Иер 9:1. О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего.
Этот стих в евр. Библии отнесен к предшествующей главе. — У пророка не хватает слез для оплакивания бедственной судьбы Иудейского царства.
Иер 9:2. О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных.
«Пристанище путников» — это так называемый хан — палатка или шалаш в пустыне, где на ночлег останавливаются путешественники и где нет ничего, кроме крова, — никаких необходимых для прожития запасов. Пророк, однако и сюда бы охотно удалился, чтобы только не видать своих соотечественников.
Иер 9:5. Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости.
«Приучили язык свой». Искусство лгать требует большей сноровки, чем желание говорить одну только правду.
Иер 9:7. Посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я расплавлю и испытаю их; ибо как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего?
Речь, идет о грозном суде, какому подвергнет Иегова Свой народ.
Иер 9:10−22. Пророк сетует о своей стране, которую он видит уже опустошенною, но объясняет эту судьбу иудеев их ожесточенностью, с какою они отвергали закон Иеговы. Потребуется особые плакальщицы, чтобы оплакать великие бедствия, которые обрушатся на Иудею, а потом и весь народ заплачет от горя, — от потери близких.
Иер 9:21. Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей.
Иер 9:22. Скажи: так говорит Господь: и будут повержены трупы людей, как навоз на поле и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их.
Стихи представляют собою небольшое, мастерски составленное, стихотворение, в котором, по-видимому, пророк говорит о чуме, которая является страшным бичом для осажденных городов. Чума не щадит даже детей; и об их погибели Иеремия говорит раньше всего, показывая свое особое сожаление к этим невинным жертвам преступности их родителей.
Иер 9:23. Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим.
Иер 9:24. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.
На суде Божием не помогут людям ни вся их мудрость, ни сила, ни богатство. Поэтому не в этих преимуществах нужно искать для себя опоры, а в познании Господа. Кто не хочет творить волю Божию, для того не принесет пользы и обрезание.
Иер 9:25. Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных:
«Обрезанных и необрезанных» — правильнее: обрезанных, но (в тоже время можно сказать) — необрезанных. Пророк предрекает гнев Божий тем, которые телесно обрезаны, но в то же время ведут нечистую жизнь, для которых поэтому внешнее обрезание не составляет действительного знамения общения с Богом и потому не может их гарантировать от суда Божия, угрожающего грешникам.
Иер 9:26. Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем.
Египтяне издревле совершали обряд обрезания. Точно также и родственные евреям едомитяне, аммонитяне и моавитяне имели у себя в эпоху Иеремии обряд обрезания. Впрочем впоследствии у едомитян, этот обряд вышел из употребления и только Иоанн Гиркан принудил их восстановить его. — «Стригущие волосы на висках» — это арабы, совершавшие этот обряд с целью угождения богам своим. — «Эти народы необрезанны», т. е. с вашей точки зрения, их обрезание не имеет никакого значения и не делает их участниками теократической жизни. Точно также и иудеи не могут надеяться на свое обрезание, потому что у них не обрезано сердце, т. е. они далеки сердцем от Бога.
Особые замечания к VII-IX гл. Храмовая речь, заключающаяся в VI-IX гл., очевидно, представляет собою в обстоятельном изложении ту речь, какая кратко изложена в Иер 26:4 и сл., и значит, за нее пророк претерпел те взыскания, о каких говорится в Иер 26 гл. Вся эта речь проникнута живым пророческим одушевлением и несомненно представляет подлинное произведение Иеремии. Только Иер 9:23−26 ст., тоже, конечно, принадлежащие Иеремии, не находятся в связи с речью и им собственно следовало бы стоять отдельно. Некоторые толкователи (напр. Оrelli) полагают также, что Иер 7:16−20:27, в которых содержится откровение, направленное лично к Иеремии и Иер 8:18 и сл. Иер 9:2 и сл., где пророк изливает свои чувства, представляет собою вставки, сделанные пророком в храмовую речь тогда, когда он диктовал ее переписчику. Но нет, собственно в этих отрывках ничего такого, что не могло бы быть передано и в слух всего народа во храме.