Вспомни, ГОСПОДИ, какая участь постигла нас,
взгляни с небес и увидишь поругание наше.
Земля и всё добро наше достались чужим,
а дома наши — иноземцам.
Отцов мы лишились, сиротами стали,
а матери наши — вдовами.
За воду из своих источников платим серебром
и свои же дрова покупаем за деньги.
Враги наши погоняют нас нещадно,1
мы изнурены и нет нам продыха.2
К Египту взывали о помощи3
и к Ассирии, чтобы есть досыта.4
За грехи отцов своих,
которых уже нет в живых,
мы несем наказание.
Рабы наши теперь правят нами,
и некому нас избавить от их рук.
Хлеб добываем мы себе в пустыне,
рискуя погибнуть от меча.5
Кожа наша иссохла, черна, как очаг,
изнемогаем от голода.
Бесчестят женщин наших на Сионе,
и девиц — в городах Иудеи.
Своими руками повесили враги князей наших
и к старцам почтения не проявили.
Юноши носят жернова,
отроки таскают дрова, пока не падают.
Старики уже не сидят у ворот,
и юноши песен не поют.
Сердца наши разучились радоваться,
а пляски сменились стенаниями.
Упал с головы нашей венец.
Горе нам, что мы согрешили!
Оттого и ноет сердце наше,
оттого и взор наш померк.
Опустела ныне гора Сион,
и только лисицы6 рыщут по ней.
Ты, ГОСПОДИ, царствуешь вовеки;
престол Твой неколебим
из поколения в поколение.
Отчего Ты совсем нас забыл,
покинул так надолго?
Верни нас к Себе, ГОСПОДИ, и мы вернемся,
даруй нам вновь прежние дни радости!
Неужели Ты отверг нас совсем,
прогневался на нас безмерно?
1−10. Молитва пророка Иеремии, в которой он сначала изображает бедственное состояние Сиона, 19−22. а потом просит у Бога помилования многострадальному иудейскому народу.
(Плч.5:1−18.) Положение Иудеи крайне печально. Иноплеменники завладели землею иудейскою и народ иудейский стал похож на сирот. Ему приходится обращаться за куском хлеба или к египтянам или к ассирийцам. За грехи отцов своих иудеи должны терпеть всякие мучения и унижения, и нет на Сионе уже никаких признаков жизни.
Плч.5:4. Воду свою пьем за серебро, дрова наши достаются нам за деньги.
Нашу собственную воду, из нам принадлежащих рек и водоемов, мы должны оплачивать известной пошлиной, вносимой в кассу наших победителей. Точно также и дров порубить мы не смеем, не внесши известной пошлины.
Плч.5:6. Протягиваем руку к Египтянам, к Ассириянам, чтобы насытиться хлебом.
Нам остается спасаться от голодной смерти или у египтян, которые были не прочь приютить иудеев, или же идти в плен к Ассуру, т. е. в Вавилон, если бы даже наши победители и оставили нас в Палестине. Здесь, в нашей стране, нам грозит голодная смерть.
Плч.5:8. Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их.
«Рабы», т. е. халдеи, которые бы нам должны служить, как рабы (ср. Пс 71:11).
Плч.5:9. С опасностью жизни от меча, в пустыне достаем хлеб себе.
Правильнее перевести: «с опасностью для жизни мы достаем себе хлеб, полные ужаса пред мечом и пред чумою».
Плч.5:13. Юношей берут к жерновам, и отроки падают под ношами дров.
Жерновами были тяжелые камни, с которыми было очень трудно управляться юношам.
(Плч.5:19−22.) Пророк недоумевает по поводу того, что Господь оставил Свой народ, и молит Бога снова обратить к Себе сердца иудеев.
Плч.5:19. Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой — в род и род.
Указывая на неизменяемость Иеговы, пророк, очевидно, хочет сказать, что и милость Господня к Израилю должна быть неизменяемою.
Плч.5:21. Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле.
Человек только тогда обращается всем сердцем к Богу, когда Бог будет призывать его к этому. Ср. Иер 30:21.