Библия » Сравнение переводов

Числа 13 глава

Числа, Пятикнижие Моисея

« 12 Чис 13 BTI LBC 14 »

Под редакцией Кулаковых

1 Господь сказал Моисею:
2 «Отправь людей, чтобы осмотрели они землю Ханаан, которую даю Я сынам Израилевым. По одному человеку вы должны отправить от каждого из двенадцати колен, по одному из их вождей».
3 И отправил Моисей, по велению Господа, из пустыни Паран глав сынов Израилевых.
4 И вот их имена: от колена Рувима – Шамму́а, сын Закку́ра;
5 от колена Симеона – Шафа́т, сын Хори́;
6 от колена Иуды – Хале́в, сын Ефуннэ́;
7 от колена Иссахара – Ига́ль, сын Иосифа;
8 от колена Ефрема – Оси́я, сын Навин;
9 от колена Вениамина – Палти́, сын Рафу́;
10 от колена Завулона – Гаддиэ́ль, сын Соди́;
11 от колена Иосифа, то есть от колена Манассии, – Гадди́, сын Суси́;
12 от колена Дана – Аммиэ́ль, сын Гемалли́;
13 от колена Асира – Сету́р, сын Михаэ́ля;
14 от колена Неффалима – Нахби́, сын Вофси́;
15 от колена Гада – Геуэ́ль, сын Махи́.
16 Таковы имена тех людей, которых отправил Моисей осмотреть землю. (А Оси́ю, сына Нави́на, Моисей переименовал в Иисуса )
17 Моисей поручил им осмотреть землю Ханаан и при этом сказал им: «Пройдя через Негев, поднимитесь в горы
18 и осмотрите землю – какова она, и народ, живущий на ней, – силен он, слаб ли, малочислен или многочислен.
19 Какова вообще земля, в которой он обитает, – хороша или плоха? Каковы города, в которых он живет, – обнесены ли они крепостными стенами или нет?
20 Какова там почва – плодородна она или нет, растут ли там деревья? Будьте мужественны и принесите плодов той земли». (А это было время созревания первых плодов винограда.)
21 Они вышли и осмотрели землю от пустыни Цин и до самого Рехова, что по дороге в Амат;
22 пройдя возле Негева, они дошли до Хеврона, где в то время жили Ахиман, Шешай и Талмай – потомки Анака. (Хеврон же был построен на семь лет раньше Цо́ана Египетского.)
23 А когда дошли они до долины Эшкол, срезали там ветвь с одной кистью винограда, которую пришлось нести на шесте, вдвоем; они также взяли гранатовых плодов и смокв.
24 (То место стало называться долиной Эшкол, что значит виноградная гроздь, из–за той кисти, которую сыны Израилевы срезали там.)
25 По прошествии сорока дней, осмотрев землю, они возвратились
26 и, явившись к Моисею, Аарону и всей общине сынов Израилевых в Кадеш, что в пустыне Паран, рассказали им и всем собравшимся об увиденном и показали плоды земли.
27 Обращаясь к Моисею, они сказали: «Мы были в земле, в которую ты посылал нас. И точно – она источает молоко и мед. А вот это плоды, там растущие.
28 Но, увы! Люди, живущие на этой земле, сильные и страшные! И города их огромные и хорошо укрепленные. Что еще хуже – мы увидели там потомков Анака.
29 Амалек живет в Негеве; хетты, евусеи, амореи обитают в горах, а ханаанеи – у моря и возле Иордана».
30 Халев, вмешавшись, призвал людей, окружавших Моисея, помолчать, а затем сказал: «Пойдем же и овладеем этой землею – прямо сейчас. Мы сможем это сделать».
31 Но те, кто ходил с ним, возразили: «Нет, не нам идти против этого народа – он сильнее нас».
32 И стали отговаривать сынов Израилевых, говоря худое о земле, которую они осмотрели: «Земля, через которую мы прошли, осматривая ее, – это земля, которая пожрет всякого, кто отважится жить на ней. Все, кого мы видели там, – люди высокорослые.
33 Стоило нам только взглянуть там на исполинов, сыновей Анака из племени исполинов, как мы сами себе показались саранчой. Да и они, должно быть, так смотрели на нас».

Толковая Библия Лопухина

Соглядатаи Ханаанской земли.

Чис.13:4. И послал их Моисей из пустыни Фаран, по повелению Господню, и все они мужи главные у сынов Израилевых.

«Мужи главные», т. е. представители важнейших и почетнейших родов.

Чис.13:17. Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом.

С переменой имени И. Навин вступает в обязанности высшие, чем слуга при Моисее (Исх 24.13), становясь его ближайшим помощником.

Ошеа, Гошва или Осия означает «освобождение», «спасение». К этому термину Моисей присоединяет имя Иеговы, Иаг, предуказывая в Навине Божие орудие для спасения Израиля. В кн. Неем 6.17 имя Иагошеа произносится как Иешуа. Наше чтение «Иисус» взято из греческого перевода LXX.

По разуму свв. оо. и учит. Церкви, преемник Моисея, введший Израиль в землю обетования, был прообразом Иисуса Христа, отверзшего верующим в Него врата Царства Небесного (св. Иустин Философ, Разговор с Трифоном Иудеем, гл.: 34, 70, 76, 86, 100, 113; св. Кир. Иер., Сл. Огл. X; блаж. Федор.: Толк. на кн. Чис, вопр. 25; Толк. на кн. Втор, вопр. 43; Толк. на кн. Нав., вопр. 1, 3, 4, 16).

Чис.13:18. И послал их Моисей [из пустыни Фаран] высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору,

«В эту южную страну» Ханаана, Негеб.

Чис.13:22. Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа;

«От пустыни Син». Не следует смешивать пустыню Син (Цин), о которой говорится в данном стихе, с пустыней Син на западном побережье Синайского полуострова (Исх 16). Пустыня Цин составляет северо-восточную часть пустыни Фаран. О пустыне Фаран см. пр. к Чис.10:12

Рехов (Нав 19.28; Суд. 1:31) – местность в пределах колена Асира, невдалеке от Сидона. Емаф – равнина и горный проход между отрогами Ливана и Антиливана, южнее города Емафа, расположенного в Келе-Сирии, на р. Оронте.

Чис.13:23. и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского;

Енак, сын князя Арбы, основатель местечка Кириаф-Арбы (Хеврон) (Нав 15.13:14). «Сыны Енаковы» отличались своим ростом и силой.

Замечание: «Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, города египетского», – очень понятно в устах людей, только что освободившихся от ига египтян и еще полных воспоминаниями о покинутой ими стране. Сравнение с древним ханаанским городом не Мемфиса, а Цоана, наводит на ту мысль, что столицей фараонов эпохи исхода был именно этот последний город.

По мнению Кнобеля, упоминание Цоана наряду с Хевроном, после имен Енака и его детей, заставляет предполагать, что тот и другой город основаны представителями одного и того же рода Цоан построен гиксами; быть может, гиксами же (к племени которых принадлежал и Енак) построен был и Хеврон (Властов, Свящ. Летоп.).

Чис.13:24. и пришли к долине Есхол, [и осмотрели ее,] и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв;

Долина Есхол названа так, по всей вероятности, по имени своего древнего владельца, союзника Авраамова Ешкола (Быт 14.13:14). Ван-де-Вельце говорит, что он видел источник в расстоянии мили от Хеврона, называвшийся «Аин-Ескали», – «родник Ешкола» (греко-славянск. текст понимает «Ескол» как нарицательное: долина гроздов, LXX: Φάραγξ βοτρύος, слав.: дебрь гроздная).

Чис.13:27. И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли;

Кадес – местность вблизи южных границ Ханаана. По мнению очень многих комментаторов, ее можно искать в долине Араба, отождествляя с нынешним Аин-ель-Вейбе. В списке израильских станов (Чис 33) после Асирофа следует стан Рифма. Полагают, что Кадес прежде назывался Рифмой и получил имя Кадеса (кадеш – святой) впоследствии, в силу того обстоятельства, что здесь долго стоял ковчег завета, и здесь же состоялось грозное решение правды Божией в отношении непокорного народа.

Чис.13:33. И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;

«Земля, поедающая живущих на ней», т. е. земля, в которой происходят постоянные войны, гибельные для населения.

Постоянные войны в пределах Ханаана могут быть объяснены как его географическим, так и этнографически-политическим положением. В географическом отношении Ханаан представлял собою мост, соединявший главнейшие территории древнего мира. В этнографически-политическом отношении Ханаан, или царство Хеттейское, представлял сеть мелких самостоятельных княжеств, часто враждебных между собою.


« 12 Чис 13 BTI LBC 14 »

2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.