Числа 15 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ велел Моисею
2 передать сынам Израилевым: «Когда придете вы в землю, которую Я дам вам, чтобы вы поселились в ней,
3 и будете приносить дары ГОСПОДУ — полностью на огне сжигаемые жертвоприношения или другие жертвы, по обету совершаемые или из особого рвения и в дни установленных праздников для благоухания, приятного ГОСПОДУ, из крупного рогатого скота или мелкого —
4 приносящий ГОСПОДУ дар свой должен принести и хлебный дар: десятую часть эфы лучшей пшеничной муки, политой четвертью гина1 оливкового масла,
5 и в возлияние четверть гина вина на каждого ягненка, приносимого во всесожжение или в жертву иного рода.
6 Если же принесете барана в жертву, то для хлебного дара понадобится две десятых эфы лучшей пшеничной муки, политой третью гина оливкового масла;
7 в возлияние при этом надо принести треть гина вина для благоухания, приятного ГОСПОДУ.
8 Когда приносите в жертву ГОСПОДУ молодого быка, во всесожжение, или как жертву во исполнение обета, или как благодарственную жертву,
9 тут же принесите и хлебный дар: три десятых эфы лучшей пшеничной муки, политой половиной гина оливкового масла;
10 а в возлияние надо принести половину гина вина; и всё это будет как ваш дар, как благоухание, приятное для ГОСПОДА.
11 Так следует делать всегда, когда приносите ГОСПОДУ молодого быка, барана, ягненка или козла.
12 Каким бы ни было число приносимых жертв, при каждом таком заклании приносите и дары хлебные.
13 Каждый исконный израильтянин должен это делать, когда будет приносить дар для благоухания, приятного ГОСПОДУ.
14 А если живет среди вас переселенец или в будущем кто-либо поселится среди потомков ваших и захочет он принести дар как благоухание, приятное ГОСПОДУ, то и он должен делать всё так, как и вы.
15 Для всего народа вашего2 да будет у вас одно установление и для вас, и для переселенцев, живущих среди вас, установление непреложное для всех поколений ваших. При жертвоприношениях между вами и переселенцами нет различия перед ГОСПОДОМ.
16 Один закон и одни права3 для всех: и для вас, и для переселенцев, живущих среди вас».
17 И еще велел ГОСПОДЬ Моисею
18 передать сынам Израилевым: «Когда войдете вы в ту землю, в которую Я веду вас,
19 и будете есть хлеб той земли, принесите часть от него в возносимый дар ГОСПОДУ.
20 Из первого же замеса теста вы должны принести лепешку как возносимый дар; принести ее следует так же, как вы это делаете с возносимым даром с гумна при обмолоте зерна.
21 Во всех грядущих поколениях ваших совершайте сие приношение ГОСПОДУ ежегодно из своего первого помола муки.
22 Но если вы с пути собьетесь и не исполните все заповеди, о которых говорил ГОСПОДЬ Моисею,
23 всего, что заповедал ГОСПОДЬ через Моисея начиная с того дня, когда ГОСПОДЬ дал вам заповеди на Синае, и после того, сделав их обязательными для всех поколений ваших,
24 тогда за это по ошибке сделанное упущение, не замеченное общиной, она, осознав, должна будет всё приготовить, чтобы принести в жертву всесожжения молодого быка в благоухание, приятное ГОСПОДУ, вместе с предписанным хлебным даром и возлиянием и козла в жертву за грех.
25 И священник совершит для них то служение, которое приведет всю общину сынов Израилевых к единению с Богом, и они обретут прощение, ибо это было сделано по ошибке и за свое упущение они принесли дар ГОСПОДУ, принесли пред Ним жертву за грех.
26 Обретут прощение и вся община сынов Израилевых, и переселенцы, которые живут среди вас, ибо неумышленно согрешил весь народ.
27 Если же какой-то человек согрешит неумышленно, он должен будет принести годовалую козу в жертву за грех.
28 Священник совершит перед ГОСПОДОМ служение, дабы восстановить единение с Ним человека, который допустил ошибку и неумышленно согрешил, и тот обретет прощение.
29 Один закон пусть будет и для исконного израильтянина, и для переселенца, живущего среди вас, если совершат они неумышленный грех.
30 Но если кто вызывающе грешит,4 будь то исконный житель или переселенец, он тем самым бросает вызов ГОСПОДУ. Такой человек должен быть исторгнут: не место ему среди народа.
31 Ведь он презрел слово ГОСПОДА и нарушил заповедь Его; посему должен быть навсегда исторгнут такой человек, и вина его — на нем».
32 В то время когда сыны Израилевы еще были в пустыне, замечен там был один человек, собиравший дрова в день субботний.
33 Заставшие нарушителя заповеди5 за этим занятием привели его к Моисею, Аарону и к собранию всему.
34 Его взяли под стражу, пока не станет ясно, что с ним делать.
35 Тогда ГОСПОДЬ сказал Моисею: «Этот человек должен быть предан смерти. Пусть народ побьет его камнями за станом».
36 И вывели его за стан, где и был он побит камнями насмерть, как и велел ГОСПОДЬ Моисею.
37 ГОСПОДЬ повелел Моисею
38 сказать сынам Израилевым: «Вы должны пришить кисти6 к четырем углам облачений ваших, и делать так следует из поколения в поколение. В кисти эти вплетите нити из голубой пряжи.
39 Взглянув на такую кисть, вы будете вспоминать все заповеди ГОСПОДА, чтобы соблюдать их и не предаваться распутству по влечению глаз своих и сердца своего.
40 Сей знак будет побуждать вас помнить и исполнять все заповеди Мои, посвящая себя Богу своему.
41 Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш, Который вывел вас из Египта, чтобы быть вашим Богом. Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш».

Толковая Библия Лопухина

О количестве хлебных приношений и возлияний при жертвах. — Начатки от теста. — Грехи слабости, по недосмотру и ошибке. — Грехи по злому умыслу. Казнь нарушителя субботы. — Кисти на одеждах израильтян.

Чис 15:1. И сказал Господь Моисею, говоря:

Чис 15:2. объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдете в землю вашего жительства, которую Я даю вам,

Чис 15:3. и будете приносить жертву Господу, всесожжение, или жертву заколаемую, от волов и овец, во исполнение обета, или по усердию, или в праздники ваши, дабы сделать приятное благоухание Господу, -

Чис 15:4. тогда приносящий жертву свою Господу должен принести в приношение от хлеба десятую часть [ефы] пшеничной муки, смешанной с четвертою частью гина елея;

Чис 15:5. и вина для возлияния приноси четвертую часть гина при всесожжении, или при заколаемой жертве, на каждого агнца [в приятное благоухание Господу].

Чис 15:6. А принося овна, приноси в приношение хлебное две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с третьею частью гина елея;

Чис 15:7. и вина для возлияния приноси третью часть гина в приятное благоухание Господу.

Чис 15:8. Если молодого вола приносишь во всесожжение или жертву заколаемую, во исполнение обета или в мирную жертву Господу,

Чис 15:9. то вместе с волом должно принести приношения хлебного три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с половиною гина елея;

Чис 15:10. и вина для возлияния приноси полгина в жертву, в приятное благоухание Господу.

Чис 15:11. Так делай при каждом приношении вола и овна и агнца из овец, или коз;

Чис 15:12. по числу жертв, которые вы приносите, так делайте при каждой, по числу их.

Ср. Исх 29:40; Лев 23:13. 110 ч. ефы равняется приблизительно 3 12 ф.; 14 гина — 2-м бутылкам.

Чис 15:13. Всякий туземец так должен делать это, принося жертву в приятное благоухание Господу;

Чис 15:14. и если будет между вами жить пришелец, или кто бы ни был среди вас в роды ваши, и принесет жертву в приятное благоухание Господу, то и он должен делать так, как вы делаете;

Чис 15:15. для вас, общество [Господне], и для пришельца, живущего [у вас], устав один, устав вечный в роды ваши: что вы, то и пришелец да будет пред Господом;

Чис 15:16. закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас.

Туземец — израильтянин, имеющий поселиться в Ханаане на правах собственника. Пришелец — иноплеменник, принявший обрезание и вступивший членом в израильскую общину.

Чис 15:17. И сказал Господь Моисею, говоря:

Чис 15:18. объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдете в землю, в которую Я веду вас,

Чис 15:19. и будете есть хлеб той земли, то возносите возношение Господу;

Чис 15:20. от начатков теста вашего лепешку возносите в возношение; возносите ее так, как возношение с гумна;

Чис 15:21. от начатков теста вашего отдавайте в возношение Господу в роды ваши.

В Исх 22:29 и Исх 23:19 указано приносить от начатков плодов земли, от гумна и от точила. В других местах пояснено, что первые плоды земли приносятся в виде: а) высушенного и растолченного зерна, с елеем и ладаном (Лев 2:14); б) первого снопа жатвы на 16 авива (Исх 23:19; Лев 23:10−11); двух хлебов возношения в день Пятидесятницы (Лев 23:17).

В комментируемых стихах устанавливается новый вид возношения от начатков: возношение начатков от теста в виде лепешки.

Возношения составляли собственность священников.

Чис 15:22. Если же преступите по неведению и не исполните всех сих заповедей, которые изрек Господь Моисею,

Чис 15:23. всего, что заповедал вам Господь [Бог] чрез Моисея, от того дня, в который Господь заповедал вам, и впредь в роды ваши, -

Чис 15:24. то, если по недосмотру общества сделана ошибка, пусть все общество принесет одного молодого вола [без порока] во всесожжение, в приятное благоухание Господу, с хлебным приношением и возлиянием его, по уставу, и одного козла в жертву за грех;

Чис 15:25. и очистит священник все общество сынов Израилевых, и будет прощено им, ибо это была ошибка, и они принесли приношение свое в жертву Господу, и жертву за грех свой пред Господом, за свою ошибку;

Чис 15:26. и будет прощено всему обществу сынов Израилевых и пришельцу, живущему между ними, потому что весь народ сделал это по ошибке.

Чис 15:27. Если же один кто согрешит по неведению, то пусть принесет козу однолетнюю в жертву за грех;

Чис 15:28. и очистит священник душу, сделавшую по ошибке грех пред Господом, и очищена будет, и прощено будет ей;

Чис 15:29. один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке.

См. кн. Лев 4.

Чис 15:30. Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего,

«Сделать дерзкою рукою» значит — впасть в грех не по слабости, не по неведению или ошибке, а намеренно, с целью явного противления закону.

Чис 15:38. объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти;

«Из голубой шерсти», потому что голубой цвет, объясняет блаж. Феодорит, напоминает человеку о небе (Толк. на кн. Чис , вопр. 31).

Впоследствии обычай нашивания кистей сохранился, но смысл этого обычая утратился, что видим из обличительных речей Спасителя.

В настоящее время евреи употребляют таллит (покрывало с кистями) лишь во время синагогального богослужения.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Эфа — мера объема сыпучих тел, равная 22 л; гин — мера объема жидких тел, равная 4 л.
15  [2] — Букв.: для собрания вашего.
16  [3] — Или: суд.
30  [4] — Букв.: действует с (дерзко) поднятой рукой — это выражение означает, что человек своим действием бросает вызов Богу и Его народу, совершая преднамеренный грех.
33  [5] — Букв.: заставшие его.
38  [6] — Евр. цицит — пучок из нитей, кисть; кисти эти пришивались на углах сшитого из цельного куска ткани одеяния.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.