Библия » Сравнение переводов

Числа 35 глава

Числа, Пятикнижие Моисея

« 34 Чис 35 BTI LBC 36 »

Под редакцией Кулаковых

1 Тогда же, на равнинах Моава, у Иордана, напротив Иерихона, Господь сказал Моисею:
2 «Распорядись о том, чтобы сыны Израилевы выделили из всего наследства, которым они будут владеть, города, где смогут жить левиты, а также, чтобы вокруг этих городов выделили и земли с пастбищами.
3 Тогда будут у них города, где им жить самим, будут и угодья вокруг для скота и прочей их собственности – их коз и овец – словом, для всех их животных.
4 Пастбища, которые дадите вы левитам, должны простираться во все стороны от стен города не меньше, чем на тысячу локтей.
5 Наружные пределы таких городских угодий должны быть длиной по две тысячи локтей с каждой из четырех сторон – восточной, южной, западной и северной – с городом в центре. И это будут угодья, принадлежащие городам.
6 Среди городов, которые отдадите вы левитам, шесть будут городами–убежищами: вы позволите скрываться в них убийцам. И вы должны дать левитам еще сорок два других города,
7 так что всего они получат сорок восемь городов с угодьями при них.
8 Когда будете выделять города для левитов из всех владений сынов Израилевых, делайте это соразмерно с величиной каждого колена – возьмите больше городов у того колена, где их много, и меньше там, где их немного».
9 Господь повелел Моисею
10 сказать сынам Израилевым: «Когда перейдете вы через Иордан и вступите в ханаанскую землю,
11 определите свои города–убежища, где смогут скрываться убийцы, те, кто лишил кого–либо жизни неумышленно.
12 Эти города с проживающими в них левитами будут у вас местами убежища от мстителей, дабы не погибнуть людям, обвиняемым в убийстве, прежде чем предстанут они перед судом общины.
13 Таких городов, определенных вами для убежища, должно быть шесть:
14 три по эту сторону Иордана и три в самой земле ханаанской. Они должны стать местами убежища.
15 В этих шести городах сможет найти себе убежище любой человек, убивший кого–то неумышленно: будь он из сынов Израилевых, или человек пришлый среди вас, или какой–либо переселенец.
16 Иное дело, если кто ударил другого, скажем, железным каким–то орудием и убил человека. Ударивший – точно убийца и должен быть предан смерти.
17 И если кто ударил другого камнем, которым можно убить, и человек оттого умер, совершивший сие – убийца, и его следует казнить.
18 То же и с деревянным орудием, которым можно убить: если и таким кто ударит человека, и тот умер, то ударивший тоже убийца, которого надлежит предать смерти.
19 С таким убийцей пусть расправится его кровный мститель: как только встретит его, сразу же пусть совершит приговор.
20 И если кто из ненависти толкнет какого–либо человека, а то и бросит со злым умыслом в него что–нибудь, и тот умрет;
21 или когда ударит какой–нибудь человек, движимый враждой, другого рукою своей, и тот тоже умрет, то виновного в смерти следует считать настоящим убийцей и, значит, нужно непременно предать смерти. Как только встретит его кровный мститель, сразу же должен убить.
22 Но если неумышленно, не из вражды толкнет кто–то человека или бросит в него чем–нибудь без злого умысла,
23 а то и уронит на человека, не видя его, какой–нибудь камень, который может убить, и тот умрет, – а он ему не враг, и не подозревается в том, что желал ему зла, –
24 пусть община, руководствуясь этими указаниями, рассудит между невольным убийцей и кровным мстителем.
25 И община должна спасти такого убийцу от кровной мести, возвратив его в тот самый город–убежище, в который он когда–то убежал. И он должен там жить до смерти первосвященника, помазанного священным елеем.
26 Если убийца выйдет почему–либо за стены города–убежища, в котором он обрел защиту,
27 и встретит его за городом мститель его и убьет, то не будет отвечать он за кровопролитие.
28 Убийца ведь должен был оставаться в своем городе–убежище до смерти первосвященника и только после кончины того мог вернуться к себе домой.
29 Пусть это будет установлением для суда вашего на все времена, где бы ни жили вы.
30 Обвиняемого в убийстве следует предать смерти, если есть показания двух или трех свидетелей; по показаниям одного свидетеля никто не может быть казнен.
31 И еще: за жизнь убийцы нельзя брать выкуп; если повинен он в смерти, его непременно следует и предать ей.
32 Нельзя брать выкуп и с того, кто убежал в город–убежище, чтобы позволить ему вернуться и жить на земле своей до смерти первосвященника.
33 Не оскверняйте же землю, на которой будете жить, ибо пролитие крови людской оскверняет землю; земля не иначе очищается от крови, что пролилась на ней, как только кровью того, кто ее пролил.
34 Не делайте нечистой землю, на которой вы живете, на которой Я пребываю, ибо Я, Господь, пребываю среди сынов Израилевых».

Толковая Библия Лопухина

Выделение 48 городов для жилища левитов, из них – 6 городов для убежища невольных убийц. – Признаки нравственно-юридической вменяемости убийства. – Смертный приговор умышленным убийцам. – Право кровавого мщения невольному убийце со стороны гоэла (уполномоченного со стороны родных убитого). – Недопустимость выкупа за душу как умышленного, так и неумышленного убийцы.

Чис.35:1. И сказал Господь Моисею на равнинах Моавитских у Иордана против Иерихона, говоря:

Чис.35:2. повели сынам Израилевым, чтоб они из уделов владения своего дали левитам города для жительства, и поля при городах со всех сторон дайте левитам:

Чис.35:3. города будут им для жительства, а поля будут для скота их и для имения их и для всех житейских потребностей их;

См. И. Навин (Нав. 21).

Чис.35:4. поля при городах, которые вы должны дать левитам, от стены города должны простираться на [две] тысячи локтей, во все стороны;

Чис.35:5. и отмерьте за городом к восточной стороне две тысячи локтей, и к южной стороне две тысячи локтей, и к западу две тысячи локтей, и к северной стороне две тысячи локтей, а посредине город: таковы будут у них поля при городах.

Во избежание уклонения левитов от их прямых обязанностей в сторону преимущественного эксплуатирования земельных угодий, закон ограничивает пределы их земельной собственности количеством, необходимым лишь для нешироких хозяйственных потребностей.

Чис.35:9. И сказал Господь Моисею, говоря:

Чис.35:10. объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы перейдете чрез Иордан в землю Ханаанскую,

Чис.35:11. выберите себе города, которые были бы у вас городами для убежища, куда мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно;

Чис.35:12. и будут у вас города сии убежищем от мстителя [за кровь], чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд.

Чис.35:13. Городов же, которые должны вы дать, городов для убежища, должно быть у вас шесть:

Чис.35:14. три города дайте по эту сторону Иордана и три города дайте в земле Ханаанской; городами убежища должны быть они;

Чис.35:15. для сынов Израилевых и для пришельца и для поселенца между вами будут сии шесть городов убежищем, чтобы убегать туда всякому, убившему человека неумышленно.

Чис.35:16. Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти;

Чис.35:17. и если кто ударит кого из руки камнем, от которого можно умереть, так что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти;

Чис.35:18. или если деревянным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти;

Чис.35:19. мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам может умертвить его;

Чис.35:20. если кто толкнет кого по ненависти, или с умыслом бросит на него что-нибудь так, что тот умрет,

Чис.35:21. или по вражде ударит его рукою так, что тот умрет, то ударившего должно предать смерти: он убийца; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его.

Чис.35:22. Если же он толкнет его нечаянно, без вражды, или бросит на него что-нибудь без умысла,

Чис.35:23. или какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя уронит на него так, что тот умрет, но он не был врагом его и не желал ему зла,

Чис.35:24. то общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь по сим постановлениям;

Чис.35:25. и должно общество спасти убийцу от руки мстителя за кровь, и должно возвратить его общество в город убежища его, куда он убежал, чтоб он жил там до смерти великого священника, который помазан священным елеем;

Чис.35:26. если же убийца выйдет за предел города убежища, в который он убежал,

Чис.35:27. и найдет его мститель за кровь вне пределов города убежища его, и убьет убийцу сего мститель за кровь, то не будет на нем вины кровопролития,

Чис.35:28. ибо тот должен был жить в городе убежища своего до смерти великого священника, а по смерти великого священника должен был возвратиться убийца в землю владения своего.

Чис.35:29. Да будет это у вас постановлением законным в роды ваши, во всех жилищах ваших.

Чис.35:30. Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть.

Чис.35:31. И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти;

Чис.35:32. и не берите выкупа за убежавшего в город убежища, чтоб ему позволить жить в земле своей прежде смерти [великого] священника.

Чис.35:33. Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее.

Чис.35:34. Не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я; ибо Я Господь обитаю среди сынов Израилевых.

Распространенный на древнем Востоке обычай кровавой мести убийц со стороны родственников или людей близких к убитому имеет признание и в законе Моисея (ст. 19), как принцип, сдерживающий страсти враждующих, – хотя, в своем применении к укладу еврейской жизни, получает некоторые существенные видоизменения, гарантировавшие общество от несправедливости и жестокости возбужденного мстителя. Всякое убийство (и намеренное, и ненамеренное) подлежало прежде всего формальному судебному расследованию (ст. 16–24, 30). Оказавшийся умышленным убийцей предавался смертной казни (ст. 16–21, 30) без права выкупа (31–34). Оказавшийся же невольным убийцей получал возможность избегнуть кровавой расправы со стороны гоэла, спасшись в один из шести городов убежища и находясь там до смерти первосвященника. Со смертью первосвященника мститель лишался права кровавой мести, и невольный убийца получал все свои прежние права свободного гражданина (ст. 9–15, 22–29).

«Выкуп за убежавшего в город убежища, дабы позволить ему жить в своей земле прежде смерти первосвященника» (ст. 32), – не допускался. Страх возмездия и стеснительное во многих отношениях проживание в городе убежища должны были приучать евреев к осторожности в обращении с жизнью ближнего.

Разрешающее в данном случае значение смерти ветхозаветного первосвященника прообразовало собою, по учению блаж. Феодорита, искупительные плоды смерти первосвященника по чину Мелхиседекову (Толк. на кн. Чис., вопр. 50).

О названии и местоположении городов убежища для неумышленных убийц см. Втор 4.41-43; Втор 19.1-10; Нав. 20-21.


« 34 Чис 35 BTI LBC 36 »

2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.