Числа 5 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ сказал Моисею:
2 «Вели сынам Израилевым выслать за стан всех страдающих каким-либо кожным заболеванием1 или имеющих выделения и любого, кто стал ритуально нечист, прикоснувшись к мертвому телу.
3 Да будут удалены все такие: и мужчины, и женщины. Вышлите их всех за пределы стана: они не должны делать нечистым свой стан, где Я среди них обитаю».
4 Сыны Израилевы исполнили это повеление: удалили их за пределы стана. Они сделали всё так, как повелел ГОСПОДЬ Моисею.
5 ГОСПОДЬ дал Моисею
6 для сынов Израилевых также такие указания: «Если мужчина или женщина причинит какой-либо вред ближнему своему,2 — а это вероломство и по отношению к ГОСПОДУ, — сделавшие это навлекают на себя вину,
7 они должны сознаться в совершённом грехе и полностью возместить убытки,3 причиненные их прегрешением, прибавив сверх того еще пятую часть, и отдать это тому, кому они нанесли ущерб.
8 Если же пострадавший не оставил после себя наследников,4 которые могли бы получить возмещение ущерба, тогда оно становится ГОСПОДНИМ: его следует отдать священнику, так же как и барана — необходимую жертву примирения, чтобы привести виновного в единение с Богом.
9 Всякое возносимое приношение5 сынов Израилевых из всех святынь, которые они приносят священнику, ему и должно принадлежать.
10 Священник вправе пользоваться приносимыми ему священными дарами; и то, что ему отдано, у него и остается».
11 ГОСПОДЬ дал Моисею
12 для сынов Израилевых и такие указания: «Случись, что чья-то жена собьется с пути и станет неверна мужу,
13 переспав с другим мужчиной втайне от мужа своего,6 который ничего не знает о том, что она осквернилась, хотя при этом не было свидетеля и она не была уличена,
14 но ее мужем овладел дух подозрения: он не верит жене, ставшей нечистой, или, положим, заподозрит жену в неверности и будет ревновать ее, даже когда она не виновна,
15 тогда муж должен прийти с ней к священнику и принести за нее соответствующий дар — десятую часть эфы7 ячменной муки. Но нельзя лить на муку оливковое масло и ладана нельзя класть, ибо это хлебный дар, ревностью вызванный, хлебный дар-напоминание, беззаконие изобличающий.
16 Священник велит женщине подойти и предстать пред ГОСПОДОМ.
17 Зачерпнув священной воды в сосуд глиняный, священник возьмет горсть пыли с пола Скинии и бросит ее в тот сосуд.
18 Затем обнажит он голову женщины, поставленной им перед ГОСПОДОМ, и положит ей на ладони хлебный дар-напоминание, хлебный дар, ревностью вызванный. В руках у священника будет горькая вода, проклятие наводящая.
19 Священник призовет женщину дать клятву, уверяя ее: „Если ты не спала с другим мужчиной и, оставаясь преданной мужу, не осквернялась, вода сия горькая, проклятие наводящая, не причинит тебе вреда.
20 Но если предавалась разврату и нечистой стала, поскольку другой какой-то мужчина, кроме твоего мужа, спал с тобой, —
21 и здесь священник велит женщине поклясться, призывая на себя несчастья, и скажет ей: — Да сделает ГОСПОДЬ так, что от тебя отвернутся и проклинать тебя будут в народе твоем, когда чрево твое станет неспособным к зачатию, бесплодным.
22 И эта вода, проклятие несущая, пусть теперь войдет в утробу твою и сделает чрево твое бесплодным, к зачатию неспособным“. А женщина должна будет сказать: „Аминь, да будет так“.
23 Священник напишет слова эти на свитке, а потом смоет их в горькую воду
24 и напоит женщину этой горькой водой, проклятие несущей, чтобы эта вода вошла в нее и вызвала горькие страдания.
25 Но сначала возьмет священник из рук женщины хлебный дар, с которым она пришла из-за ревности к ней, вознесет его пред ГОСПОДОМ и поднесет к жертвеннику.
26 И, взяв определенную для аромата часть дара,8 в дым обратит ее на жертвеннике, а потом даст женщине выпить эту воду.
27 Напоит он ее водою, и если осквернилась она, изменила мужу своему, то вода, проклятие несущая, войдет в нее и принесет ей горечь: сделает чрево ее бесплодным, к зачатию неспособным, и вызовет отвращение к ней в народе ее.
28 Если же не осквернена женщина, если чиста она, то может пить эту воду безбоязненно: вреда ей не будет и зачинать она сможет.
29 Таков закон о том, как следует поступать в случае ревности: что делать, когда женщина, будучи замужем, сбивается с пути и оскверняет себя
30 или когда мужем овладевает чувство ревности, побуждающее его подозревать свою жену. Тогда он должен поставить ее перед ГОСПОДОМ, а священник обязан сделать всё, что по этому закону полагается.
31 Этим муж не навлечет на себя вины, а жена, если она виновата, должна будет ответить за грех свой».

Толковая Библия Лопухина

Распоряжение об удалении из израильского стана лиц, подверженных физической нечистоте. — Закон о возврате неправильно приобретенного. — Обряд ревнования.

Чис 5:1. И сказал Господь Моисею, говоря:

Чис 5:2. повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого,

Чис 5:3. и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу.

Заботясь о сохранении чистоты внутренней, члены избранного народа должны были сохранять и чистоту внешнюю как символ и обнаружение чистоты духа.

Будучи символом последней, физическая чистота могла служить для многих несовершенных вместе с тем и ее стимулом: усиленная опрятность тела могла повести к нравственной чистоплотности. «Малое научает великому, — замечает блаж. Феодорит. — Если нечист прикасающийся к мертвому, — то тем более нечист тот, кто причиняет смерть. Если нечист прокаженный, — то тем более нечист тот, кто предается разного рода порокам. В лице изливающего семя осуждается прелюбодейство, ибо если скверно и непроизвольное, — тем более гнусно делаемое намеренно» (Толк. на кн. Чис, вопр. 8; то же см. Ефр. Сир , Толк, на кн. Чис, гл. 5).

Вместе с тем, конечно, имелись в виду и мотивы санитарно-гигиенического характера.

Физическая нечистота еврея, делавшая его нечистым перед Богом и людьми, зависела частью от состояния его собственного тела (некоторые болезни и физиологические процессы), частью от соприкосновения с внележащими нечистыми предметами.

Физически нечистые изгонялись из стана: прокаженные на все время болезни, а прочие лишь на время законного очищения. Обряд очищения состоял в одних случаях в простом омовении (Лев 11:28:32, 40); в других — в окроплении очистительной водой (Чис 19:11−12:16−18); в-третьих — в принесении жертвы (Лев 14).

Чис 5:5. И сказал Господь Моисею, говоря:

Чис 5:6. скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та,

Чис 5:7. то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили;

Чис 5:8. если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его;

Незаконно присвоивший вещь должен возвратить ее собственнику или его наследнику (за неимением последнего в скинию), с приплатой одной пятой части стоимости похищенного. Являясь наказанием за похищение, приплата пятой части служила вместе предостережением на будущее время. Кроме возвращения собственности потерпевшему виновный обязывался еще принести жертву повинности (Лев 5:15; Лев 6:2−6).

Чис 5:15. пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии;

По объяснению блаж. Феодорита, жертва лишена была елея и ладана потому, что предполагаемое преступление, служившее для нее поводом, лишено благоухания и света правды (Толк. на кн. Чис, вопр. 10).

Чис 5:17. и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;

«Святой воды», т. е. воды из медного моря при скинии. «С полу скинии», чтобы указать на глубину падения виновной.

«И обнажит голову жены», — в обнаружение её глубокой скорби и вместе для указания божественного всеведения, пред которым нет ничего прикровенного.

«Горькая вода» называлась так или по тому проклятию, которое сообщала виновной, или по тому составу горьких специй (полынь), которые входили в нее (Calmet).

Чис 5:23. И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;

По преданию раввинов, произносимое священником заклинание писалось на свитке невъедающеюся в материал последнего краской.

Чис 5:31. и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой.

Служа действительным наказанием виновной в прелюбодеянии, обряд ревнования являлся торжеством и успокоением для невинно заподозренной. По рассказам путешественников, между некоторыми племенами Африки и по настоящее время сохранился обычай испытания чистоты женщины посредством «горькой воды» (Властов, Священная летопись).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: проказой; евр. слово, используемое для обозначения разных кожных болезней, а не только собственно лепры, болезни Хансена.
6  [2] — Друг. возм. пер.: причинит вред, как то свойственно людям.
7  [3] — См. примеч. к Лев 5:14.
8  [4] — Букв.: выкупающего, т. е. ближайшего родственника, считающего себя обязанным выступать поручителем и готового отдать долг.
9  [5] — Или: всякая часть (жертвы, евр. терума), которую приносят, подняв ее и размахивая ею. Ниже в книге Числа это жертвенное приношение переводится выражениями «приношение / дар возносимый» или «особый дар / даяние».
13  [6] — Букв.: другой мужчина переспит с ней втайне от мужа ее.
15  [7] — Эфа — мера объема сыпучих тел, около 22 л.
26  [8] — Евр. азкара; см. примеч. к Лев 2:2.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.