Второзаконие 32 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 «Слушай, о небо, песнь мою!

Словам моим да внемлет земля!

2

Да прольется, словно дождь, моя весть,
и ляжет она, как ночная роса,
изольется, словно мелкий дождь на нежную зелень,
будто ливень — на луга.

3

Ибо я возвещаю о ГОСПОДЕ, о том, Кто Он такой,1
воздайте же славу Богу нашему!

4

Он — Скала надежная! Совершенны дела Его,
справедлив Он всегда и во всем!
Верен Бог, и неправды в Нем нет!
Правдив и праведен Он!

5

Но Его недостойные дети —
тот падший, испорченный род —
поступали с Ним вероломно.

6

Так ты отплатил ГОСПОДУ,
народ бестолковый и неразумный!
Не Он ли твой Отец, Который тебя создал,
предуготовил к жизни с Собой и устроил?

7

Вспомни минувшие дни,
подумай о временах былых поколений,
спроси отца своего, и он расскажет,
старцев своих — и они поведают.

8

Когда Всевышний народам владенья давал,
когда расселял людей по земле,
установил Он границы их обитания
по числу сынов Божьих,2

9

ибо ГОСПОДНЯ часть на земле — Его народ,
Иаков — Его наследственный удел.

10

В земле пустынной нашел Бог народ сей,
в степи, где звери дикие завывают.
Защищал Он его и заботился о нем,
как зеницу ока берег его.

11

Как орел выводок свой из гнезда поднимает
и над птенцами плавно парит,
крылья свои для них простирает
и, подхватив, носит на перьях своих,

12

так и ГОСПОДЬ вел народ Свой — один,
никакого бога чужого не было с Ним!

13

Этот народ Он сделал владельцем нагорья,
а плоды полей отдал в пищу ему.
Медом из скалы Он питал его,
елеем — из кремневых утесов,

14

изысканным кушаньем из молока коровьего
и сыром овечьим насыщал,
лучшим мясом ягнят и башанских баранов,
мясом козлов и отборной пшеницей,
а напиток твой был — пенящаяся кровь винограда.

15

Раздобрел Ешурун3 и упрямым стал,
пресытившись, растолстел, жиром заплыл,
отверг Он Бога, создавшего его,
презирать стал Скалу спасенья своего.

16

Вот и вызывают они гнев Его, чужим богам поклоняясь,
делами мерзкими приводят в негодование.

17

Бесам, а не Божеству, приносят свои жертвы;
богам, которых прежде и не знали,
новым — и не издалека пришедшим,
о которых отцы их и ведать не ведали.

18

О Скале, что родила тебя, Израиль, ты не вспоминал,
забыл Бога, тебя на свет произведшего.

19

Увидел это ГОСПОДЬ
и в негодовании Своем отверг сыновей Своих и дочерей.

20

„Скрою Я от них лицо Свое, — сказал Он, —
посмотрю, чем кончит этот род развращенный,
дети, для которых верность — понятие чуждое“.

21

Дали они Мне пережить муки ревности,4
поклоняясь тому, кто не бог;
огорчили и раздосадовали
своими идолами никчемными!
Вот и Я вызову у них ревность народом,
который они ни во что не ставили,
людьми, ничего не понимающими,
досаждать им стану.

22

Ведь от гнева Моего огонь возгорелся,
он пылает до глубин Шеола,5
поедает землю и плоды ее
и уже подножия холмов опаляет.

23

Одну беду за другой обрушу на них,
стрелы Мои на них выпущу:

24

изнурят их муки голода,
опустошенье принесут им
и язва моровая, и зараза лютая.
Клыки диких зверей Я против них обращу,
яд змеиный уготовил Я им!

25

Война принесет смерть тем, кто на улице,
а ужас — тем, кто укрылся в доме:
и юноше, и деве,
и младенцу, и старцу седовласому.

26

Я бы сказал: „Покончу с ними,
изглажу память о них у людей!“,

27

если бы не опасался, что враги хвастаться станут,
недруги их истолкуют это ложно:
„Не ГОСПОДЬ сие свершил,
это наших рук дело!“

28

Это тот народ, у которого разума нет
и которому видения недостает!

29

О, если бы только у них была мудрость
понять да уразуметь, что их ждет впереди!

30

Как мог один разбить наголову тысячу,
а двое — десять тысяч обратить в бегство,
если бы только их Скала не продала их, как рабов,
если бы Сам ГОСПОДЬ врагам их не отдал?

31

Ведь их „скала“ — ничто в сравнении с нашей Скалой,
даже враги наши о том говорят.

32

Ибо от содомской лозы их лоза происходит,
из виноградников она гоморрских,
и ягоды ее ядовиты,
и грозди ее горьки;

33

вино их — яд змеиный,
гибельная отрава аспидов.

34

„Не сокрыто ли это у Меня,
в хранилищах Моих под печатью? — говорит Господь. —

35

Мое дело — возмездие. Я воздам.
В свое время они споткнутся;
день их погибели близок,
и скоро постигнет их участь, им уготованная“.

36

Выступит ГОСПОДЬ в защиту народа Своего,
пожалеет Он рабов Своих,
когда увидит, что иссякли их силы,
ни порабощенного, ни свободного — не осталось;6

37

и скажет Он: „Ну, где же их боги,
где та „скала“, на которую они так надеялись?

38

Где боги, которые ели жир от их жертв
и пили вино их возлияний?
Пусть они встанут и помогут,
пусть послужат убежищем для вас!

39

Поймите же ныне, что один Я — Бог,
и нет бога, кроме Меня!
Смерть и жизнь в Моей воле,
раны Я наношу, и Я исцеляю их;
и врагов Израиля никому не избавить
от руки Моей!

40

Как верно то, что живу Я вовеки,
так и то, в чем клянусь,
воздев руку Свою к небесам:

41

когда наточу Свой меч до блеска
и дело суда возьму в Свои руки,
тогда отомщу Я врагам Моим
и сполна воздам тем, кто Меня ненавидит;

42

стрелы Свои напою кровью, —
пока меч Мой будет пожирать плоть, —
кровью убитых и пленных,
длинноволосых вождей вражеских“.

43

Ликуйте же, о племена, вместе с народом Его!
Ведь отомстит Он за кровь рабов Своих,
воздаст врагам Своим;
заставит забыть вину народа Своего на земле его!»

44 Вот так, придя на место встречи, Моисей в присутствии собравшегося народа произнес все слова этой песни; и был с ним при этом Иисус7 Навин.
45 Когда же Моисей передал все эти слова Израилю,
46 он еще сказал своим слушателям: «Примите к сердцу все предостережения, которые даю вам сегодня. Вы и детям своим заповедайте неукоснительно исполнять все предписания Закона8 сего.
47 Ведь это не пустые слова для вас — это сама ваша жизнь. Соблюдая их, вы будете наслаждаться долгою жизнью в той земле за Иорданом, в которую идете, чтобы овладеть ею».
48 В тот самый день ГОСПОДЬ сказал Моисею:
49 «Взойди теперь на аваримские горы, на вершину Нево, что в земле Моава, напротив Иерихона, и взором окинь ханаанские земли, которые сынам Израилевым Я отдаю во владение.
50 Ты умрешь на этой горе, когда взойдешь на нее, и приобщишься к праотцам своим, как умер твой брат Аарон на горе Хор и тоже приобщился к праотцам своим,
51 ведь вы оба показали свою неверность Мне среди сынов Израилевых: у горьких вод Меривы, в Кадеше, что в пустыне Цин, не явили вы сынам Израилевым святости Моей.
52 Ты сможешь увидеть Землю обетованную только издали, но сам не войдешь в ту землю, что Я отдаю сынам Израилевым».

Толковая Библия Лопухина

Втор 32:2. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.

Сравнения, указывающие на благотворность внимательного отношения к последующим словам пророка.

Втор 32:8. Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых

Втор 32:9. ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.

Расселяя на земле после потопа и столпотворения человеческий род, Господь уже предвидел те географические грани, в которые будет заключен Его будущий избранный народ; расположение и пределы других народов как бы стояли в теснейшей связи с численностью, пределами и назначением Его «удела» (Исх 19:15).

Втор 32:10. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;

Фактическое усвоение еврейского народа Иеговой произошло в пустынях, лежавших на пути странствования из Египта в Ханаан.

Втор 32:13. Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы,

«Вознес его на высоту земли», т. е. возводил на высокие горы.

«Питал его медом из камня», т. е. медом, который в безлесных местностях собирается и копится пчелами в расщелинах скал.

«Елеем из твердой скалы», т. е. елеем маслин, растущих на твердой почве.

Втор 32:14. маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод.

Скот, пасшийся на тучных пастбищах Васана, отличался особенной упитанностью (Пс 21:13; Иез 39:18).

Втор 32:17. приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.

«Приносили жертвы бесам». См. 1Кор 10:19−21.

Втор 32:21. они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их;

В ближайшем смысле разумеются народы, порабощавшие Израиль; в более отдаленном — призвание темных, лишенных истинного боговедения, язычников в лоно Христовой Церкви, — вместо стоявших у ее порога израильтян. «Уверовавшие в Христа Спасителя, — замечает блаж. Феодорит, — не один народ, но бесчисленное множество народов. И они были некогда «неразумливы» и несмысленны, как говорит блаженный Павел: «Бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви и прельщени, работающе похотем и страстем различным» (Тит 3:3). Потому Бог и говорит: «Как вы, оставив единого Бога, предпочли многих лжеименных богов, так и Я отвергнув один народ, дарую спасение всем народам. Но вы, воздав почитание тем, которые не суть боги, но сделали их богами; а Я и неразумливые народы исполню божественной мудрости; и вы, видя это, будете истаевать от зависти» (Толк. на кн. Втор , вопр. 41).

Втор 32:30. Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!

Втор 32:31. Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том.

«Сами враги наши судьи в том», что Иегова — крепость Израиля. См. Исх 14:25; Чис 22−24; Нав 2:7−11.

Втор 32:32. Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;

Втор 32:33. вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.

Относятся к израильтянам, характеризуя их нравственную испорченность.

Втор 32:36. Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне.

«Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится» (только тогда), «когда Он увидит, что рука их ослабела» (ослабела гордость и интенсивность порока, а вместе с тем истощились и их нецелесообразно расходуемые физические силы), «и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне». Образное выражение для обозначения грандиозности истребления.

Втор 32:43. [Веселитесь, небеса, вместе с Ним, и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии.] Веселитесь, язычники, с народом Его [и да укрепятся все сыны Божии]! ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, [и ненавидящим Его воздаст,] и очистит [Господь] землю Свою и народ Свой!

Заключительный аккорд песни Моисея: грозен суд правды Божией, но он гибелен лишь для упорных отступников от Иеговы; верные же сыны Его будут спасены. Вместе с верными сынами Израиля должны торжествовать и язычники, так как «кровь рабов очищена», «мщение врагам воздано», «народ и земля очищены». Согласно толкованиям Ап. Павла (Рим 15:8−12) и христианских писателей, Моисей предызобразил в данном месте духовную радость членов Церкви Христовой, в которую должны войти как язычники, так и Иудеи (Рим 11:1).

Втор 32:47. ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею.

Ср. Втор 30:15−20.

Втор 32:48. И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал:

Втор 32:49. взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым;

Втор 32:50. и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему,

Втор 32:51. за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых;

Втор 32:52. пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым.

Ср. Чис 20:7−13:27.12−15; Втор 1:37:3.23, 4.21−22. Нево (Навав) — одна из возвышенностей горного хребта Аварим.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или (ближе к букв.): имя Господа прославляю — концепция личных имен в ВЗ, как правило, включает в себя такие смыслы, как существование, характер и присущие той или иной личности черты (1Цар 25:25).
8  [2] — Так в Кумранских рукописях и в большинстве рукописей LXX; масоретский текст: сынов Израилевых.
15  [3] — Возможно, праведный, т. е. Израиль в идеале, поэтическое обращение к Божьему народу; то же в 33:5,26.
21  [4] — Ближе к букв.: вызвали во Мне ревность — «ревность» Бога — это не мелочные придирки, побуждаемые неуверенностью и подозрительностью, а праведное негодование, вызываемое неверностью Его народа. В ВЗ о Боге нередко говорится как о Муже Израиля. Он — Бог, не терпящий измены (Исх 20:5), и слово «ревность» применительно к Богу может лишь образно показать, а не представить в действительности реакцию Бога.
22  [5] — Шеол — место пребывания мертвых. Сопоставление всех случаев использования этого слова в книгах ВЗ показывает, что в Шеол попадают и праведники, и грешники; там нет ни деятельности, ни разумения, ни мудрости, ни знания (ср. Эккл 9:10).
36  [6] — Поэтическая гипербола, говорящая о таком истреблении народа, которое коснулось всего общества.
44  [7] — Так в LXX; масоретский текст: Осия.
46  [8] — Или: Наставления; см. примеч. к 1:5.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.