Словам моим да внемлет земля!
Да прольется, словно дождь, моя весть,
и ляжет она, как ночная роса,
изольется, словно мелкий дождь на нежную зелень,
будто ливень — на луга.
Ибо я возвещаю о ГОСПОДЕ, о том, Кто Он такой,1 —
воздайте же славу Богу нашему!
Он — Скала надежная! Совершенны дела Его,
справедлив Он всегда и во всем!
Верен Бог, и неправды в Нем нет!
Правдив и праведен Он!
Но Его недостойные дети —
тот падший, испорченный род —
поступали с Ним вероломно.
Так ты отплатил ГОСПОДУ,
народ бестолковый и неразумный!
Не Он ли твой Отец, Который тебя создал,
предуготовил к жизни с Собой и устроил?
Вспомни минувшие дни,
подумай о временах былых поколений,
спроси отца своего, и он расскажет,
старцев своих — и они поведают.
Когда Всевышний народам владенья давал,
когда расселял людей по земле,
установил Он границы их обитания
по числу сынов Божьих,2
ибо ГОСПОДНЯ часть на земле — Его народ,
Иаков — Его наследственный удел.
В земле пустынной нашел Бог народ сей,
в степи, где звери дикие завывают.
Защищал Он его и заботился о нем,
как зеницу ока берег его.
Как орел выводок свой из гнезда поднимает
и над птенцами плавно парит,
крылья свои для них простирает
и, подхватив, носит на перьях своих,
так и ГОСПОДЬ вел народ Свой — один,
никакого бога чужого не было с Ним!
Этот народ Он сделал владельцем нагорья,
а плоды полей отдал в пищу ему.
Медом из скалы Он питал его,
елеем — из кремневых утесов,
изысканным кушаньем из молока коровьего
и сыром овечьим насыщал,
лучшим мясом ягнят и башанских баранов,
мясом козлов и отборной пшеницей,
а напиток твой был — пенящаяся кровь винограда.
Раздобрел Ешурун3 и упрямым стал,
пресытившись, растолстел, жиром заплыл,
отверг Он Бога, создавшего его,
презирать стал Скалу спасенья своего.
Вот и вызывают они гнев Его, чужим богам поклоняясь,
делами мерзкими приводят в негодование.
Бесам, а не Божеству, приносят свои жертвы;
богам, которых прежде и не знали,
новым — и не издалека пришедшим,
о которых отцы их и ведать не ведали.
О Скале, что родила тебя, Израиль, ты не вспоминал,
забыл Бога, тебя на свет произведшего.
Увидел это ГОСПОДЬ
и в негодовании Своем отверг сыновей Своих и дочерей.
„Скрою Я от них лицо Свое, — сказал Он, —
посмотрю, чем кончит этот род развращенный,
дети, для которых верность — понятие чуждое“.
Дали они Мне пережить муки ревности,4
поклоняясь тому, кто не бог;
огорчили и раздосадовали
своими идолами никчемными!
Вот и Я вызову у них ревность народом,
который они ни во что не ставили,
людьми, ничего не понимающими,
досаждать им стану.
Ведь от гнева Моего огонь возгорелся,
он пылает до глубин Шеола,5
поедает землю и плоды ее
и уже подножия холмов опаляет.
Одну беду за другой обрушу на них,
стрелы Мои на них выпущу:
изнурят их муки голода,
опустошенье принесут им
и язва моровая, и зараза лютая.
Клыки диких зверей Я против них обращу,
яд змеиный уготовил Я им!
Война принесет смерть тем, кто на улице,
а ужас — тем, кто укрылся в доме:
и юноше, и деве,
и младенцу, и старцу седовласому.
Я бы сказал: „Покончу с ними,
изглажу память о них у людей!“,
если бы не опасался, что враги хвастаться станут,
недруги их истолкуют это ложно:
„Не ГОСПОДЬ сие свершил,
это наших рук дело!“
Это тот народ, у которого разума нет
и которому видения недостает!
О, если бы только у них была мудрость
понять да уразуметь, что их ждет впереди!
Как мог один разбить наголову тысячу,
а двое — десять тысяч обратить в бегство,
если бы только их Скала не продала их, как рабов,
если бы Сам ГОСПОДЬ врагам их не отдал?
Ведь их „скала“ — ничто в сравнении с нашей Скалой,
даже враги наши о том говорят.
Ибо от содомской лозы их лоза происходит,
из виноградников она гоморрских,
и ягоды ее ядовиты,
и грозди ее горьки;
вино их — яд змеиный,
гибельная отрава аспидов.
„Не сокрыто ли это у Меня,
в хранилищах Моих под печатью? — говорит Господь. —
Мое дело — возмездие. Я воздам.
В свое время они споткнутся;
день их погибели близок,
и скоро постигнет их участь, им уготованная“.
Выступит ГОСПОДЬ в защиту народа Своего,
пожалеет Он рабов Своих,
когда увидит, что иссякли их силы,
ни порабощенного, ни свободного — не осталось;6
и скажет Он: „Ну, где же их боги,
где та „скала“, на которую они так надеялись?
Где боги, которые ели жир от их жертв
и пили вино их возлияний?
Пусть они встанут и помогут,
пусть послужат убежищем для вас!
Поймите же ныне, что один Я — Бог,
и нет бога, кроме Меня!
Смерть и жизнь в Моей воле,
раны Я наношу, и Я исцеляю их;
и врагов Израиля никому не избавить
от руки Моей!
Как верно то, что живу Я вовеки,
так и то, в чем клянусь,
воздев руку Свою к небесам:
когда наточу Свой меч до блеска
и дело суда возьму в Свои руки,
тогда отомщу Я врагам Моим
и сполна воздам тем, кто Меня ненавидит;
стрелы Свои напою кровью, —
пока меч Мой будет пожирать плоть, —
кровью убитых и пленных,
длинноволосых вождей вражеских“.
Ликуйте же, о племена, вместе с народом Его!
Ведь отомстит Он за кровь рабов Своих,
воздаст врагам Своим;
заставит забыть вину народа Своего на земле его!»
Втор 32:2. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.
Сравнения, указывающие на благотворность внимательного отношения к последующим словам пророка.
Втор 32:8. Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых
Втор 32:9. ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.
Расселяя на земле после потопа и столпотворения человеческий род, Господь уже предвидел те географические грани, в которые будет заключен Его будущий избранный народ; расположение и пределы других народов как бы стояли в теснейшей связи с численностью, пределами и назначением Его «удела» (Исх 19:15).
Втор 32:10. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;
Фактическое усвоение еврейского народа Иеговой произошло в пустынях, лежавших на пути странствования из Египта в Ханаан.
Втор 32:13. Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы,
«Вознес его на высоту земли», т. е. возводил на высокие горы.
«Питал его медом из камня», т. е. медом, который в безлесных местностях собирается и копится пчелами в расщелинах скал.
«Елеем из твердой скалы», т. е. елеем маслин, растущих на твердой почве.
Втор 32:14. маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
Скот, пасшийся на тучных пастбищах Васана, отличался особенной упитанностью (Пс 21:13; Иез 39:18).
Втор 32:17. приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
«Приносили жертвы бесам». См. 1Кор 10:19−21.
Втор 32:21. они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их;
В ближайшем смысле разумеются народы, порабощавшие Израиль; в более отдаленном — призвание темных, лишенных истинного боговедения, язычников в лоно Христовой Церкви, — вместо стоявших у ее порога израильтян. «Уверовавшие в Христа Спасителя, — замечает блаж. Феодорит, — не один народ, но бесчисленное множество народов. И они были некогда «неразумливы» и несмысленны, как говорит блаженный Павел: «Бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви и прельщени, работающе похотем и страстем различным» (Тит 3:3). Потому Бог и говорит: «Как вы, оставив единого Бога, предпочли многих лжеименных богов, так и Я отвергнув один народ, дарую спасение всем народам. Но вы, воздав почитание тем, которые не суть боги, но сделали их богами; а Я и неразумливые народы исполню божественной мудрости; и вы, видя это, будете истаевать от зависти» (Толк. на кн. Втор , вопр. 41).
Втор 32:30. Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!
Втор 32:31. Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том.
«Сами враги наши судьи в том», что Иегова — крепость Израиля. См. Исх 14:25; Чис 22−24; Нав 2:7−11.
Втор 32:32. Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;
Втор 32:33. вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.
Относятся к израильтянам, характеризуя их нравственную испорченность.
Втор 32:36. Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне.
«Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится» (только тогда), «когда Он увидит, что рука их ослабела» (ослабела гордость и интенсивность порока, а вместе с тем истощились и их нецелесообразно расходуемые физические силы), «и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне». Образное выражение для обозначения грандиозности истребления.
Втор 32:43. [Веселитесь, небеса, вместе с Ним, и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии.] Веселитесь, язычники, с народом Его [и да укрепятся все сыны Божии]! ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, [и ненавидящим Его воздаст,] и очистит [Господь] землю Свою и народ Свой!
Заключительный аккорд песни Моисея: грозен суд правды Божией, но он гибелен лишь для упорных отступников от Иеговы; верные же сыны Его будут спасены. Вместе с верными сынами Израиля должны торжествовать и язычники, так как «кровь рабов очищена», «мщение врагам воздано», «народ и земля очищены». Согласно толкованиям Ап. Павла (Рим 15:8−12) и христианских писателей, Моисей предызобразил в данном месте духовную радость членов Церкви Христовой, в которую должны войти как язычники, так и Иудеи (Рим 11:1).
Втор 32:47. ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею.
Ср. Втор 30:15−20.
Втор 32:48. И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал:
Втор 32:49. взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым;
Втор 32:50. и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему,
Втор 32:51. за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых;
Втор 32:52. пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым.
Ср. Чис 20:7−13:27.12−15; Втор 1:37:3.23, 4.21−22. Нево (Навав) — одна из возвышенностей горного хребта Аварим.