«За силу могучих воинов в Израиле,1
за народ, что на зов отозвался,2 —
прославьте3 ГОСПОДА!
Слушайте, цари,
внемлите, правители,
как я ГОСПОДУ,
как я Ему одному пою,
как славлю4 я ГОСПОДА,
Бога Израиля!
Когда Ты, ГОСПОДИ, из Сеира выступил,
из земли Эдомской5 шествовал,
земля тряслась,
и небо дождем проливалось,
и тучи проливались дождем.
Горы таяли6 пред ГОСПОДОМ,
и даже тот Синай, —
перед ГОСПОДОМ, Богом Израиля!
Во дни Шамгара, сына Анат, во дни Яэли
пути опустели —
вместо прямых дорог
пробирался путями окольными странник.
Опустели в Израиле
города неукрепленные,7
были пусты до тех пор,
пока не восстала я, Девора, —
пока не восстала я, мать Израиля!
Новых богов себе избрали —
вот и война в ворота стучит,
но ни щитов, ни копий не видно
у сорока тысяч израильтян.
Сердце мое — с вождями Израиля,
и с народом, что на зов отозвался.
Прославьте ГОСПОДА!
Те, кто на белых ослицах едет,
кто на коврах8 восседает,
кто по дорогам идет, —
славьте Его!
Громче, чем стрелы свищут у водопоев
и чем звенит тетива,9
да воспоют они благодеяния10 ГОСПОДНИ,
Его заступничество
за города неукрепленные11 в Израиле.
И подошел народ ГОСПОДЕНЬ
к городским воротам.
Пробудись, пробудись, о Девора, —
пробудись, пробудись и воспой!
Вставай, Варак,
и пленных веди,
плененных тобой, сын Авиноама!
И спустились тогда с холмов
уцелевшие из воинов
и народ ГОСПОДЕНЬ
вслед за могучими воинами.12
Пришли воины от Ефрема,
те, чьи корни в земле Амалека,
вслед за тобой пришли,
за войском твоим, Вениамин,
и от Махира пришли вожди,
и от Завулона — хранители посохов.13
Вожди Иссахара — с Деворой,
Иссахар, как и Варак,
устремился в долину.
А семейства Рувима медлят в тяжких раздумьях.
Что сидеть подле головешек,14
слушая посвист пастуший?
Да, семейства Рувима медлят в тяжких раздумьях!
За Иорданом живет спокойно Гилад,
а Дану что сидеть чужаком при кораблях?
На берегу морском Асир поселился,
при гаванях живет он спокойно.
Завулон на смерть себя отдает,
Неффалим — на высотах среди равнины!
Вышли цари и сразились,
вслед за ними вышли на битву
цари ханаанские
при водах Мегиддо в Таанахе,
но серебро не стало добычей их.
И звезды с небес вступили в битву,
с путей своих
в битву вступили с Сисерой!
Сметает врагов поток Кишон,
уносит их древний поток Кишон!
Иди вперед, исполнившись мужества,15 душа моя!
Топот копыт, топот,
конских копыт перестук!
„Прокляните Мероз! —
возвещает ангел ГОСПОДЕНЬ. —
Предайте проклятью обитателей его:
не пришли они на помощь ГОСПОДУ,
на помощь ГОСПОДУ не пришли
в битве против сильных“.16
Благословенна среди женщин Яэль,
жена Хевера-кенея,
среди обитательниц шатров благословенна!
Просил Сисера воды — молока подала она,
в почетной чаше поднесла ему сливок.
Протянула она к колышку руку,
молот тяжелый взяла в другую17
и сразила Сисеру, голову размозжила,
разбила, пронзила ему висок!
Рухнул он к ее ногам,
пал и лежит;
рухнул к ее ногам
и на том же месте, где пал,
там и погиб.
Всё выглядывает в окно Сисеры мать,
причитает за оконной решеткой:
„Почему же медлит с возращением его колесница,
почему не спешат колеса повозок его?“
Отвечают ей разумные жены знатные,
да и сама она так рассуждает:
„Верно, делят они добычу,
по девке на воина, даже по две,
а добыча Сисеры — одежда цветная,
пара расшитых цветных одеяний,
и для каждой из нас добычей —
по две кружевных накидки! “
Таков конец всех врагов Твоих, ГОСПОДИ,
а кто любит Тебя —
уподобится солнцу
во всем сиянии его!»18
И прекратились войны в стране, был мир сорок лет.
Песнь Деворы по поводу поражения Сисары и его войска.
Суд 5:1. В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами:
Победа над Сисарой послужила поводом для Деворы воспеть песнь, которая представляет прекраснейшее произведение еврейской поэзии. По своему построению эта песнь разделяется на три части: 1 часть обнимает ст. 3−11, 2 часть — ст. 13−21, 3 часть — ст. 22−30. Начальный стих песни (2 ст.) составляет эпилог, 12-й — интродукцию и 31-й-заключение. Гесснер (Das Z h6 auml;hlen der W h6 ouml;rter in hebr h6 auml;ischen Dichtungen 1875) делит песнь Деворы на пять частей, из которых 1-я содержит 80 слов, 2-я также 80 слов, 3-я — 32 слова, 4 я — 32 слова и 5-я — 128 слов.
Суд 5:2. Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа!
В начале песни Девора призывает славить Господа за проявление в народе израильском ревности об избавлении отечества от притеснителей.
Суд 5:3. Слушайте, цари, внимайте, вельможи: я Господу, я пою, бряцаю Господу Богу Израилеву.
Обращаясь к царям и вельможам, под которыми Таргум Ионафана разумеет царей, пришедших с Сисарой на войну, и вельмож Иавина, Девора приглашает их внимать ее победной песне.
Суд 5:4. Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду;
Суд 5:5. горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева.
Суд 5:6. Во дни Самегара, сына Анафова, во дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами.
Суд 5:7. Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле.
Суд 5:8. Избрали новых богов, оттого война у ворот. Виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля?
В начале своей песни Девора вспоминает о величии Господа, верховного Вождя и Защитника народа израильского, явление Которого на Синае сопровождалось дивными знамениями природы (Исх 19:18), и, в противоположность с этим величием Бoга израилева, изображает униженное состояние израильского народа во время Самегара, когда израильтяне, за свое уклонение от правого пути и увлечение богами других народов (Втор 32:17), терпели унижение и притеснение от хананеев. Такое униженное состояние народа продолжалось дотоле, пока не восстала Девора, а вместе с нею и другие воеводы Израиля, ревновавшие о славе Господа и свободе народа. Под Иаилью («серна») в ст. 6 Беттхер и Кесслер разумеют не Иаиль кенеянку, а Самегара, имевшего такое прозвище.
Суд 5:9. Сердце мое к вам, начальники Израилевы, к ревнителям в народе; прославьте Господа!
Суд 5:10. Ездящие на ослицах белых, сидящие на коврах и ходящие по дороге, пойте песнь!
Суд 5:11. Среди голосов собирающих стада при колодезях, там да воспоют хвалу Господу, хвалу вождям Израиля! Тогда выступил ко вратам народ Господень.
Обращаясь к вождям народа израильского и к самому народу, Девора призывает их к прославлению Господа за освобождение народа Израильского.
Суд 5:12. Воспряни, воспряни, Девора! воспряни, воспряни! воспой песнь! Восстань, Варак! и веди пленников твоих, сын Авиноамов!
Освобождение народа Израильского от хананейского ига имело своей ближайшей причиной пробуждение национального чувства в пророчице Деворе и вожде Вараке, которые обратились с воззванием к народу.
Суд 5:13. Тогда немногим из сильных подчинил Он народ; Господь подчинил мне храбрых.
Суд 5:14. От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика; за тобою Вениамин, среди народа твоего; от Махира шли начальники, и от Завулона владеющие тростью писца.
Суд 5:15. И князья Иссахаровы с Деворою, и Иссахар так же, как Варак, бросился в долину пеший. В племенах Рувимовых большое разногласие.
Суд 5:16. Что сидишь ты между овчарнями, слушая блеяние стад? В племенах Рувимовых большое разногласие.
Суд 5:17. Галаад живет спокойно за Иорданом, и Дану чего бояться с кораблями? Асир сидит на берегу моря и у пристаней своих живет спокойно.
Суд 5:18. Завулон — народ, обрекший душу свою на смерть, и Неффалим — на высотах поля.
Девора изображает, как разные колена израильские отнеслись к воззванию восстать на борьбу против хананеев. Тогда как одни колена, как Ефремово, Вениаминово, Манассиино (западная часть его, названная по имени старшего рода колена Махировым, И. Нав 17:1−2), Завулоново, Неффалимово и Иссахарово, отнеслись к нему с полным сочувствием, другие, как Рувимово, восточная часть Манассиина (называемая Галаадом), Асирово и Даново, отнеслись к нему без должного сочувствия, и во время народной битвы спокойно предавались своим занятиям.
Суд 5:19. Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра.
Суд 5:20. С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою.
Суд 5:21. Поток Киссон увлек их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу!
Девора изображает самую битву израильтян с хананеями. В поэтическом восторге ей кажется, что даже звезды небесные сражались с Сисарой и самый поток Кисон остался не равнодушным к телам убитых воинов, но стремительно уносил их. Города Таанах, Мегиддон, близ которых происходила битва израильтян с Сисарой, находились в долине Эздрелонской, посреди которой протекал Кисон (соврем. Нар-эль Мукатта).
Суд 5:22. Тогда ломались копыта конские от побега, от побега сильных его.
Изображается бегство ханаанских всадников, после поражения их в битве с израильтянами.
Суд 5:23. Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми.
Суд 5:24. Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!
Суд 5:25. Воды просил он: молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего.
Суд 5:26. [Левую] руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его.
Суд 5:27. К ногам ее склонился, пал и лежал, к ногам ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный.
Суд 5:28. В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго не идет конница его, что медлят колеса колесниц его?
Суд 5:29. Умные из ее женщин отвечают ей, и сама она отвечает на слова свои:
Суд 5:30. верно, они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина, в добычу полученная разноцветная одежда Сисаре, полученная в добычу разноцветная одежда, вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.
Девора именем ангела Господня проклинает жителей неизвестного города Мероза, не желавших принять участие в преследовании хананейских воинов, восхваляет Иаиль кенеянку за убиение Сисары, и художественно изображает надежды и мучительные опасения матери Сисары, ожидающей возвращения своего сына с поля битвы вместе с богатой добычей.
Суд 5:31. Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей! — И покоилась земля сорок лет.
Заключение песни Деворы: всех врагов Господа ожидает погибель, а любящих Его — прославление. После свержения хананейского ига, страна Израильская покоилась сорок лет.