Судьи 5 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Девора и Варак, сын Авиноама, так воспели победу Израиля в тот день:
2

«За силу могучих воинов в Израиле,1
за народ, что на зов отозвался,2
прославьте3 ГОСПОДА!

3

Слушайте, цари,
внемлите, правители,
как я ГОСПОДУ,
как я Ему одному пою,
как славлю4 я ГОСПОДА,
Бога Израиля!

4

Когда Ты, ГОСПОДИ, из Сеира выступил,
из земли Эдомской5 шествовал,
земля тряслась,
и небо дождем проливалось,
и тучи проливались дождем.

5

Горы таяли6 пред ГОСПОДОМ,
и даже тот Синай, —
перед ГОСПОДОМ, Богом Израиля!

6

Во дни Шамгара, сына Анат, во дни Яэли
пути опустели —
вместо прямых дорог
пробирался путями окольными странник.

7

Опустели в Израиле
города неукрепленные,7
были пусты до тех пор,
пока не восстала я, Девора, —
пока не восстала я, мать Израиля!

8

Новых богов себе избрали —
вот и война в ворота стучит,
но ни щитов, ни копий не видно
у сорока тысяч израильтян.

9

Сердце мое — с вождями Израиля,
и с народом, что на зов отозвался.
Прославьте ГОСПОДА!

10

Те, кто на белых ослицах едет,
кто на коврах8 восседает,
кто по дорогам идет, —
славьте Его!

11

Громче, чем стрелы свищут у водопоев
и чем звенит тетива,9
да воспоют они благодеяния10 ГОСПОДНИ,
Его заступничество
за города неукрепленные11 в Израиле.
И подошел народ ГОСПОДЕНЬ
к городским воротам.

12

Пробудись, пробудись, о Девора, —
пробудись, пробудись и воспой!
Вставай, Варак,
и пленных веди,
плененных тобой, сын Авиноама!

13

И спустились тогда с холмов
уцелевшие из воинов
и народ ГОСПОДЕНЬ
вслед за могучими воинами.12

14

Пришли воины от Ефрема,
те, чьи корни в земле Амалека,
вслед за тобой пришли,
за войском твоим, Вениамин,
и от Махира пришли вожди,
и от Завулона — хранители посохов.13

15

Вожди Иссахара — с Деворой,
Иссахар, как и Варак,
устремился в долину.
А семейства Рувима медлят в тяжких раздумьях.

16

Что сидеть подле головешек,14
слушая посвист пастуший?
Да, семейства Рувима медлят в тяжких раздумьях!

17

За Иорданом живет спокойно Гилад,
а Дану что сидеть чужаком при кораблях?
На берегу морском Асир поселился,
при гаванях живет он спокойно.

18

Завулон на смерть себя отдает,
Неффалим — на высотах среди равнины!

19

Вышли цари и сразились,
вслед за ними вышли на битву
цари ханаанские
при водах Мегиддо в Таанахе,
но серебро не стало добычей их.

20

И звезды с небес вступили в битву,
с путей своих
в битву вступили с Сисерой!

21

Сметает врагов поток Кишон,
уносит их древний поток Кишон!
Иди вперед, исполнившись мужества,15 душа моя!

22

Топот копыт, топот,
конских копыт перестук!

23

„Прокляните Мероз! —
возвещает ангел ГОСПОДЕНЬ. —
Предайте проклятью обитателей его:
не пришли они на помощь ГОСПОДУ,
на помощь ГОСПОДУ не пришли
в битве против сильных“.16

24

Благословенна среди женщин Яэль,
жена Хевера-кенея,
среди обитательниц шатров благословенна!

25

Просил Сисера воды — молока подала она,
в почетной чаше поднесла ему сливок.

26

Протянула она к колышку руку,
молот тяжелый взяла в другую17
и сразила Сисеру, голову размозжила,
разбила, пронзила ему висок!

27

Рухнул он к ее ногам,
пал и лежит;
рухнул к ее ногам
и на том же месте, где пал,
там и погиб.

28

Всё выглядывает в окно Сисеры мать,
причитает за оконной решеткой:
„Почему же медлит с возращением его колесница,
почему не спешат колеса повозок его?“

29

Отвечают ей разумные жены знатные,
да и сама она так рассуждает:

30

„Верно, делят они добычу,
по девке на воина, даже по две,
а добыча Сисеры — одежда цветная,
пара расшитых цветных одеяний,
и для каждой из нас добычей —
по две кружевных накидки! “

31

Таков конец всех врагов Твоих, ГОСПОДИ,
а кто любит Тебя —
уподобится солнцу
во всем сиянии его!»18


И прекратились войны в стране, был мир сорок лет.

Толковая Библия Лопухина

Песнь Деворы по поводу поражения Сисары и его войска.

Суд 5:1. В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами:

Победа над Сисарой послужила поводом для Деворы воспеть песнь, которая представляет прекраснейшее произведение еврейской поэзии. По своему построению эта песнь разделяется на три части: 1 часть обнимает ст. 3−11, 2 часть — ст. 13−21, 3 часть — ст. 22−30. Начальный стих песни (2 ст.) составляет эпилог, 12-й — интродукцию и 31-й-заключение. Гесснер (Das Z h6 auml;hlen der W h6 ouml;rter in hebr h6 auml;ischen Dichtungen 1875) делит песнь Деворы на пять частей, из которых 1-я содержит 80 слов, 2-я также 80 слов, 3-я — 32 слова, 4 я — 32 слова и 5-я — 128 слов.

Суд 5:2. Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа!

В начале песни Девора призывает славить Господа за проявление в народе израильском ревности об избавлении отечества от притеснителей.

Суд 5:3. Слушайте, цари, внимайте, вельможи: я Господу, я пою, бряцаю Господу Богу Израилеву.

Обращаясь к царям и вельможам, под которыми Таргум Ионафана разумеет царей, пришедших с Сисарой на войну, и вельмож Иавина, Девора приглашает их внимать ее победной песне.

Суд 5:4. Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду;

Суд 5:5. горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева.

Суд 5:6. Во дни Самегара, сына Анафова, во дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами.

Суд 5:7. Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле.

Суд 5:8. Избрали новых богов, оттого война у ворот. Виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля?

В начале своей песни Девора вспоминает о величии Господа, верховного Вождя и Защитника народа израильского, явление Которого на Синае сопровождалось дивными знамениями природы (Исх 19:18), и, в противоположность с этим величием Бoга израилева, изображает униженное состояние израильского народа во время Самегара, когда израильтяне, за свое уклонение от правого пути и увлечение богами других народов (Втор 32:17), терпели унижение и притеснение от хананеев. Такое униженное состояние народа продолжалось дотоле, пока не восстала Девора, а вместе с нею и другие воеводы Израиля, ревновавшие о славе Господа и свободе народа. Под Иаилью («серна») в ст. 6 Беттхер и Кесслер разумеют не Иаиль кенеянку, а Самегара, имевшего такое прозвище.

Суд 5:9. Сердце мое к вам, начальники Израилевы, к ревнителям в народе; прославьте Господа!

Суд 5:10. Ездящие на ослицах белых, сидящие на коврах и ходящие по дороге, пойте песнь!

Суд 5:11. Среди голосов собирающих стада при колодезях, там да воспоют хвалу Господу, хвалу вождям Израиля! Тогда выступил ко вратам народ Господень.

Обращаясь к вождям народа израильского и к самому народу, Девора призывает их к прославлению Господа за освобождение народа Израильского.

Суд 5:12. Воспряни, воспряни, Девора! воспряни, воспряни! воспой песнь! Восстань, Варак! и веди пленников твоих, сын Авиноамов!

Освобождение народа Израильского от хананейского ига имело своей ближайшей причиной пробуждение национального чувства в пророчице Деворе и вожде Вараке, которые обратились с воззванием к народу.

Суд 5:13. Тогда немногим из сильных подчинил Он народ; Господь подчинил мне храбрых.

Суд 5:14. От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика; за тобою Вениамин, среди народа твоего; от Махира шли начальники, и от Завулона владеющие тростью писца.

Суд 5:15. И князья Иссахаровы с Деворою, и Иссахар так же, как Варак, бросился в долину пеший. В племенах Рувимовых большое разногласие.

Суд 5:16. Что сидишь ты между овчарнями, слушая блеяние стад? В племенах Рувимовых большое разногласие.

Суд 5:17. Галаад живет спокойно за Иорданом, и Дану чего бояться с кораблями? Асир сидит на берегу моря и у пристаней своих живет спокойно.

Суд 5:18. Завулон — народ, обрекший душу свою на смерть, и Неффалим — на высотах поля.

Девора изображает, как разные колена израильские отнеслись к воззванию восстать на борьбу против хананеев. Тогда как одни колена, как Ефремово, Вениаминово, Манассиино (западная часть его, названная по имени старшего рода колена Махировым, И. Нав 17:1−2), Завулоново, Неффалимово и Иссахарово, отнеслись к нему с полным сочувствием, другие, как Рувимово, восточная часть Манассиина (называемая Галаадом), Асирово и Даново, отнеслись к нему без должного сочувствия, и во время народной битвы спокойно предавались своим занятиям.

Суд 5:19. Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра.

Суд 5:20. С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою.

Суд 5:21. Поток Киссон увлек их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу!

Девора изображает самую битву израильтян с хананеями. В поэтическом восторге ей кажется, что даже звезды небесные сражались с Сисарой и самый поток Кисон остался не равнодушным к телам убитых воинов, но стремительно уносил их. Города Таанах, Мегиддон, близ которых происходила битва израильтян с Сисарой, находились в долине Эздрелонской, посреди которой протекал Кисон (соврем. Нар-эль Мукатта).

Суд 5:22. Тогда ломались копыта конские от побега, от побега сильных его.

Изображается бегство ханаанских всадников, после поражения их в битве с израильтянами.

Суд 5:23. Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми.

Суд 5:24. Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!

Суд 5:25. Воды просил он: молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего.

Суд 5:26. [Левую] руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его.

Суд 5:27. К ногам ее склонился, пал и лежал, к ногам ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный.

Суд 5:28. В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго не идет конница его, что медлят колеса колесниц его?

Суд 5:29. Умные из ее женщин отвечают ей, и сама она отвечает на слова свои:

Суд 5:30. верно, они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина, в добычу полученная разноцветная одежда Сисаре, полученная в добычу разноцветная одежда, вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.

Девора именем ангела Господня проклинает жителей неизвестного города Мероза, не желавших принять участие в преследовании хананейских воинов, восхваляет Иаиль кенеянку за убиение Сисары, и художественно изображает надежды и мучительные опасения матери Сисары, ожидающей возвращения своего сына с поля битвы вместе с богатой добычей.

Суд 5:31. Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей! — И покоилась земля сорок лет.

Заключение песни Деворы: всех врагов Господа ожидает погибель, а любящих Его — прославление. После свержения хананейского ига, страна Израильская покоилась сорок лет.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Пер. по друг. чтению. Или: когда распущены (волосы) у израильтян; или: когда вожди Израиля шли впереди
2  [2] — Или: за народ, добровольно отдавший себя; то же в ст. 9.
2  [3] — Букв.: благословите; то же в ст. 9.
3  [4] — Или: играю (на музыкальном инструменте).
4  [5] — Букв.: от полей Эдомских.
5  [6] — Букв.: текли.
7  [7] — Пер. по друг. чтению. Или: исчезли вожди в Израиле; или: исчезли сельские жители в Израиле.
10  [8] — Букв.: плащи / одеяния — возможно, имеется в виду подстилка для едущих верхом.
11  [9] — Пер. стиха по друг. чтению. Или: прислушайтесь к (тому, что говорят) пастухи у водопоев; или: вдали от (стрел вражеских) лучников, у водопоев
11  [10] — Здесь и ниже в этом стихе букв.: праведность.
11  [11] — Или: за земледельцев.
13  [12] — Пер. стиха по друг. чтению. Или: против могучих воинов.
14  [13] — Букв.: те, кто несет трости писца — вероятно, речь идет о тех, кто записывает мужчин на военную службу.
16  [14] — Или: подле овечьих загонов.
21  [15] — Или: (собравшись) с силами.
23  [16] — Или: против (вражьих) воинов.
26  [17] — Букв.: в правую — молот работников.
31  [18] — Букв.: солнцу в его силе.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.