1 Царств 7 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Жители Кирьят-Еарима пришли и забрали ковчег ГОСПОДЕНЬ. Они отнесли его в дом Авинадава, что на холме, а его сына Элеазара освятили, чтобы он заботился о ковчеге ГОСПОДНЕМ.
2 С тех пор как ковчег остался в Кирьят-Еариме, прошло много времени — лет двадцать. И стал весь род Израилев1 каяться, желая вернуться к ГОСПОДУ.2
3 Сказал Самуил всему роду Израилеву: «Если вы всем сердцем возвращаетесь к ГОСПОДУ, то удалите от себя чужих богов и астарт, обратите сердца к ГОСПОДУ и служите только Ему — и Он избавит вас от филистимлян».
4 Оставили израильтяне ваалов и астарт и стали служить одному ГОСПОДУ.
5 Тогда Самуил сказал: «Пусть весь Израиль соберется в Мицпу, чтобы я помолился о вас ГОСПОДУ».
6 Народ собрался в Мицпу и, набрав воды, в знак покаяния вылил ее перед ГОСПОДОМ. В тот день они постились и говорили: «Согрешили мы против ГОСПОДА». (А Самуил в Мицпе был судьей израильтян.)
7 Услышав, что израильтяне собрались в Мицпе, филистимские правители решили идти войной на Израиль. Узнали об этом израильтяне и испугались.
8 Они говорили Самуилу: «Не переставай взывать о нас к ГОСПОДУ, Богу нашему, чтобы спас Он нас от филистимлян!»
9 Взял Самуил молочного ягненка и принес его целиком во всесожжение ГОСПОДУ. Воззвал Самуил к ГОСПОДУ об Израиле, и ответил ему ГОСПОДЬ.
10 Едва успел Самуил принести всесожжение ГОСПОДУ, как филистимляне, подойдя совсем близко, изготовились напасть на израильтян. Но тут ГОСПОДЬ обрушил на филистимлян сильный гром и тем самым поверг их в ужас, и разбили их израильтяне.
11 Израильтяне вышли из Мицпы и гнали филистимлян вплоть до окрестностей Бет-Кара, убивая их по дороге.
12 Самуил взял камень, поставил его между Мицпой и Шеном и дал ему имя Эвен-Эзер,3 сказав: «До сего места ГОСПОДЬ помог нам дойти ».
13 Так филистимляне были усмирены и больше не осмеливались вторгаться в пределы Израиля. Во времена Самуила рука ГОСПОДНЯ сдерживала филистимлян.
14 Города от Экрона и до Гата, что филистимляне прежде захватили у израильтян, были возвращены Израилю. Эти области Израиль освободил от филистимлян, и с амореями у Израиля был мир.
15 Самуил был судьей и правил Израилем, пока был жив.
16 Год за годом он ходил из Бет-Эля в Гилгал и в Мицпу как правитель всех этих селений и разбирал тяжбы израильтян.
17 Потом он возвращался в Раму — ведь там был его дом — и правил израильтянами оттуда. Там же он воздвиг и жертвенник ГОСПОДУ.

Толковая Библия Лопухина

Пребывание Ковчега Завета в Кириаф-Иариме. Правление судии и пророка Самуила.

1Цар 7:1. И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа.

На основании 1Пар 15:10−11 полагают, что «Аминадав» и его сын «Елеазар» принадлежали к колену Левия. В г. Кириаф-Иарим Ковчег Завета находился до времен царя Давида, который перенес его в новоустроенную им иерусалимскую скинию (2Цар 6:1). Что же касается самой скинии, находившейся в Силоме, то она была перенесена сначала в Номву (1Цар 26:1), затем — в Гаваон (1Пар 16:39:21.29; 2Пар 1:3) и, наконец, разобрана и сложена в одном из помещений Соломонова храма в Иерусалиме, совместно со скинией Давидовой.

1Цар 7:2. С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу.

«И обратился весь дом Израилев к Господу»: под внешним влиянием филистимского гнета (1Цар 7:3) евреи раскаялись в своих увлечениях язычеством соседей и обратились сердцем к исполнению благого и совершенного закона Господня.

1Цар 7:4. И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу.

«Ваал и Астарта» — языческие божества, чествовавшиеся в Ханаане, Финикии, Месопотамии и других странах Передней Азии. Культ Ваала говорил преимущественно о грозном могуществе божества; культ Астарты — о его производительной силе. Последний сопровождался различного рода распутством, возведенным до степени священного служения богине. (Подробнее см. в соч. М. Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев». Спб. 1897, с. 217−246, 295−335).

1Цар 7:5. И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу и я помолюсь о вас Господу.

«Массифа» Самуилова — город на северо-западе от Иерусалима, на юг от Гаваона.

1Цар 7:6. И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.

«Черпание воды и поливание ею пред Господом» служило символом глубокого сокрушения о грехах и вместе покаянной жертвы еврейского народа. В Плач 2:19 кн. «Плач Иеремии» встречается выражение: «Изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа»!

«Судил» — в смысле разбирал дела и тяжбы народа, наставляя его в истинном законе.

1Цар 7:7. Когда же услышали Филистимляне, что собрались сыны Израилевы в Массифу, тогда пошли владетели Филистимские на Израиля. Израильтяне, услышав о том, убоялись Филистимлян.

Филистимлянам представилось, что евреи сосредоточились в Массифе не иначе как с враждебной к ним целью.

1Цар 7:9. И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его [со всем народом] во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь.

В отношении особенностей религиозного и общественного быта евреев период Судей может быть рассматриваем как период патриархальной реакции в жизни народа. Закон о единстве богослужебного пункта и исключительности богослужебных лиц не был соблюдаем с большой строгостью даже лучшими из евреев того времени. Помимо скинии, жертвы Истинному Богу приносились и там, где то или другое лицо ощущало потребность в их принесении; и приносились нередко людьми, не имевшими священного сана. (Подробнее см. в соч. И. Троицкого «Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей». Спб., 1885).

«Ягненка от сосцов» — жертвенный агнец должен быть по закону (Лев 22:27) не моложе семи дней.

1Цар 7:11. И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их до места под Вефхором.

По мнению епископа Гервея, между евреями и аморреями был заключен оборонительный союз, направленный главным образом против филистимлян (Английская Комм. Библия).

1Цар 7:17. потом возвращался в Раму; ибо там был дом его, и там судил он Израиля, и построил там жертвенник Господу.

См. примеч. к 1Цар 7:9.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: дом Израилев; то же в ст. 3.
2  [2] — Или: и стал весь народ израильский с плачем обращаться к Господу. Точный смысл масоретского текста здесь неясен.
12  [3] — Букв.: камень помощи.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.