По Матфею 12 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → В переводе Лутковского

 
 

Некоторое время спустя случилось Иисусу проходить в субботний день засеянными полями. Ученики Его, проголодавшись, начали срывать колосья и есть зерна.
 
Однажды в субботу Иисус проходил мимо засеянных полей, а ученики Его, проголодавшись, стали срывать колосья1 и есть.

Это увидели фарисеи и сказали Ему: «Смотри, ученики Твои делают то, что в субботу делать нельзя».
 
Фарисеи же, увидев это, говорят Ему: вот, ученики Твои делают то, что не позволено делать в субботу.

А Он их спросил: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и бывшие с ним проголодались?
 
Он же отвечал им: разве не читали вы, что сделал Давид, когда проголодался со спутниками своими?

Как вошел в Божий Дом он и ел тот хлеб, что кладут перед Богом, хлеб, который нельзя было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам?
 
Как вошел он в дом Божий2 и ел священный хлеб,3 который не позволено было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам?

Или вы не читали в Законе о том, что и сами священники по субботам нарушают в Храме субботу, но это в вину не вменяется им?
 
И разве не читали вы в законе, что священники в храме могут нарушать заповедь о субботе, оставаясь невиновными?

Но Я говорю вам: здесь нечто большее, чем Храм!
 
Но говорю вам: здесь Тот, Кто превыше храма.

Если б вы понимали, что значат слова Писания: „Милосердия Я хочу, а не жертвы“,1 не осудили бы невиновных.
 
И если бы вы знали, что это значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, (Ос 6:6)

Ибо Сын Человеческий — Господин субботы».
 
ибо Сын Человеческий господин субботы.

Иисус оставил то место и пришел в синагогу их.
 
Уйдя оттуда, Он пришёл в местную синагогу,

Там был человек с сухой рукой. Иисуса спросили, чтобы обвинить Его: «Можно ли исцелять в субботу?»
 
а там был человек с сухой рукой. И чтобы обвинить Его, они подошли к Нему с вопросом: можно ли исцелять в субботу?

Он ответил: «Если в субботу у кого-то из вас единственная овца упадет в яму, разве не вытащит он ее?
 
Он же сказал им: есть ли среди вас такой человек, который в субботу не вытащит свою единственную овцу из ямы, если она упадет туда?

Человек не дороже ль овцы?! Стало быть, можно делать добро в субботу».
 
А ведь человека невозможно и сравнить с овцой! Так что можно в субботу творить добро;

Потом Он сказал тому человеку: «Протяни свою руку!» Тот протянул — и рука стала такой же здоровой, как и другая.
 
после этого Он говорит тому человеку: подыми руку свою. Тот поднял, и она стала здоровой, как и другая.

Фарисеи же, выйдя из синагоги, стали решать, как расправиться им с Иисусом.
 
И, выйдя, фарисеи приняли решение: погубить Его, однако Иисус, узнав об этом, удалился оттуда.

Иисусу стало известно об этом, и Он удалился оттуда, и многие последовали за Ним. Он исцелил всех больных,
 
И последовало за Ним множество людей, и Он исцелил их, а всех исцеленных отослал,

но строго им наказал о Нем не говорить никому.
 
запретив им разглашать о Нём,

Произошло это всё, чтобы исполнилось сказанное через пророка Исайю:
 
во исполнение сказанного пророком Исайей:

«Вот Слуга Мой, Которого Я избрал; возлюбленный Мой, радость души Моей; наделю Его Духом Моим, и возвестит Он справедливость2 народам.
 
вот Сын Мой, Которого Я избрал; Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Я ниспошлю на Него Дух Мой, и Он возвестит народам о правосудии.

Не будет ни спорить Он, ни кричать; и никто не услышит на улицах голос Его.
 
Он не подымет ни спора, ни крика, и никто не услышит на улицах голоса Его;

Он надломленного тростника не переломит и фитиля курящегося не угасит, пока не приведет справедливость к победе.
 
Он тростинку надломленную не переломит и дымящийся светильник не погасит во имя окончательного торжества правосудия.

И на имя Его уповать будут народы».3
 
И на Него будут уповать народы. (Ис 42:1−4; Ис 5:1)4

В то время привели к Нему одержимого бесом; человек был слепым и немым. Иисус исцелил его, так что стал тот видеть и говорить.
 
И вот, привели к Нему бесноватого, который был слеп и нем, и Он исцелил его, так что тот, будучи немым и слепым, стал говорить и видеть.

Весь народ пришел в изумление. «Уж не Сын ли Давидов Он?» — вопрошали иные.
 
И все люди в изумлении спрашивали: может быть, Он и есть Сын Давида?

Фарисеи же, услышав про это, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского».
 
Услышав это, фарисеи стали говорить: Он бесов изгоняет не иначе как с помощью веельзевула, владыки бесов.

Зная помыслы их, Иисус сказал им: «Всякое царство, разделенное на враждующие между собой стороны, обратится в пустыню; и всякий город или дом, где живущие друг с другом не в ладу, не устоит.
 
Он же, зная помышления их, сказал им: любое царство, в котором начнутся междоусобицы, опустеет, и любой город или дом, в котором начнутся междоусобицы, не устоит.

И если сатана изгоняет сатану, то он сам с собою не в ладу. Как же устоит его царство?
 
И если сатана изгоняет сатану, то, значит, он враждует против себя самого. Как же устоит царство его?

И если Я изгоняю бесов силою Веельзевула, то чьей силой изгоняют бесов ваши люди? Они-то и будут вам судьями.
 
И если Я с помощью веельзевула изгоняю бесов, то кто же помогает изгонять их сыновьям вашим?5 Пусть же они будут вам судьями.

Если же Духом Божьим изгоняю Я бесов, тогда Царство Божие пришло уже к вам.
 
Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, стало быть, приблизилось к вам Царство Божье.

И еще: разве может кто проникнуть в дом сильного и похитить вещи его, если прежде не свяжет хозяина? Только после того он сможет разграбить его дом.
 
Разве кто-нибудь сможет зайти в дом сильного человека и, разграбив дом его, похитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?

Вы же знайте: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает.
 
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Потому говорю вам: всякий грех и хула любая людям простятся, но хула на Духа не простится.
 
Поэтому говорю вам: любой грех и кощунство могут быть прощены людям, но кощунство на Дух (Святой) не простится им.

Если скажет кто слово против Сына Человеческого, простится ему, но кто скажет против Духа Святого, не простится ему ни в этом мире,4 ни в грядущем.
 
И тот, кто скажет слово даже против Сына Человеческого, будет прощен, но тот, кто скажет против Духа Святого, не будет прощен ни в нынешнем веке, ни в будущем.

Или вы признаёте5 хорошим дерево и хорошим же плод его, или плохим признаёте дерево и плохим его плод; по плодам узнаётся дерево.
 
Вы или признайте дерево хорошим и плоды его хорошими, или признайте дерево прогнившим и плоды его гнилыми, потому что дерево познается по его плодам.

Отродье змеиное! Как можете доброе говорить, будучи злыми?! Чем полнится сердце, о том и уста говорят.
 
О змеиное отродье, как вы можете говорить о добре, будучи злы? Ведь уста говорят о том, что переполняет сердце.

Добрый человек из хранимого им добра выносит доброе; а злой человек из зла, им хранимого, злое выносит.
 
Добрый человек из тайников доброго (сердца) выносит добро, а злой человек из тайников злого (сердца) выносит зло.

И Я говорю вам: в День Суда ответят люди за всякое праздное слово, что сказано ими.
 
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, сказанное людьми, они дадут ответ в день суда,

От слов твоих и зависит: будешь ли ты оправдан иль осужден».
 
ибо за слова свои ты будешь оправдан, и за слова же свои будешь осужден.

Иные из книжников и фарисеев, бывшие при этом, сказали Ему: «Учитель! Мы хотим, чтобы Ты явил нам знамение».
 
Тогда несколько книжников и фарисеев сказали, обращаясь к Нему: Учитель! Мы хотим, чтобы Ты дал нам увидеть знамение.6

Но он ответил им: «Нечестивое и безбожное6 поколение ищет знамения, но не будет ему дано иного, кроме знамения пророка Ионы.
 
Он же сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный знамения требует, но никакого знамения не будет дано ему, кроме знамения пророка Ионы,

Ибо так же, как Иона пробыл во чреве огромной рыбы три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пробудет в недрах земли три дня и три ночи.7
 
ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пребудет в недрах земли три дня и три ночи. (Иона 2:1)

Во время Суда встанут с людьми нынешнего поколения и будут свидетельствовать против них жители Ниневии, ибо они покаялись, услышав проповедь Ионы. А здесь Тот, Кто больше, чем Иона.
 
Жители Ниневии восстанут для суда с этим родом и осудят его, потому что они покаялись после проповеди Ионы, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Иону.

Во время Суда воскреснет с людьми этого поколения царица юга и будет свидетельствовать против них, ибо пришла она с другого конца земли послушать мудрого Соломона. А здесь Тот, Кто больше, чем Соломон.
 
Царица южная7 воскреснет для суда с этим родом и осудит его, потому что она из самых дальних земель пришла послушать поучения Соломона, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Соломона.

Когда нечистый дух выходит из человека, то бродит он по безводным краям в поисках места покоя, но не находит его.
 
Нечистый дух, после того как он вышел из человека, скитается по безводным краям, ища покоя, и не находит.

И говорит тогда: „Вернусь в свой дом, оставленный мной“. Возвратившись же, находит его незанятым да еще подметенным и прибранным.
 
Тогда говорит он: возвращусь-ка я в дом свой, из которого вышел. И, придя, находит его свободным, убранным и украшенным.

Идет он, и приводит с собой других семь духов, притом злейших, чем сам он, те входят и живут там, и в конце тому человеку приходится хуже, чем было вначале. То же самое произойдет с нечестивым8 нынешним поколением».
 
Тогда он идет и берет с собой семь других духов, более злых, чем он сам, и, войдя в человека, они остаются жить в нём. И становится для того последнее хуже первого. Так будет и с этим родом лукавым.

В то время, когда еще Иисус говорил с народом, мать и братья Его пришли и стояли поодаль, желая поговорить с Ним.
 
Он ещё говорил с народом, когда (пришли) мать и братья Его и встали во дворе, желая поговорить с Ним.

[Кто-то сказал Ему: «Там, в стороне, мать и братья Твои стоят: они хотят поговорить с Тобою».]
 
И кто-то сказал Ему: мать Твоя и братья Твои стоят во дворе, желая поговорить с Тобой.

«Кто Моя мать и кто братья Мои?» — ответил Иисус тому человеку.
 
Он же, обратясь к тому, кто сказал Ему это, спросил: а кто мать Моя или братья Мои?

И, рукой указав на Своих учеников, сказал: «Вот Моя мать и братья Мои.
 
И, указав рукой на учеников Своих, сказал: вот мать Моя и братья Мои,

Ибо кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот Мне и брат, и сестра, и мать».
 
ибо всякий, кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот и брат Мой, и сестра Моя, и мать.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Ос 6:6.
18  [2] — Или: суд; то же в ст. 20.
21  [3] — Ис 42:1−4.
32  [4] — Или: веке.
33  [5] — Букв.: сделайте (в своем сознании).
39  [6] — Букв.: нарушающее супружескую верность/верность завету.
40  [7] — Иона 2:1.
45  [8] — Букв.: злым.
 
В переводе Лутковского
[12.1] Срывание колосьев, разрешенное законом (Втор. 23.25), было приравнено фарисеями к жатве, которая запрещалась в субботу.
[12.2] «дом Божий» — главная часть Храма;
[12.3] «священный хлеб» — пресный хлеб, положенный на жертвенник (традиционный перевод — «хлебы предложения» (см. Исх. 25.30).
[12.4] 12.18 — 21. Цитируя пророка Исайю, Матфей в основном использует текст Септуагинты, но некоторые слова он дает, видимо, в своем переводе с еврейского оригинала, поскольку они отличаются как от греческого, так и от еврейского текстов.
[12.5] сыновьям вашим — по всей видимости, речь идет об учениках фарисеев, которые изгоняли бесов с помощью заклинаний; но, возможно, подразумеваются апостолы, которые были «сыновьями» иудейского народа.
[12.6] знамение — книжники и фарисеи требуют от Иисуса совершения чуда, дабы тем самым Он подтвердил свои полномочия обличать их.
[12.7] «царица южная» — царица Савского (Сабейского) царства в Аравии, посещавшая царя Соломона в Иерусалиме (см. 3 Цар. 10.1 — 13).
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.