По Матфею 7 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → В переводе Лутковского

 
 

Не осуждайте, чтобы и вас не осудил Бог,
 
Не обвиняйте, чтобы не быть обвиненными,

ибо каким судом судите, таким и сами судимы будете, и какой мерой мерите, такою же отмерится вам.
 
ибо в какой вине обвиняете, в такой и вас обвинят, и какою мерою мерите, такою и вам отмерят.

Что смотришь ты на соринку в глазу брата своего, а в собственном — бревна не замечаешь?
 
Что ж ты смотришь на сучок в глазу ближнего твоего, а в своем глазу бревна не замечаешь?

Как можешь говорить брату своему: „Дай-ка выну соринку из глаза твоего“, когда у самого в глазу бревно?
 
Как же ты скажешь ближнему твоему: давай, я выну сучок из глаза твоего, если у тебя бревно в глазу?

Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза, тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.
 
Лицемер! Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза ближнего твоего.

Не давайте святыни псам. И жемчуга своего не сыпьте перед свиньями, ибо растопчут они его ногами, а псы, накинувшись, вас разорвут.
 
Не давайте священножертвенного псам, чтобы они, обратясь, не растерзали вас, и не рассыпайте жемчужин перед свиньями, чтобы они не растоптали их ногами своими.

Просите — и дано вам будет, ищите — и найдете, стучитесь — и отворят вам.
 
Просите, и будет дано вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, (Иер 29:13)

Ибо всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, отворяют.
 
ибо каждый просящий — получает, ищущий — находит, а стучащему — отворяют.

Разве даст кто-нибудь из вас сыну своему камень, когда тот попросит хлеба,
 
Есть ли среди вас такой человек, который подаст сыну своему камень, если тот попросит у него хлеба?

даст ли змею ему, когда попросит он рыбы?
 
Или, если тот попросит у него рыбы, подаст змею?

Но если даже вы, оставаясь людьми злыми, способны дарить вашим детям хорошее, то тем более Отец ваш Небесный даст просящим у Него нужное им.1
 
Поэтому, если вы, будучи грешны, способны творить благодеяния детям вашим, то тем более Отец ваш Небесный ниспошлет блага тем, кто просит у Него об этом.

И так во всем: как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так и сами поступайте с ними; этому учат Закон и пророки.
 
Итак, чтобы люди делали вам всё то, что вы хотите, то же самое делайте и вы им. В этом суть закона и писаний пророков.

Входите узкими вратами! Широки ворота, и просторен путь, что ведет к погибели, и многие его выбирают.
 
Входите узкими вратами, ибо широки врата и удобен путь, ведущий к погибели,

Как2 узки ворота, и тесен путь, что ведет в жизнь, и немногие находят его.3
 
но узки врата и труден путь, ведущий к Жизни, и не многие выбирают его.

Бойтесь лжепророков! В овечьей шкуре приходят они к вам, нутром же они — волки хищные.
 
Остерегайтесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри — хищные волки;

По делам4 их узнаете, кто они. Разве собирают гроздья виноградные с терновника или с репейника смоквы?
 
их вы узнаете по плодам дел их. Разве собирают с терновника виноград или с репейника смоквы?

Всякое хорошее дерево приносит добрые плоды, а плохое — худые.
 
Так же и любое хорошее дерево приносит хорошие плоды, а прогнившее дерево приносит плоды гнилые.

Хорошее дерево не может приносить худых плодов, а плохое дерево — добрых плодов.
 
Не может ни хорошее дерево приносить гнилые плоды, ни прогнившее дерево приносить хорошие плоды.

Всякое дерево, не приносящее добрых плодов, срубают и бросают в огонь.
 
Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, будет срублено и брошено в огонь.

Итак, по плодам их узнаете, кто они.
 
Так что их вы узнаете по плодам дел их.

Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но тот лишь, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.
 
В Царство Небесное войдет не тот, кто обращается ко Мне: Господи! Господи! — но тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.

Многие скажут Мне в День Суда:5 „Господи! Господи! Не от Твоего разве имени пророчествовали мы6 и не Твоим ли именем изгоняли бесов, не им ли много чудес7 совершили?“
 
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? Не Твоим ли именем изгоняли бесов? Не Твоим ли именем совершили множество чудес?

И тогда объявлю им: „Я никогда вас не знал. Отойдите от Меня, живущие беззаконно!“8
 
И тогда Я возвещу им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, творящие беззакония!1

Итак, всякого, кто слушает и исполняет эти слова Мои, можно сравнить с благоразумным человеком, который построил свой дом на скале.
 
Итак, каждый, кто слушает эти слова Мои и поступает согласно им, уподобится благоразумному человеку, который построил дом свой на скале.

Хоть и пролился дождь, вышли из берегов реки, подули ветры и обрушилось всё это на дом тот, но не упал он, потому что поставлен был на скале.
 
И пошёл дождь, и разлились реки, подули ветры и обрушились на этом дом, но он не разрушился, потому что был воздвигнут на скале.

А того, кто слушает эти слова Мои, но их не исполняет, сравнить можно с человеком безрассудным, построившим дом свой на песке.
 
А каждый, слушающий эти слова Мои и не поступающий согласно им, уподобится безрассудному человеку, который построил свой дом на песке.

Пролился дождь, вышли из берегов реки, подули ветры, и под натиском их рухнул тот дом. Страшным было это падение!»9
 
И пошёл дождь, и разлились реки, подули ветры и налетели на этот дом, и он разрушился, и шумным было падение его.

Иисус закончил говорить, народ же не переставал дивиться тому, как и чему Он учил:
 
На этом Иисус закончил речь Свою; народ же поражался учению Его,

как имеющий власть учил Он их, а не как книжники.
 
потому что в отличие от книжников и фарисеев, Он учил словно по вдохновению свыше.2

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
11  [1] — Букв.: даст… хорошее/доброе.
14  [2] — В некот. рукописях: потому что.
14  [3] — Или: эти ворота.
16  [4] — Букв.: по плодам.
22  [5] — Букв.: в тот День.
22  [6] — Или: разве не во имя Твое мы пророчествовали/проповедовали.
22  [7] — Или: великих дел.
23  [8] — Друг. возм. пер.: творящие зло (более букв: беззаконие).
27  [9] — Букв.: и падение/разрушение его было великое.
 
В переводе Лутковского
[7.1] «творящие беззакония» — речь идет о тех, кто нарушает заповеди закона Моисея.
[7.2] досл.: «учил как власть имеющий», то есть как наделенный свыше особым пророческим даром, а потому «имеющий власть» говорить от имени Бога. (О том, что народ принимал Иисуса за пророка, см., напр., Мф. 16.14; Мк. 6.15; Лк. 7.16; Ин. 7.40).
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.