По Марку 12 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → В переводе Лутковского

 
 

И Он стал говорить им в притчах:1 «Один человек насадил виноградник, обнес его оградой, вырыл в нем для давильни яму, построил сторожевую башню и, отдав его внаем виноградарям, уехал.
 
И стал Он говорить им притчами: один человек насадил виноградник, обнес его оградой, закопал под давильней чан и построил башню, после чего, сдав его внаем виноградарям, уехал. (Ис 5:1−2)

Во время сбора урожая послал он к виноградарям слугу, чтобы взять у них свою часть плодов из виноградника,
 
И вот, в надлежащее время он послал к виноградарям раба, чтобы получить от них доход с виноградника.

но те, схватив слугу, избили его и выгнали, не дав ему ничего.
 
А они, схватив его, избили и отослали к нему ни с чем.

Он послал к ним другого слугу, но того они и по голове били, и глумились над ним.
 
Тогда он послал к ним другого раба, но они, разбив ему голову камнями, прогнали с позором.

Хозяин послал еще одного — они взяли и убили его. Он посылал и многих других: одних они избивали, других — убивали.
 
Он послал другого — они его убили и ещё многих других: кого избили, а кого — убили.

Еще один был у него, кого он мог послать: сын его возлюбленный. Он послал его к ним последним, говоря себе: „Уж сына-то моего они уважат“.2
 
Напоследок он послал к ним ещё одного — любимого сына, говоря: постыдятся они сына моего.

Но те виноградари сказали друг другу: „Это наследник. Давайте убьем его, и наследство станет нашим!“
 
А виноградари эти решили между собой: это — наследник; давайте убьем его, и наследство будет нашим.

И, схватив его, убили и выбросили из виноградника.
 
И, схватив его, убили и выбросили его из виноградника.

Что сделает [теперь] хозяин виноградника? Придет он и предаст смерти виноградарей, а виноградник отдаст другим.
 
Что же сделает владелец виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, а виноградник отдаст другим.

Или вы никогда не читали в Писании: „Камень, что отвергли строители, краеугольным стал камнем;
 
Неужели вы не читали в Писании: тот самый камень, который отвергли строители, поставлен во главу угла;

Господом сделано это, и чудом кажется нам3
 
и сделано это было Господом, что удивительно в очах ваших? (Пс 117:22−23)

Они поняли, что о них говорил Он эту притчу, и хотели было схватить Его, но побоялись народа. Оставив Его, они ушли.
 
И хотели они схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что это о них Он рассказал притчу. И, оставив Его, отошли.

И подослали к Нему некоторых из фарисеев и приверженцев Ирода, чтобы те поймали Его на слове.
 
И подослали к Нему несколько фарисеев и иродиан, чтобы поймать Его на слове.

Они пришли и сказали Ему: «Учитель, мы знаем, что Ты истину говоришь и воистину по-Божьи жить учишь, не думая при этом угодить людям, кто бы они ни были.4 Скажи нам, позволительно ли платить налог кесарю или нет? Платить нам или не платить?»
 
Подойдя, те обратились к Нему со льстивыми словами: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и что Ты никому не угождаешь, ибо всех людей, без лицеприятия, воистину наставляешь на путь Божий. Должны ли мы платить подать кесарю или нет? Так платить нам или не платить?

Он же, зная их лицемерие, сказал им: «Зачем расставляете Мне сети? Покажите Мне денарий».
 
Но Он, видя лицемерие их, сказал им: вы что, испытываете Меня? Дайте-ка Мне посмотреть динарий.

Они принесли один денарий, и Он спросил их: «Чье это изображение и надпись?» «Кесаря», — ответили они Ему.
 
И когда они дали, Он спросил у них: чье это изображение и надпись? Они ответили Ему: кесаря.

Тогда Иисус сказал им: «Так и отдавайте: кесарево — кесарю, а Божие — Богу!» Этот ответ их очень удивил.
 
Тогда Он сказал им: кесарево отдавайте кесарю, а Божье — Богу. И они пришли в изумление от (ответа) Его.

Также и саддукеи,5 которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых, пришли к Иисусу и спросили Его:
 
Тем временем саддукеи, которые утверждают, что нет воскресения, подходят к Нему и спрашивают у Него:

«Учитель, Моисей дал нам такое установление: „Если чей-либо брат умрет бездетным и оставит жену свою вдовой, то пусть другой брат его возьмет ее в жены и продолжит род брата своего“.6
 
Учитель! Моисей заповедал нам: если у кого-нибудь умрет брат и оставит жену бездетной, пусть брат его возьмет её в жены и продолжит род брата своего. (Втор 25:5; Быт 38:8)

Было семь братьев. Первый женился и умер, не оставив после себя детей;
 
Так вот: было семь братьев. Первый взял жену и, умерев, не оставил детей.

тогда второй взял ее в жены, но также умер бездетным. Также и третий и остальные,
 
Затем второй взял её, но и он не оставил детей; точно так же и третий,

и у всех семерых не было детей. После всех умерла и жена.
 
и все семеро брали её и не оставили детей. После них умерла и жена.

А при воскресении мертвых [когда воскреснут они], чьей женой она будет? Ведь все семеро были женаты на ней».
 
Итак, по воскресении, когда они воскреснут, женой которого из них она будет? Ведь все семеро имели её женой.

Иисус же сказал им: «Не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете ни Писаний, ни силы Божией?
 
И сказал им Иисус: не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете ни Писаний, ни могущества Божьего?

Ибо когда воскреснут мертвые, не будут ни жениться, ни выходить замуж, но как ангелы будут в Небесах.
 
Ведь когда из мертвых воскреснут, то не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут словно ангелы на небесах.

А о том, что мертвые воскресают,7 разве не читали вы в книге Моисея о горящем кусте, как сказал тогда Бог Моисею: „Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова?“8
 
А о том, что мертвые восстанут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? (Исх 3:6)

Он — не мертвых Бог, а живых. Вы сильно заблуждаетесь».
 
Ведь Он — Бог не мертвых, а живых. Так что вы весьма заблуждаетесь.

Тогда к Нему подошел один из книжников, который слышал эти рассуждения, и, заметив, как хорошо отвечал им Иисус, спросил Его: «Из всех заповедей какая самая главная?»
 
Тогда один из книжников, который, подойдя, слышал, как они спорили, и видел, что Он достойно отвечал им, спрашивает у Него: Учитель! Из всех заповедей какая самая важная?

Иисус ответил: «Первая заповедь такая: „Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь единый,
 
И ответил Иисус: вот первая заповедь: слушай, Израиль! Господь Бог наш — единый Господь!

и ты люби Господа, Бога своего, всем сердцем своим, и всей душою своею, и всем умом своим, и всеми силами своими“.9
 
Так возлюби Господа Бога своего всем сердцем и всею душою своею, всем разумом своим и всею силою своею! (Втор 6:4−5)

А вторая: „Ближнего своего люби, как самого себя“.10 Важнее этих заповедей нет».
 
Вторая подобна ей: возлюби ближнего своего, как самого себя. Нет заповеди более главной, чем эти. (Лев 19:18)

И сказал Ему книжник: «Хорошо, Учитель! Верно Ты сказал, что Господь един и нет другого, кроме Него,
 
И сказал Ему книжник: Ты верно сказал, Учитель, что воистину Бог — един и нет другого, кроме Него, (Втор 4:35)

и что любить Его всем сердцем, всем разумом11 и всеми силами, и ближнего любить, как себя самого, — важнее всех жертв всесожжения и остальных жертв».
 
и что любить Его всем сердцем, всею силою и всею душою, и любить ближнего, как самого себя, — важнее всех всесожжений и жертв. (Втор 6:5; Лев 19:18; 1Цар 15:22)

Иисус, увидев, что тот так разумно ответил, сказал ему: «Недалеко ты от Царства Божьего». Больше никто не решался задавать Ему вопросы.
 
Видя, как разумно он отвечает, Иисус сказал ему: не далек ты от Царства Божьего. И после этого уже никто не дерзал спрашивать Его.

Позже, когда Иисус учил в Храме, Он сказал: «Как могут книжники говорить, что Мессия12 — сын Давидов?
 
И, продолжая проповедовать во храме, Иисус говорил: как же книжники утверждают, что Христос — Сын Давида,

Ведь сам Давид, движимый Духом Святым, провозгласил: „Сказал Господь Господу моему: „Сядь по правую руку Мою, доколе не повергну врагов Твоих к ногам Твоим“.13
 
если сам Давид сказал, исполнясь Духа Святого: сказал Господь Господу моему: сиди одесную от Меня, доколе не положу врагов Твоих у подножия ног Твоих? (Пс 109:1)

Давид сам называет Его Господом, как же Он тогда может быть сыном его?» Большая толпа народа охотно слушала Иисуса.
 
Если сам Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему? И многие люди охотно слушали Его.

Учив их, Он говорил: «Остерегайтесь книжников. Им нравится ходить в длинных одеждах, они любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях,14
 
И во время проповеди Своей Он так говорил им: остерегайтесь книжников, которые любят прохаживаться в пышных одеяниях, слышать приветствия на улицах,

любят сидеть впереди всех в синагогах и занимать почетные места на пирах.
 
занимать первые сиденья в синагогах и первые места на пиршествах.

Они наживаются за счет15 вдов и напоказ долго молятся. Ждет их самый суровый приговор!»
 
Этих разорителей домов вдов и сирот, напоказ долго молящихся, постигнет суровая кара.

Сев напротив храмовой сокровищницы, Он смотрел, как народ опускает в нее монеты. Многие, богатые люди, клали помногу;
 
И, сев напротив храмовой сокровищницы, Он стал смотреть, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богачи и клали много.

и одна бедная вдова, подойдя, положила лишь две лепты, что равняется одному кодранту.16
 
Тут подошла одна бедная вдова и положила две лепты, что составляет кодрант.

Тогда Иисус, подозвав учеников Своих, сказал им: «Поверьте Мне, эта бедная вдова положила больше всех, кто клал деньги в сокровищницу.
 
И, подозвав учеников Своих, Он сказал им: уверяю вас, что из тех, кто клал в сокровищницу, эта бедная вдова положила больше всех,

Ибо все они от избытка своего положили, а она, при всей своей бедности, положила всё, что было у нее на жизнь».
 
потому что все клали от избытка своего, она же, несмотря на нищету свою, положила всё, что имела, всё достояние своё.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: говорить им притчами.
6  [2] — Или: устыдятся сына моего.
11  [3] — Пс 118 (117):22−23.
14  [4] — Букв.: Ты истинен и ни от кого не зависишь (во мнении), ибо не смотришь на лицо людей, а воистину учишь пути Божьему.
18  [5] — См. в Словаре Саддукеи.
19  [6] — Втор 25:5,6.
26  [7] — Или: пробуждаются/поднимаются.
26  [8] — Исх 3:2,6. См. в Словаре Авраам, Исаак и Иаков.
30  [9] — Втор 6:4,5; некот. рукописи добавляют: вот первая заповедь.
31  [10] — Лев 19:18.
33  [11] — Некот. рукописи добавляют: и всей душой.
35  [12] — Греч.: Христос.
36  [13] — Пс 110 (109):1.
38  [14] — Или: народных собраниях.
40  [15] — Букв.: поедают дома.
42  [16] — Кодрант — самая мелкая римская медная монета в эпоху НЗ.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.