По Марку 4 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → В переводе Лутковского

 
 

И снова учил Он у моря; и собралось к Нему так много людей, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была на воде, а весь народ стоял на берегу моря.
 
И вновь Он стал проповедовать у озера, и собралась около Него столь большая толпа, что Он вынужден был войти в лодку, тогда как все люди остались на берегу озера, и, сидя в ней,

Многому учил их Иисус, прибегая к притчам. И, учив их, говорил:
 
Он долго проповедовал им притчами, и во время проповеди Своей Он так говорил им:

«Послушайте: вот вышел сеятель сеять.
 
вот, послушайте. Вышел сеятель сеять.

Когда сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.
 
При этом одни из семян упали близ дороги, и налетели птицы небесные и поклевали их;

Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.
 
другие упали на каменистую почву, где было мало земли, и сквозь тонкий слой земли сразу проросли,

Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.
 
но когда взошло солнце, они увяли и, не имея корней, зачахли;

Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их, и не дали такие зерна плодов.
 
а другие упали среди терний, и тернии, поднявшись, заглушили их, и они не дали плода;

Иные же зерна упали на хорошую землю, взошли они, выросли и дали урожай тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
другие же упали на хорошую землю и, подымаясь и возрастая, дали плод, и принесли — одно в тридцать, другое — в шестьдесят, а иное — во сто крат.

Иисус закончил словами: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
И возгласил: кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)

Оставшись с Ним наедине, Двенадцать и другие ученики Иисуса стали спрашивать Его о притчах.
 
А после, когда Он остался наедине с двенадцатью и другими учениками своими, они стали спрашивать у Него об этой притче.

Он ответил: «Вам тайна Царства Божьего открыта, а для тех, внешних, приходится говорить притчами,
 
И Он сказал им: вам открыты тайны Царства Божьего, остальным же достаточно сказанного в притчах,

чтобы, как того они сами пожелали, смотрели они глазами и не видели, ушами слушали и не понимали, дабы не обратились они к Богу и не были прощены».2
 
потому что они глядят глазами — и не видят, слушают ушами — и не внемлют, и не хотят обратиться (к Богу), чтобы Он простил их. (Ис 6:9−10).

«Вы этой притчи не поняли? — спросил учеников Иисус. — Тогда как же вы поймете другие?3
 
И говорит им: если вы не понимаете этой притчи, как же вам все притчи уразуметь?

Сеятель здесь сеет слово.
 
Сеятель сеет слово;

С иными, внявшими слову, бывает, как с зернами при дороге: тотчас приходит сатана и похищает у этих людей услышанное ими.4
 
семена, посеянные близ дороги, означают тех, к которым, едва он услышит слово, тотчас приступает сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их;

Зерна же, упавшие на каменистую почву, — это про людей, которые, услышав слово, сразу с радостью принимают его,
 
так же и посеянные на каменистой почве означают тех, которые, едва услышат слово, тотчас с радостью воспринимают его,

но нет у них корня, они непостоянны и тотчас же теряют веру,5 едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.
 
но, будучи сами по себе безвольны и непостоянны, при наступлении гонения или преследования за слово, тотчас отрекаются от него;

А с другими всё происходит, как с зернами, попавшими в колючки: эти люди слышат слово,
 
другие же, посеянные среди терний, означают слушающих слово,

однако мирские заботы, обольщение богатством и всякие другие желания поглощают6 их и заглушают слово, и оно остается бесплодным.
 
но у которых то жизненные заботы, то соблазны богатства и другие увлекающие их желания подавляют слово, и оно остается бесплодным;

Но есть и такие, с которыми бывает, как с зерном, посеянным на добрую почву: они слышат слово и принимают его, и дают урожай7 тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
а посеянные на хорошей земле означают тех, которые слушают слово, принимают его, и оно приносит плод, — у одного в тридцать, у другого — в шестьдесят, а у иного — во сто крат.

И продолжил Иисус: «Для чего вносят в комнату светильник: чтобы сразу накрыть его сосудом или поставить под кровать? Не для того ли приносят его, чтобы стоял он на подставке?
 
И сказал им: разве для того зажигается свеча, чтобы поставить её под кувшин или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить её на подсвечник?

Ибо нет ничего тайного, что не предназначено изначально стать явным, и если что-то скрывается, то только для того, чтобы выйти однажды на свет.
 
Итак, нет ничего тайного, что не стало бы явным, и ничего сокровенного, что всё же не открылось бы.

У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)

«Вникайте в то, что слышите, — говорил им Иисус. — Ведь какой мерою вы пользуетесь,8 такой и вам будет отмерено, да еще и прибавлено будет вам.
 
И сказал им: замечайте, что слушаете; какою мерою мерите, такою и вам отмерят, а слушающим ещё и добавлено будет,

Ибо у кого много,9 тому и еще будет дано, а у того, у кого мало,10 отнимется и то, что есть у него».
 
ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отымется и то, что он имеет.

«Царство Божие, — сказал Иисус, — так же возрастает, как зерна, брошенные в землю.11
 
(Людям же Он говорил:) Царство Божье подобно тому, как если бы человек посеял семя в землю;

Ночью спит человек, днем встает, а зерна тем временем прорастают, и тянутся вверх ростки, а как — человек до поры не видит.
 
ночью он спит, днем бодрствует, а как семя всходит и произрастает, — не знает он,

Земля же в должный срок12 приносит плод: сначала она дает зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе.
 
ибо земля сама собою порождает сначала стебель, потом колос, а затем колос наполняется зерном;

И вот созревает зерно, и за серп человек берется, ибо время жатвы пришло.
 
когда же созреет плод, он тотчас пускает в дело серп, потому что настало время жатвы.

С чем сравнить Царство Божие? Какой притчей представить его? — говорил Иисус. —
 
И сказал Он: чему мы можем уподобить Царство Божье? В какой притче можем представить его?

Оно, как зернышко горчичное. Когда сеют это зерно в землю, оно самое малое из всех земных семян.
 
Оно подобно зерну горчичному; когда его сеют в землю, оно наименьшее из всех семян земных,

Но вот всходит оно после посева и становится больше всех огородных растений, и так разрастаются ветви его, что птицы поднебесные могут гнездиться под сенью их».13
 
но, будучи посеянным, оно подымается и вырастает выше всех злаков, и у него отрастают столь большие ветви, что в тени его могут вить гнезда птицы небесные.

С помощью многих притч, подобных этим, Иисус возвещал людям слово Божие, насколько они могли его принимать14
 
И пока люди могли слушать, Он много подобных притч поведал им,

(без притчи Он не учил их, а наедине ученикам Своим всё объяснял).
 
но кроме притч не говорил им ничего, а ученикам Своим всё объяснял наедине.

А когда наступил вечер, Он предложил ученикам: «Переправимся на другой берег!»
 
Когда же день тот склонился к вечеру, Он сказал им: давайте переправимся на другой берег.

Они оставили народ и отплыли с Иисусом,15 за ними следовали и другие лодки.
 
Тогда, оставив народ, они сели в лодку, в которой был Он, а другие люди также в лодках последовали за Ним.

Вдруг началась сильная буря. Волны захлестывали лодку так, что она быстро стала наполняться водой.
 
Между тем поднялся сильный ветер, и началась буря; волны били в лодку и стали заливать её.

Иисус в это время спал на корме, положив голову на сидение кормчего.16 Ученики разбудили Его и сказали: «Учитель, неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?!»
 
А Он спал на самой корме лодки. Разбудив Его, они говорят Ему: Учитель! Неужели Ты не видишь, что мы погибаем?

Он встал и усмирил ветер, а морю сказал: «Уймись, умолкни!» И прекратился ветер, и стало совершенно тихо.
 
И, встав, Он приказал ветру утихнуть, а волнам повелел успокоиться. И ветер стих, и наступила глубокая тишина.

Тогда сказал Иисус ученикам: «Что же вы так робки? Или у вас совсем нет веры?»
 
Тогда Он сказал им: что вы так испугались? Почему у вас нет веры?

Преисполненные благоговейного страха, спрашивали они друг друга: «Кто Он, если повинуются Ему и ветер, и море?»
 
И, пораженные, они со страхом спрашивали друг у друга: кто же Он такой, если и ветер и волны повинуются Ему?

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: задушили.
12  [2] — Ис 6:9,10.
13  [3] — Букв.: все притчи.
15  [4] — Букв.: и похищает слово, посеянное в них (в некот. рукописях: в их сердцах).
17  [5] — Или: спотыкаются и падают.
19  [6] — Букв.: входят.
20  [7] — Букв.: приносят плод.
24  [8] — Букв.: мерите.
25  [9] — Букв.: кто имеет.
25  [10] — Букв: кто не имеет.
26  [11] — Букв.: с Царством Божьим так же, как если человек бросает семя в землю.
28  [12] — Букв.: земля сама собой.
32  [13] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [14] — Букв.: слушать.
36  [15] — Букв.: взяли Его с собой, как Он был в ло дке.
38  [16] — Букв.: на (лодочной) подушке; очевидно, речь идет о низкой скамье для кормчего или кожаной подушке кормчего.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.