По Луке 12 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → В переводе Лутковского

 
 

Тем временем, когда собрались тысячи людей, теснивших и толкавших друг друга, Иисус, обращаясь в первую очередь к Своим ученикам, сказал: «Берегитесь закваски фарисейской — лицемерия берегитесь.
 
Между тем собралось столь великое множество людей, что они теснили друг друга; и стал Он говорить, обращаясь прежде всего к ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, то есть лицемерия.

Нет ничего сокрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, о чем не узнали бы.
 
Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и ничего тайного, что не стало бы известным.

И то, что вы сказали в темноте, услышано будет при свете, и то, что вы прошептали на ухо в доме своем, во всеуслышание1 провозгласят.
 
Поэтому то, что вы сказали в темноте, будет услышано при свете, а то, о чём вы говорили в комнате наедине, будет проповедано во всеуслышание.

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь тех, кто убивает тело и кроме этого ничего уже сделать не может.
 
Говорю вам, друзьям Моим: не бойтесь тех, кто убивает тело, но больше ничего сделать не может.

Но скажу вам, кого бояться. Бойтесь Того, Кто, убивая, имеет власть ввергнуть в геенну.2 Да, говорю вам, Того бойтесь.
 
А кого надо бояться, Я подскажу вам: бойтесь того, кто убив, может ввергнуть (душу) в геенну. Вот кого надо бояться, уверяю вас.

Разве не пять птичек продаются всего за два ассария?3 И ни одна из них не забыта у Бога.
 
Не за два ли ассария продаются пять птенцов? Но ни один из них не лишен попечения Божьего.

А на вашей голове даже волосы все сочтены. Не бойтесь же: вы имеете большую ценность, чем любое множество птиц.
 
А у вас даже волосы на голове сочтены Им. Поэтому не бойтесь: вы ведь лучше птенцов.

И говорю вам: кто открыто признает Меня пред людьми, того и Я, Сын Человеческий, признаю4 пред ангелами Божьими.
 
Уверяю вас: кто исповедает Меня пред людьми, того и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божьими,

А кто отречется от Меня перед людьми, будет отвергнут перед ангелами Божьими.
 
а отрекшийся от Меня пред людьми, будет отвержен пред ангелами Божьими;

Всякий, кто скажет слово против Сына Человеческого, будет прощен, но нет прощения тому, кто оскорбит5 Святого Духа.
 
и кто скажет слово даже против Сына Человеческого, тот будет прощен, а кощунствующий на Духа Святого — не будет прощен.

Когда вас будут приводить в синагоги, к начальству и властям, не беспокойтесь о том, как вам защищаться и что говорить,
 
Когда же приведут вас в синагоги, к правителям и властителям, не заботьтесь о том, как или что отвечать или что говорить,

ибо в тот час научит вас Дух Святой тому, что вам нужно сказать».
 
ибо Святой Дух научит вас в тот же час, что надо говорить.

Кто-то из толпы сказал Ему: «Учитель, скажи брату моему, пусть разделит со мной наследство!»
 
Тут один человек из толпы сказал Ему: Учитель! Скажи брату моему, пусть он уделит мне часть наследства.

Но Иисус ответил тому человеку: «Друг,6 кто поставил Меня над вами судьей или посредником в вашем споре? »
 
Иисус же ответил тому человеку: разве кто-нибудь назначил Меня судьей или посредником между вами?

И, обратившись ко всем, сказал: «Смотрите за собой и берегитесь всякого стяжательства, потому что жизнь человека не зависит от изобилия его имущества».
 
И сказал им: смотрите же, не будьте корыстолюбивы, ибо жизнь человека не зависит от того, насколько он богат.

И Он рассказал им притчу: «У одного богатого человека земля хорошо уродила,
 
Затем Он поведал им притчу: у одного богатого человека хорошо уродила земля,

и тот призадумался: „Что мне делать? Ведь мне некуда собрать мои плоды“.
 
и стал он думать: что же мне делать? Куда мне собрать урожай свой?

И решил: „Вот что сделаю: снесу-ка свои житницы и построю большие, и соберу в них всю пшеницу и всё свое добро,
 
И решил: вот что я сделаю: разрушу-ка я житницы свои и построю большие, и соберу туда весь урожай свой и всё добро своё,

и скажу себе: теперь7 у тебя много добра, хватит на долгие годы: отдыхай, ешь, пей, веселись!“
 
и скажу душе своей: душа! Здесь хватит добра на многие годы; отдыхай, ешь, пей, веселись.

А Бог сказал ему: „Безумный! В эту же ночь отнимут у тебя жизнь твою, и кому достанется то, что ты заготовил?“
 
Но Бог сказал ему: безумец! Этой ночью душу твою заберут у тебя назад; кому же достанется то, что ты заготовил?

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя и остается нищим в глазах Божиих».8
 
Так бывает с теми, кто копит богатство для себя, а не для Бога.

Потом Иисус сказал ученикам [Своим]: «Вот почему Я говорю вам: не тревожьтесь о повседневной жизни вашей, что будете вы есть, и будет ли у вас одежда для тела.
 
Затем Он сказал ученикам Своим: вот почему Я и говорю вам: не заботьтесь ни о том, что есть вам для поддержания жизни вашей, ни о том, что надеть вам, чтобы прикрыть тело ваше,

Ведь жизнь — это больше, чем пища. И тело не больше ли, чем одежда?
 
ибо душа более важна, чем пища, а тело — чем одежда.

Посмотрите на воронов: не сеют они и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни житниц — Бог их питает. Насколько же вы дороже для Бога, чем птицы!
 
Посмотрите на ворон: они не сеют, не жнут, у них нет ни кладовых, ни житниц, а Бог кормит их. А намного ли вы отличаетесь от этих птиц?

И кто из вас, при всем своем беспокойстве, может продлить свою жизнь хотя бы на час?9
 
Кто из вас, заботясь, сможет увеличить хотя бы на локоть свой рост?

Если вы даже малого сделать не можете, так зачем же беспокоитесь об остальном?
 
А если вы столь простого дела не можете сделать, зачем же об остальном заботитесь?

Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся они, не прядут. Но Я говорю вам: даже Соломон во всей своей славе не одевался так, как любая из них.
 
Посмотрите, как растут лилии: они не трудятся, не прядут, но говорю вам, что и Соломон в величии своей славы не одевался так, как любая из них.

Если даже траву на поле, которая сегодня есть, а завтра сгорит в огне,10 Бог так одевает, то тем более Он позаботится о вас, маловеры!
 
Если же Бог наряжает так полевые цветы, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в печь, то настолько лучше (оденет Он) вас, маловеры?

Так пусть же заботы о том, что вам есть и что пить, не поглощают вас и не беспокоят,
 
Так что не суетитесь и не ищите, что вам есть или пить,

ибо этим заняты все помыслы язычников, людей мира сего. А ваш Отец знает, что вы нуждаетесь в этом.
 
ибо всего этого ищут язычники, тогда как Отец ваш (Небесный) знает, что вы нуждаетесь в этом.

Ищите же Царство Его,11 и всё остальное вам также будет дано.
 
Главное, ищите Царства Божьего, а всё это будет дано вам.

Не бойся, малое стадо, — благоволил Отец ваш Царство вам даровать.
 
Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

Продавайте ваше имущество и помогайте бедным. Приобретайте себе кладовые вечные12 и сокровища неисчерпаемые в небесах, где к нему ни вор не может приблизиться, и моль его не съест,
 
Продавайте имущество своё и раздавайте как милостыню; себе же на небесах, где воры не подкрадываются и моль не уничтожает, воздвигайте хранилища неветшающие для сокровищ неоскудеваемых,

ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
 
ибо где сокровища ваши, там и сердца ваши.

Будьте наготове: подоткните одежды ваши длинные,13 светильники держите горящими,
 
Пусть же одежды ваши будут препоясанными, а светильники — горящими,

как те слуги, что ожидают возвращения господина своего с брачного пира, чтобы тотчас открыть ему, когда придет он и постучит.
 
дабы вы были подобны тем рабам, которые ожидают возвращения господина своего с брачного пира, чтобы, когда он придет и постучит, тотчас отворить ему.

Блаженны слуги те, которых господин, вернувшись, бодрствующими найдет. Заверяю вас, сам он, одежды свои подоткнув, позовет слуг к столу,14 подойдет и станет им служить.
 
Счастливы те слуги, которых господин, придя, застанет бодрствующими; уверяю вас: он препояшется, рассадит их и, подходя к каждому из них, станет прислуживать им.

И в какой бы час он ни вернулся, в полночь или на рассвете,15 если застанет их бодрствующими, блаженны они!
 
Он может придти и в два, и в три часа ночи; и если он застанет их бодрствующими, счастливы те слуги!

Можете быть уверены: если бы хозяин дома знал, в какой час придет вор, он бы не допустил, чтобы тот проник в дом его.16
 
Понимаете же вы, что если бы хозяин дома знал, в который час придет вор, то он бодрствовал бы и не позволил обокрасть дом свой.

И вы готовы будьте, ибо Сын Человеческий придет в тот час, в который не ждете».
 
Будьте же и вы всегда наготове, ибо не ведаете часа, в который придет Сын Человеческий.

Тогда Петр сказал: «Господи, к нам ли относится эта притча или ко всем?»
 
Тут Петр спросил Его: Господи, нам ли Ты поведал эту притчу или же всем остальным?

И Господь так ответил на это: «Представьте себе верного и разумного управляющего,17 которого господин может поставить над всей прислугой своей, чтобы каждому раздавать пищу вовремя.
 
И сказал Господь: будет ли верен и благоразумен домоправитель, которому господин его, (уехав), поручил вовремя подавать пищу прислуге своей?

Блажен тот слуга, которого господин, придя, найдет поступающим точно так.
 
Счастлив будет этот раб, если господин его, возвратясь, найдет, что он поступает как должно.

Заверяю вас, он поставит его управлять всем своим имуществом.
 
Уверяю вас: всё имение своё он поручит ему.

Но если тот слуга скажет сам себе: „Не скоро вернется мой господин“, — и начнет бить слуг и служанок, будет пировать и кутить,18
 
Если же раб этот скажет в сердце своем: не скоро ещё приедет господин мой, — и начнет издеваться над слугами и служанками, есть и пить, напиваясь допьяна,

то господин того слуги придет в день, когда тот не ждет его, и в час, о котором тот не ведает, и предаст его ужасной смерти,19 подвергнув одной участи с неверующими.20
 
то господин раба этого, возвратясь в день, в который тот его не ожидает, и час, которого тот не знает, покарает этого раба и подвергнет одной участи с обманщиками.

Тот слуга, который знал волю господина своего и не приготовился или не исполнял эту волю, будет сурово наказан,
 
И тот раб, который знал волю господина своего, но не исполнил её или поступил против воли его, будет строго наказан,

а тому, кто не знал, но сделал то, что побоев достойно, наказание будет менее суровым. Кому много дано, с того много взыщут, и кому много вверено, с того больше и спросят.
 
а тот, который не знал, но поступил достойно наказания, будет наказан меньше. Ибо кому много дано, с того много и взыщется, а кому многое предоставлено, с того больше и спросится.

Огонь пришел Я зажечь на земле, и как бы Я хотел, чтобы он уже пылал!
 
Огонь Я пришёл низвести на землю, и как бы Я хотел, чтобы он уже возгорелся!

Но Мне надо пройти через крещение, и как Я томлюсь, пока оно не совершится!
 
Крещением Я должен креститься, и как Я томлюсь, ожидая, когда это свершится!

Вы, верно, думаете, что Я пришел установить на земле мир? Нет, говорю вам, разделение Я принес.
 
Вы думаете, Я пришёл мир принести на землю? Нет, уверяю вас, (не мир), но вражду.

Ибо отныне даже пятеро в одном доме будут разделены: трое против двух и двое против трех.
 
Ибо отныне в каждом доме будут враждующие: где пятеро — там трое против двух, а двое против трех.

Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови».
 
Станут враждовать отец против сына и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей и невестка против свекрови.

А народу Он сказал: «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, вы сразу же говорите: „Будет дождь“, и так происходит,
 
А людям Он сказал: когда вы видите, как с запада надвигается туча, вы тотчас говорите: пойдет дождь, — и он идет;

а когда дует южный ветер, говорите: „Будет жарко“, и это сбывается.
 
а когда дует южный ветер, вы говорите: будет зной, — и он наступает.

Лицемеры! Вы предсказываете погоду, глядя на небо и землю, а значение времени сего определить не можете.
 
Лицемеры! Земные и небесные явления вы умеете распознавать, но отчего же вы времени этого не узнаете?

Почему бы вам самим не решать, что же на самом деле верно пред Богом?
 
Неужели вы и сами не знаете, какова справедливость (в этом мире)?

Так, например, когда ты идешь со своим противником в суд, то дорогой договорись с ним по-доброму,21 иначе дело твое попадет к судье,22 а судья отдаст тебя судебному исполнителю, и тот бросит тебя в темницу.
 
Поэтому когда ты идешь с врагом своим в суд, то в пути постарайся помириться с ним, чтобы он не привел тебя к судье, не то судья отдаст тебя тюремщику, а тюремщик посадит тебя в темницу.

Говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь всё до последней монеты».
 
Уверяю тебя: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней лепты.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: на крышах.
5  [2] — См. в Словаре Геенна.
6  [3] — Ассарий — римская медная монета.
8  [4] — Или: исповедует Меня… исповедает и Сын Человеческий.
10  [5] — Или: произнесет хулу.
14  [6] — Букв.: человек.
19  [7] — Букв.: и скажу своей душе: душа.
21  [8] — Букв.: а не в/для Бога богатеющий.
25  [9] — Друг. возм. пер.: увеличить свой рост хотя бы на немного (букв.: на локоть — мера длины, около полуметра).
28  [10] — Букв.: будет брошена в печь.
31  [11] — В некот. рукописях: Царство Божие.
33  [12] — Букв.: сделайте себе кошельки неветшающие.
35  [13] — Букв.: пусть будут бедра ваши препоясаны.
37  [14] — Букв.: он препояшется и велит им возлечь.
38  [15] — Букв.: и если придет во вторую или в третью стражу (ночи), во времена НЗ ночь делилась на 4 части (стражи), при этом конец 2-й стражи всегда выпадал на 12 часов ночи нашего времени.
39  [16] — Букв.: не допустил бы он подкопать дома своего.
42  [17] — Букв.: кто в таком (случае) верный и разумный управляющий.
45  [18] — Букв.: есть, пить и пьянствовать.
46  [19] — Друг. возм. пер.: накажет его жесточайшим образом/изгонит его.
46  [20] — Или: неверными.
58  [21] — Букв.: попытайся избавиться/освободиться от него.
58  [22] — Букв.: чтобы он не повлек тебя к судье.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.