Под редакцией Кулаковых 4 [1] — Втор 8:3.
7 [2] — В знач. поклонишься как Богу.
8 [3] — Некот. рукописи добавляют: отойди от Меня, сатана (ср. Мф 4:10).
8 [4] — Втор 6:13.
9 [5] — Или: на крыло.
11 [6] — Пс 91 (90):11, 12.
12 [7] — Или: не искушай.
12 [8] — Втор 6:16 (LXX).
13 [9] — Букв.: отошел от Него до времени.
14 [10] — Букв.: Иисус в силе Духа.
15 [11] — См. в Словаре Синагога.
16 [12] — Или: воспитывался.
18 [13] — Некот. рукописи добавляют: исцелить сокрушенных сердцем.
19 [14] — Букв.: год. Очевидно, здесь содержится указание на юбилейный год (Лев 25:8) и время спасения через Мессию.
19 [15] — Ис 61:1,2 (LXX).
24 [16] — Букв.: аминь говорю вам; аминь (евр.) — «истинно так». Этим словом Христос, как видно, предварял Свои высказывания, чтобы обратить внимание слушателей на их важность, и указывал на Божественный авторитет, с которым они произносились (ср. Ис 65:16 — «Бог истины», букв.: Бог аминь). Это выражение значительно реже встречается у Луки и переводится нами как «заверяю вас/тебя» или иначе в зависимости от контекста.
25 [17] — В знач. не было дождей.
32 [18] — Букв.: ибо слово Его было с властью.
41 [19] — Греч.: Христос.
44 [20] — В некот. рукописях: Галилеи.
В переводе Лутковского [4.1] вдова в Сарепте Сидонской, Нееман сириец — язычники. Именно этим обстоятельством вызвана ярость «правоверных» иудеев, считавших лишь себя избранниками Божьими. (См. 3 Цар. 17.9; 4 Цар. 5.8 — 14).
[4.2] Обращаясь к тексту первых трех с половиной глав Ев. Луки, даже неспециалист отметит резкое отличие этой части Евангелия от остального текста (обилие ветхозаветных цитат, усложненность стилистики, поэтичность, обостренное чувство хронологической точности и т.п.). Вероятно, на стыке 4 -5-й глав автор стал использовать тексты Ев. Матфея и Марка, по неизвестной причине не очень заботясь о сглаживании «острых углов». Так, из контекста 4.31 видно, что здесь говорится о первом посещении Капернаума, однако в 4.23 сказано, что Иисус уже был в Капернауме и совершил там какие-то чудеса, о чем Он и поведал в назаретской синагоге; в 4.38 Иисус приходит в дом Симона Петра, где исцеленная теща Симона стала прислуживать «им», то есть Иисусу с учениками, тогда как знакомство с Симоном и призвание учеников описано лишь в следующей, пятой главе.