Хр. Рима 2 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → В переводе Лутковского

 
 

Нет тебе поэтому, кто бы ни был ты, извинения, коли судишь других; ибо, другого судя, ты ведь и себя осуждаешь, потому что и ты, других осуждающий, то же самое делаешь.
 
Поэтому если ты осуждаешь другого, нет тебе оправдания, как и любому человеку, ибо, осуждая, ты обвиняешь себя самого, поскольку, осуждая, творишь то же самое.

А на всех, делающих таковое, есть один, как мы знаем, праведный суд Божий.
 
А мы знаем, что поступающих так ждет суд Божий, и это справедливо.

О человек, не думаешь ли ты, что избежишь этого суда, если сам делаешь то, за что судишь других?
 
Так на что ты надеешься, человек, осуждая так поступающих? Что ты, сам творя то же самое, избежишь суда Божьего?

Не пренебрегаешь ли ты великой добротой, снисхождением и долготерпением Божиим? Благость Божия ведет тебя к покаянию. Неужели ты сего не разумеешь?
 
Или ты пренебрегаешь богатством Его благости, и кротости, и долготерпения, не понимая, что Бог по доброте Своей ведет тебя к покаянию?

Нет, ты в упорстве своем и нераскаянности сердца сам вызываешь1 на себя всё больший гнев, который ты испытаешь в День гнева и откровения праведного суда Божьего.
 
Но жестокостью своею и нераскаянным сердцем ты сам себе копишь гнев на день гнева и откровения праведного суда Божьего,

Бог воздаст каждому по делам его:
 
Который воздаст каждому по делам его:

тем, кто, предаваясь постоянно добрым делам, стремится найти истинную славу, честь и бессмертие, суждена жизнь вечная;
 
тем, которые, постоянно творя добро, взыскуют нетленной славы и чести — Жизнь Вечную;

своевольным же и не покоряющимся истине, предающимся неправде — гнев и ярость.
 
бесчестным же и неповинующимся истине, но предающимся непотребству — ярость и гнев.

Страдания и муки ждут всякого, кто делает злое: прежде иудея, а затем язычника.
 
Скорбь и невзгоды душе любого человека, творящего зло, иудея прежде, затем эллина;

Напротив, слава, честь и мир суждены каждому человеку, творящему доброе, — будь то иудей (ему первому) или язычник, —
 
слава же, честь и мир каждому, кто творит добро, иудею прежде, затем эллину,

Бог не взирает на лица.
 
ибо у Бога нет лицеприятия.

Те, которые согрешили, не ведая Закона,2 вне Закона и погибнут; те же, кто согрешил, зная Закон, Законом осуждены будут.
 
Таким образом, те, что грешат вне закона (Моисея), вне закона и погибнут; а те, что грешат, имея закон, по закону осуждены будут, —

Пред Богом не те праведны, кто только слушал Закон, — оправданы Им будут Закон исполняющие.
 
ведь не слушающие (чтение) закона оправданы перед Богом, но исполняющие закон оправданы будут,

(Когда язычники, не знающие Закона, следуют его предписаниям по внушению чувства,3 они, у которых Закона не было, — сами себе закон.
 
ибо когда язычники, не имея закона, по внутреннему побуждению исполняют требования закона, то, не имея закона, они сами себе закон:

Они свидетельствуют тем самым, что требования4 Закона записаны в их сердцах; о том же говорят их совесть и противоречия в мыслях, которые то осуждают, то оправдывают их.)
 
тем самым они показывают, что требования закона запечатлены в их сердцах, о чём свидетельствуют совесть их и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, —

Это сделается явным в тот день, когда Бог, по благовестию моему, станет судить через Иисуса Христа тайные мысли людей.
 
в тот день, когда Бог, как я и благовествовал, через Христа Иисуса будет судить тайные дела людей.

Но если называешь ты себя иудеем и полагаешься на Закон, если хвалишься Богом
 
Если же ты именуешь себя иудеем и полагаешься на закон, похваляешься (своим) Богом,

и знанием воли Его и если, наученный Законом, имеешь понятие о наилучшем
 
тем, что тебе известна воля Его и что ты, изучив закон, избираешь лучшее;

и уверен, что ты поводырь для слепых, свет для блуждающих во мраке,
 
если ты убедил себя, что являешься поводырем слепых, светом для пребывающих во тьме,

наставник для неразумных, воспитатель5 младенцев, ибо имеешь в Законе воплощение знания и истины,
 
наставником невежд, учителем младенцев, имея в законе запечатленные знание и истину,

то как, обучая другого, не учишь ты себя самого?! Проповедуешь, что красть нельзя, а сам крадешь!
 
то почему же ты, уча другого, не научишь себя самого? проповедуя: не укради, — крадешь?

Говоришь, что не должно прелюбодействовать, сам же прелюбодействуешь! Идолов гнушаешься, а храмы грабишь.6
 
говоря: не прелюбодействуй, — прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, — святотатствуешь?

Хвалишься ты Законом, но, попирая его, не бесчестишь ли тем Бога?
 
Ты, хвалящийся законом, преступая закон, позоришь Бога!

Из-за вас, как и в Писании сказано, имя Божие в поношении у язычников.7
 
Ибо, как написано, из-за вас имя Божье в поношении у язычников.

Потому и обрезание8 только тогда что-то значит, когда ты соблюдаешь Закон, если же нарушаешь его, то обрезание твое — вовсе и не обрезание.
 
Так и обрезание имеет значение, если ты исполняешь (все предписания) закона; но если ты нарушитель закона, то обрезание твоё стало необрезанием.

Если же, напротив, необрезанный исполняет предписания Закона, то не будет ли он считаться воистину обрезанным?
 
Поэтому если необрезанный соблюдает предписания закона, то необрезание его не зачтется ли ему в обрезание?

И если даже остается он необрезанным телесно, но подчиняется Закону, он по праву осудит тебя, нарушающего Закон, при всем том, что есть у тебя и буква, — писаный Закон, — и обрезание.
 
И необрезанный по естеству, но исполняющий (предписания) закона, осудит тебя, нарушителя закона, имеющего и Писание, и обрезание,

Не тот, следовательно, иудей, кто по видимости таков, и обрезание — не один только видимый знак на теле.9
 
ибо не тот иудей, кто внешне таков, и не то обрезание — внешнее, на плоти,

Истинный иудей — это иудей в глубинах души своей; и обрезание его — оно в сердце, в духе оно, а не в букве. И похвалу10 он получает не от людей, а от Бога.
 
но тот иудей, кто внутренне таков, и обрезание — которое в сердце, по духу, а не по букве; таковому похвала не от людей, но от Бога.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: копишь/сберегаешь.
12  [2] — Букв.: те, кто без Закона согрешил. См. в Словаре Закон.
14  [3] — Букв.: по природе.
15  [4] — Букв.: дело.
20  [5] — Букв.: учитель.
22  [6] — Возможно, что здесь говорится о святотатстве, совершаемом по отношению к иудейскому Храму и службе в нем; ср. Мф 21:13.
24  [7] — Ис 52:5; Иез 36:20.
25  [8] — См. в Словаре Обрезание.
28  [9] — Букв.: на плоти.
29  [10] — Возможно, здесь игра слов: имя Иуда (от которого произошло слово «иудей») происходит от глагола «хвалить» (см. Быт 29:35).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.