Хр. Рима 9 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → В переводе Лутковского

 
 

Во Христе пребывая, скажу вам по правде, не солгу (порукой в том совесть моя, озаренная Духом Святым):1
 
Истину говорю во Христе, не лгу, чему свидетельствует вместе со мною совесть моя в Духе Святом:

[2-3] ношу я в своем сердце неизбывную боль, великую скорбь о братьях моих, родных мне по плоти и крови.2 Уж лучше бы мне самому быть анафеме3 преданным ради них, от Христа отлученным.
 
я в глубокой печали, и в сердце моем непрерывная боль,

 
ибо я сам готов быть отлученным от Христа ради братьев моих, родных мне по плоти,

Израильтяне они. Бог удостоил их быть сынами Его, явил им славу Свою и дал им Свои заветы.4 Есть Закон у них, и служение в храме, и Божии обещания.5
 
то есть израильтян, у которых (от Бога) и усыновление, и слава, и заветы, и законодательство, и священнослужение, и обетования;

У них — праотцы, и от них же по плоти Христос, Который превыше всех, Бог наш вовеки благословенный.6 Аминь.
 
у них праотцы, от которых по плоти — Христос, всего сущего Бог, благословенный во веки. Аминь.

Никак, однако, не могло утратить силу слово7 Божие об Израиле. Не все, кто от Израиля, будут считаться израильтянами.
 
Однако это не означает, что слово Божье не сбылось, ибо не все родившиеся от (Иакова, названного) Израилем, составляют Израиль,

И не все потомки Авраама будут истинными детьми его. Ведь было сказано: «Рожденные от Исаака8 будут признаны твоими потомками».9
 
и если они потомки Авраама, то не все они — дети, но: от Исаака будет потомство твоё,

Так что не все рожденные по плоти10 — дети Божии; лишь те, чье рождение было обещано Богом, признаются потомством Авраама.
 
то есть дети Божьи — это не дети по плоти, но потомством считаются дети обетования.

И такие были слова в том обещании: «В должное время опять Я приду, и у Сарры будет сын».11
 
А слово обетования таково: в это же время (через год) Я приду, и у Сарры будет сын.

И это не всё: у детей Ревекки12 был один отец, наш праотец Исаак,
 
И не только это: nак, и Ревекка от одного зачала (двух сыновей) — от Исаака, отца нашего, —

однако еще прежде, чем они родились и сделали что-либо доброе или худое, уже тогда, чтоб неизменно торжествовал Божий выбор
 
и когда они ещё не родились и не сделали ещё ничего: ни хорошего, ни плохого, — дабы изволение Божье проявилось в избрании,

(не человеческие заслуги, а призыв Бога), ей было сказано: «Старший будет в подчинении у младшего».13
 
не за дела, но по воле Призвавшего, — ей было сказано: больший будет рабом меньшего,

В Писании так и говорится: «Иакова14 Я возлюбил, а Исава отверг».15
 
как и написано: Иакова Я возлюбил, Исава же — возненавидел.

Скажем ли мы, что у Бога неправда? Конечно же, нет!
 
Итак, что мы скажем? Неужели Бог несправедлив? Быть не может!

Моисею Он сказал: «Я милость Свою окажу, кому захочу, и, кого захочу, того пожалею».16
 
Так, Моисею Он говорит: Я помилую того, кто Мне мил, и пожалею того, кто Мне жалок.

Так что дело не в желании и не в усилии человека, а в милости Бога.
 
Так что дело не в человеческом желании и стремлении, а в Боге милующем,

В Писании есть слова Его фараону: «Я затем и возвысил тебя, чтобы силу Мою явить на тебе и чтобы по всей земле возвестили имя Мое».17
 
ибо Он сказал, по Писанию, фараону: для того Я возвысил тебя, чтобы на тебе показать могущество Своё и чтобы всей земле стало известным имя Моё.

Это значит, что милует Он, кого пожелает, и упрямым делает, кого захочет.
 
Таким образом, Он кого хочет — милует, а кого хочет — ожесточает.

Но спросите вы у меня: «Как же может [тогда] обвинять Он кого-то? Разве в силах кто противиться воле Его?»
 
Итак, ты мне скажешь: почему же тогда Он нас порицает? Ведь воле Его кто сможет противостоять?

А кто ты есть, человек, чтоб пререкаться тебе с Богом? Сосуд скажет ли гончару: «Зачем ты сделал меня таким?»18
 
Да кто ты такой, человек, что упрекаешь Бога? Изваяние скажет ли ваятелю: почему ты меня создал таким?

Не властен разве горшечник над глиной, не вправе ли он из одного и того же кома глины сделать некий сосуд для особого, а другой — для обычного употребления?
 
Разве гончар не властен над глиной, чтобы из той же смеси один сосуд изготовить дорогим, а другой — дешевым?

Не так ли и Бог, даже когда хотел Он обнаружить Свой праведный гнев и явить Свою мощь, с долготерпением великим щадил те сосуды, что вызывали у Него гнев19 и подлежали уничтожению,
 
А что если Бог, Который хоть и хотел проявить гнев и показать могущество Своё, с великим долготерпением выносил существование сосудов, полных гнева и готовых к погибели,

щадил, чтобы открыть всё богатство славы Своей над сосудами, которые по милости Своей предуготовил Он к славе, —
 
дабы показать величие славы Своей сосудам, полным милосердия, которых Он предназначил к славе, —

над нами, призванными не только из иудеев, но также из язычников?
 
нам, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников?

Как в книге Осии Он о том говорит: «Не Мой народ назову Своим, и ту, которая не была любима, возлюбленной Я назову.20
 
Так, в (книге) Осии Он говорит: не Мой народ Я назову Моим народом и не любимую — любимой.

И будет так, что на том же месте, где сказано было: „Не Мой вы народ“, назовут их сынами Бога Живого».21
 
Так будет: на том месте, где сказано им: вы — не Мой народ, там их нарекут сыновьями Бога Живого.

А об Израиле провозглашает Исайя:22 «Пусть будут израильтяне неисчислимы, словно песок морской, всё же спасется только остаток,
 
А Исайя провозглашает об Израиле: даже если сыновей Израиля будет столько, сколько песчинок на (дне) морском, спасется лишь остаток,

ибо Господь без промедления и до конца Свой приговор на земле исполнит».23
 
ибо слово, произнесенное Господом на земле, и свершится, и завершится.

Исайя и прежде говорил о том же: «Когда бы Господь Саваоф не оставил нам некоторого потомства, мы стали бы как Содом и уподобились Гоморре».24
 
И, как предсказал Исайя, если бы Господь Саваоф не оставил нам потомство, мы стали бы, как Содом, и уподобились Гоморре.

Что же выходит? Язычники, хоть и не искали праведности, всё же достигли ее, обрели праведность, основанную на вере.
 
Что же скажем? — Язычники, не стремившиеся к праведности, обрели праведность, праведность по вере,

А Израиль, устремляясь к закону праведности, так и не пришел к нему.
 
а Израиль, стремясь к закону праведности, не достиг праведности законом.

Почему? Потому что их стремления основывались не на вере, а на делах, и они споткнулись о «камень преткновения»,
 
Почему? Потому что (праведность) по вере, но не от дел закона; они споткнулись о камень преткновения,

как и было написано: «Вот, кладу на Сионе25 Я Камень, и будут о Него спотыкаться, будут падать из-за Него.26 И верующий в Него посрамлен не будет».27
 
как написано: вот, Я утверждаю в Сионе камень преткновения и утес соблазна, и каждый, кто верует в Него, не устыдится.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: свидетельствует вместе со мной совесть моя в Духе Святом.
2  [2] — Или: братьев моих соотечественников.
2  [3] — Анафема (греч.) — всё, что через особое предание суду (в прежних переводах «заклятие») оказывалось обреченным на уничтожение; это могли быть люди, скот или вещи. См. Нав 6−7; Лев 27:28. В эпоху НЗ это слово приобрело значение «проклятье», «проклятое».
4  [4] — См. в Словаре Завет.
4  [5] — Букв.: им принадлежит усыновление и слава, и заветы, и законодательство, и богослужение, и обещания.
5  [6] — Друг. возм. пер.: от них же по плоти Христос. Да будет Бог, (стоящий) над всеми, благословен вовеки!
6  [7] — Или: обещание.
7  [8] — См. в Словаре Исаак.
7  [9] — Быт 21:12 (LXX).
8  [10] — Букв.: дети плоти.
9  [11] — Быт 18:10,14.
10  [12] — См. в Словаре Ревекка.
12  [13] — Быт 25:23 (LXX).
13  [14] — См. в Словаре Иаков.
13  [15] — Мал 1:2,3 (LXX); букв.: возлюбил… возненавидел — семитская идиома, выражающая предпочтение одного другому.
15  [16] — Исх 33:19 (LXX).
17  [17] — Исх 9:16.
20  [18] — Ис 29:16; Ис 45:9.
22  [19] — Букв.: сосуды гнева.
25  [20] — Ос 2:23.
26  [21] — Ос 1:10 (LXX).
27  [22] — См. в Словаре Пророк.
28  [23] — Ис 10:22,23. В некот. рукописях: ибо дело/расчет оканчивает и скоро завершит в правде/праведности, потому что короткое/решительное дело/расчет совершит Господь на земле.
29  [24] — Ис 1:9 (LXX). Ср. Быт 19:24,25. См. в Словаре Содом и Гоморра.
33  [25] — См. в Словаре Сион.
33  [26] — Букв.: Камень преткновения и Скалу препятствия/повода (к неверию).
33  [27] — Ис 8:14; Ис 28:16.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.