1 хр. в Коринфе 15 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → В переводе Лутковского

 
 

Хочу пояснить вам, братья, суть Благой Вести, которую уже проповедовал вам и в которой, приняв ее, вы утвердились.1
 

Через эту Весть спасаетесь, если остаетесь верными тому, что я возвещал вам; иначе ваша вера была с самого начала напрасной.
 

Ведь я передал вам, как самое важное, то, что и сам принял, — весть, что Христос, по Писанию, за грехи наши умер
 

и погребен был, а в третий день воскрешен, как о том в Писании и говорилось,
 

и что явился Он Кифе, затем — Двенадцати,
 

а однажды — более чем пятистам братьям сразу (из них большинство еще живо, а некоторые уже умерли).2
 

После того явился Он Иакову, а потом — всем апостолам,
 

и уже после всех явился и мне, недостойному.3
 

Я ведь из апостолов — наименьший и даже называться апостолом не вправе, потому что преследовал церковь Божию.
 

Но по Божией благодати4 я есть то, что есть, и благодать Его во мне не тщетной оказалась. Нет, я даже более, чем все они, трудился и сделал, не я, впрочем, — благодать Божия была со мной.
 

Не в том, однако, дело, я или они, — мы все так проповедуем, и вы так уверовали.
 

Мы проповедуем Христа воскресшего, — как же могут иные из вас говорить, что нет воскресения мертвых!
 

Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес,
 

а если Христос не воскрес, тщетна наша проповедь и вера ваша тщетна.
 

Но тогда получается, что мы и о Боге ложно свидетельствовали, мы ведь свидетельствовали, что Бог Христа воскресил, а Он — если воскресения мертвых и в самом деле нет — Христа не воскрешал.
 

Ибо, снова скажу, если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
 

Ну, а если Христос не воскрес, немногого стоит ваша вера: вы всё еще во грехах ваших.
 

Тогда безнадежно погибли и те, кто умер с верою во Христа.
 

Если вся наша надежда на Христа связана только с этой жизнью, мы несчастнее всех людей.
 

Но воистину воскрес Христос из мертвых, и это было начало.5
 

Ведь если смерть пришла в мир через человека, то и воскресение мертвых — через Человека.
 

И так же, как связанные происхождением с Адамом6 все умирают, связанные верой со Христом все будут оживотворены.
 

Но каждый в свой черед: первый — Христос как «начаток», потом — Христовы, в пришествие Его.
 

И тогда наступит конец, когда Он, упразднив всякое иное начальство, всякую иную власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.
 

Ибо царствовать Ему надлежит до тех пор, пока не повергнет Он всех врагов под ноги Свои;
 

последний же враг истребится — смерть.
 

Бог7 ведь всё в знак подчинения положил к ногам Его.8 Но когда было сказано «всё», это явно не включало Того, Кто всё Ему и подчинил.
 

Когда же всё будет подчинено Ему, тогда [и] Сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Ему всё, чтобы воистину Бог был «всё» во всём.9
 

Если всё это не так, что тогда, по-вашему, делают те, которые за мертвых принимают крещение? Зачем они за мертвых принимают крещение, если те не воскресают?
 

Да и мы зачем тогда ежечасно подвергаемся опасностям?
 

Я каждый день лицом к лицу сталкиваюсь со смертью.10 И это, [братья], так же верно, как и то, что я во Христе Иисусе, Господе нашем, горжусь вами.
 

Если из простых человеческих побуждений боролся я «с дикими зверями» в Эфесе, чего я этим достиг? Если мертвые не воскресают, «будем есть и пить, ибо завтра умрем11
 

Не обманывайтесь: в дурном обществе и добрые нравы растлеваются.
 

Образумьтесь же, наконец, и более не грешите; из вас же иные до сих пор не имеют никакого представления о Боге — к стыду вашему говорю это.
 

Но кто-то спросит: «Как можно воскресить мертвых? И в каком теле они явятся?»
 

Какое безумство! Что сеешь ты, не будет ведь оно оживотворено, если не умрет прежде.
 

И сеешь ты вовсе не то тело, коему только предстоит явиться, а голое зерно, пшеничное или другое какое.
 

Бог же по Своему усмотрению дает ему тело, каждому семени — свое.
 

У каждой плоти свои особенности: одна плоть у людей, другая — у животных, своя плоть у птиц, иная — у рыб.
 

Это как тела есть небесные и земные; но своя красота12 у небесных тел, у земных же — другая.
 

В небесах свое сияние у солнца, другое — у луны, иное — у звезд; и звезда от звезды отличается тоже. 13
 

Вот и при воскресении мертвых так: сеется в тлении, воскрешается в нетлении;
 

предается земле14 в унижении, воскрешается в славе; сеется в слабости, воскрешается в силе.
 

Погребается тело земное,15 воскрешается — духовное. Ведь если есть тело земное, то есть и тело духовное.
 

По Писанию, «первый человек, Адам, стал душою живою»,16 Адам же последний — жизнетворным духом.
 

И не духовное прежде, а душевное, лишь потом — духовное.
 

Первый человек — от земли, он — существо земное,17 второй Человек — с неба.18
 

Каков первый из праха, таковы и все из праха; и каков Тот, Кто с неба, таковы и все небесные.
 

И как были мы подобны тому, кто из праха, так уподобимся19 и Небесному.
 

Я говорю о том, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего и тление не наследует нетления.
 

И еще скажу вам тайну: не все мы умрем,20 но все преобразимся.
 

Свершится это быстро, во мгновение ока, при последней трубе. Вострубит она, и мертвые воскреснут нетленными, мы же окажемся преображенными,
 

ибо должно это тленное облечься в нетление и это смертное — в бессмертие.
 

Когда же тленное это облечется в нетление и смертное это — в бессмертие, сбудется сказанное в Писании: «Поглощена смерть победою».21
 

«Смерть, где твоя победа? Где твое жало, смерть22
 

Жало ведь смерти — грех, и сила его от Закона.23
 

Но Богу благодарение: через Господа нашего Иисуса Христа Он дарует нам победу.
 

Так будьте тверды и неколебимы, братья мои возлюбленные. Отдавайте себя беспредельно делу Господню, определенно зная, что труд ваш не тщетен в Нем.
 

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: стоите.
6  [2] — Букв.: уснули.
8  [3] — Букв.: недоноску. Некоторые считают, что таким было прозвище, данное апостолу его противниками. Скорее же всего, здесь апостол образным языком утверждает, что он был лишен духовной жизни, когда Христос явился ему по дороге в Дамаск. Апостол, как видно, с присущим ему смирением считает себя недостойным доверенного ему служения из-за того, что он был гонителем христиан и сам не смог своевременно обратиться ко Христу.
10  [4] — Или: милостью.
20  [5] — Букв.: начаток из усопших; использование здесь слова «начаток» связано с древним установлением о посвящении Богу первого плода жатвы («начатка»); см. Исх 22:29.
22  [6] — См. в Словаре Адам.
27  [7] — Букв.: Он.
27  [8] — Букв.: подчинил под ноги; Пс 8:7.
28  [9] — Или: во всех.
31  [10] — Букв.: умираю.
32  [11] — Ис 22:13 (LXX).
40  [12] — Или: сияние/великолепие/слава; то же в ст. 41.
41  [13] — Букв.: отличается сиянием/славой.
43  [14] — Букв.: сеется; то же в ст. 44.
44  [15] — Или: душевное, т.е. недуховное, подверженное ограниченности и проблемам временного существования; здесь и далее переведено с греч. псюхикос; см. в Словаре Душа.
45  [16] — Быт 2:7 (LXX).
47  [17] — Букв.: состоящий из земли/праха.
47  [18] — В некот. рукописях: Человек — Господь с неба.
49  [19] — Букв.: носили образ… будем носить образ.
51  [20] — Букв.: уснем.
54  [21] — Ис 25:8.
55  [22] — Ос 13:14.
56  [23] — Букв.: сила греха — закон; см. Рим 7:7−11.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.