По Матфею 11 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Преподав эти наставления двенадцати ученикам Своим, Иисус отправился учить и проповедовать в городах Галилеи.
2 Когда Иоанн в темнице услышал о делах, которые совершал Христос, он послал своих учеников1
3 спросить Его: «Ты ли Тот, Кто должен был прийти, или ждать нам другого?»
4 Иисус ответил им: «Ступайте и передайте Иоанну то, что вы слышите и видите:
5 слепые прозревают, глухие слышат и хромые ходят; видите прокаженных очищенными, мертвых — воскрешенными и что нуждающимся возвещается Благая Весть.
6 И блажен, кто не найдет во Мне ничего, что могло бы его смутить и оттолкнуть».
7 Когда ученики Иоанна ушли, Иисус, обратившись к народу, стал говорить об Иоанне: «Что же хотели увидеть вы, когда ходили в пустыню? Ведь не тростник, качающийся на ветру?
8 На что же смотреть вы ходили? На человека в пышной2 одежде? Но те, кто в пышных одеждах, — они в царских дворцах.
9 Зачем же вы ходили? Увидеть пророка?3 Конечно же, так, но, скажу вам, он много больше, чем пророк.
10 Он тот, о котором в Писании говорится:

Вот, впереди Тебя
посылаю вестника4 Моего,
он приготовит путь Твой перед Тобой“.5

11 Поверьте Мне, среди всех, рожденных женщинами, не было более великого, чем Иоанн Креститель; но наименьший в Царстве Небесном — больше его.
12 От дней же Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное силою берется, и люди стремятся овладеть им, полагаясь на свои усилия.6
13 Но предсказания всех пророков и Закон вели к Иоанну,7
14 и он, если хотите знать, и есть Илия, который должен был прийти.8
15 У кого есть уши, пусть услышит!
16 Люди нынешнего поколения — с кем сравню их? С теми детьми, что сидят на рыночной площади и друг друга
17 укоряют:

„Мы играли вам на свирели,
а вы не плясали;
мы пели похоронные песни,
а вы не плакали“.

18 Ибо вот пришел Иоанн, он не ест и не пьет, а они говорят: „В нем бес“.
19 И пришел Сын Человеческий — ест и пьет Он, а они говорят: „Вот человек, который любит есть и пить вино и дружит со сборщиками налогов и грешниками“. Но оправдана мудрость делами9 своими».
20 Потом Иисус стал укорять города, в которых сотворил многие чудеса Свои, за то, что не покаялись они:
21 «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Если бы в Тире, в Сидоне увидели те чудеса, что свершились у вас, то давно бы покаялись они, во власяницы облачившись и пеплом посыпав головы свои.
22 И говорю вам: Сидону и Тиру будет легче в День Суда, чем вам!
23 А ты, Капернаум, думаешь, что до неба превознесут тебя? Нет. До ада ты будешь низвержен. Ибо, если в Содоме совершились бы те чудеса, что в тебе свершены, то стоял бы и ныне он;
24 говорю Я вам: земле содомской будет легче в День Суда, чем тебе».
25 Тогда же Иисус произнес: «Благодарю10 Тебя, Отец, Владыка неба и земли, за то, что сокрыл Ты всё это от мудрых и разумных и открыл таким простым, как дети.
26 Да, Отец, ибо так было угодно Тебе!
27 Всё вверено Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; также не знает никто Отца, кроме Сына и тех, кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все, несущие тяжкое бремя трудов и забот, и Я успокою вас!
29 Примите на себя иго заповедей Моих и у Меня учитесь, ибо кроток Я и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим,
30 потому что иго Мое удобно нести, и ноша Моя легка».

Учебной Библии МакАртура

11:1 в городах их Т.е. в Галилее. Между тем, ученики несли служение в иудейских городах и за пределами Галилеи (10:5−6).

11:3 Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Иоанн Креститель во время своей проповеди представил Христа, как Того, Кто произведет жестокий суд и «солому сожжет огнем неугасимым» (3:12). Понятно, что он был обескуражен ходом событий: он был заключен под стражу, а Христос служил, исцеляя, а не производя суд, в Галилее, далеко от Иерусалима, города Царя, и не находил там теплого приема (ср. 8:34). Иоанн сомневался, правильно ли он понимал действия Иисуса. Будет ошибочно воспринимать его вопрос, как колебание веры (ст. 7).

11:4 скажите Иоанну Он посылал учеников Иоанна назад как живых свидетелей многих чудес. Ясно, что Он совершал чудеса в их присутствии, чтобы они могли рассказать о том Иоанну. Они видели своими собственными глазами доказательства, что Он действительно Мессия (ср. Ис 29:18−19; Ис 35:5−10). Но заметьте, что Он не давал Иоанну никаких дальнейших пояснений, зная, насколько сильна была его вера (ср. 1Кор 10:13).

11:10 Цитата из Мал 3:1.

11:11 меньший… больше его Иоанн Креститель был «больше» пророков Ветхого Завета, так как он своими глазами видел то и сам принимал участие в исполнении того, о чем они только пророчествовали (ст. 10, 13; ср. 1Пет 1:10−11). Но все верующие после крестной смерти Иисуса «больше» его, потому что они были сопричастны полному пониманию и претворению в жизнь того, что Иоанн гадательно предвидел, — искупительного действа Христа.

11:12 Царство Небесное силою берется Со времени начала своего служения как проповедника Иоанн Креститель возбудил у многих неприязнь. Будучи заключенным в темницу, Иоанн стал жертвой жестокости Ирода. Царствие Небесное никогда не «берется» человеческой жестокостью. Заметьте, что Матфей говорит «и употребляющие усилие восхищают его», а Лука — «и всякий усилием входит в него» (Лк 16:16). Таким образом, смысл этого стиха можно выразить такой фразой: «Царствие Небесное достигается усилием, и только неустанно прилагающий усилие входит в него». Так Иисус еще раз подчеркивает сложность попадания в Царствие Небесное (см. пояснения к 7:13−14).

11:14 он есть Илия Т.е. это исполнение записанного в Мал 4:5−6 (см. 17:12−13). Евреи знали, что Илия не умер (ср. 4Цар 2:11). Но это не говорит о том, что Иоанн — вернувшийся Илия. Фактически Иоанн сам отрицал, что он — Илия (Ин 1:21); но он пришел «в силе и духе Илии» (Лк 1:17). Если бы они поверили, Иоанн был бы воплощением пророчеств об Илии. См. пояснения к Мк 9:13; Откр 11:5−6.

11:16 подобен детям См. пояснение к Лк 7:32.

11:19 ест и пьет См. пояснение к Лк 7:34.

11:21 Горе тебе, Хоразин!.. Вифсаида! Оба эти города находились близко к Капернауму, недалеко от северного побережья Галилейского моря.
в Тире… Сидоне Это финикийские города на Средиземноморском побережье. Пророчество о разрушении Тира и Сидона из Иез 26−28 было исполнено в точности.

11:22, 24 отраднее Это показывает, что неверующих ожидают различные по степени наказания (см. пояснения к 10:15; Мк 6:11; Лк 12:47−48; Евр 10:29).

11:23 Капернаум… вознесшийся… низвергнешься Капернаум, избранный Иисусом для проживания, подвергся еще большему осуждению. Любопытно, что нигде нет записей о том, чтобы люди этого города насмехались или издевались над Христом, гнали Его из города или угрожали Его жизни. Безразличие ко Христу было еще хуже, чем все грехи Содома вместе взятые (ср. 10:15).

11:25 мудрых и разумных… младенцам В этих словах присутствует сарказм: иудейские лидеры иронично называются мудрыми и разумными, а последователи Христа — младенцами (ср. 18:3−10), но Бог открылся последователям Мессии и открыл Его истины. Ср. 13:10−17.

11:26 ибо таково было Твое благоволение Ср. Лк 10:21−22. Это яркое подтверждение Божьего владычества над всеми делами людей. И в следующем далее стихе Христос заявляет о том, что

совершение Божьей воли поручено Ему — это заявление было бы богохульством, если бы Христос Сам не являлся Богом.

11:28−30 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные В этом месте Писания отражается первая заповедь блаженства (5:3). Заметьте, что это открытое приглашение, адресованное всем, кто слышит, сформулировано таким образом, что на это приглашение откликнутся лишь те, кто осознает свою духовную нищету и кто разочарован в попытках спастись по закону. Упрямство людей таково, что без ниспосланного Богом духовного пробуждения все грешники отказываются осознавать всю глубину своей духовной нищеты. Поэтому, как говорит Иисус в ст. 27, наше спасение является результатом Божьего воздействия. Истина Божьего избрания в ст. 27 не является несовместимой со свободным предложением спасения всем в ст. 28−30.

11:29 найдете покой Т.е. покой от бесплодных попыток спастись путем исполнения закона (ср. Евр 4:1−3, 6, 9−11). Это означает постоянный покой в благодати Божьей, которая не зависит от дел (ст. 30).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — В некот. рукописях: двоих из своих учеников.
8  [2] — Букв.: в мягкой.
9  [3] — Или: человека, несущего весть от Бога.
10  [4] — Греч.: ангела.
10  [5] — Мал 3:1.
12  [6] — Друг. возм. пер.: Царство Небесное силою прокладывает себе путь, и прилагающие усилия становятся его обладателями; букв.: Царство Небесное силою берется и чинящие насилие овладевают им.
13  [7] — Букв.: ибо (конечно) все Пророки и Закон пророчествовали до Иоанна.
14  [8] — Мал 4:5,6.
19  [9] — В некот. рукописях: детьми.
25  [10] — Или: возношу хвалу.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.