По Матфею 17 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Через шесть дней Иисус взял Петра, Иакова и брата его Иоанна и повел их одних на высокую гору.
2 Там весь облик Его изменился у них на глазах: от лица Его исходило сияние, словно от солнца, а одежды Его белизной лучились, как свет.
3 И явились им Моисей и Илия, они беседовали с Иисусом.
4 Тут Петр сказал Ему: «Господи! Хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим мы на этом месте три шатра: один — Тебе, Моисею — другой и один — Илии?»
5 Он еще говорил, когда вдруг покрыло их сияющее облако. И раздался из облака голос: «Это — Сын Мой возлюбленный, в Нем радость Моя. Его слушайте!»
6 Услышав голос, ученики в страхе упали ниц.
7 Но Иисус подошел и, коснувшись их, сказал: «Вставайте! Не бойтесь!»
8 Подняв глаза, они никого уже, кроме Иисуса, не увидели.
9 А когда спускались они с горы, Иисус наказал им: «Никому о явленном вам не говорите, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
10 Ученики спросили Его: «Почему тогда книжники говорят, что сначала должен прийти Илия?»
11 «Илия, — ответил Он, — действительно должен был прийти и всё восстановить.
12 Но скажу вам, что Илия уже приходил, однако его не узнали и поступили с ним по своему произволу. Предстоит пострадать от них и Сыну Человеческому».
13 Тогда поняли ученики, что говорил Он им об Иоанне Крестителе.
14 Когда они вернулись к людям, подошел к Иисусу человек и, упав перед Ним на колени,
15 сказал: «Господин мой, смилуйся над сыном моим! У него падучая, и он сильно мучается: часто бросается то в огонь, то в воду.
16 Я привел его к ученикам Твоим, но они не смогли его исцелить».
17 «О неверующий и развращенный род людской! — воскликнул Иисус. — Долго ли Мне еще с вами быть? Долго Мне еще вас терпеть? Приведите его сюда ко Мне!»
18 Иисус повелел бесу, и тот оставил мальчика, который в тот же миг стал здоров.
19 Позднее, когда Иисус остался один, ученики подошли к Нему и спросили: «Почему же мы не смогли изгнать его?»
20 «Слишком мало веры1 у вас, — ответил Он им. — Воистину, если вера ваша будет хотя бы с зерно горчичное, и вы скажете этой горе: „Передвинься отсюда туда!“ — она передвинется, и не будет ничего для вас невозможного».
21 [отсутствует]2
22 Когда Иисус был вместе с учениками в Галилее, Он сказал им: «Предан будет Сын Человеческий в руки людей,
23 и убьют Его, а на третий день Бог воскресит Его». Глубокая печаль овладела тогда учениками.
24 Когда пришли они в Капернаум, к Петру обратились сборщики налога на Храм.3 Они спросили: «Не заплатит ли ваш Учитель храмовый налог?»
25 «Да», — ответил Петр.
Когда он вошел в дом, Иисус встретил его вопросом: «Симон! Как ты думаешь, с кого земные цари взимают налог или подать? Со своих сыновей или с чужих4 людей? »
26 «С чужих», — ответил Петр.
«Значит, — сказал Иисус, — сыновья свободны.
27 Но чтобы не оттолкнуть понапрасну этих людей, ступай к морю и закинь удочку. Возьми рыбу, которая попадется первой, открой ей рот, — там найдешь ты монету в четыре драхмы,5 — возьми ее и отдай им за нас обоих».

Учебной Библии МакАртура

17:1 По прошествии дней шести Точное упоминание прошедшего промежутка времени не характерно для Евангелия от Матфея. Похоже, что Матфей тщательно проводит связь между обещанием в 16:28 и следующими за ним событиями. Марк также говорит о шести днях (Мк 9:2), но Лука, возможно ведя подсчет от исповеди Петра до дня Преображения Христа, отдельно, в начале и в конце этого временного отрезка, говорит о том, что прошло «около восьми дней» (Лк 9:28).
Петра, Иакова и Иоанна Эти трое, будучи ближайшими учениками Христа (см. пояснение к 10:2), часто уединялись с Иисусом (26:37; Мк 5:37; Мк 13:3).

17:2 преобразился Внешность Христа ярко переменилась, так что ученики могли увидеть Его во славе.

17:3 Моисей и Илия Отражение закона и пророков соответственно, оба из которых предсказали смерть Христа, о которой, как говорит Лука, они вели беседу (Лк 9:31).

17:4 три кущи Здесь, несомненно, идет упоминание о палатках, использовавшихся для празднования праздника кущей, когда израильтяне на протяжении семи дней жили в них (Лев 23:34−42). Петр выражал желание остаться в том месте.

17:5 Его слушайте Петр ошибочно ставил Моисея и Илию на один уровень с Христом. Христос был Тем Единственным, на Кого указывали Илия и Моисей. Голос Отца (ст. 5) прервал Петра, когда «он еще говорил». Слова были те же, что были сказаны с Небес во время крещения Христа (3:17).

17:6 пали на лица свои Обычная реакция при осознании того, что рядом присутствует Святой Бог вселенной. Ср. Ис 6:5; Иез 1:28; Откр 1:17.

17:9 никому не сказывайте о сем видении См. пояснения к 8:4 и 12:16.

17:10 как же… Илии надлежит придти прежде? Вопрос основан на том, что такое пророчество записано в Мал 4:5−6. См. пояснение к 11:14.

17:12 Илия уже пришел См. пояснение к 11:14. Иудейские лидеры не распознали Иоанна Крестителя (хотя ученики узнали его — ст. 13). Иоанн пришел в духе и силе Илии, а иудейские лидеры убили его. Мессия также «пострадает от них».

17:17 о род неверный и развращенный! Стих 20 говорит, что Господь имел в виду учеников и их слабую веру (см. пояснение к 15:33).

17:19 почему мы не могли изгнать его? Когда Христос послал учеников на служение (10:6−8), Он открыто дал им власть совершать такого рода чудеса. Менее чем через год они потерпели неудачу в том, в чем однажды преуспели. Христос объяснил им, что причиной их неудачи явился недостаток веры (ст. 20). Недостаток состоял не в нехватке доверия; они были удивлены, что они не могли изгнать этого беса. Проблема скорее была в том, что они уповали не на Бога, а на свой дар исцелять (см. пояснение к ст. 20).

17:20 веру с горчичное зерно Настоящая вера, по определению Христа, всегда связана с полным повиновением Божьей воле. То, чему Он здесь учит, — это совсем не психология позитивного мышления. Он говорил, что и источником и объектом веры — даже слабой, размером с горчичное зерно — является Бог. И «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1:37). См. также пояснение к 21:21.
ничего не будет невозможного Здесь Христос высказывает определяющую мысль, которая точно дополняется 1Ин 5:14: все, что мы просим, должно быть «по воле Его».

17:21 только молитвою и постом Это место опять говорит о том, что основной проблемой учеников было то, что они не уповали на Бога (см. пояснения к ст. 19−20). Но этот стих отсутствует в наиболее распространенных рукописях.

17:22 будет предан Его предаст ученик — Иуда Искариот. См. пояснения к 26:47, 50.

17:24 собиратели дидрахм Налог в размере половины шекеля (что эквивалентно двухдневному заработку) собирался со всех лиц мужского пола и употреблялся на содержание храма (Исх 30:13−14; 2Пар 24:9). Так как цари не собирали налогов со своих собственных сыновей, то формально и Иисус, как сын Бога, был свободен от этого налога (ст. 26). Но во избежание нарушения Он заплатил за Петра и за Себя (ст. 27). Ср. Рим 13:1−7; Тит 3:1; 1Пет 2:13−17.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
20  [1] — В некот. рукописях: из-за вашего неверия.
21  [2] — Некот. рукописи добавляют: этот же род изгоняется не иначе, как молитвой и постом (ср. Мк 9:29).
24  [3] — Букв.: сборщики дидрахм. Дидрахма («двойная драхма») — греческая монета, размер обычного налога на Храм.
25  [4] — Друг. возм. пер.: со своего или чужого (покоренного) народа.
27  [5] — Букв.: статир — греческая серебряная монета, равная четырем драхмам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.