По Матфею 27 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 К утру все первосвященники со старейшинами народа договорились, как им предать Иисуса смерти.1
2 Связав Его, отвели они и передали Его прокуратору Пилату.
3 Узнав, что Иисус приговорен к смерти, предавший Его Иуда раскаялся и вернул первосвященникам и старейшинам тридцать сребреников.
4 Он сказал им: «Согрешил я, предав Невинного».2
Но они сказали: «Нам-то что? Сам смотри!»
5 Иуда бросил деньги в Храме, ушел и повесился.
6 Первосвященники, подобрав деньги, решили: «Их нельзя класть в сокровищницу Храма, потому что это плата за кровь».
7 Посовещавшись, решили они купить на те деньги поле горшечника, чтобы там хоронить чужестранцев.
8 Потому и поныне называется это поле Полем Крови.
9 Сбылось таким образом сказанное через пророка Иеремию: «Взяли они тридцать сребреников — цену, которую народ Израилев определил Ему,3
10 и отдали их за поле горшечника, как сказал мне о том Господь».4
11 Когда привели Иисуса к прокуратору, тот спросил Его: «Ты и в самом деле — Царь иудейский?»
« Да, ты сам говоришь это », — сказал Иисус.
12 На обвинения же первосвященников и старейшин Он ничего не отвечал.
13 «Разве не слышишь, сколько у них против Тебя обвинений?!» — спросил Его Пилат.
14 Но Иисус не сказал ни слова и сильно тем удивил прокуратора.
15 Обычно по праздникам прокуратор освобождал одного из заключенных, за которого просила толпа.
16 А тогда под стражею был всем известный узник, которого звали [Иисус] Варавва.
17 Пилат и спросил собравшийся тут народ: «Кого мне для вас отпустить? Кого вы хотите: [Иисуса] Варавву или Иисуса, Христом называемого?»
18 Ибо знал Пилат, что из зависти выдали Иисуса.
19 Когда он сидел на судейском месте, жена его велела ему передать: «Не делай этому Праведнику ничего!5 Сегодня ночью я сильно мучилась, увидев Его6 во сне».
20 Первосвященники же и старейшины убедили тем временем людей требовать освобождения Вараввы и казни Иисуса Христа.
21 И когда прокуратор к ним обратился: «Кого из этих двоих вы хотите? Кого отпустить мне?», — «Варавву!» — сказали они.
22 «Тогда что же мне сделать с Иисусом, Которого называют Христом?» — спросил Пилат.
«Распять Его!» — отвечала толпа.
23 «Какое же преступление Он совершил?» — спросил Пилат.
«Распять Его!» — закричали они еще громче.
24 Видя, что ничего не помогает и даже начинается мятеж, Пилат велел принести воды и, умыв руки свои перед народом, сказал: «Не повинен в крови я Этого7 Человека. Смотрите сами!»
25 Тогда весь народ сказал: «Пусть будет вина за смерть Его на нас и на детях наших».8
26 И Пилат освободил Варавву для них, Иисуса же, подвергнув бичеванию, отдал на распятие.
27 Солдаты прокуратора привели Иисуса в преторий9 и собрали вокруг Него всю когорту.
28 Сняли с Иисуса одежду и набросили на Него багряный плащ,
29 сплели венок из колючек и надели Ему на голову, вложили в правую руку Его палку и, став перед Ним на колени, насмехаясь, говорили: «Да здравствует10 „Царь иудейский“!»
30 Они плевали в Него и, палку взяв, били по голове Его.
31 А когда они вдоволь наглумились над Ним, то сняли с Него плащ и, одев Его в собственную Его одежду, повели на распятие.
32 Когда они выходили, повстречался им киринеянин по имени Симон. Его заставили нести крест Иисуса.
33 Придя на место, называемое Голгофа, что значит «Череп»,
34 они дали Ему вина, смешанного с желчью.11 Но Он, попробовав, не стал его пить.12
35 Распяв Иисуса, солдаты по жребию поделили Его одежду
36 и уселись рядом стеречь Его.
37 Над головой Христа была надпись, говорившая о вине Его: «ЭТО ИИСУС, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ».
38 Вместе с Ним были распяты два разбойника: один справа от Него, а другой слева.
39 Проходившие мимо поносили Его и, презрительно качая головами,
40 говорили: «Ты хотел ведь разрушить Храм и в три дня построить его, так спаси Себя Самого! Если Божий Ты Сын, сойди с креста!»
41 Насмехались над Ним и первосвященники вместе с книжниками и старейшинами, говоря:
42 «Других спасал, а Себя спасти не может. Царь Израиля Он, пусть теперь сойдет Он с креста, и тогда мы поверим в Него.
43 Он на Бога надеялся,13 пусть спасет Его Бог теперь, если Он Ему дорог. Называл же Себя Он Сыном Божьим».
44 И разбойники, с Ним распятые, поносили Его точно так же.
45 В полдень покрыла всю землю тьма, и стояла она до трех часов пополудни.
46 А около трех часов воззвал громким голосом Иисус: «Эли, Эли! Лема сабахтани?», что значит: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Меня Ты оставил14
47 Иные из стоявших там, услышав это, говорили: «Илию Он зовет».
48 И тотчас один из них побежал и принес губку. Намочив ее уксусом,15 насадил он на палку ее и подал Иисусу, чтобы пил Тот.
49 Другие кричали ему: «Оставь! Посмотрим, придет ли спасти Его Илия?»16
50 Еще раз воззвав громким голосом, Иисус испустил дух.
51 И тогда завеса в Храме разорвалась надвое сверху донизу, земля сотряслась, раскололись скалы,
52 гробницы раскрылись и многие из народа Божьего17 были воскрешены.
53 Они вышли из гробниц и позже, по воскресении Иисуса, вошли во святой город, и многие там их увидели.
54 Центурион же и солдаты, которые стерегли Иисуса, увидев землетрясение и всё совершившееся, страшно испугались: «Воистину это был Сын Божий!»
55 Смотрели на это на всё и женщины, которые сопровождали Иисуса из Галилеи и заботились о Нем. (Они держались поодаль.)
56 И были среди них Мария Магдалина и другая Мария, мать Иакова и Иосифа,18 а также мать сыновей Зеведея.
57 Когда наступил вечер, пришел богатый человек из Аримафеи по имени Иосиф, который тоже был учеником Иисуса.
58 Придя к Пилату, он попросил отдать ему тело Иисуса, и Пилат распорядился об этом.
59 Иосиф взял тело Господне, обернул его чистым льняным полотном
60 и положил в новую19 гробницу, которую высек для себя в скале. Затем он привалил ко входу в гробницу большой камень и ушел.
61 В то время сидели там, прямо напротив гробницы, Мария Магдалина и с нею другая Мария.
62 На следующий день, который следует за днем приготовления,20 первосвященники и фарисеи пришли к Пилату.
63 «Господин, — сказали они, — мы вспомнили, что этот обманщик, когда еще был Он жив, говорил: „Пройдет три дня, и Я воскресну“.
64 Прикажи охранять гробницу до третьего дня, чтобы ученики Его не выкрали тело и не сказали потом народу: „Он воскрес“. Этот новый обман хуже прежнего будет».
65 «Вот вам стража,21 — сказал Пилат. — Идите и охраняйте гробницу, как знаете!»
66 Пошли они и, чтобы уберечь гробницу, опечатали камень и поставили стражу.

Учебной Библии МакАртура

27:1 Когда же настало утро Синедрион дождался утра для официального вынесения приговора (ср. 26:66), возможно тем самым формально придерживаясь запрета на рассмотрение уголовного дела ночью (см. пояснение к 26:57).

27:2 отвели... Его… Пилату Над Иисусом производили два суда: один — религиозный иудейский, другой — светский римский. Рим оставил за собой право казни в особо важных делах (см. пояснение к 26:59), и потому Иисус был предан в руки римских властей для вынесения смертного приговора. Резиденция Пилата находилась в Кесарии, на побережье Средиземного моря, но он прибыл в Иерусалим для празднования Пасхи и поэтому наблюдал за судом (см. пояснение к Мк 15:1). Христос был доставлен к Пилату (ст. 2−14), затем его отослали к Ироду для повторного слушания (Лк 23:6−12), а потом его опять вернули к Пилату для окончательного рассмотрения дела и вынесения приговора (ст. 15:26).

27:3 раскаявшись Иуда почувствовал терзания за содеянное, но это не было настоящее раскаяние. Есть хорошая печаль, которая ведет к раскаянию, но сожаление Иуды было другого типа, что засвидетельствовало его самоубийство (ст. 5). Ср. 2Кор 7:10.

27:5 удавился См. пояснение к Деян 1:18.

27:9 реченное чрез пророка Иеремию Фактически этот стих пересказывает Зах 11:12−13. Но еврейский канон был разделен на три части: Закон, Писания и Пророки (ср. Лк 24:44). Книга Иеремии была первой по порядку расположения пророческих книг, и потому часто Пророки обобщенно назывались его именем.

27:11 ты говоришь Эти слова, возможно, были сказаны сразу же после диалога, описанного в Ин 18:34−36.

27:25 кровь Его на нас и на детях наших Иудеи приняли на себя вину за убийство Иисуса и освободили от нее римлян. Ср. 21:38−39.

27:26 бив Плеть, использовавшаяся для бичевания, состояла из нескольких полос кожи, прикрепленных к деревянной рукоятке. На конце каждой полоски кожи был прикреплен кусочек металла или кости. Жертва привязывалась к столбу за запястья высоко над головой, так что плоть спины была напряжена. Профессионал, умевший хорошо обращаться с бичом, мог в буквальном смысле сорвать мясо со спины, разрывая мышцы и иногда даже обнажая почки или другие внутренние органы. В некоторых случаях одно только бичевание могло привести к летальному исходу.

27:27 преторию Резиденция Пилата в Иерусалиме. Возможно, она находилась в крепости Антония, прилегающей к северо-западному углу храма. «Воины правителя» были частью гарнизона — около 600 солдат, — предназначенного для службы правителю (Пилату) во время его пребывания в Иерусалиме.

27:28 багряницу В Мк 15:17 и Ин 19:2 стоит слово, переводящееся как «пурпурный», что говорит о том, что одежда была чем-то средним между царским пурпуром и «багряницей», наиболее приближенной к одеянию монарха из всего того, что они смогли найти. Скорей всего, это был военный плащ одного из солдат.

27:29 в правую руку трость Для имитации скипетра они намеренно выбрали что-то хрупкое.

27:30 плевали на Него См. Ис 50:6.
били Его по голове Достаточно длинный тростник для изготовления довольно твердого, почти как рукоять метлы, пародийного скипетра, который мог бы причинять особенно сильную боль. В Ин 19:3 говорится, что они также били Его кулаками.

27:31 на распятие Распятие было формой наказания, которую римляне заимствовали от персов, финикийцев и карфагенян. Римское распятие было мучительной смертью. Римские палачи достигли совершенства в искусстве медленной пытки, на продолжительное время оставляя свою жертву в живых. Некоторые жертвы мучились до тех пор, пока их живьем не съедали хищные птицы или дикие звери. Большинство людей висело на кресте на протяжении нескольких дней, прежде чем умереть от истощения, обезвоживания, травматической лихорадки или, в основном, от удушья. Когда ноги уже больше не могли выдерживать веса тела, диафрагма была настолько сдавлена, что дыхание становилось невозможным. Именно поэтому перелом ног ускорял смерть (Ин 19:31−33), но в отношении Иисуса этого не понадобилось. Руки прибивались гвоздями в запястьях, а ноги — в подъеме или ахилловом сухожилии (иногда одним гвоздем прибивались обе ноги). Эти раны не были смертельными, но по прошествии нескольких часов боль от них становилась невыносимой. Наиболее примечательной особенностью распятия было клеймо позора, лежавшее на нем (Гал 3:13; Гал 5:1; Евр 12:2). Еще одним унижением было нести весивший около 200 фунтов (примерно 82 кг) крест одного из приговоренных. Обычно заключенного сквозь толпу к месту казни сопровождал кватернион (4 солдата). Надпись, содержащая обвинение, вешалась на шею осужденного.

27:32 Киринеянина Киринея (Кирена) — это город на севере Африки. Очевидно, что бичевание настолько обессилило Иисуса, что Он был уже неспособен нести крест. Это еще один трогательный пример проявления человеческой части Его естества, которому присущи все человеческие немощи, кроме греха (Евр 4:15).

27:33 «лобное место» Голгофа могла быть холмом, по форме напоминающим череп, или она могла быть так названа, потому как на этом месте, являющемся местом распятия, скапливалось большое количество черепов. В Лк 23:33 это место называется одним словом «лобное» от латинского кальвария, что в переводе значит «череп, голова».

27:34 уксуса, смешанного с желчью Слово «желчь» просто указывает на то, что это было что-то горькое. Мк 15:23 говорит, что это была смирна, наркотическое средство. У иудеев был обычай, основанный на Притч 31:6, давать распинаемым болеутоляющее средство, смешанное с уксусом, чтобы притупить боль, испытываемую ими. Попробовав, что это такое, Христос, все еще страдая от жажды, «не хотел пить», чтобы не притуплять Свои ощущения, прежде чем Он закончит Свое дело. Уменьшение физической боли, конечно же, не умалило бы значимость Его искупительного труда (см. пояснения к 26:38−39), но ему нужно было сохранить гибкость ума для времени, которое все еще не настало. Ему необходимо было быть в сознании и иметь трезвый ум, чтобы, например, помочь умирающему разбойнику (Лк 23:43).

27:35 делили одежды Его Обычно одежда распятых была добычей палачей. Ин 19:23−24 предоставляет нам более подробное описание этого. Это также предсказано в Пс 21:19.

27:37 вину Для согласования различий между разными повествованиями, в которых упоминается эта надпись, см. пояснения к Лк 23:38 (ср. Мк 15:26). Тот факт, что надпись была помещена «над головою Его», свидетельствует, что крест был обычной формы с вертикальным выступом. Так-же иногда использовался Т-образный крест.

27:38 разбойника Это слово говорит о том, что казнимые люди были не просто ворами, а бунтовщиками и бандитами, совершавшими разбойные нападения. Простых воров обычно не распинали. Вероятнее всего, эти двое были сообщниками Варравы.

27:40 Разрушающий храм и в три дня Созидающий См. 26:61. Они упустили смысл Его слов. « А Он говорил о храме тела Своего» (Ин 2:21). Он не сошел с креста, но совсем не потому, что был бессилен сделать это (Ин 10:18). Доказательство того, что Он был Сыном Божиим, появилось через три дня (см. пояснение к 12:40), когда Он вновь воздвиг «храм» (т.е. когда воскресло Его прославленное тело).

27:42 и уверуем в Него См. пояснения к 12:38; 16:1.

27:45 От шестого же часа… до часа девятого С полдня до 3 часов дня (до 15 часов). Казнь началась в 9 часов утра (см. пояснения к Мк 15:25; Лк 23:44).

27:46 Или, Или! Лама савахфани! «Или» — это еврейское слово; остальные — арамейские (в Мк 15:34 весь плач записан на арамейском языке). Этот вопль является исполнением Пс 21:2, одного из многих удивительных соответствий между этим псалмом и специфическими событиями распятия (см. пояснение к Пс 21). Христос в этот момент чувствовал Себя покинутым Богом и был в отчаянии, потому что на Него, как на несущего на Себе грехи всего мира, излился Божий гнев (см. пояснение к 26:39).

27:50 испустил дух Это добровольный поступок. См. Ин 10:18. См. пояснение к 26:54.

27:51 завеса в храме Т.е. завеса, которая закрывала вход в Святое святых (Исх 26:33; Евр 9:3). То, что завеса разорвалась, означало, что Бог теперь стал доступен всем «путем новым и живым» (Евр 10:19−22). А тот факт, что завеса была разорвана «сверху донизу» говорит о том, что не человек, а Бог совершил это.

27:52 тела усопших святых воскресли Только Матфей упоминает об этом чуде. Об этих людях больше ничего не говорится, что было бы неправдоподобным, если бы они долго оставались на земле. Ясно, что этим людям были даны прославленные тела; они «явились многим» (ст. 53), достаточно для того, чтобы подтвердить истинность чуда; затем, несомненно, они были вознесены — это некоторого рода предвосхищение 1Фес 4:16.

27:54 Сотник См. пояснение к 8:5. те,
которые с ним Скорее всего, это были находившиеся под его началом солдаты. Мк 15:39 говорит, что только он произнес слова признания, но он также говорил и от имени своих людей. Их страх говорит об осознании ими своего греха, а слово «воистину» указывает на уверенность и убежденность, что свидетельствует об истинной вере. Эти люди олицетворяют ответ на молитву Иисуса в Лк 23:34. Их отклик ярко контрастирует со злыми насмешками в ст. 39−44.

27:56 Мария Магдалина Она была избавлена от 7 демонов (Лк 8:2); другая «Мария» («Мария Клеопова», Ин 19:25 — вариант Алфеева) была матерью апостола, известного как «Иаков меньшой» (Мк 15:40; см. пояснение к 10:2).
мать сынов Зеведеевых Саломия (Мк 15:40), мать Иакова и Иоанна. Из Ин 19:26 мы узнаем, что Мария, мать Иисуса, также находилась у креста — возможно, она стояла отдельно от тех троих, которые «смотрели издали» (ст. 55), так как они, наверное, не могли выносить Его страданий, но все они не могли вынести и расставания с Ним.

27:57 Иосиф Мк 15:43 и Лк 23:50−51 утверждают, что он был членом Синедриона (см. пояснение к 26:59), однако Лука говорит, что он не участвовал «в совете и в деле их», когда Синедрион осудил Христа. Иосиф и Никодим (Ин 19:39), оба будучи известными иудейскими вождями, похоронили Христа в собственном «новом… гробе» Иосифа (ст. 60), таким образом в точности исполнив пророчество Ис 53:9.
Аримафеи Небольшой город в 20 милях (32 км) к северо-западу от Иерусалима.

27:62 На другой день Имеется в виду суббота.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: собравшись, постановили предать Иисуса смерти.
4  [2] — Букв.: кровь невинную.
9  [3] — Букв.: цену Оцененного, Которого оценили сыны Израилевы.
10  [4] — Зах 11:12,13; Иер 19:1−13; Иер 32:6−9.
19  [5] — Или: не впутывайся в дело, возбужденное против этого Праведника.
19  [6] — Букв.: мучилась из-за Него.
24  [7] — В некот. рукописях: Праведника.
25  [8] — Букв.: кровь Его на нас и на детях наших.
27  [9] — Так называлась резиденция наместника в римских провинциях.
29  [10] — Букв.: радуйся — форма приветствия.
34  [11] — Или: вина (в некот. рукописях: кислого вина), настоянного на горьких травах.
34  [12] — Пс 69:21 (68:22).
43  [13] — Или: доверился Богу.
46  [14] — Пс 22 (21):2.
48  [15] — Или: винным уксусом; или: кислым напитком.
49  [16] — Некот. рукописи добавляют: другой же, взяв копье, пронзил Ему бок, и потекла (из раны) вода и кровь; ср. Ин 19:34.
52  [17] — Букв.: тела уснувших святых.
56  [18] — В некот. рукописях: Иосии.
60  [19] — Или: прежде не использованную.
62  [20] — День приготовления — день подготовки к субботе.
65  [21] — Друг. возм. пер.: у вас есть стража.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.