По Марку 4 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 И снова учил Он у моря; и собралось к Нему так много людей, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была на воде, а весь народ стоял на берегу моря.
2 Многому учил их Иисус, прибегая к притчам.
И, учив их, говорил:
3 «Послушайте: вот вышел сеятель сеять.
4 Когда сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.
5 Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.
6 Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.
7 Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их, и не дали такие зерна плодов.
8 Иные же зерна упали на хорошую землю, взошли они, выросли и дали урожай тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
9 Иисус закончил словами: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
10 Оставшись с Ним наедине, Двенадцать и другие ученики Иисуса стали спрашивать Его о притчах.
11 Он ответил: «Вам тайна Царства Божьего открыта, а для тех, внешних, приходится говорить притчами,
12 чтобы, как того они сами пожелали,

смотрели они глазами и не видели,
ушами слушали и не понимали,
дабы не обратились они к Богу
и не были прощены».2

13 «Вы этой притчи не поняли? — спросил учеников Иисус. Тогда как же вы поймете другие?3
14 Сеятель здесь сеет слово.
15 С иными, внявшими слову, бывает, как с зернами при дороге: тотчас приходит сатана и похищает у этих людей услышанное ими.4
16 Зерна же, упавшие на каменистую почву, — это про людей, которые, услышав слово, сразу с радостью принимают его,
17 но нет у них корня, они непостоянны и тотчас же теряют веру,5 едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.
18 А с другими всё происходит, как с зернами, попавшими в колючки: эти люди слышат слово,
19 однако мирские заботы, обольщение богатством и всякие другие желания поглощают6 их и заглушают слово, и оно остается бесплодным.
20 Но есть и такие, с которыми бывает, как с зерном, посеянным на добрую почву: они слышат слово и принимают его, и дают урожай7 тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
21 И продолжил Иисус: «Для чего вносят в комнату светильник: чтобы сразу накрыть его сосудом или поставить под кровать? Не для того ли приносят его, чтобы стоял он на подставке?
22 Ибо нет ничего тайного, что не предназначено изначально стать явным, и если что-то скрывается, то только для того, чтобы выйти однажды на свет.
23 У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
24 «Вникайте в то, что слышите, — говорил им Иисус. Ведь какой мерою вы пользуетесь,8 такой и вам будет отмерено, да еще и прибавлено будет вам.
25 Ибо у кого много,9 тому и еще будет дано, а у того, у кого мало,10 отнимется и то, что есть у него».
26 «Царство Божие, — сказал Иисус, — так же возрастает, как зерна, брошенные в землю.11
27 Ночью спит человек, днем встает, а зерна тем временем прорастают, и тянутся вверх ростки, а как — человек до поры не видит.
28 Земля же в должный срок12 приносит плод: сначала она дает зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе.
29 И вот созревает зерно, и за серп человек берется, ибо время жатвы пришло.
30 С чем сравнить Царство Божие? Какой притчей представить его? — говорил Иисус. —
31 Оно, как зернышко горчичное. Когда сеют это зерно в землю, оно самое малое из всех земных семян.
32 Но вот всходит оно после посева и становится больше всех огородных растений, и так разрастаются ветви его, что птицы поднебесные могут гнездиться под сенью их».13
33 С помощью многих притч, подобных этим, Иисус возвещал людям слово Божие, насколько они могли его принимать14
34 (без притчи Он не учил их, а наедине ученикам Своим всё объяснял).
35 А когда наступил вечер, Он предложил ученикам: «Переправимся на другой берег!»
36 Они оставили народ и отплыли с Иисусом,15 за ними следовали и другие лодки.
37 Вдруг началась сильная буря. Волны захлестывали лодку так, что она быстро стала наполняться водой.
38 Иисус в это время спал на корме, положив голову на сидение кормчего.16 Ученики разбудили Его и сказали: «Учитель, неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?!»
39 Он встал и усмирил ветер, а морю сказал: «Уймись, умолкни!» И прекратился ветер, и стало совершенно тихо.
40 Тогда сказал Иисус ученикам: «Что же вы так робки? Или у вас совсем нет веры?»
41 Преисполненные благоговейного страха, спрашивали они друг друга: «Кто Он, если повинуются Ему и ветер, и море?»

Учебной Библии МакАртура

4:1 сидел Типичная поза раввина при учении. Практически более возможно, что Иисус сидел из-за качания лодки на воде.

4:2 притчами Общепринятый в иудаизме метод учения, который Иисус применил, чтобы сокрыть истину от неверующих, объясняя ее Своим ученикам (ср. ст. 11; см. пояснение к 13:3).

4:3−8 Эта притча изображает распространение учения Евангелия по всему миру и различные отклики людей на него. Некоторые отвергнут его, некоторые примут на короткое время, но потом оставят; тем не менее некоторые поверят и будут приводить к вере других.

4:4 при дороге Это или дорога возле края поля, или тропинка, пересекающая поле; имеют твердые поверхности благодаря постоянному движению пешеходов.

4:5 каменистое место Слои твердой горной породы, обычно известняка, лежащие под хорошей почвой. Они залегают слишком глубоко для плуга, чтобы достать их, и слишком мелко для того, чтобы дать возможность посеянному достичь воды и развить подходящую корневую систему в том небольшом количестве почвы, которая покрывает их.

4:7 терние Выносливый колючий сорняк, который истощает пригодную почву, поглощает свет и воду, в которых нуждаются хорошие растения.

4:8 вырос… сто Среднее соотношение зерен, принесших урожай, к количеству посаженных зерен было 8 к 1, соотношение 10 к 1 считалось исключительным. Урожаи, о которых говорит Иисус, равны невероятному.

4:9 кто имеет уши слышать, да слышит! Внешне это призыв к слушателям быть внимательными и разгадать значение Его аналогии. Однако для объяснения притчи требуется больше, чем человеческое понимание, — это смогут только те, кто получил истинное знание, которое им дал Учитель Христос.

4:11 тайны… в притчах «Тайна» в Новом Завете относится к чему-то ранее спрятанному и неизвестному, но открытому сейчас (см. пояснение к 1Кор 2:7; Еф 3:4−6). В контексте предметом тайны является Царство Небесное (см. пояснение к Мф 3:2) , эту тайну Иисус сообщает в форме притчи. Таким образом, тайна открывается тем, кто верит, но она остается сокрытой для тех, кто отвергает Христа и Его Евангелие (см. пояснение к Мф 13:11).
тем внешним Те, кто не являются последователями Христа.

4:12 Так что См. пояснение к Мф 13:13; Матфей конкретно цитирует Ис 6:9, 10. Марк цитирует Иисуса, раскрывающего суть того, что Исаия написал в этом тексте.
да не обратятся Подтекст притчи в том, что неверующие не хотят отвернуться от греха (см. пояснения к Мф 13:3, 13).

4:13 все притчи Понимание притчи о сеятеле должно было стать ключом к способности учеников разгадывать смысл других притчей Иисуса о Царстве (ст. 21−34).

4:14−20 Объяснение Иисусом притчи о сеятеле, которым является на самом деле Сам Иисус (ср. Мф 13:37) и всякий, кто возвещает Евангелие.

4:14 слово Лука в 8:11 говорит, что это «слово Божие» и Матфей в 13:19 называет его «словом о Царствии». Это — Евангелие спасения (см. пояснение к Мф 13:19).

4:16 с радостью принимают его Восторженный, эмоциональный, однако поверхностный отклик на Евангелие, который не принимает во внимание следующую за ним цену ученичества.

4:17 не имеют… корня Из-за того, что сердце такого человека твердое, подобно каменистой земле (см. пояснение к ст. 5) , Евангелие никогда не укореняется в его душе и никогда не изменяет его жизнь — происходит только временная, поверхностная перемена.
Скорбь или гонение Не обычные трудности и заботы жизни, но конкретное страдание, тяжелые испытания и преследования, которые следуют в результате чьего-то соединения со словом Божьим.
соблазняются Переведенное таким образом греческое слово означает также «падать», «наносить обиду», и от него происходит слово «возмущать», «злословить», «сплетничать». Все эти значения подходят, поскольку поверхностный верующий обижается, спотыкается и изменяет, когда его вера подвергается испытанию (ср. Ин 8:31; 1Ин 2:19).

4:19 заботы века сего Буквально «развлечения» или «безумия». Озабоченность временными проблемами этого века («века сего») затмевает для человека всякое серьезное рассмотрение Евангелия (ср. Иак 4:4; 1Ин 2:15−16).
обольщение богатством Деньги и материальная собственность не только не могут удовлетворить желания сердца или принести прочное счастье, которое они обманчиво обещают, но ослепляют тех, кто гонится за ними, приводя к вечным духовным огорчениям (1Тим 6:9, 10).

4:20 слушают… принимают… приносят плод Три греческих глагола в настоящем времени называют сохраняющееся непрерывное и последовательное действие. Верующие, в противоположность неверующим, слышат Божье Слово, потому что Бог делает возможным для них слышание его. Они «принимают» его, т.е. понимают и подчиняются, потому что Бог открывает их разум и сердце и преобразует их жизни. В результате они производят духовный плод.

4:21 свеча Так называют очень маленькую глиняную чашу с носиком, чтобы держать фитиль, которая содержит в себе несколько унций масла, служащего топливом на подсвечнике. В простых домах это было просто торчащим выступом (или полкой) из стены. Более зажиточные дома могли иметь отдельные богато украшенные подставки (ср. Откр 1:12).

4:22 Нет ничего тайного… явным Что-то держат скрытым с той целью, чтобы однажды оно могло быть обнаружено. Учение Иисуса никогда не предназначалось только для внутреннего круга последователей. Обязанностью учеников станет передавать Евангелие Царствия по всему миру (ср. Мф 28:19−20).

4:24 какою мерою Духовные результаты, которые получили ученики, зависели от количества усилий, которое они приложили: они пожнут то, что посеяли.
прибавлено будет Человек, который узнал духовную истину и прилежно ее применяет, получит еще большую, чтобы употребить ее верно.

4:26−29 Эта притча записана только Марком и дополняет притчу о сеятеле более глубоким и подробным объяснением результатов духовного роста того, что посеяно в добрую почву.

4:26 Царствие Божие См. пояснение к 1:15.

4:29 посылает серп, потому что настала жатва Когда зерно созрело, сеятель семени должен собрать урожай. Существует два возможных толкования этой необъясненной притчи. Это может быть ссылкой на полный масштаб Царства со времени, как Иисус посеял евангельское слово, до заключительной жатвы в будущем. Его ученики продолжат труд проповеди Евангелия, которое в конечном счете принесет урожай. Но лучше толковать это как работу Евангелия в жизнях. После того, как Евангелие явлено, Слово Божие работает в сердце (иногда медленно) до того времени, когда Бог сможет снять урожай в этом человеке и спасти его.

4:30−32 Эта притча о горчичном зерне изображает Царство Божие, начинающееся с небольшого воздействия и потом в своем размахе распространяющееся по всему свету.

4:31 зерно горчичное Ссылка на простое черное горчичное растение. Его листья использовались как овощ, а семя как приправа. Оно также имело лекарственное значение.
меньше всех Горчичное зерно не является самым маленьким из всех существующих семян, но это сравнение со всеми другими семенами, которые иудеи сеяли в Палестине.

4:32 злаков Ссылается на окультуренные растения, выращенные конкретно для еды.
птицы небесные Несмотря на то, что он не является деревом в истинном смысле этого слова, горчичный куст известен тем, что вырастает до 15 футов (4,6 м) высотой и имеет качества дерева, такие, как наличие достаточно больших ветвей, чтобы птицы гнездились в них. Дерево символизирует сферу спасения, которая вырастет до таких пределов, что будет предоставлять людям кров, защиту и благо (см. пояснение к Мф 13:32). Даже неверующие благословляются близостью к Евангелию и силе Бога в спасении. Христиане являются благословением для мира. См. пояснение к 1Кор 7:14 .

4:33−34 Без притчи же не говорил им В тот конкретный день Иисус говорил только в притчах более многочисленной толпе. Этот прием в учении оставил неверующих в недоумении; их не заставляли силой поверить или не поверить Ему — они не были принуждаемы следовать за Ним, поскольку не поняли, чему Он учил.

4:35−41 Это сообщение демонстрирует неограниченную власть Иисуса над миром природы.

4:35 ту сторону Иисус и Его ученики были на западном берегу Галилейского моря. Чтобы избежать толп народа и немного передохнуть, Иисус хотел пойти на восточный берег, на котором не было больших городов, и поэтому было меньше людей.

4:37 великая буря Ветер — обыкновенное явление на этом озере, лежащем на 690 футов (210 м) ниже уровня моря и окруженном холмами. Греческое слово может также означать смерч, ураган. В этом случае буря была такой сильной, что она приняла свойства урагана. (См. пояснение к Мф 8:24). Ученики, привыкшие к ветрам на озере, подумали, что эта буря потопит их (ст. 38).

4:38 Он спал Иисус был так изнурен проповедованием целый день, что даже буря не могла разбудить Его (см. пояснение к Мф 8:24).

4:39 умолкни, перестань Буквально «замолчи, смолкни» (см. пояснение к 1:25). Обычно бури утихают постепенно, но, когда приказал Создатель, природные составляющие этой бури немедленно прекратились.

4:41 убоялись страхом великим Это не был страх потерпеть ущерб от бури, но благоговение перед сверхъестественной властью, которую Иисус только что проявил. Единственным, вселяющим больший ужас, чем буря за бортом лодки, был Бог в лодке! кто же Сей Это утверждение выдает удивление учеников истинной Личностью Иисуса.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: задушили.
12  [2] — Ис 6:9,10.
13  [3] — Букв.: все притчи.
15  [4] — Букв.: и похищает слово, посеянное в них (в некот. рукописях: в их сердцах).
17  [5] — Или: спотыкаются и падают.
19  [6] — Букв.: входят.
20  [7] — Букв.: приносят плод.
24  [8] — Букв.: мерите.
25  [9] — Букв.: кто имеет.
25  [10] — Букв: кто не имеет.
26  [11] — Букв.: с Царством Божьим так же, как если человек бросает семя в землю.
28  [12] — Букв.: земля сама собой.
32  [13] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [14] — Букв.: слушать.
36  [15] — Букв.: взяли Его с собой, как Он был в ло дке.
38  [16] — Букв.: на (лодочной) подушке; очевидно, речь идет о низкой скамье для кормчего или кожаной подушке кормчего.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.