По Луке 14 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Однажды в субботу Иисус пришел в дом к одному из начальствующих фарисеев на обед. За Ним внимательно наблюдали.
2 Как вдруг перед Ним появился человек, больной водянкой.
3 Обратившись к законникам и фарисеям, Иисус спросил: «В субботу позволяется исцелять1 или нет?»
4 Но они промолчали. Тогда Он, прикоснувшись к больному, исцелил его и отпустил домой.
5 А им Он сказал: «Если у кого из вас дитя2 или вол упадет в колодец, разве вы не вытащите его, случись это в день субботний?»
6 И они не смогли ничего возразить Ему на это.
7 Когда Иисус заметил, что гости выбирали себе почетные места за столом, Он в поучение сказал:3
8 «Если тебя пригласили на брачный пир, не занимай почетного места. Может оказаться, что приглашен еще кто-то, более почетный гость, чем ты.
9 И хозяин, пригласивший тебя и его, подойдет к тебе и скажет: „Уступи это место ему“, и ты со стыдом перейдешь на последнее место.
10 Но если ты приглашен, иди и займи последнее место, и когда придет пригласивший тебя хозяин и скажет тебе: „Друг, пройди сюда, повыше“, то будет тебе оказана честь в присутствии всех, кто с тобой за столом,
11 ибо всякий возвышающий себя будет унижен, а умаляющий себя4 — возвысится».
12 Также и фарисею, пригласившему Его, Иисус сказал: «Когда устраиваешь ты обед или ужин, не приглашай твоих друзей, братьев, прочих родственников или богатых соседей. Они в ответ непременно пригласят тебя, и в этом будет вся твоя награда.5
13 Нет, когда устраиваешь пир, приглашай бедных, хромых, слепых, увечных,
14 и блажен будешь, потому что им нечем воздать тебе, и воздастся тебе в день, когда воскреснут праведные».6
15 Услышав это, один из гостей, находившихся за столом, воскликнул: «Блажен, кто будет на пиру7 в Царстве Божием!»
16 Но Иисус сказал ему: «Один человек устраивал большой пир и пригласил много людей.
17 И, когда пришло время,8 он послал слугу своего, чтобы тот сказал приглашенным: „Приходите, ведь всё уже готово!“
18 И тут все как один стали извиняться. Первый сказал ему: „Я купил землю и должен обязательно пойти и посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня“.
19 Другой сказал: „Я купил пять пар волов и иду испытать их в работе. Прошу тебя, извини меня“.
20 А третий сказал: „Я женился и поэтому не могу прийти“.
21 И слуга, возвратившись домой, рассказал об этом своему господину. Тогда хозяин дома разгневался и приказал слуге своему: „Пройди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, слепых и хромых“.
22 Выполнив поручение, слуга сказал: „Господин, сделано то, что ты приказал, и еще есть место“.
23 „Выйди из города и пройди по проселочным дорогам и вдоль изгородей, — ответил его господин, — и убеди людей прийти. Пусть дом мой гостями наполнится.
24 Ибо, говорю вам, никто из тех приглашенных не будет на моем пиру!“»9
25 Однажды, когда большая толпа шла с Иисусом, Он, повернувшись, сказал им:
26 «Кто приходит ко Мне, но любит Меня меньше, чем отца,10 мать, жену, детей, братьев и сестер, или меньше, чем саму жизнь11 свою, не может быть Моим учеником.
27 Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником.
28 Кто из вас, желая построить башню, не сядет сначала и не подсчитает расходы: сможет ли он довести строительство до конца?
29 Иначе, если он заложит основание и будет не в силах завершить, все видящие это начнут смеяться над ним
30 и говорить: „Этот человек начал строить и не смог закончить“.
31 Или какой царь, прежде чем воевать с другим царем, не сядет и не рассмотрит сначала, сможет ли он с десятью тысячами воинов встретить врага, идущего против него с двадцатью тысячами?
32 Если же нет, то он отправит послов вести переговоры о мире, пока тот еще далеко.
33 Так и всякий из вас, если не готов оставить всё, что есть у него, не может быть Моим учеником.
34 Да, соль хороша, но если она станет пресной, то как12 вновь сделать ее соленой?
35 Ни в землю, ни в удобрения она не годится — ее выбрасывают.
У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»

Учебной Библии МакАртура

14:1 в субботу См. пояснение к 13:10. Христа, исцеляющего в субботу, Лука показывает чаще, чем любой другой евангелист. По-видимому, Христос понимал субботу как день для совершения дел милосердия.
наблюдали за Ним У фарисея были далеко не благородные побуждения для приглашения Его на трапезу.

14:2 водяною болезнью Иначе, «водянкой». Состояние, при котором в тканях и полостях тела удерживается жидкость, часто вызвалось болезнями почек или печени, включая рак.

14:3 законников Т.е. книжников. См. пояснение к 10:25.
позволительно ли Он неоднократно оправдывал исцеления в субботу, и Его доводы постоянно приводили в молчание противников (ср. 6:9, 10; 13:14−17). Здесь и в 6:9 Он заранее задал вопрос законникам о том, позволительно ли исцелять в субботу — и они все вместе не смогли привести никакого убедительного довода в подтверждение мнения, что исцеление было нарушением субботних законов (ср. ст. 6).

14:5 осел или вол Ср. 13:15; Мф 12:11−12. Даже обычное учение о гуманности (не говоря уже об экономической необходимости) говорило им, что правильно было в субботу проявить милосердие к животному. Не следовало ли руководствоваться теми же принципами, чтобы проявлять милосердие к страдающим людям?

14:7 первые места Т.е. лучшие места за столом. Ср. 11:43; Мф 23:6.

14:11 всякий, возвышающий сам себя, унижен будет Иисус оказывал предпочтение такому виду парадоксальной игры слов (ср. 9:24; 13:30; 17:33; 18:14; Мф 23:11−12). Это высказывание сделало понятной мысль в ст. 8−10. Суть всего этого урока созвучна с Притч 25:6, 7.

14:12 не зови друзей твоих, ни братьев твоих Понятно, что это не должно приниматься как полный запрет приглашать на обед друзей или родственников. В ст. 26 Христос употребил похожую гиперболу. В семитской речи распространен такой стиль и используется для выразительности. Здесь Его мысль заключается в том, что приглашение своих друзей и родственников нельзя расценивать как духовное деяние истинной благотворительности. Это также может быть упреком тем, кто склонен предназначать свое гостеприимство для «богатых соседей», которые, как они знают, будут чувствовать себя обязанными ответить тем же. Ср. Втор 14:28, 29.

14:14 воздастся тебе в воскресение Т.е. сокровищем на небесах (ср. 18:22).

14:15 кто вкусит хлеба в Царствии Божием! Вероятно, этот человек придерживался общепринятого мнения, что только иудеи будут приглашены на небесный пир (см. пояснение к Мф 8:12). Возможно, это было праздным или лицемерным высказыванием, сделанным без особого серьезного размышления. Христос ответил притчей, которая изображает включение в число приглашенных и язычников.

14:16 большой ужин Эта притча, во многих отношениях подобная притче в Мф 22:2−14 и подчеркивающая ту же мысль, тем не менее от нее отличается. Она была сказана по другому поводу и отличается некоторыми основными деталями.
звал многих По-видимому, от приглашения никто не отказался и у того человека были все основания ожидать, что все приглашенные придут.

14:17 званым На свадьбу, которая могла длиться целую неделю, гостей приглашали заранее и давали общее представление о времени ее начала. Когда все многочисленные приготовления, наконец, заканчивались, заранее приглашенных гостей извещали, когда она начнется. Заранее приглашенные гости — это указание на израильский народ, которому через Ветхий Завет было сказано подготовиться к приходу Мессии.

14:18 извиняться Во всех этих извинениях чувствуется неискренность. Никто не покупает имение, предварительно не посмотрев на него. И поскольку покупка уже была совершена, то не было никакой срочности. После пира земля все еще будет там. Точно также (ст. 19), никто не покупает волов, сперва не испытав их. Недавно женившийся человек (ст. 20) освобождался от путешествия по служебным делам или от службы в армии (Втор 24:5), но не было никакой уважительной причины, чтобы новобрачные уклонялись от такого светского (уже принятого) приглашения.

14:21 нищих, увечных, хромых и слепых Т.е. людей, которых фарисеи склонны были рассматривать как нечистых или недостойных. Религиозные вожди осуждали Иисуса за то, что Он общался с блудницами и мытарями (ср. 5:29−30; 15:1; Мф 9:10−11; Мф 11:19; Мф 21:31−32; Мк 2:15−16).

14:22 и еще есть место У Бога есть место для спасения каждого грешника, и Его большое желание — чтобы они спаслись.

14:23 по дорогам и изгородям Здесь явно представлены языческие страны.
убеди прийти Т.е. не силой или принуждением, а ревностным убеждением.

14:24 никто из тех званых Т.е. тех, кто отказался. С презрением отвергнув приглашение, Израиль не мог войти на пир. Приговор Господа против них только утверждал их собственное решение. Большинство из них погибло от рук римлян в 70 г. по Р.Х. в результате исполнения Божьей кары. См. пояснения к Мф 22:7; Мф 23:36; Мф 24:2.

14:25 множество народа Целью Христа было не собирать благодарные толпы, а подготавливать истинных учеников (см. пояснение к 13:23). Он никогда не приспосабливал Свою проповедь к предпочтениям большинства, но всегда прямо провозглашал высочайшую цену ученичества. Здесь Он произнес несколько тяжело исполнимых требований, которые привели в уныние нерешительных.

14:26 не возненавидит Подобное утверждение в Мф 10:37 является ключом к пониманию этого трудного повеления. Требующаяся здесь «ненависть» — это, на самом деле, меньшая любовь. Иисус призывал Своих учеников взращивать такую преданность Ему, в сравнении с которой их привязанность к чему-то еще, включая их собственную жизнь, будет казаться ненавистью. См. 16:13 и Быт 29:30−31 для понимания подобного употребления слова «ненавидеть».

14:27 не несет креста Т.е. добровольно. Эти слова перекликаются с требованием возненавидеть свою собственную жизнь в ст. 26. См. пояснения к 9:23; Мф 10:38; ср. Мк 8:34.

14:28 вычислит издержек Толпы народа были решительно настроены, но не были преданны. Он отнюдь не облегчил им задачу, чтобы они ответили положительно, а наоборот, существенно возвысил цену ученичества (ст. 26−27, 33) и поощрил их серьезно подумать перед тем, как объявить о своей готовности следовать за Ним. Ср. 9:57−62.

14:33 не отрешится от всего Только готовые серьезно взвесить стоимость ученичества (ст. 28−32) и вложить все, что имеют, в Его Царствие, были достойны войти в число учеников. Здесь говорится о гораздо большем, чем о простом оставлении своего материального благосостояния; это — полный и безоговорочный отказ от себя. Ученикам не позволялось сохранять какие-либо привилегии и предъявлять какие-либо требования. Они не должны были сохранять никаких дорогих сердцу затаенных грехов; собирать хотя бы малых земных сокровищ и держаться скрытых потаканий своим желаниям. Их приверженность Ему должна была быть безоговорочной. См. пояснения к 9:23−26.

14:34 Соль — добрая вещь См. пояснения к Мф 5:13; Мк 9:50. В Своем служении Христос употреблял этот самый образ по крайней мере в трех разных случаях.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: лечить.
5  [2] — Или: сын; в некот. рукописях: осел.
7  [3] — Букв.: сказал им притчу.
11  [4] — Или: смиряющий себя.
12  [5] — Или: пригласят и воздадут тебе за сделанное тобой.
14  [6] — Букв.: в воскресение праведных.
15  [7] — Букв.: будет есть хлеб.
17  [8] — Букв.: в час ужина.
24  [9] — Некот. рукописи добавляют: ибо много званых, но мало избранных.
26  [10] — Букв.: если кто приходит ко Мне и не ненавидит отца своего — семитская идиома, выражающая предпочтение одного другому.
26  [11] — Или: душу.
34  [12] — Букв.: чем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.