По Иоанну 13 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Было это накануне праздника Пасхи. Иисус знал, что пришло для Него время перейти из мира сего к Отцу. Он всегда любил в этом мире тех, кто пошел за Ним,1 и любил Он их до конца.
2 И во время ужина,2 когда дьявол уже внушил Иуде,3 сыну Симона Искариота, мысль о том, чтобы предать Иисуса,
3 Иисус, зная, что Отец всё вверил Ему и что Он от Бога пришел и к Богу идет,
4 встал из-за стола, снял верхнюю одежду, взял полотенце и опоясался им.
5 Потом Он налил воду в таз4 и стал мыть ноги ученикам, вытирая их полотенцем, которым был опоясан.
6 Когда подошел Он к Симону Петру, тот сказал Ему: «Ты хочешь мыть мне ноги, Господи?!»
7 «Не понимаешь ты того, что Я делаю сейчас, — ответил ему Иисус. — Но придет время5 — поймешь».
8 «Никогда не допущу, чтобы мыл Ты мне ноги!» — воспротивился Петр.
«Если не омою тебя, тогда ничего не может быть у нас общего»,6твердо сказал Иисус.
9 « Тогда, — воскликнул Симон Петр, — не только ноги мои, Господи, но и руки, и голову».
10 Иисус же сказал: «Не нужно это тому, кто уже весь омыт,7 разве что ноги его стоит вымыть, а сам он чист, вы ведь чисты, впрочем, не все».
11 Он знал, кто Его предаст, потому и сказал: «Не все чисты».
12 Вымыв им ноги, Иисус оделся и вернулся к столу:8 «Понимаете ли вы, что Я сделал для вас? — спросил Он их. —
13 Вы называете Меня Учителем и Господом и верно говорите, ведь так оно и есть.
14 Если же Я, Господь и Учитель, вымыл вам ноги, то и вы должны мыть ноги друг другу.
15 Ибо Я подал вам пример: что Я сделал вам, делайте и вы.
16

Помните слова Мои,
слуга не больше господина своего,
и посланец не больше того, кто его послал.

17 Зная это, блаженны9 будете, если станете теперь и поступать так.
18 Не о всех вас говорю — знаю тех, кого избрал; но и сказанное в Писании должно исполниться:

Тот, кто хлеб ест со Мной,10
восстал против Меня“.11

19

Говорю вам об этом уже сейчас,
до того, как произойдет это,
дабы, когда всё уже случится, поверили вы,
что Я и есть12 Тот, Кем Себя называю.

20

Уверяю вас,
принимающий того, кого пошлю Я, Меня принимает,
а кто Меня принимает, принимает Пославшего Меня».

21 Сказав это, Иисус в сильном душевном волнении добавил:13 «Прямо вам говорю: один из вас предаст Меня».
22 Ученики в растерянности посмотрели друг на друга: «О ком говорит Он?»
23 Случилось, что ученик, которого Иисус особенно любил, возлежал рядом с Ним.14
24 Симон Петр подал ему знак, чтобы он спросил Иисуса, о ком речь.15
25 Склонившись на грудь Иисусу, ученик этот спросил: «Господи, кто же это?»
26 Иисус ответил: «Тот, кому подам Я, обмакнувши, кусок хлеба». Сказав это, Он [взял] кусок и, обмакнув его, подал Иуде, сыну Симона Искариота.
27 Как только Иуда взял этот кусок, вселился в него сатана.16
Тогда Иисус сказал ему: «Что ж, делай, что начал,17 скорее!»
28 Никто из учеников не понял, к чему Он сказал это Иуде.
29 А поскольку общие деньги хранились у Иуды,18 то некоторые подумали, что Иисус велел ему купить, что нужно к празднику, или чтоб нищим что-нибудь дал.
30 Иуда съел кусок хлеба и тотчас же вышел. Была ночь.
31 Когда вышел Иуда, Иисус сказал:

«Вот теперь уже явлен в славе Своей Сын Человеческий,
и в Нем Сам Бог явлен в славе Своей.

32

[И если Бог в Нем прославлен], то и Бог не замедлит
в Себе явить миру славу Сына Человеческого.19

33

Дети Мои, недолго осталось Мне быть с вами,
потом будете искать Меня,
но, как сказал Я книжникам и фарисеям,20 а теперь и вам говорю,
куда иду Я, не сможете вы пойти за Мной.

34

Даю вам новую заповедь: любите друг друга!
Как Я вас полюбил, так и вы любите друг друга.

35

И если будет любовь между вами,
все будут знать, что вы — ученики Мои».

36 Симон Петр спросил Его: «Господи, куда Ты пойдешь?»
«Куда Я иду, — ответил [ему] Иисус, — ты пока не можешь туда идти за Мной, но позже пойдешь».
37 «Господи, — возразил Ему Петр, — почему не могу сейчас следовать за Тобой? Я жизнь свою отдам за Тебя!»
38 Иисус сказал на это: «Ты жизнь готов отдать за Меня? Поверь же, еще до того, как поутру пропоет петух, трижды отречешься ты от Меня».

Учебной Библии МакАртура

13:1 — 17:6 В этих описывающих жизнь Иисуса до распятия главах, повествование обращает взор на Его посвящение Своим ученикам. В то время как главы 1−12 сосредоточивают внимание на отвержении Иисуса народом (ср. 1:11), главы 13−17 концентрируются на тех, кто принял Его (см. 1:12). Начиная с гл. 13, Иисус полностью перешел от общественного служения к личному служению принявшим Его. Слова, записанные в гл. 13−17, были сказаны Иисусом в ночь, когда Он был предан и арестован, как прощание, чтобы передать Своим последователям Свое будущее наследие (гл. 13−16) и помолиться за них (гл. 17). Всего лишь день спустя был крест.

13:1 до конца Это означает «в совершенстве», «совершенной любовью». Бог любит (3:16) также грешников (3:16; Мф 5:44−45; Тит 3:4) с сострадательным общим милосердием, но Своих Он любит совершенной, спасающей, вечной любовью.

13:2 вечери Это был пасхальный ужин в четверг вечером после захода солнца. См. во Введении: Проблемы толкования.
диавол… в сердце Иуде Это не снимает бремя вины с Иуды, потому что его порочное сердце желало точно того же, чего желал диавол, — смерти Иисуса. Диавол и Иуда были в согласии.

13:3 к Богу отходит Иисус смело встречал предательство, мучение и смерть, потому что знал: Отец впоследствии вознесет Его, где Он получит славу и общение, которые Он извечно имел в Троице (см. 17:4−5). Это была «предлежавшая Ему радость», которая дала Ему возможность «претерпеть крест» (Евр 12:2).

13:4−5 Пыль и грязь, обусловленные климатическими условиями этого района, неизбежно приводили к необходимости умывать ноги, входя в дом. Хотя ученики, вероятно, были бы рады умыть ноги Иисусу, они не могли и вообразить умыть ноги друг другу. Это потому, что в обществе того времени умывание ног предназначалось для занимающих самое низкое положение слуг-рабов. Равные не умывали ног один другому, кроме очень редких случаев, в знак великой любви. Лука указывает (22:24), что ученики спорили о том, кто из них больший, так что никто не хотел унижаться до того, чтобы умывать ноги. Они были потрясены, когда Иисус начал умывать их ноги. Его действия служили и символом духовного очищения (ст. 6−9) и образцом христианского смирения (ст. 12−17). Этим поступком Иисус преподал урок самоотверженного служения, высочайшим примером которого послужила Его смерть на кресте.

13:6−10 Эти поступки смутили всех учеников. Но в то время, как другие молчали, Петр, возможно, от имени других (см. Мф 16:13−23) высказался в негодовании, что Иисус ни за что не будет так унижаться, чтобы умывать им ноги. Он не смог увидеть за самим смиренным служением предполагаемого в нем символа духовного очищения (ст. 7; ср. 1Ин 1:7−9). Ответ Иисуса сделал ясным истинный смысл Его действий: если Агнец Божий не очистит грехов человека (как изображено в символизме омовения), он не может иметь части с Ним.

13:10 нужно только ноги умыть Нет необходимости повторять очищение, которое Христос совершает при спасении — в этот момент искупление является полным. Однако все, очищенные Божьим милосердным оправданием, нуждаются в постоянном духовном очищении, так как они ведут борьбу с грехом во плоти. Верующие оправданы, и им дарована вмененная праведность (Флп 3:8−9), но они все еще нуждаются в освящении и личной праведности (Флп 3:12−14).

13:11−12 не все вы чисты В этих стихах говорится об Иуде (6:70), который вскоре должен был привести толпу, чтобы схватить Иисуса (18:3).

13:15 пример Использованное здесь слово подразумевает как «пример, урок», так и «образец» (Евр 4:11; Евр 8:5; Евр 9:25; Иак 5:10; 2Пет 2:6). Намерением Иисуса в этом поступке было представить образец любящего смирения.

13:17 блаженны вы, когда исполняете Радость всегда связана с послушанием Божьему Слову (см. 15:14).

13:18 которых избрал Иисус говорил о 12 учениках, которых Господь выбрал (см. 15:16), которых Господь отлично знал, включая Иуду, избранного для того, чтобы исполнилось пророчество Пс 40:10.

13:21 возмутился Значение этого слова см. в пояснении к 12:27.

13:23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус Это первое упоминание об апостоле Иоанне, авторе Евангелия (см. во Введении: Автор и время написания). В частности, он упомянул себя у креста (19:26−27), у пустого гроба (20:2−9), при Тивериадском море (21:1, 20−23) и в предпоследнем стихе, где о нем говорится как об авторе Евангелия (21:24).

13:26 подал Иуде… Искариоту Обычно на празднике хозяин (роль которого исполнял Иисус) обмакивал в общую чашу и вынимал самый вкусный кусочек и подавал его гостю в знак особой чести или дружбы. Поскольку Иисус так спокойно подал его Иуде, это могло означать, что его посадили на почетном месте возле Господа. Это был последний жест Его любви к Иуде, даже если тот предаст Его.

13:27 вошел в него сатана При предательстве Иисуса Иудой владел сам сатана. См. пояснение к ст. 2.

13:30 была ночь Хотя это и было историческим воспоминанием Иоанна, эта фраза может быть также наполнена глубоким богословским смыслом. Это был час, когда Иуда был полностью предан власти тьмы (ср. Лк 22:53).

13:31−33 прославился С уходом Иуды были приведены в движение последние события. Иисус смотрел не на муки креста, а на то, что будет после него, предвидя славу Его с Отцом (см. 17:4−5; Евр 12:2).

13:33 как сказал Я Иудеям Это высказывание записано в 8:21.

13:34−35 Провозгласив Свой уход и настояв на том, что Его ученики не могут пойти с Ним, Иисус начал говорить о том, что Он ожидал от них после Своего отшествия. Любовь — это служение и отличительная черта ученичества (ст. 35; ср. 1Ин 2:7−11; 1Ин 3:10−12; 1Ин 4:7−10, 20−21).

13:34 Заповедь новую… как Я возлюбил вас Заповедь любить не была новой. Второзаконие 6:5 повелевало любить Бога, и Лев 19:18 повелевал любить ближнего своего как самого себя (ср. Мф 22:34−40; Рим 13:8−10; Гал 5:14; Иак 2:8). Однако заповедь Иисуса о любви представляла определенно новый образец по двум причинам:
1) это — жертвенная любовь, созданная по образцу Его любви («как Я возлюбил вас» ср. 15:13) и
2) она дается преобразующей силой Святого Духа через Новый Завет (ср. Иер 31:29−34; Иез 36:24−26; Гал 5:22).

13:36 ты не можешь… идти Его труд был почти завершен, а их — только начинался (Мф 28:16−20; Мк 16:15; Лк 24:47). Особенный труд нужно было совершить Петру (см. пояснения к 21:15−19). Только Иисус, как безгрешная Жертва за грехи мира, мог пойти на крест и умереть (1Пет 2:22−24). Также только Он мог быть прославлен в присутствии Отца той славой, которую имел до Своего воплощения (см. 12:41; 17:1−5).

13:38 См. 18:25−27; ср. Мф 26:71−75; Мк 14:69−72; Лк 22:54−62.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: полюбив Своих, (находящихся) в мире.
2  [2] — Есть достаточно оснований считать, что это был пасхальный ужин и что именно здесь Христом было установлено служение, именуемое Вечерей Господней.
2  [3] — Или: дьявол уже заронил в сердце Иуды.
5  [4] — Друг. возм. пер.: в кувшин (из которого воду лили на ноги).
7  [5] — Букв.: но после.
8  [6] — Букв.: нет у тебя части со Мной.
10  [7] — Букв.: омытого нет нужды мыть.
12  [8] — Букв.: и снова возлег.
17  [9] — См. в Словаре Блаженный.
18  [10] — В некот. рукописях: кто ест Мой хлеб.
18  [11] — Букв.: поднял на Меня пяту свою. Пс 41 (40):10.
19  [12] — См. примеч. к 4:26.
21  [13] — Букв.: Иисус был потрясен в духе, и свидетельствовал.
23  [14] — Букв.: у груди Иисуса.
24  [15] — В некот. рукописях: Симон Петр подает ему знак и говорит: «Скажи, кто это, о ком Он говорит».
27  [16] — См. в Словаре Сатана.
27  [17] — Букв.: что делаешь, делай.
29  [18] — Букв.: так как у Иуды был ящик (для денег).
32  [19] — Букв.: если Бог прославлен в Нем, то и Бог прославит Его в Нем и тотчас прославит Его.
33  [20] — Букв.: иудеям.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.