По Иоанну 15 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1

«Я — истинная виноградная лоза,
а Мой Отец — виноградарь.

2

Всякую ветвь на Мне, что не приносит плода,
Он обрезает,
а ту, что плод приносит, Он очищает,
чтобы больше плода приносила.

3

Уже очищены вы; совершилось то через Слово,1
Которое вам возвестил Я.

4

Пребудьте во Мне, тесно связаны будьте со Мной,
и Я в вас пребуду.
Как ветвь сама по себе не может плод приносить,
если не будет она на лозе,
так не принесете и вы никакого плода,
если во Мне, в тесной связи со Мной, не пребудете.

5

Я — лоза, а вы — ветви.
Только тот, кто во Мне пребывает, и в ком Я пребываю,
приносит много плода;
без Меня ведь ничего не сможете сделать.

6

А те, что не пребывают во Мне,
ветвям бесплодным подобны:
выбрасывают их, и они засыхают.
Собирают их, бросают в огонь, и сгорают они.

7

Если в единении со Мной2 вы пребудете
и слова Мои в вас пребудут,
можете просить, о чем хотите, — всё получите!

8

Когда урожай приносите вы обильный
и во всём являете себя учениками Моими,3
Отца Моего прославляете.

9

Как Отец полюбил Меня, так и Я полюбил вас.
Окруженные любовью Моей, живите в ней!4

10

Исполняя заповеди Мои,
вы будете жить в Моей любви,
как и Я исполнил то, что поручил Мне Отец Мой,5
и в Его любви пребываю.

11

Сказал Я всё это, чтобы вы могли разделить Мою радость6
и сами радости преисполнились.

12

Любите друг друга, как Я вас люблю,7
это Моя заповедь вам.

13

Никто не может превзойти любовь того,
кто жизнь свою отдает за друзей своих.

14

Вы — друзья Мои, если делаете то, что Я заповедую вам.

15

Я уже не называю вас слугами —
слуга не знает о намерениях8 своего господина;
друзьями зову вас,
ведь Я обо всем вам поведал, что узнал от Отца Моего.

16

Не вы избрали Меня,
но Я вас избрал и на труд поставил,
чтобы в мир вы шли
и служение ваше плоды приносило,
плоды непреходящие;
и Отец даст вам всё,
о чем бы ни попросили Его вы во имя Мое.

17

Исполняйте же то, что вам заповедую Я:
любите друг друга.

18

Если мир ненавидит вас, знайте:
прежде, чем вас, Меня возненавидел он.

19

Будь от мира сего вы от грешного,
полюбил бы он вас как своих.
Но вы не от мира,
Я сделал Свой выбор и увел вас из мира,
поэтому ненавидит он вас.

20

Помните, что Я вам говорил:
„Слуга не больше господина своего“.
Если Меня преследовали, то и вас преследовать будут;
а если Моему слову внимали, то и вашему будут тоже.9

21

Преследовать же вас будут из-за Меня,10
ибо не знают они Того, Кто Меня послал.

22

Если бы не пришел Я и не говорил им,
не было бы греха на них;
но теперь — не оправдать им грех свой.

23

Кто ненавидит Меня, тот и Отца Моего ненавидит.

24

Если бы не совершал Я у них дел,
каких никто другой никогда не делал,
не было бы на них греха.
Но они видели дела Мои и всё равно
ненавидят и Меня, и Отца Моего.

25

Однако это лишь исполнение11
написанного в их Законе:
Возненавидели Меня без причины“.12

26

Но когда придет к вам Утешитель,
исходящий от Отца Дух истины,
Которого Я к вам пошлю, когда буду у Отца,13
Он будет свидетельствовать обо Мне.

27

Вы тоже Мои свидетели,
ибо от начала вы со Мной.

Учебной Библии МакАртура

15:1−17 Посредством этого общепринятого образа лозы и ветвей Иисус изложил основу христианской жизни. Иисус применил образ из сельскохозяйственной жизни того времени, т.е. виноградных лоз и виноградных плодов (см. также Мф 20:1−16; Мф 21:23−41; Мк 12:1−9; Лк 13:6−9; Лк 20:9−16). В Ветхом Завете виноградная лоза обычно используется как символ Израиля (Пс 79:10−17; Ис 5:1−7; Ис 27:2−6; Иер 2:21; Иер 12:10; Иез 15:1−8; Иез 17:1−21; Иез 19:10−14; Ос 10:1−2). На этот раз Иисус назвал Себя «истинной виноградной лозой», а Отца — «виноградарем» или присматривающим за виноградником. У виноградной лозы есть два вида ветвей:
1) ветви, приносящие плод (ст. 2, 8) и
2) ветви, не приносящие плода (ст. 2, 6). Ветви, приносящие плоды, — это истинные верующие.
И хотя в непосредственном контексте внимание сосредоточивается на 11 верных учениках, этот образ охватывает всех верующих во все века. Ветви, не приносящие плод — это люди, которые изображают, что они верят, но отсутствие у них плода показывает, что не произошло истинного спасения и что они не питаются от лозы. В прямом контексте имелся в виду главным образом Иуда, но образ распространяется на всех, кто заявляет о вере во Христа, но на самом деле не имеет спасения. Образ сжигания ветвей, не приносящих плода, изображает суд последнего времени и вечное отвержение (см. Иез 15:6−8).

15:1 Я есмь истинная виноградная Лоза В Евангелии от Иоанна это — последнее из семи заявлений Иисуса о Своей Божьей сущности в форме утверждения «Я есмь» (см. 6:35; 8:12; 10:7, 9; 10:11, 14; 11:25; 14:6).

15:2 Он отсекает Образ виноградаря, т.е. Отца, избавляющегося от мертвой древесины для того, чтобы можно было отчетливо распознать живые и приносящие плод ветви. Это — образ отступников, которые никогда по-настоящему не верили и которые будут отсечены на суде (ст. 6; Мф 7:16; Еф 2:10); в них никогда не пульсировала преобразующая жизнь Христова (8:31−32; ср. Мф 13:18−23; Мф 24:12; Евр 3:14−19; Евр 6:4−8; Евр 10:27−31; 1Ин 2:19; 2Ин 1:9).
очищает Бог удаляет из жизни верующего все, что будет мешать принесению плода, т.е. Он очищает (дисциплинирует, наказывает), чтобы обрезать грех и препятствия, которые будут сушить духовную жизнь; точно как фермер удаляет с ветвей все, что будет мешать им приносить максимальный плод (Евр 12:3−11).

15:4−6 Пребудьте во Мне Слово «пребудьте» означает оставаться или жить вблизи. «Пребывание» является доказательством того, что совершилось спасение (1Ин 2:19), а не наоборот. Плодом или доказательством спасения является длительное пребывание в Иисусе и в Его учении (8:31; 1Ин 2:24; Кол 1:23). Только усыновленный верующий является пребывающим. Фактически пребывание и верование выступают как один и тот же результат истинного спасения (Евр 3:6−19). Для обсуждения стойкости святых см. пояснение к Мф 24:13.

15:6 Здесь образно показано уничтожение (ср. Мф 3:10−12; Мф 5:22; Мф 13:40−42, 50; Мф 25:41; Мк 9:43−49; Лк 3:17; 2Фес 1:7−9; Откр 20:10−15). Оно изображает суд, ожидающий всех людей, которые никогда не были спасены.

15:7−10 Истинные верующие исполняют заповеди Господа, подчиняясь Его слову (14:21, 23). Поскольку они вручили себя Божьему Слову, они преданы Его воле, поэтому их молитвы приносят плод (14:13−14). Это являет Божью славу, так как Он отвечает на просьбы Своих детей.

15:9−10 пребудьте в любви Моей Ср. Иуд 1:21. Это не эмоциональное или мистическое состояние, а определенное в ст. 10 послушание. Иисус подал пример Своим совершенным послушанием Отцу, мы должны использовать его как образец для нашего послушания Иисусу.

15:11 радость ваша будет совершенна Как утверждал Иисус, основанием для Его радости является Его послушание Отцу. И верующие, которые соблюдают Его заповеди, испытают такую же радость (17:13; ср. 16:24).

15:12 Ср. 13:34−35. См. пояснения к 1Ин 2:7−11.

15:13 Здесь говорится о высшем доказательстве и выражении любви Иисуса (ст. 12) — о Его жертвенной смерти на кресте. Христиане призваны служить примером такого же жертвенного даяния друг другу, даже если такая жертва предполагает, что, в подражание примеру Христа, кто-либо положит свою жизнь (ср. 1Ин 3:16).

15:14−15 друзья Как Авраам был назван «другом Божиим» (2Пар 20:7; Иак 2:23), потому что имел удивительный доступ к ведению Бога через Божье откровение, которому он верил, так и тем, кто следует за Христом, дается привилегия удивительного откровения через Мессию и Сына Божьего, и верующие стали «друзьями» Бога. Именно за Своих «друзей» Господь положил Свою жизнь (ст. 13; 10:11, 15, 17).

15:16 Я вас избрал Ср. ст. 19. На случай какой бы то ни было претензии среди учеников на духовную гордость из-за имевшихся у них привилегий Иисус указывает, что такая привилегия основывается не на их заслуге, а на Его суверенном выборе их. Бог избрал Израиль (Ис 45:4; Ам 3:2), но не за какую-то заслугу (Втор 7:7; Втор 9:4−6). Бог избрал ангелов, чтобы они всегда были святыми (1Тим 5:21). Он избрал верующих ко спасению вне всякой заслуги (Мф 24:24, 31; см. пояснения к Рим 8:29−33; Еф 1:3−6; Кол 3:12; Тит 1:1; 1Пет 1:2).
приносили плод Единственная цель Божьего суверенного избрания — это чтобы ученики, получившие благословение в таком откровении и понимании, приносили духовный плод. Новый Завет описывает плод как благочестивое состояние (Гал 5:22−23), праведное поведение (Флп 1:11), хвалу (Евр 13:15) и особенно обращение других к вере в Иисуса как Мессию и Сына Божьего (Рим 1:13−16).

15:18−19 Поскольку сатана господствует над порочной мировой системой в ее противостоянии Богу (14:30), то в результате мир ненавидит не только Иисуса, но и тех, кто следует за Ним (2Тим 3:12). Ненависть к Иисусу означает и ненависть к пославшему Его Отцу (ст. 23).

15:20 раб… господина Эта аксиома, высказанная также в 13:16, отражает очевидную истину, которая заставила Иисуса сообщить ее Своим ученикам. Они должны ожидать, что с ними будут обращаться так, как обращались с Ним, потому что ненавидевшие Его не знали Бога (ст. 21) и будут также ненавидеть их; и, наоборот, слушавшие Его с верой будут также слушать и их.

15:22−24 не имели бы греха Иисус не имел в виду, что если бы Он не пришел, то они были бы безгрешными. Он говорил о том, что Его приход ставил перед выбором и приводил непослушных к тяжелейшему и самому смертному греху — греху отвержения и восстания против Бога и Его истины. Это был решающий грех отвержения, обдуманный и пагубный выбор тьмы вместо света и смерти вместо жизни, о чем Он и говорил. Иисус сотворил столько чудес и говорил множество слов для доказательства того, что Он — Мессия и Сын Божий, а они были воинственны в своей любви ко греху и в отвержении Спасителя. См. Евр 4:2−5; Евр 6:4−6; Евр 10:29−31.

15:25 Иисус цитирует Пс 34:19; Пс 68:5. Здесь логика состоит в том, что, если Давида, всего лишь человека, в такой ужасной степени могли ненавидеть враги Бога, насколько больше нечестивые будут ненавидеть совершенного, божественного Сына Давида, обещанного Царя, Который противостанет греху и будет вечно владычествовать над Своим Царством правды (см. 2Цар 7:16).

15:26−27 Когда же придет Утешитель И снова Иисус обещал послать Духа Святого (7:39; 14:16, 17, 26; 16:7, 13, 14). На этот раз Он подчеркнул помощь Духа для свидетельства — возвещения Евангелия. См. пояснение к 16:7.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Очевидно, здесь имеется в виду как учение Христово, так и Само Слово — второе лицо Святой Троицы.
7  [2] — Букв.: во Мне.
8  [3] — В некот. рукописях: явите себя учениками Моими; друг. возм. пер.: будете Моими подлинными учениками.
9  [4] — Букв.: пребудьте в любви Моей.
10  [5] — Или: как и Я (всегда) соблюдал заповеди Отца Моего.
11  [6] — Букв.: радость Моя была в вас.
12  [7] — Букв.: полюбил.
15  [8] — Букв.: слуга/раб не знает, что делает.
20  [9] — Букв.: соблюли, соблюдут и ваше.
21  [10] — Букв.: но всё это сделают вам из-за имени Моего.
25  [11] — Букв.: но, чтобы исполнилось; или: но так исполнится; см. примеч. к 9:3.
25  [12] — Пс 35 (34):19; 69:4 (68:5). Слово «Закон» используется здесь в собирательном смысле для обозначения всех книг, которые у иудеев считались Священным Писанием.
26  [13] — Букв.: Которого Я пошлю вам от Отца.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.