По Иоанну 17 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1

Сказав это, Иисус поднял взор Свой к небу и стал молиться:
«Отец! Вот и пришел этот час.
Открой же миру славу Сына Твоего,
чтобы Сын мог явить Твою славу.
1

2

Ты дал ведь Ему власть над всеми людьми,
дабы всем, кого Ты доверил Ему,2
даровал Он вечную жизнь.

3

А жить вечной жизнью —
это знать Тебя, единого истинного Бога,
и Иисуса Христа, Которого Ты послал.

4

Открыл Я людям на этой земле славу Твою,
исполнив то, что поручил Ты Мне.

5

И теперь, Отец, опять у Тебя
дай же Мне снова ту славу,
какой у Тебя обладал Я уже,
прежде чем мир появился!

6

Я открыл Тебя3 людям,
которых из мира Ты взял, чтобы дать их Мне.
Твои они были, Ты Мне дал их.
Они слово Твое соблюли

7

и знают теперь, что всё,
что Ты дал Мне, — от Тебя исходит оно.

8

То, что Ты Мне сказал, Я передал им;
они приняли это и действительно поняли,
что Я от Тебя пришел;
и поверили они, что Ты послал Меня.

9

Прошу за них, не за мир прошу,
а за тех, кого дал Ты Мне, ведь Твои они

10

(ибо всё, что есть у Меня, — Твое,
как и Твое всё — Мое),
и Я прославлен ими.4

11

Не в мире уже Я: к Тебе возвращаюсь;
а они еще в мире.
Святой Мой Отец, Ты дал Мне силу, силу имени Твоего,
сохрани же их этой силой,5
чтобы едины они были, как Мы с Тобой.

12

Когда Я был с ними,6 хранил Я их силой,
которую Ты дал Мне, силой имени Твоего,7
и уберег: никто из них не потерян,
кроме одного, погибелью рожденного.8
Так и исполнится предсказанное в Писании.9

13

Ныне к Тебе возвращаюсь,
и говорю об этом еще здесь, в мире,
чтобы преисполнились они радостью Моей.

14

Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их,
потому что не от мира они, как и Я не от мира.

15

Не о том прошу, чтобы из мира Ты взял их,
но чтобы от зла10 сохранил.

16

Не от мира они, как не от мира и Я.

17

Освяти же их истиною.11
Слово Твое — истина.

18

Как Ты Меня в мир послал,
так и Я послал их.

19

Их спасению12 Я Себя посвящаю,
чтобы, в истине пребывая, они13 Тебе посвящены были.

20

Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,

21

чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я — в Тебе,
так и они да будут в Нас,14
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.

22

Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.

23

И теперь, когда Я — в них и Ты — во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.

24

Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.

25

Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я,15 и они знают, что это Ты послал Меня.

26

Я открыл им Тебя16 и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».

Учебной Библии МакАртура

17:1−26 Хотя места в Мф 6:9−13 и Лк 11:2−4 стали широко известны как «Господня молитва», та молитва была на самом деле молитвой, которую Иисус преподал ученикам в качестве образца для их молитв. Записанная же здесь молитва является воистину Господней молитвой, показывающей общение Сына с Отцом наедине. О содержании сущности частых молитв Иисуса к Отцу написано очень мало (Мф 14:23; Лк 5:16), поэтому в этой молитве открывается драгоценная сущность общения Сына и Его ходатайство. Эта глава — переходная, она оканчивает земное служение Иисуса и начинает Его ходатайственное служение за верующих (Евр 7:25). Эта молитва во многих отношениях является кратким изложение всего Евангелия от Иоанна. Ее главные темы включают:
1) послушание Иисуса Отцу;
2) прославление Отца через смерть и возвеличивание Иисуса;
3) откровение Бога в Иисусе Христе;
4) избрание учеников из мира;
5) их миссионерскую работу в мире;
6) их единство, созданное по образцу единства Отца и Сына.
Глава делится на три части:
1) молитва Иисуса за Себя (ст. 1−5);
2) молитва Иисуса за апостолов (ст. 6−19) и
3) молитва Иисуса за всех новозаветных верующих, которые составят Церковь (ст. 20−26).

17:1 пришел час Т.е. пришло время смерти Иисуса. См. пояснение к 12:23.
прославь Сына Твоего Его смерть была именно тем событием, которое прославит Сына. Посредством ее Он приобрел поклонение, почитание и любовь со стороны миллионов людей, грехи которых Он понес. Иисус принял этот путь славы, зная, что через него Он будет превознесен до славы Отца. Целью этого является прославление Отца за Его план искупления в Сыне. Таким образом, посредством Своей славы Иисус стремился прославить Своего Отца (13:31−32).

17:2 власть над всякою плотью Ср. 5:27; см. пояснение к Мф 28:18.
всему, что Ты дал Ему Ссылка на Божье избрание тех, кто придет ко Христу (см. пояснения к 6:37, 44). Через весь Новый Завет проходит библейская доктрина избрания или предопределения (15:16, 19; Деян 13:48; Рим 8:29−33; Еф 1:3−6; 2Фес 2:13; Тит 1:1; 1Пет 1:2).

17:3 жизнь вечная См. пояснения к 3:15−16; 5:24; ср. 1Ин 5:20.

17:5 прославь Меня… у Тебя Самого Совершив Свое дело (ст. 4), Иисус взирает на последствия креста и просит о возвращении в славу, которую Он имел вместе с Отцом до начала мира (см. пояснения к 1:1; 8:58; 12:41). В возгласе «совершилось!» (19:30) Христос констатирует, что принятие гнева и наказания за грешников действительно завершилось.

17:6−10 они были Твои Эта фраза подводит итог всему служению Иисуса, включая крест, имевший место всего несколько часов спустя. И снова Сын подчеркнул, что уверовавших в Него дал Отец (см. пояснение к ст. 2). Слова «они были Твои» (ср. ст. 9) являются убедительным утверждением, что до обращения они принадлежали Богу (ср. 6:37). И в виду Божьего избрания это — правда. Они были избраны прежде создания мира (Еф 1:4), когда их имена были вписаны в книгу жизни Агнца (Откр 17:8). Ср. Деян 18:10, где Бог говорит, что у Него в Коринфе много людей, принадлежащих Ему, но которые еще не спасены. См. пояснения к 10:1−5, 16.

17:8 уверовали Божий Сын подтвердил, что у Его учеников была истинная спасающая вера.

17:11 Я уже не в мире Смерть Иисуса и Его возвращение к Отцу были для Иисуса настолько бесспорными, что Он относился к Своему отшествию как к уже совершившемуся факту. Сейчас Он молился за учеников, потому что они должны будут столкнуться с искушением мира и ненавистью, не имея Его непосредственного присутствия и защиты (15:18 — 16:4). Иисус молился за вечную защиту уверовавших на основании неизменной сущности Бога. Он молился о том, чтобы верующие испытали то вечное единство, какое имеет Троица. См. Рим 8:31−39.

17:12 Я соблюдал их во имя Твое Как Иисус сказал в 6:37−40, 44, Он защищал их и хранил их от мира. В 18:1−11 можно видеть один пример этого. Верующие принадлежат Христу и Богу, поэтому они имеют душевный покой. См. пояснения к 10:28−29.
сына погибели Эти слова указывают на Иуду, говоря о его участи, т.е. вечном осуждении (Мф 7:13; Деян 8:20; Рим 9:22; Флп 1:28; Флп 3:19; 1Тим 6:9; Евр 10:39; 2Пет 2:1; 2Пет 3:7; Откр 17:8, 11). Отступничество Иуды не было неудачей со стороны Иисуса, так как Писание это предвидело и предопределило (Пс 40:10; Пс 108:8; ср. 13:18).

17:15 сохранил их от зла В этой ссылке говорится о защите от сатаны и всех нечистых сил, следующих за ним (Мф 6:13; 1Ин 2:13−14; 1Ин 3:12; 1Ин 5:18−19). И хотя жертва Иисуса на кресте явилась поражением сатаны, он все еще свободен и направляет свою порочную систему против верующих. Он стремится уничтожить верующих (1Пет 5:8), как, например, Иова и Петра (Лк 22:31−32) и сделать зло вообще (Еф 6:12), но Бог — их сильный защитник (12:31; 16:11; ср. Пс 26:1−3; 2Кор 4:4; Иуд 1:24−25).

17:17 В Евангелии от Иоанна этот глагол встречается также в ст. 19; 10:36. Понятие «освящение» заключается в отделении чего-либо для особого употребления. Следовательно, сами верующие отделены для Бога и Его целей с тем, чтобы верующий делал только то, что желает Бог, и ненавидел все то, что ненавидит Бог (Лев 11:44−45; 1Пет 1:16). Освящение достигается посредством истины, которая есть откровение, данное Сыном, обо всем, что Отец повелел Ему передать, и которая сейчас содержится в оставленных апостолами Писаниях. Ср. Еф 5:26; 2Фес 2:13; Иак 1:21; 1Пет 1:22−23.

17:19 Я посвящаю Себя Слова эти означают только то, что Иисус всецело отделил Себя для воли Отца (ср. 4:34; 5:19; 6:38; 7:16; 9:4). Он сделал это для того, чтобы принесенная Им истина могла отделить для Бога верующих.

17:21 да будут все едино Это единство основано на верности откровению, которое Отец передал Своим первым ученикам через Своего Сына. Также и верующие должны быть едины в общей вере в истину, полученную в Божьем Слове (Флп 2:2). Это не является просто желанием, а после сошествия Духа Святого стало реальностью (ср. Деян 2:4; 1Кор 12:13). Это — не основанное на опыте единение, а единство общей вечной жизни, в которой участвуют все верующие в истину, и в результате оно приводит к одному Телу Христа, полностью участвующего в Его жизни. См. пояснение к Еф 4:4−6.

17:22 славу, которую Ты дал Мне Как поясняется в ст. 23 («Я в них»), здесь говорится об участии верующих во всех атрибутах и сущности Бога через постоянно пребывающее присутствие Духа Святого (ст. 10; ср. Кол 1:27; 2Пет 1:4).

17:23 совершены воедино Здесь мысль заключается в том, чтобы они были собраны вместе вокруг спасающей истины, живя одинаковой духовной жизнью. На эту молитву был получен ответ в действительности (1Кор 12:12−13; Еф 2:14−22).

17:24 были со Мною Речь идет о небесах, где можно видеть принадлежащую Иисусу полную славу (ср. ст. 5). Когда-нибудь верующие не только увидят Его славу, но и разделят ее (Флп 3:20−21; 1Ин 3:2). А до того времени мы принимаем в ней участие в духе (2Кор 3:18).

17:25−26 В этих стихах подводится итог молитвы этой главы и дается обещание дальнейшего пребывания Христа и Его любви. Ср. Рим 5:5.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: прославь Твоего Сына, чтобы Сын прославил Тебя.
2  [2] — Букв.: как Ты дал Ему власть над всякой плотью, чтобы всем, кого даровал Ты Ему.
6  [3] — Букв.: Я открыл/явил Твое имя.
10  [4] — Друг. возм. пер.: через них явлена слава Моя; букв.: и Я прославлен в них.
11  [5] — Букв.: Отец Святой, соблюди/сохрани их в имени Твоем (или: именем Твоим), которое (в некот. рукописях: которых) Ты дал Мне.
12  [6] — Некот. рукописи добавляют: в мире.
12  [7] — Букв.: хранил Я их в имени Твоем/именем Твоим.
12  [8] — Букв.: кроме сына погибели.
12  [9] — Или: во исполнение Писания.
15  [10] — Букв.: от злого, в знач. от дьявола.
17  [11] — Букв.: освяти их в истине/через истину; греч. хагиадзо — отделять/посвящать для Бога; делать святым; то же в ст. 19.
19  [12] — Букв.: ради них.
19  [13] — Друг. возм. пер.: чтобы они истинно.
21  [14] — Некот. рукописи добавляют: одно/едино.
25  [15] — Или: и мир Тебя не познал/не узнал, но Я Тебя познал/узнал.
26  [16] — Букв.: имя Твое.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.