По Иоанну 6 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 После того Иисус отправился на другую сторону Галилейского ( по-другому — Тивериадского) моря.
2 За Ним следовала большая толпа: люди видели чудеса,1 совершаемые Им при исцелении больных.
3 Иисус поднялся на гору и сел там с учениками Своими.
4 Приближалась Пасха, праздник иудейский.
5 Оглядевшись и увидев, что к Нему приближается большая толпа, Иисус спросил Филиппа: «Где бы купить хлеба, чтобы накормить их?»
6 Сам-то Он знал уже, что сделает, а спросил для того, чтобы испытать ученика.
7 «Не хватит и двухсот денариев,2 чтобы каждому хоть немного хлеба досталось», — отвечал Филипп.
8 Тогда Андрей — один из учеников, брат Симона Петра, — сказал Иисусу:
9 «Есть здесь у одного мальчика в толпе пять небольших ячменных хлебов и две рыбки. Но что это на такую толпу?»
10 «Пусть все сядут!»3 — сказал Иисус. Там было много травы, и люди (среди них только мужчин было тысяч пять) расположились на ней.
11 Тогда Иисус взял хлебы и, возблагодарив Бога, дал тем, кто расположился на траве. То же сделал Он и с рыбой, и ели все, сколько хотели.
12 Когда люди насытились, Иисус сказал ученикам: «Соберите оставшееся, чтобы ничто не пропало!»
13 Те собрали всё, что осталось несъеденным от пяти наломанных ячменных хлебов, и наполнили этим целых двенадцать корзин.
14 Увидев, какое чудо сотворил Иисус, люди стали говорить: «Воистину Он и есть тот Пророк, о Котором говорится, что должно прийти Ему в мир».
15 Иисус понял,4 что они хотели бы завладеть Им, чтобы провозгласить Его своим царем, и снова ушел один на гору.
16 Вечером ученики Его спустились к морю
17 и, сев в лодку, отправились через море в Капернаум. Стемнело, и не было с ними Иисуса.
18 А море тем временем разбушевалось от сильного ветра.
19 Они проплыли уже довольно много, мили две-три,5 когда увидели вдруг Иисуса, идущего к ним по воде. Он приближался к лодке. Страх охватил учеников.
20 Но Он, успокаивая их, сказал: «Это Я, не бойтесь!»
21 Они хотели было взять Его в лодку, но лодка в тот же миг оказалась у берега, к которому направлялась.
22 На другой день люди, которые остались на противоположном берегу моря, вдруг осознали, что там была всего одна лодка6 и что Иисус не садился в нее с учениками Своими — они отплыли одни.
23 Из Тивериады между тем прибыли другие лодки. Они пристали к берегу у того места, где народ ел хлебы, над которыми произнес Господь благодарственную молитву.
24 Когда же люди увидели, что нет уже там ни Иисуса, ни учеников Его, они сели в пришедшие лодки и поплыли в Капернаум искать Его.
25 Найдя Иисуса на другом берегу моря, они спросили: «Равви, когда же Ты прибыл сюда?»
26 Иисус ответил:

«Вот что скажу Я вам, не потому ищете вы Меня,
что видели знамения,
но потому лишь, что ели хлеб и насытились.

27

А вам надо больше трудиться не ради тленной пищи,
но ради той, что вечную жизнь в себе несет.7
Пищу эту даст вам Сын Человеческий,
ибо отметил Его печатью Своею Бог Отец».

28 Тогда спросили они Его: «Что еще должны мы исполнить, чтобы делать нам угодные Богу дела?»
29 «Делать угодное Богу,8 — ответил им Иисус, — значит верить в Того, Кого послал Он».
30 Но снова приступили они к Нему: «Какое еще сотворишь Ты знамение, чтобы, увидев его, поверили мы Тебе? Что можешь еще Ты сделать?
31 Отцы наши ели в пустыне манну небесную. О ней в Писании говорится: „Дал Он им в пищу хлеб с Неба“».9
32

«Поверьте, — отозвался на это Иисус,
не Моисей дал вам хлеб с Неба,
но Отец Мой, только Он дает вам истинный хлеб,
хлеб небесный.10

33

Хлеб, что дает Бог, с Неба нисходит
и дарует миру жизнь».
11

34 «Господин, — попросили они, — вот такой и давай нам хлеб всегда!»
35 Иисус же сказал:

«Я — хлеб жизни.
Никто из приходящих ко Мне не будет голодным,
и тот, кто верит в Меня, никогда не будет томиться жаждой.

36

Но Я уже говорил вам:
хотя и видели вы [Меня], всё же не верите Мне.

37

Все, кого посылает ко Мне Отец, придут ко Мне,
и никого из приходящих ко Мне Я не отвергну.

38

Я ведь не для того сошел с Неба,
чтобы по Своей воле поступать,
но дабы исполнить волю Того, Кто послал Меня.

39

И по воле Меня Пославшего
не должен Я ничего потерять из того,
что дал Он Мне, —
должен всех воскресить Я [в] последний День.

40

Так угодно Отцу Моему,
чтобы всякий, кто видит Сына и верит в Него,
вечную обрел жизнь;
Я воскрешу его [в] День последний».

41 Слова Иисуса: «Я — хлеб, с Неба сошедший», вызвали ропот у иудеев.
42 «Да это же Иисус, сын Иосифа! — говорили они. — Мы ведь знаем Его отца и мать. Как Он может говорить о Себе: „Я с Неба сошел“?»
43 «Что ропщете?!12 — откликнулся Иисус. —
44

Никто не придет ко Мне,
если не приведет13 его Отец, пославший Меня.
Того же, кто ко Мне придет, воскрешу Я в День последний.

45

Ведь написано у пророков: „Все они Богом будут научены“.14
Каждый, кто слышит Отца и учится у Него, приходит ко Мне.

46

Это не значит, конечно, что кто-то видел Отца,
кроме Того, кто Сам от Бога и видел Бога Отца.

47

Заверяю вас:
вечную жизнь обрел всякий, кто верит в Меня.

48

Я — хлеб жизни.

49

Отцы ваши, хоть и ели манну в пустыне,
всё же умерли они.

50

А Я говорю вам о хлебе, который сходит с Неба:
кто будет есть его, никогда не умрет.

51

Этот хлеб живой — Я,15 сошедший с Небес;
кто ест этот хлеб, жить будет вечно.
Хлеб, который Я дам, — это плоть Моя.
Отдаю ее, чтобы мир мог жить».

52 Тогда иудеи заспорили между собой. «Как может Он дать нам есть [Свою] плоть?» — возмущались они.
53 На это так ответил им Иисус:

«Если не будете есть плоть Сына Человеческого
и пить кровь Его,
не будет в вас жизни, поверьте Мне.

54

Кто плоть Мою ест и пьет Мою кровь,
уже вечной жизнью живет,
и в День последний Я воскрешу его.

55

Плоть Моя — это истинная пища,
и кровь Моя — истинное питье.

56

Кто плоть Мою ест и пьет Мою кровь,
тот живет16 во Мне, и Я — в нем.

57

И как Я, посланный в мир вечно живым Отцом, Им живу,
так и тот, для кого Я стал пищей, будет жить Мною.

58

Это хлеб, сошедший с Небес.
Но не тот, что ели отцы: хоть и ели они его, всё же умерли.
Это хлеб, вкушая который, всякий будет жить вечно».

59 Вот что говорил Иисус, когда учил собравшихся в капернаумской синагоге.17
60 Услышав такое, даже многие из Его учеников смутились: «Невыносимо то, что Он говорит!18 Кто может слушать такое?»
61 Иисус, хотя никто не говорил Ему о том, знал об их ропоте; Он сказал им: «И это-то смутило и так глубоко задело вас?!19
62 Что же тогда будет, когда увидите Сына Человеческого возносящимся туда, где был Он прежде?
63

Дух животворит,
плоть тут ни при чем;
Слова, которые сказал Я вам, — дух и жизнь.

64 Однако есть среди вас такие, кто не верит». С самого начала знал Иисус, кто не верит в Него и кто Его предаст,
65 и потому закончил так: «Вот потому Я вам и сказал: никто не может прийти ко Мне, если не будет дано ему это Отцом Моим ».
66 Многие [из] учеников Его после того оставили Его и больше не ходили с Ним.
67 Тогда Иисус спросил у Двенадцати: «Не хотите ли уйти и вы?»
68 Но Симон Петр возразил: «Господи, к кому пойдем? Слова Твои — вечной жизни слова;
69 мы поверили и познали, что Ты Святой, что от Бога20 пришел ».
70 Тогда сказал Иисус: «Не Я ли избрал вас, всех Двенадцать? И всё же один из вас — дьявол!»
71 Об Иуде говорил Он, о сыне Симона Искариота: один из Двенадцати, тот собирался предать Иисуса.

Учебной Библии МакАртура

6:1−14 Рассказ о насыщении пяти тысяч является четвертым чудом, которое Иоанн использовал для доказательства того, что Иисус есть Мессия и Сын Божий. Это — единственное чудо, записанное во всех четырех Евангелиях (Мф 14:13−23; Мк 6:30−46; Лк 9:10−17). Поскольку Иоанн, вероятнее всего, писал свое Евангелие в дополнение к синоптическим Евангелиям, чтобы пополнить не записанную в них информацию (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания), в описании этого чуда двояко подчеркнуто его стратегическое значение:
1) оно очевиднее, чем любое другое чудо, проявило созидательную силу Христа; и
2) оно, несомненно, поддержало стремление Иоанна показать Иисуса Христа Богом, а также подготовить почву для беседы о «хлебе жизни» (ст. 22−40).
Интересно то, что оба чуда созидания — претворение воды в вино (2:1−10) и умножение хлебов (ст. 1−14) — говорят об основных составных частях Вечери Господней, или о Причастии (ст. 53).

6:1 После сего Между событиями гл. 5 и гл. 6 может быть большой промежуток времени. Если праздник в 5:1 — праздник кущей, то прошло по крайней мере 6 месяцев (с октября до апреля). Если праздник в 5:1 — Пасха, тогда между событиями глав прошел год.
моря Галилейского По своей структуре гл. 6 очень близка гл. 5, так как в обеих главах события происходят в иудейский праздник и в них ведется беседа о Божьей природе Иисуса. События гл. 5 происходят в южной части, вблизи Иудеи и Иерусалима, тогда как в гл. 6 события протекают на севере, в районе Галилеи. Результат и там и там был одинаковый: Его отвергли не только в южной, но и в северной области. См. пояснение к ст. 21:1.

6:2 видели чудеса За Ним следовали толпы, движимые не верой, а любопытством из-за совершенных Им чудес (ст. 26). Однако несмотря на грубые побуждения толпы, Иисус исцелял их больных и насыщал их, проявляя к ним сострадание (ср. Мф 13:14; Мк 6:34).

6:7 на двести динариев Поскольку один динарий был дневной платой простого рабочего, то 200 динариев примерно составили бы восьмимесячный заработок. Однако толпа была так велика, что такой значительной суммы было недостаточно для их насыщения.

6:10 пяти тысяч Пять тысяч было мужчин, не включая женщин и детей, которые в общем увеличили число народа до 20 тысяч.

6:14 Пророк В толпе говорили о «Пророке» из Втор 18:15. К сожалению, эти комментарии людей, появившиеся сразу после того, как Иисус исцелил и накормил их, свидетельствуют о том, что народ жаждал Мессии, удовлетворяющего их физические, а не духовные нужды. По-видимому, осознания необходимости в духовном покаянии и в подготовке к Царству не существовало (Мф 4:17). Они хотели, чтобы земной, политический Мессия удовлетворил все их потребности и освободил от римского гнета. Их реакция типична для многих людей, которые желают «Христа», ничего не требующего от них (ср. Мф 10:34−39; Мф 16:24−26), но к Которому они могут обратиться со своими личными эгоистичными просьбами.

6:15 взять Его и сделать царем Иоанн дополнил факты, записанные у Матфея и Марка, обращая внимание на причину, по которой Иисус отпустил учеников и один ушел на гору от толпы, — сверхъестественным образом Он знал об их намерении сделать Его царем, потому что Он исцелил и насытил их. Народ, побуждаемый энтузиазмом толпы, был готов продолжить политические замыслы, которые подвергали бы опасности Божью волю.

6:16−21 Рассказ о хождении Иисуса по воде составляет пятое чудо Евангелия от Иоанна, предназначенное для того, чтобы открыть основную тему автора: Иисус есть Мессия и Сын Божий (20:30−31). Во владычестве Иисуса над законами природы это чудо наглядно показывает, что Он — Бог.

6:17 в Капернаум Матфей в 14:22 и Марк в 6:45 указывают, что, как только Иисус накормил народ, Он тотчас отпустил Своих учеников, чтобы они поплыли на запад, в сторону Капернаума (ст. 16−17).

6:18 Дул сильный ветер Море Галилейское находится почти на 700 футов (210 м) ниже уровня моря. Более холодный воздух с северных гор и с юго-восточного плато устремляется вниз на озеро и вытесняет теплый влажный воздух, вызывая сильное вспенивание воды.

6:19−20 Иисуса, идущего по морю Синоптические Евангелия открывают, что, будучи в темноте и в страхе, ученики подумали, что Он призрак (Мф 14:26; Мк 6:49). Сын Божий, сотворивший мир, управляет его силами, и в данном случае Он временно отменил закон тяготения. Со стороны Иисуса это не было легкомысленным действием, потому что послужило ученикам ярким наглядным представлением истинной Личности Иисуса как полновластного Господина всего творения (ср. 1:3).

6:21 тотчас лодка пристала к берегу Это выражение свидетельствует о том, что, помимо хождения по воде, произошло еще одно чудо, т.е., как только Иисус вошел в лодку, она чудесным образом и немедленно приплыла в точное место назначения.

6:22−58 Известная беседа Иисуса о хлебе жизни. Ст. 35, т.е. «Я есмь хлеб жизни», является ключевым, что является первым из семи эмфатических (выразительных) утверждений Иисуса «Я ЕСМЬ» в этом Евангелии (8:12; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5). Аналогия Иисуса с «хлебом» жизни подкрепляет тему Иоанна о том, что Иисус — Мессия и Сын Божий (20:30−31). Хотя Иоанн описывает чудеса Иисуса для того, чтобы доказать Его Божью сущность, он быстро переходит к беседе Иисуса о духовной реальности Его Личности, чтобы дать точное определение Того, Кем является Иисус Христос, — не просто чудотворцем, а Сыном Божьим, пришедшим спасти человечество от греха (3:16). Эта беседа произошла в Капернауме в синагоге (ст. 59).

6:22−23 Эти стихи говорят о том, что толпы народа, бывшие свидетелями совершенных Иисусом исцелений и насыщения множества людей, по-прежнему находились на месте совершения этих чудес и из-за возросшего любопытства снова решили найти Иисуса. Сидевшие в других лодках люди из Тивериады (что на северо-западном берегу озера) тоже разыскивали Его, услышав о чудесах.

6:26 потому, что ели Эта фраза подчеркивает мысль Иисуса, что следующее за Ним множество народа было руководимо скорее поверхностным желанием поесть, чем каким-либо пониманием истинного духовного значения Личности Иисуса и Его миссии (8:14−21; Мк 6:52).

6:27 пище тленной Иисус упрекнул толпу за чисто материалистические представления о мессианском Царстве (ср. ст. 26; 4:15). Несмотря на то, что однажды Царство Христа будет буквально, физически существующим, люди не смогли увидеть доминирующие духовные качества и благословение «вечной жизни», которая тотчас дается тем, кто верит свидетельству Бога и Его Сына.
о пище, пребывающей в жизнь вечную Последующая речь показывает, что это было ссылкой на Самого Иисуса (ст. 35).

6:28 дела Божии Они думали, что Иисус говорил им о том, что Бог требует от них каких-то дел, чтобы им заслужить вечную жизнь, и они полагали, что будут способны это сделать.

6:29 дело Божие, чтобы вы веровали Народ неправильно понял запрет Иисуса в ст. 27 («Старайтесь не»), что побудило Его напомнить им: неверно сосредоточивать внимание исключительно на материальных благословениях. Единственное дело, которого желал Бог, — это вера или доверие Иисусу как Мессии и Сыну Божьему (ср. Мал 3:1). «Дело», которого требует Бог, — веровать в Его Сына (ср. 5:24).

6:30 какое же Ты дашь знамение Этот вопрос продемонстрировал тупость, духовную слепоту толпы и ее пустое, эгоистичное любопытство. Насыщение 20 тысяч человек (ст. 10) явилось весьма достаточным знамением, чтобы доказать Божью сущность Христа (ср. Лк 16:31).

6:31 Отцы наши ели манну По всей вероятности, логика толпы заключалась в том, что по сравнению с чудом, совершенным Моисеем, чудо Иисуса было незначительным. Чтобы поверить в Него, им надо будет увидеть, как Он накормит народ израильский в том же масштабе, как и Бог, когда Он давал манну и кормил весь народ в течение их сорокалетнего путешествия по пустыне (Исх 16:11−36). Они требовали, чтобы Иисус превзошел Моисея, раз они должны были уверовать в Него. Он цитировал Пс 77:24.

6:32 истинный хлеб с небес Манна, которую давал Бог, была временной, тленной и являлась лишь скудной тенью того, что Бог предложил им в Истинном Хлебе, Иисусе Христе, Который дает духовную и вечную жизнь людям.

6:33 хлеб Божий Это выражение синонимично фразе «хлеб с небес» (ст. 32).

6:34 Господи! подавай нам всегда такой хлеб Это утверждение еще раз показывает слепоту толпы, потому что они думали о каком-то физическом хлебе и оказались неспособными понять духовный смысл того, что Иисус является «Хлебом» (ср. 4:15).

6:35 Я есмь хлеб жизни Бестолковость, выказанная в ст. 34, побудила Иисуса сказать напрямик, что Он говорил о Себе.

6:37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет В этом стихе ставится особое ударение на суверенной Божьей воле в выборе приходящих к Нему за спасением (ср. ст. 44, 65; 17:6, 12, 24). Отец предопределил тех, кто будет спасен (см. пояснения к Рим 8:29−30; Еф 1:3−6; 1Пет 1:2). Полная суверенность Бога является основой уверенности Иисуса в успехе Его миссии (см. пояснение к ст. 40; ср. Флп 1:6). Уверенность в спасении покоится на верховной власти Бога, потому что Бог гарантирует, что «все», избранные Им, придут к Нему для спасения. Идея выражения «дает Мне» состоит в том, что каждого человека, выбранного Богом и привлеченного Богом (ст. 44), нужно принимать как дар Отцовской любви Сыну. Сын принимает каждый «дар любви» (ст. 37), крепко держит каждого (ст. 39) и каждого воскресит к вечной славе (ст. 39, 40). Ни один избранный не будет потерян (см. пояснения к Рим 8:31−39). Этот план спасения является Божьей волей, которую Сын обязательно исполнит совершенным образом (ст. 38; ср. 4:34; 10:28−29; 17:6, 12, 24).

6:40 всякий, видящий Сына и верующий в Него В этом стихе подчеркивается, что в деле спасения человек несет ответственность. Несмотря на то, что Бог полновластен, человек действует посредством веры, так что человек должен верить в Иисуса как Мессию и Сына Божьего, Который Сам предлагает единственный путь спасения (ср. 14:6). Однако даже вера является Божьим даром (Рим 12:3; Еф 2:8−9). Человеческим умом очень сложно привести к согласованию суверенность (верховную власть) Бога и ответственность личности, но это полностью разрешилось в безграничном разуме Бога.

6:41−50 В этом разделе содержится начало реакции толпы на речь Иисуса о хлебе жизни, его можно разделить на три части:
1) недовольство толпы (ст. 41−42);
2) Иисус упрекает людей за их реакцию (ст. 43−46);
3) Иисус повторяет множеству народа истину о Своем предназначении (ст. 47−51).

6:41 Возроптали Люди в синагоге отреагировали на слова Иисуса точно так же, как иудеи в пустыне, которые роптали на Бога и до того, и после того, как получили манну (Исх 16:2, 8−9; Чис 11:4−6).
Иудеи Слово «Иудеи» в этом Евангелии часто связано с враждебностью по отношению к Иисусу. Оно используется для иронии, чтобы показать абсурдность возрастания их враждебности к Мессии. Так как они стали бессердечными, Бог в качестве суда также ожесточил их (ср. 12:37−40; Ис 6:10; Ис 53:1; Мф 13:10−15). Во время великой скорби Израиль обратится к Иисусу как к истинному Мессии и будет спасен (Рим 11:25−27; Откр 1:7; Откр 7:1−8; ср. Зах 12:10−14).
за то, что Он сказал: «Я есмь хлеб... с небес» Иудеи разгневались на две вещи, сказанных Иисусом:
1) что Он есть хлеб;
2) что Он сошел с небес. Как иудеи в Иерусалиме (5:18), так и жители Галилеи отрицательно отреагировали на то, что Иисус считал Себя равным Богу.

6:42 Которого отца и Мать мы знаем На человеческом уровне они знали Его как равного им галилеянина. Эта фраза напоминает слова Иисуса в 4:44: «пророк не имеет чести в своем отечестве». Их враждебность была порождена неверием. Смерть Иисуса была неминуема, потому что, куда бы Он ни приходил, все заканчивалось враждебностью.

6:44 не привлечет его Ср. ст. 65. Объединение стихов 37 и 44 указывает на то, что Божье привлекающее действие, о котором говорил Иисус, не может быть сведено к тому, что теологи называют «предвосхищающей благодатью», т.е. к тому, что всему человечеству якобы дана возможность прийти ко Христу, позволяющая, таким образом, всякому человеку принять или отвергнуть благую весть исключительно по своей собственной воле. Писание свидетельствует, что в человеческой природе не существует «свободной воли», потому что человек порабощен грехом и не способен верить независимо от Божьего полномочия (Рим 3:1−19; Еф 2:1−3; 2Кор 4:4; 2Тим 1:9). Хотя «кто бы ни пожелал» может прийти к Отцу, на самом деле к Нему прийдут только те, кому Отец дает возможность проявлять волю по отношению к Нему. Здесь привлечение избирательно и действенно (дает желаемый результат) для тех, кого Бог суверенно избрал для спасения, т.е. поверят те, кого Бог избрал, потому что Бог полновластно предопределил такой результат от вечности (Еф 1:9−11).

6:45 Иисус перефразировал Ис 54:13, чтобы подтвердить мысль, что если кто-то приходит к вере и раскаивается перед Богом, то это происходит вследствие того, что они были «научены» и, следовательно, привлечены Богом. «Привлечение» и «научение» — это всего лишь разные стороны Божьего суверенного руководства в жизни человека. Люди, наученные Богом усвоить истину, также привлечены Богом Отцом, чтобы они приняли Сына.

6:49−50 Иисус противопоставил земному хлебу хлеб небесный. Хотя манна, которую ели в пустыне, была послана с небес, чтобы поддержать израильтян в их физических нуждах, она не могла ни дать вечной жизни, ни удовлетворить их духовных потребностей в отличие от «хлеба жизни» (ст. 48), сошедшего с небес в Личности Иисуса Христа. Доказательством этого различия является неопровержимый факт, что умерли все прародители, евшие манну в пустыне.

6:51−59 Этот раздел можно поделить на три части:
1) утверждение Иисуса (ст. 51);
2) недоумение толпы (ст. 52);
3) обещания Иисуса (ст. 53−59).

6:51 Это утверждение в точности повторяет ст. 33, 35, 47−48.
Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира Здесь Иисус пророчески говорит о Своей предстоящей неминуемой жертвенной смерти на кресте (ср. 2Кор 5:21; 1Пет 2:24). Иисус добровольно отдал Свою жизнь за порочное, греховное человечество (10:18; 1Ин 2:2).

6:52 спорить Недоумение иудеев снова свидетельствует о том, что они не сумели понять духовную истину, сокрытую в пояснении Иисуса. Каждый раз, когда Иисус давал им завуалированное высказывание или физический поясняющий пример, иудеи оказывались не в состоянии увидеть его духовный смысл (например, 3:4; 4:15). Закон Моисея запрещал пить кровь или есть мясо, если в нем все еще есть кровь (Лев 17:10−14; Втор 12:16; Деян 15:29). Неспособные рассматривать вещи за пределами выше физического аспекта иудеи были в недоумении и гневе.

6:53−58 есть... пить Иисус хотел провести аналогию, имеющую скорее духовное, чем буквальное значение: как для физической жизни необходимы пища и питье, так для вечной жизни требуется вера в Его жертвенную смерть на кресте. Необходимость принять крестную смерть Иисуса образно представляется в том, чтобы есть Его Тело и пить Его Кровь. Однако иудеи не могли представить распятого Мессию (ср. Деян 17:1−3). Иудеи в своевольной и скептической слепоте еще раз не смогли увидеть настоящее духовное значение и истину за пределами утверждений Иисуса. Более того, упоминание здесь Иисусом о еде и питье не относилось к таинству Причастия по двум важным причинам:
1) Причастие еще не было учреждено и
2) если бы Иисус говорил здесь о Причастии, то это место являлось бы учением о том, что любой человек, принимающий причастие, получит дар вечной жизни.

6:60−71 В этих стихах содержится реакция учеников Иисуса на Его проповедь о «хлебе жизни». Как толпы в Иерусалиме (гл. 5) и в Галилее (гл. 6), многие Его ученики ответили неверием и отвержением Его. Иоанн называет две группы и показывает их реакцию: 1) неверие стало ответом неискренних учеников (ст. 60−66); 2) истинные ученики ответили верой (ст. 67−71). После этой проповеди с Иисусом осталась лишь небольшая группа учеников (ст. 67).

6:61 ученики Его ропщут Многие ученики отреагировали точно так же, как иудеи в ст. 41 и как первое поколение израильтян, евших манну, т.е. они роптали (Исх 16:2).

6:64 Иисус... знал Эти стихи напоминают слова Иоанна в 2:23−25. Иисус знал сердца людей, включая и учеников, которые за Ним следовали. Он сверхъестественным образом знал, что многие не верят в Него как в Мессию и Сына Божьего, поэтому им Он не вверял Себя. Просто этих ложных учеников привлекли физические моменты (например, чудеса и пища), но они оказались не в состоянии понять истинный смысл учения Иисуса (ст. 61).

6:65 говорил Я вам См. пояснения к ст. 37, 44. Хотя мужчинам и женщинам повелевается верить и они будут сами ответственны в случае неверия, никогда истинная вера не является результатом решения только человека. Иисус опять, перед лицом неверия, повторил, что в выборе для спасения принимает участие Божья верховная власть (суверенность).

6:66 из учеников... уже не ходили с Ним Выражение говорит о том, что оставление было решительным и окончательным (ср. 1Пет 2:6−8; 1Ин 2:19).

6:69 мы уверовали Слова Петра были отчасти показными. В них он намекал, что у истинных учеников почему-то была исключительная проницательность и в результате через эту проницательность они пришли к вере.

6:70 не двенадцать ли вас избрал Я В ответ на слова Петра, что ученики уверовали в Него, Иисус напомнил им, что это Он верховной властью избрал их (ст. 37, 44, 65). Иисус, вероятно, не допустил даже намека на притязание человека в Божьем суверенном выборе. диавол Слово «диавол» означает «клеветник» или «ложный обвинитель». Возможно, мысль лучше передается выражением «один из вас — диавол». Это значение становится понятно из 13:2, 27; Мк 8:33; Лк 22:3. Главный враг Бога так действует за спинами терпящих неудачу людей, что его злой умысел становится их достоянием (ср. Мф 16:23). Иисус сверхъестественным образом знал источник и точно определил его. Все это ясно определяет характер Иуды не как человека, действующего из личных побуждений, но обманутого. Он пытается заставить Иисуса проявить Свою власть и установить Свое Царство (как некоторые полагают), действуя как инструмент сатаны, творящий явный грех (см. пояснения к 13:21−30).

6:71 Искариоте Вероятно, слово происходит из еврейского выражения, означающего «человек из Кириота», селения в Иудее. Как и в других трех Евангелиях, после первого же упоминания он стал называться предателем.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: знаки/знамения; то же в ст. 14.
7  [2] — См. в Словаре Денарий.
10  [3] — Здесь и ниже в этом стихе используется глагол, обычно переводимый как: ложиться (на землю, на кушетку).
15  [4] — Букв.: узнав.
19  [5] — Букв.: двадцать пять или тридцать стадий. Стадия — мера расстояния, около 185 м.
22  [6] — Некот. рукописи добавляют: в которую вошли Его ученики.
27  [7] — Букв.: о пище, которая остается (в своем воздействии на человека) до вечной жизни.
29  [8] — Букв.: это есть дело Божие.
31  [9] — Пс 78 (77):24; 105 (104):40.
32  [10] — Букв.: с неба.
33  [11] — Букв.: ибо хлеб Божий есть Тот, Который (или: тот, который) сходит с неба.
43  [12] — Букв.: не ворчите между собой.
44  [13] — Букв.: привлечет.
45  [14] — Ис 54:13.
51  [15] — Букв.: Я есть; см примеч. к 4:26.
56  [16] — Букв.: остается.
59  [17] — См. в Словаре Синагога.
60  [18] — Или: это трудное (букв.: жесткое) учение.
61  [19] — Или: это стало для вас камнем преткновения.
69  [20] — В некот. рукописях: Сын Бога Живого.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.