Деяния 16 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Так Павел дошел до Дервии, а затем и до Листры. И там он нашел ученика по имени Тимофей, мать которого была уверовавшая во Христа иудейка, а отец — язычник.
2 Братья в Листре и Иконии хорошо о нем отзывались.
3 Павлу, пожелавшему взять его в спутники, пришлось обрезать его: это было необходимо из-за иудеев той местности, где каждый знал, что отец Тимофея — язычник.
4 Идя из города в город, они передавали верующим решения, принятые апостолами и пресвитерами в Иерусалиме, и убеждали в необходимости соблюдать их.
5 Церкви между тем укреплялись в вере и численно возрастали с каждым днем.
6 Святой Дух удержал их от того, чтобы возвещали они слово Божие в Асии, потому пошли они через Фригию и земли Галатии.
7 Когда подошли они к границам Мисии, они хотели было войти в Вифинию, но Дух Иисуса1 не позволил им.
8 Они пересекли Мисию и вышли к Троаде.
9 Ночью же Павлу было видение: некий македонянин предстал перед ним и просил его: «Приди в Македонию и помоги нам».
10 После того видения мы2 сразу же стали собираться в Македонию, будучи уверенными,3 что Сам Бог4 призвал нас возвещать там Благую Весть.
11 Итак, отплыв из Троады, мы прибыли прямым путем в Самофракию, а на другой день были уже в Неаполе,
12 оттуда направились в Филиппы, римскую колонию и главный город той части Македонии.5 В этом городе пробыли мы несколько дней.
13 В субботу мы вышли за городские ворота к реке, где, как мы думали, было место для молитвы;6 там мы сели и разговаривали с собравшимися женщинами.
14 Одну из тех, кто слушал нас, звали Лидия. (Она торговала пурпурными тканями.) Эта женщина из Фиатиры почитала единого Бога, и Господь открыл ее сердце, чтобы приняла она с верою всё, что говорил Павел.
15 После того, как она и все живущие в доме ее были крещены, она стала упрашивать нас: «Если вы действительно признаёте меня верной Господу, заходите в мой дом и живите у меня ». И уговорила нас.
16 Однажды, когда мы шли к месту молитвенного собрания, встретилась нам одна рабыня, одержимая духом,7 с помощью которого она предсказывала будущее и тем приносила своим господам большой доход.
17 Следуя за Павлом и нами, она кричала: «Эти люди — рабы Бога Всевышнего, они возвещают вам8 путь спасения».
18 Делала она это изо дня в день, пока Павел, сильно раздосадованный, обернувшись, не сказал духу: «Именем9 Иисуса Христа повелеваю тебе: выйди из нее!» И дух тотчас вышел.
19 Тогда господа ее, видя, что у них теперь больше нет надежд на доходы, схватили Павла и Силу и потащили на площадь к городскому начальству.
20 Приведя их к преторам,10 они заявили: «Эти люди — иудеи, и они вызывают беспорядки в нашем городе.
21 Они учат обычаям, которые для нас, римских граждан, просто недопустимы и которым мы никак не можем следовать».
22 Разъяренная толпа также стала нападать на апостолов, и тогда преторы приказали сорвать с них одежды и бить их палками.
23 После жестокого избиения бросили их в тюрьму, приказав тюремщику надежно стеречь их.
24 Он, получив такое приказание, запер их во внутреннюю тюрьму, забив им ноги в колодки.
25 Около полуночи Павел и Сила пели Богу псалмы, тем вознося Ему свои молитвы и хвалу. Другие заключенные слушали их.
26 Вдруг произошло сильное землетрясение: тюрьму сотрясло до основания; в тот же миг распахнулись все двери, со всех заключенных упали оковы.
27 Тюремщик проснулся; увидев распахнутые двери тюрьмы, он выхватил меч и хотел было покончить с собой, думая, что заключенные сбежали,
28 но Павел криком остановил его: «Не делай самому себе зла! Все мы здесь».
29 Тюремщик, потребовав огня, вбежал к Павлу и Силе и, трепеща от страха, пал перед ними на землю.
30 «Что делать мне, господа мои, чтобы спастись?» — спросил он, выведя их из тюрьмы.
31 Они же ответили: «Верь в Господа Иисуса и будешь спасен ты и дом твой».
32 И возвестили они слово Господне ему и всем домочадцам его.
33 В этот поздний ночной час выведя их из тюрьмы, тюремщик омыл им раны и тут же принял крещение сам и все домашние его.
34 И, приведя их в дом, предложил трапезу. И со всем домом своим он радовался тому, что обрел веру в Бога.
35 С наступлением дня преторы прислали к нему ликторов.11 «Отпустите тех людей!» — приказали они.
36 Тюремщик передал [эти] слова Павлу: «Преторы прислали распоряжение отпустить вас. Теперь вы свободны. Можете идти с миром».
37 « Как? ! — возразил Павел. — Нас, римских граждан, без суда всенародно избили и бросили в тюрьму, а теперь нас тайно выгоняют? Нет. Пусть придут и сами нас выведут».
38 Ликторы передали эти слова преторам, и те, услышав, что Павел и Сила — римские граждане, испугались.
39 Они пришли сами и извинились перед ними. И когда вывели их из тюрьмы, то просили их покинуть город.
40 Павел и Сила, выйдя из тюрьмы, пришли к Лидии, повидались там с братьями, ободрили их и отправились в путь.

Учебной Библии МакАртура

16:1 Дервии и Листры См. пояснение к 14:6.
некоторый ученик… Тимофей Достойнейший юноша, «истинный сын в вере». (1Тим 1:2; ср. 2Тим 1:2), который впоследствии стал правой рукой Павла (1Кор 4:17; 1Фес 3:2; Флп 2:19; см. во Введении к 1-му Посланию к Тимофею ). Он фактически заменил Иоанна Марка. С согласия старейшин местной церкви (1Тим 4:14; 2Тим 1:6) он присоединился к Павлу и Силе.
отец Еллин В греческом тексте есть контекстуальный намек, что его отца уже не было в живых. Как иудей и одновременно язычник Тимофей имел доступ к двум культурам, что представляло ценность для миссионерского служения.

16:3 обрезал его Это было сделано ради расположения к нему иудеев и возможности проповедовать в синагогах (см. пояснение к 6:9) вместе с Павлом и Силой. Если бы Тимофей не был обрезан, иудеи могли бы подумать, что он отказался от иудейства, чтобы жить как язычник.

16:4 определения Постановления Иерусалимского совета (см. пояснения к 15:23−29).

16:6 Духом Святым… в Асии Павлу не удалось исполнить свое намерение потрудиться в Малой Азии (современная Турция) и в таких городах, как Ефес, Смирна, Филадельфия, Лаодикия, Колоссы, Сардис, Пергам и Фиатир.

16:7−8 Мисии… Троаду Это северо-западная область Малой Азии.

16:7 Вифинию Отдельная римская провинция на северо-востоке от Мисии.
Дух не допустил их Поскольку Дух Святой не позволил им двигаться на север, им не оставалось ничего другого, как идти в Троаду, порт на Эгейском море.

16:9−10 Это было второе из шести видений, полученных Павлом (ср. 9:3−6; 18:9−10; 22:17−18; 23:11; 27:23−24).

16:10 мы Переход от местоимения третьего лица к местоимению первого означает, что теперь и Лука присоединился к Павлу, Силе и Тимофею (см. во Введении: Автор и время написания).
Македонию Греческая провинция на противоположном берегу. Там находились города Филиппы и Фессалоника. Переход туда означал продвижение благой вести из Азии в Европу.

16:11 Самофракию Остров в Эгейском море на полпути между Малой Азией и континентальной Грецией. Они переночевали там, чтобы не плыть ночью.
Неаполь Это порт города Филиппы.

16:12 Филиппы См. во Введении к Посланию к Филиппийцам. Расположены на суше в 10 милях (16 км) от Неаполя. Название город получил от имени Филиппа II Македонского (отца Александра Великого). колония Филиппы стали римской колонией в 31 г. до Р. Х., но имели право на самоуправление, были освобождены от пошлин и налогов и владели землей.

16:13 к реке Очевидно, в этом городе не было 10 иудеев, владевших собственными домами, которые могли бы иметь синагогу. В таких случаях устраивались собрания под открытым небом, у реки или моря. Вероятнее всего, это место находилось при пересечении ведущей из города дороги и реки Гангит.
собравшимися там женщинами Еще одно указание на то, что в городе было мало иудеев мужчин. Женщины сами собирались для молитвы, чтения Ветхого Завета и обсуждения прочитанного.

16:14 из города Фиатир… Лидия Ее родной город находился в римской провинции Лидия, возможно, этим и объясняется ее имя.
торговавшая багряницею Тканями багряного или пурпурного цвета. Одежду из таких тканей носили только правители или очень богатые люди. Дело Лидии приносило ей значительный доход, что позволяло ей содержать большой дом и принимать миссионеров (ст. 15) и верующих Филиппийской церкви (ст. 40).
чтущая Бога Как и Корнилий, она верила в Бога Израиля, но не стала полной прозелиткой (ср. 10:2).
Господь отверз сердце ее Еще одно доказательство того, что спасение совершается по изволению Всевышнего (см. пояснение к 13:48).

16:15 дом См. пояснение к 11:14. Ср. ст. 31.

16:16 духом прорицательным Буквально «духом пифона». Это выражение исходит из греческой мифологии. Пифон — это змея, которая охраняла Дельфийского оракула. В действительности эта девушка имела контакт с демонами, которые, возможно, могли предсказывать будущее. См. пояснения к Втор 18:9−12.

16:17 Бога Всевышнего В Ветхом Завете этот титул Бога употребляется около 50 раз в значении Бога Израиля (см. Быт 14:18−22; Пс 77:35; Дан 5:18).

16:18 именем Иисуса Христа повелеваю тебе Демон вышел из девушки, повинуясь повелению Павла и его апостольской власти. Способность изгонять бесов была характерна для Апостолов Иисуса Христа (Мк 3:15; 2Кор 12:12).

16:20 Иудеями, возмущают наш город Уже тогда существовал антисемитизм. Император Клавдий примерно в то же время издал декрет, повелевавший изгнать иудеев из Рима (18:2). Возможно, этим объясняется то, что схвачены были только Павел и Сила, поскольку Лука был язычником, а Тимофей полуязычником.

16:21 проповедуют обычаи… нам Римлянам… ни принимать В принципе, римляне не должны были связываться с какими-либо иностранными религиями, которые не были санкционированы государством. Но обвинение в том, что благовестники возмущают город, было насквозь лживым.

16:22 воеводы В каждой римской колонии было два таких человека, которые выполняли судебные функции. В данном случае они не следовали Римскому Праву, потому что они не исследовали обвинения, не провели надлежащего слушания и не дали Павлу и Силе слова для защиты.
бить Это наказание было незаконным, поскольку они не были признаны виновными. Служители (ст. 35), подчинявшиеся воеводам, наносили удары палками. Павел перенес такое наказание еще дважды (2Кор 11:25).

16:24 во внутреннюю темницу… в колоду Самая надежная часть тюрьмы. Темничный страж для большей надежности «ноги их забил в колоду». Эта особая мера была рассчитана для причинения боли: ноги узника разводились как можно шире.

16:27 двери темницы отворены… хотел умертвить себя Чтобы избежать позорной и мучительной казни. Римский воин, по недосмотру которого убегал узник, расплачивался своей жизнью (12:19; 27:42).

16:31 веруй в Господа Иисуса Христа Нужно верить в то, что Он говорил о Себе (Ин 20:31), и верить в то, что Он делал (1Кор 15:3−4; см. пояснение к Рим 1:16).
ты и весь дом твой Все его родственники, слуги и гости, которые могли принять Евангелие и поверить (см. пояснение к 11:14). Это не касается несовершеннолетних детей. Ср. ст. 15.

16:37 римских граждан Нанесение побоев римским гражданам было серьезным преступлением, тем более, что над Павлом и Силой не было суда. Над воеводами возникла угроза лишиться своих постов и привилегий (см. пояснение к ст. 12).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — В некот. рукописях: Дух.
10  [2] — Здесь начинается «мы-повествование», т.е., вероятно, Лука, автор книги «Деяния апостолов», является непосредственным участником излагаемых им событий.
10  [3] — Букв.: заключив.
10  [4] — В некот. рукописях: Господь.
12  [5] — Друг. возм. пер.: город первой области Македонии.
13  [6] — В некот. рукописях: туда, где обычно собирались на молитву.
16  [7] — Букв.: имевшая дух Пифона; возможно, выражение это имело отношение к дельфийскому оракулу и его предсказаниям.
17  [8] — В некот. рукописях: нам.
18  [9] — Или: во имя.
20  [10] — Букв.: к стратегам; так в те времена в Греции называли высших чиновников римской колонии.
35  [11] — Т.е. блюстителей порядка, или экзекуторов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.