Хр. Рима 14 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Слабого в вере принимайте в свою среду, не споря с ним о его взглядах.
2 Кто-то верит, скажем, что можно есть всё, а слабый только растительную пищу1 принимает.
3 Тому, кто ест, не следует презирать того, кто не ест, и кто не ест, не должен осуждать того, кто ест: ведь Бог и его принял, как тебя!
4 И кто ты такой, чтобы судить чужого слугу? Перед своим господином2 стоит он или падает и будет стоять, ибо Господь3 силен поддержать его.
5 Иной считает, что один какой-то день важнее прочих, а для другого — все они равны. Важно, чтобы каждый был тверд в своих убеждениях.4
6 Кто чтит особо какой-то день, в честь Господа5 делает это.6 Кто ест — в честь Господа ест, поскольку благодарит Бога, и тот, кто не ест, не ест с мыслью о Господе — он тоже благодарит Бога.
7 Никто из нас не живет, равно никто из нас и не умирает для себя.
8 Если живем — для Господа живем, а когда умираем — для Господа и умираем. Одним словом, живем ли, умираем ли — мы всегда Господни.
9 Христос для того умер,7 а потом и ожил вновь, чтобы стать Ему Господом и мертвых и живых.
10 Как же можешь ты судить брата своего? А ты как смеешь презирать брата своего? Ведь мы все перед Божиим судом8 предстанем.
11 Написано же:

« Как верно то, что Я живу, — говорит Господь,
так и то, что предо Мной преклонится всякое колено,
и всякий язык воздаст хвалу Богу».9

12 Итак, каждый из нас за себя даст отчет [Богу].
13 Так не будем же судить друг друга, положим лучше для себя не делать никогда того, что может оказаться препятствием или камнем преткновения на пути брата нашего.
14 В Господе Иисусе знаю я и уверен в том, что нет такой пищи, которая сама по себе была бы нечиста; только то, что человек считает нечистым, оказывается для него нечистым.
15 Если брат твой смущается и огорчается тем, что ты ешь, то ты не по любви поступаешь; не губи своей пищей того, за кого умер Христос.
16 Не давайте никому повода злословить о том, что для вас хорошо.
17 Царство Божие — это ведь не еда и не питье, а праведность, и мир, и радость, даруемые Духом Святым.
18 И если человек таким образом служит Христу, он Богу угоден, и люди его уважают.
19 Так будем же всегда искать тот путь, что ведет нас к миру и взаимному укреплению в вере.
20 Ради пищи не разрушай дела Божьего. Даже если всё само по себе чисто, всё равно худо, если человек пищей своей кладет камень преткновения на пути другого. 10
21 Хорошо не есть мяса, не пить вина и вообще не делать ничего такого, что может стать камнем преткновения для брата твоего.11
22 В себе самом, перед Богом, держись того, [в чем] ты уверен. Блажен, кто может принимать решения без опасений.12
23 А кто испытывает сомнение и, однако, ест, тот уже осужден, ибо поступает не по вере; а всё, что не по вере делается, — грех.

Учебной Библии МакАртура

14:1−12 Многообразие Церкви показывает силу Христа в том, что Он приводит в удивительное единство разных людей. Сатана же действует через неискупленную плоть, чтобы произвести разделение и разорвать это единство. Угроза единству, о которой здесь говорит Павел, возникает тогда, когда зрелые (сильные) верующие — как иудеи, так и язычники — конфликтуют с незрелыми (слабыми) верующими. Сильные верующие из иудеев осознали свою свободу в Христе и поняли, что обрядные требования Моисеева завета больше не довлеют (преобладают) над ними. Зрелые верующие из язычников поняли, что идолы — не боги, и спокойно ели предлагаемое им мясо. Но в том и другом случае тревожилась совесть слабых братьев, и некоторые даже были введены в искушение поступать вопреки своей совести (что есть несомненное зло), склоняясь к законничеству под чувством вины, или даже грешить. Зная, что зрелые верующие из иудеев и язычников смогут понять эту проблему, Павел обращается прежде всего к ним.

14:1 Немощного в вере Характеристика верующего, который не способен освободиться от прежних религиозных подходов и обрядов (ритуалов). Слабый верующий из иудеев с трудом оставлял установления и запреты Ветхого Завета; он был весьма озабочен указаниями диетического свойства, соблюдением субботы и жертвоприношениями в храме. Слабый верующий из язычников еще находился в зависимости от идолослужения и его обрядов, ему казалось, что даже любое соприкосновение с тем, что отдаленно напоминает о его прошлом, включая употребление в пищу мяса, которое предназначалось в жертву языческому божеству, а затем продавалось на рынке, было связано с грехом. И тот, и другой не ощущали полной свободы совести и были слишком слабы, чтобы разрешить эту проблему. Ср. 1Кор 8:1−13.
принимайте В греческом это слово выражает доброе отношение к человеку.
споров о мнениях Лучше было бы перевести как «оценка чьих-либо мнений (или заблуждений)». Зрелому верующему не следует осуждать искренние, но не совсем правильные мысли, которые руководят поведением слабого верующего.

14:2 иной уверен Это сильный верующий, чья зрелая вера позволяет ему проявлять свободу во Христе и есть мясо, которое продается язычниками на рынке по низкой цене, поскольку оно было сперва принесено в жертву языческому божеству (см. пояснение к 1Кор 8:1−13).
овощи Слабые верующие из иудеев и язычников избегали употреблять в пищу мясо из-за боязни, что оно могло быть ранее принесено в жертву идолам.

14:3 уничижай... осуждай «Уничижать» говорит о насмешливом отношении к чему-то, не представляющему ценности и заслуживающему лишь пренебрежения. «Осуждать» является не менее сильным словом для выражения подобного отношения. Павел употребляет эти слова в равноценном значении: сильные насмехаются над слабыми как над законниками и себялюбцами; слабые осуждают сильных за безответственность и, возможно, считают их достойными наказания.

14:4 Перед своим Господом стоит он или падает Важно то, как Христос оценивает каждого верующего, и для Его суда не имеют значения религиозные традиции или личные предпочтения (ср. 8:33−34; 1Кор 4:3−5).

14:5 отличает день Хотя это уже и требовалось Богом, слабые верующие из иудеев считали необходимым соблюдать субботу и другие религиозные праздники (ср. Гал 4:9−10; см. пояснения к Кол 2:16−17). С другой стороны, слабые из язычников хотели отстраниться от праздничных дней, напоминавших им о прежнем язычестве с его безнравственностью и идолослужением.
судит о всяком дне равно Для зрелых верующих подобных проблем не существовало.
Всякий поступай по удостоверению своего ума Каждый христианин должен подчиняться голосу своей совести в вопросах, которые специально не оговорены в Писании. Поскольку совесть является Богом данным механизмом предупреждения и соответствует высочайшим стандартам морального закона, заложенного в сознание (2:14−15), то неразумно было бы не прислушиваться к ее голосу. По мере духовного взросления при обогащении ума вы не станете обращать особого внимания на вещи, которые не представляют для вас большой важности.

14:6 Сильный верующий ест все, что ему нравится, и благодарит Бога. Слабый брат соблюдает установленную диету и благодарит Господа за совершенную за него жертву. В обоих случаях верующие благодарят Господа, что по сути одно и то же.
для Господа Как для слабого, так и для сильного верующего главным мотивом во всех его решениях по вопросам, затрагивающим совесть, является желание угодить Богу.

14:7 живет для себя... умирает для себя В центре жизненных устремлений христианина — не он сам; все, что мы делаем, должно угождать Богу Вседержителю (1Кор 6:20; 1Кор 10:31).

14:9 владычествовать и над мертвыми и над живыми Христос умер не только для того, чтобы освободить нас от греха, но чтобы сделать нас своими рабами (6:22), поставить Себя Повелителем над святыми, находящимися в Его присутствии, и над теми, кто еще на земле (ср. Флп 2:11; 1Тим 6:15; Откр 17:14; Откр 19:16).

14:10 осуждаешь... унижаешь См. пояснение к ст. 3. брата твоего Верующего, как и ты, во Христа.
суд Христов Предпочтительнее перевести «суд Божий» (см. пояснение к 1Кор 3:13−15). Каждый верующий даст отчет за себя и Господь будет судить принятые им решения, включая и решения по вопросам совести. В конечном счете, имеет значение только такой приговор (см. пояснения к 1Кор 4:1−5; 2Кор 5:9−10).

14:11 написано Павел цитирует Ис 45:23; Ис 49:18 (ср. Флп 2:10−11).

14:13 судить См. пояснение к ст. 3.
а лучше судите См. 14:3, 10, 13. В ст. 3, 10, 13 значение этого слова отрицательное: осуждать, клеймить. В ст. 13б значение положительное: тщательно обдумывать решение. Павел как бы играет этим словом, говоря о том, что вместо осуждения своих братьев лучше рассуждать о том, как им помочь.
преткновению Это любые дела верующего (даже если они не запрещены Писанием), которые послужат причиной грехопадения другого человека (1Кор 8:9).

14:14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе Эта истина не была порождена его собственным мышлением или другим учением, она явилась Божьим откровением (ср. Гал 1:12). См. пояснение к 1Кор 7:12.
нет ничего в себе самом нечистого См. пояснение к Деян 10:15; ср. Мк 7:15; 1Тим 4:3−5; Тит 1:15).
почитающему что-либо нечистым, тому нечисто Если верующий убежден, что определенное поведение есть грех — даже если его убеждение ошибочно — он не должен его допускать. В противном случае, он пойдет против своей совести и будет ощущать вину (ср. 1Кор 8:4−7; см. пояснение к 2:15) и, возможно, попадет в еще большее законничество вместо того, чтобы двигаться к свободе (см. пояснение к ст. 5).
нечистым В греческом это слово первоначально обозначало «обыкновенное», а впоследствии стало означать «загрязненное» или «злое» (см. пояснение к Деян 10:14).

14:15 огорчается В греческом это слово означает причинение боли или удручение. Слабому верующему бывает неприятно смотреть на брата, делающего, на его взгляд, что-то греховное. Но еще хуже, если сильный брат вынуждает слабого делать что-то против совести последнего (ср. 1Кор 8:8−13).
губи Речь идет о полном разрушении. В Новом Завете оно употребляется в значении вечного проклятия (Мф 10:28; Лк 13:3; Ин 3:16; Рим 2:12). Однако, в данном случае речь идет о серьезном ущербе, наносимом духовному росту кого-либо (ср. Мф 8:3, 6, 14).
за кого Христос умер Т.е. любого христианин (ср. 1Кор 8:11).

14:16 хулится Поносится. Когда неверующие видят сильного христианина, который неправильно употребляет свою свободу во Христе и причиняет зло более слабому брату, они делают вывод, что все христианство состоит из людей, лишенных любви, и сомневаются в авторитете Бога (ср. 2:24).
ваше доброе Правильное употребление данной христианину свободы (ср. 1Кор 10:23−32).

14:17 Царствие Божие Сфера спасения, в пределах которой Бог управляет сердцами тех, кого Он спас (см. пояснения к Деян 1:3; 1Кор 6:9).
пища и питие Т.е. нечто внешнее и несущественное.
праведность Святая жизнь в послушании (ср. Еф 6:14; Флп 1:11).
мир Покой в любви, производимой Духом, который должен характеризовать отношения верующих с Богом и друг с другом (Гал 5:22).
радость во Святом Духе Еще одна часть плода Духа, которая представляет собою постоянное чувство благодарности независимо от обстоятельств, которое вытекает из полного доверия Богу (Гал 5:22; 1Фес 1:6).

14:18 одобрения от людей Имеется в виду одобрение чего-либо после тщательного исследования, нечто вроде работы ювелира, определяющего качество и ценность камня. Христиане постоянно находятся под скептическим микроскопом мира, оценивающим их жизнь и отношение друг к другу (ср. Ин 13:35; Флп 2:15).

14:20 дела Божия. Т.е. такого же, как и ты, христианина, искупленного усилиями Отца, Сына и Святого Духа, но никак не своими (ср. ст. 15; Еф 2:10).
Все чисто Свободы, которые Бог предоставил верующим, хороши сами по себе (ср. ст. 14, 16).
ест на соблазн Тот, кто использует данную Богом свободу неосторожно и эгоистично, на соблазн своему более слабому брату.

14:21 претыкается См. пояснение к ст. 13.
соблазняется, или изнемогает Это выражение отсутствует во многих рукописях.

14:22−23 Самый сильный христианин может причинить себе ущерб в области христианской свободы, если он отрицает или преуменьшает дарованную ему Богом свободу (Гал 5:1), а также если он злоупотребляет своей свободой, не задумываясь о том, как это может подействовать на других людей (ср. 1Кор 10:23−32).

14:22 имей ее сам в себе, пред Богом Есть лучший перевод: «имей убеждение как свое собственное, пред Богом». Павел призывает сильного верующего понимать свою свободу, пользоваться ею в радости и хранить ее между Богом и собою.
в том, что избирает Сильный верующий сохраняет здоровую совесть, потому что он не дает слабому верующему повода для преткновения.

14:23 сомневающийся... осуждается Когда слабый брат поступает вопреки своей совести, он грешит.
что не по вере Т.е. мысли и поступки, которые наша совесть осуждает.

14:24−26 В других текстах эти стихи помещены в Рим 16:25−27 и являются прекрасными стихами прославления Бога за произведенный Им труд через Иисуса Христа и перечисления важнейших тем в послании к Римлянам (см. пояснение к 11:33−36; ср. Мф 6:13; Лк 19:37−38; Еф 3:20−21; Евр 13:20−21; Откр 5:9−10).

14:24 моему благовествованию См. пояснения к 1:1; 2:16; ср. Гал 1:11; Гал 2:2.
проповеди Иисуса Христа Синонимично благовествованию; главное дело жизни Павла (см. пояснения к 10:14−15, 17; ср. 1Кор 1:23−24; 2Кор 4:5−6).
тайны См. пояснение к 11:25. Во времена Нового Завета значение этого слова отличалось от современного. Оно означало нечто скрытое до недавнего времени, но уже ставшее известным (1Кор 4:1; Еф 5:32; Еф 6:19; Кол 1:25−26; 2Фес 2:7−8; 1Тим 3:9, 16). Одна из важнейших тайн Нового Завета заключается в том, что Бог дарует спасение как евреям, так и язычникам (Еф 3:3−9).

14:25 через писания пророческие… возвещена Бог сказал Израилю, что Он не только призовет его к праведности, но и сделает его светом всем народам (см. пояснения к Ис 42:6; Ис 49:6; 1Пет 1:10−11; ср. Быт 12:3; Исх 19:6; Ис 49:22; Ис 53:11; Ис 60:3−5; Иер 31:31, 33).

14:26 Богу… слава Благая весть открылась по воле Отца, и только Он достоин хвалы и поклонения.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: овощи/зелень.
4  [2] — Или: Господом; словами «Господь» и «Господин» переводится одно и то же греч. слово.
4  [3] — В некот. рукописях: Бог.
5  [4] — Или: каждый по своему пониманию должен прийти к твердому убеждению.
6  [5] — Здесь и ниже в этом стихе друг. возм. пер.: с мыслью о Господе; букв.: Господу.
6  [6] — Некот. рукописи добавляют: и кто не чтит особо какой-то день, Господу не чтит.
9  [7] — Некот. рукописи добавляют: и воскрес.
10  [8] — Букв.: перед судейским престолом Бога (в некот. рукописях: Христа).
11  [9] — Друг. возм. пер.: исповедает Бога. Ис 49:18; Ис 45:23 (LXX).
20  [10] — Друг. возм. пер.: плохо человеку, если он ест, мучимый совестью.
21  [11] — Некот. рукописи добавляют: или причиной падения, или он ослабеет.
22  [12] — Букв.: блажен тот, кто не осуждает себя за то решение, которое принимает.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.