1 хр. в Коринфе 3 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 С вами, братья, я не мог говорить как с духовными, но только как с людьми плоти,1 как с младенцами в христианской вере.2
2 То, чем я вскормил вас, было «молоко», а не «твердая пища», принимать которую вы были не готовы; вы, впрочем, и теперь не готовы,
3 потому что по-прежнему вы люди недуховные.3 Ибо если среди вас всё еще сильны зависть и ссоры, то не остаетесь ли вы до сих пор недуховными4 и не поступаете ли, как люди мира сего?
4 Если один говорит: «Я с Павлом», а другой: «Я с Аполлосом», — то не такие ли вы, как все прочие люди?
5 Ибо кто такой Аполлос и кто такой Павел? Только служители,5 через которых вы уверовали. Мы выполнили свое дело, как Господь определил каждому из нас.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог.
7 А потому не имеют значения ни насаждающий, ни поливающий, но только Бог, Который взращивает.
8 И насаждающий, и поливающий делают одно дело, награду же каждый из них получит по своему труду.
9 Ибо мы — всего лишь соработники Божии, а вы — Божия нива, Божие строение.
10 По данной мне благодати Божьей я, как всякий опытный строитель,6 заложил основание, строят же на нем другие. Пусть каждый и следит за тем, как он строит.
11 Никто не может положить другого основания, кроме того, которое уже есть, — кроме Самого Иисуса Христа.
12 А строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней или же из дерева, сена, соломы —
13 покажет День,7 когда дело каждого откроется в огне и огнем будет испытано, каково оно есть.
14 И если устоит строение,8 воздвигнутое на этом основании, строивший получит награду;
15 если же будет сожжено — строитель потеряет9 то, над чем он трудился; сам же хотя и спасется, но не иначе, как тот, кто выхвачен прямо из пламени.
16 Разве не знаете, что вы — храм Божий10 и Дух Божий живет в вас?
17 Бог разорит того, кто разоряет11 Его храм, ибо храм Божий свят, и этот храм — вы.
18 Не предавайтесь самообольщению. Если кто из вас считает себя мудрым ( мудрым по понятиям века сего), пусть решится стать «глупым», чтобы оказаться действительно мудрым.
19 Мудрость же мира сего пред Богом не более, чем заносчивая глупость. В Писании так и сказано:

«Он позволяет мудрецам запутываться
в сетях их собственной хитрости»,12

20 и еще:

«Господь знает мысли13 мудрых,
знает, что они бесплодны».14

21 Никто потому пусть не хвалится людьми, ибо всё ваше:
22 будь то Павел, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее — всё ваше;
23 вы же — Христовы, а Христос — Божий.

Учебной Библии МакАртура

3:1 Проблемы церкви были вызваны не только внешними причинами влиянием мира. Были также и внутренние причины плотского свойства. Давление мира смешивалось со слабостью плоти.
плотскими Хотя коринфские верующие не были больше «душевными», они не были и «духовными» (под полной властью Святого Духа). По сути, они были «плотскими» (под властью греховной плоти). Хотя все верующие имеют Святого Духа (ср. Рим 8:9), они все еще сражаются с греховной плотью (см. пояснения к Рим 7:14−25; Рим 8:23).
младенцами во Христе Плотская природа тех верующих была показателем их незрелости. Это не было оправданием для них, поскольку Павел говорит, что он должен был бы писать им как зрелым, учитывая все то, чему он их уже учил (ст. 2). См. пояснения к Евр 5:12−14; 1Пет 2:1−2.

3:2 молоком Речь идет не о каких-то учениях, а о более простых истинах, которые преподавались новообращенным.
твердою пищею Это уже более глубокие моменты Писания. Различие понятий не в характере истины, а в степени ее глубины. Духовная незрелость мешает принимать наиболее глубокие истины.

3:3 зависть, споры Плотское начало порождает зависть, крайнюю форму эгоизма, которая порождает споры и последующие разделения. по человеческому… обычаю Не по воле Духа, что значит, не по духовному, а по плотскому.

3:4 Павлов… Аполлосов Подобное разделение было плодом плотской природы. Ср. 1:11−13.

3:5−7 Кто Павел? кто Аполлос? Смиренная, но точная оценка роли служителей.
дал Господь… возрастил Бог… Бог возращающий Лишь один Господь может дать веру духовно непросвещенным и мертвым. Спасение — дело благодати Божьей для Его избранных (см. пояснения к Рим 9:15−19; Еф 2:8−9).

3:8 суть одно Все человеческое, что Господь использует для спасения учитывается и вознаграждается, если оно добровольно предоставляется в Его распоряжение. Но вся слава принадлежит Ему, Единственному Спасителю. По этой причине осуждается неразумный фаворитизм (ст. 4; 1:12). См. пояснения к Мф 20:1−16.

3:9 мы Павел, Аполлос, Петр и все служители — равноправные работники на ниве, но духовная жизнь на этом поле взращивается только по благодати и могуществу Бога.
Божие строение Павел использует образы из земледелия и архитектуры (ст. 10−17).

3:10 мудрый строитель… основание Слово, переведенное как «строитель», в греческом языке имеет тот же корень, что и в слове, от которого происходит «архитектор», но под ним подразумевается человек, ответственный и за проект, и за строительство. Работа Павла заключалась в проектировании и создании духовных оснований (ср. Рим 15:20). Бог употреблял его для закладки церквей в Малой Азии, Македонии и Греции. Другие (например, Тимофей, Аполлос) строили церкви на его фундаментах. И это была целиком благодать Божия (ср. ст. 7; 15:20; Рим 15:18; Еф 3:7−8; Кол 1:29).
каждый Прежде всего это относится к благовестникам и пастырям-учителям.

3:11 другого основания Павел не спроектировал основание, он только положил его, проповедуя Христа. Ср. 1Пет 2:6−8.

3:12 Строит ли кто Это прежде всего ссылка на благовестников и пастырей (ст. 9), а затем и на всех верующих, которые призваны строить Церковь посредством преданного служения.
золота, серебра, драгоценных камней Качество материалов отражает подлинное духовное служение во имя созидания Церкви.
дерева, сена, соломы Под низкокачественными материалами подразумевается поверхностная деятельность, не имеющая вечной ценности. Но это не относится к деятельности, которая по сути греховна (см. пояснение к ст. 13).

3:13 день Имеется в виду время, когда Христос будет судить народ (см. пояснение к 2Кор 5:10).
в огне открывается Т.е. огне Божьего праведного суда (ср. Иов 23:10; Зах 13:9; 1Пет 1:17−18; Откр 3:18). В 2Кор 5:10 показано, что дерево, сено и солома являются бесполезными вещами, которые не выдержат испытания в огне суда (см. пояснение там же; ср. Кол 2:18).

3:14 устоит Все, что было соделано в Его могуществе и для Его славы, уцелеет (см. Мф 25:21, 23; 2Кор 5:9; Флп 3:13−14; 1Фес 2:19−20; 2Тим 4:7−8; Иак 1:12; 1Пет 5:4; Откр 22:12).
награду Ср. Откр 22:12. Здесь говорится не о суде за грех. Христос уплатил эту цену (Рим 8:1), поэтому ни один верующий никогда не будет судиться за грех. Это лишь определение вечной награды (ср. 4:5, «каждому будет похвала»).

3:15 спасется Как бы ни была мала его ценность, ни один верующий не лишится спасения.

3:16−17 Здесь содержится строгое предупреждение любому, кто попытается помешать строительству или разрушить здание церкви на основании Христовом. См. пояснения к Мф 18:6, 7.

3:18−19а не обольщай самого себя См. пояснения к 1:18−25. Тем, кто оскверняет церковь и полагает, что может разрушить ее своей человеческой мудростью, лучше бы отбросить эту мудрость и принять простоту креста Христова.

3:19б−20 Цитируя Иов 5:13 и Пс 93:11, Павел усиливает свою мысль, высказанную в 1:18−25, тем напоминанием, что человеческая мудрость, которая не может спасти, не может также разрушить церковь или помешать ее росту.

3:21 не хвались человеками Ср. ст. 4; 1:12. Строительство церкви не является заслугой Павла или Аполлоса, или других служителей.
ибо все ваше Все верующие в равной мере разделяют наиболее важные обетования и славу Божью, поэтому человеческое хвастовство нелепо и грешно.

3:22 мир Хотя вселенная в настоящее время является владением сатаны, сотворенный Богом и дарованный Богом мир принадлежит христианам (2Кор 4:15; 1Ин 5:19). В Тысячелетнем Царстве и в вечности верующие будут обладать как воссозданной, так и вечной землей в неизмеримо большей полноте и богатстве (Мф 5:5; Откр 21).
жизнь Духовная и вечная жизнь (ср. Ин 14:23; 2Пет 1:3−4).
смерть Духовная и вечная смерть (15:54−57; Флп 1:21−24).
настоящее Все, что верующий имеет или переживает в этой жизни (ср. Рим 8:37−39).
будущее Все благословения неба. Ср. 1Пет 1:3−4.
все ваше Во Христе все хорошее и святое предназначено для благословения грешников и для славы Божьей. Ср. Еф 1:3; 2Пет 1:3.

3:23 Христовы… Божий Знание о том, что верующие принадлежат Христу, а значит и друг другу, является величайшим стимулом для единства в церкви (6:17; Ин 9:9, 19, 21−23; Флп 2:1−4).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: как с плотскими; греч. саркинос — из плоти, подверженный тлению, принадлежащий этому миру. В НЗ греч. слово саркс — «плоть» и производные от него слова используются для подчеркивания слабости и тленности человеческого естества так же, как и его греховности.
1  [2] — Букв.: с младенцами во Христе.
3  [3] — Букв.: плотские.
3  [4] — Букв.: не плотские ли вы.
5  [5] — Или: слуги.
10  [6] — Или: искусный/мудрый строитель; греч. архитэктон — архитектор.
13  [7] — В знач. день окончательного суда, день Второго пришествия Христа (ср. 1:8; 4:5).
14  [8] — Букв.: дело.
15  [9] — Друг. возм. пер.: лишится своей награды.
16  [10] — Павел не имеет в виду, что каждый из его читателей есть храм Божий (он скажет это о каждом христианине в 6:19), здесь же «вы» — местоимение множественного числа, а слово «храм» (духовный храм или святилище) употреблено в единственном числе, как собирательный образ всего народа Божьего.
17  [11] — Или: уничтожит того, кто уничтожает.
19  [12] — Иов 5:13; букв.: он ловит мудрых их изворотливостью/хитростью.
20  [13] — Или: доводы/рассуждения.
20  [14] — Пс 94 (93):11 (LXX).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.