2 хр. в Коринфе 12 глава

Второе послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Хотя, вообще-то, неполезно это, мне всё же придется хвалиться: я обращусь теперь к видениям и откровениям, которые получил от Господа.
2 Знаю я одного христианина.1 Четырнадцать лет назад (неизвестно мне, в теле или вне тела, не знаю, это только Богу ведомо) был он восхищен до третьего неба.2
3 Так вот, знаю, что этот самый человек (неизвестно, повторюсь, в теле или вне тела,3 Бог один это знает)
4 был вознесен в рай и слышал там такие слова, которые человеку и произносить-то невозможно, да и не должно.4
5 Вот таким человеком готов я хвалиться. Собою же хвалиться не стану, разве что немощами своими.
6 Впрочем, если бы я и решился хвалиться собою, всё же не впал бы в безумие:5 я говорил бы истину. Но я воздерживаюсь от этого, чтобы никто не приписал бы мне больше того, что сам видит во мне и слышит от меня.
7 Чтобы не превозносился я безмерным величием полученных мной откровений, дана мне в плоть мучительная заноза6 (посланник сатаны избивает меня). Это и удерживает меня от превознесения.
8 Трижды Господа я просил, чтоб избавил меня от сего,
9 но ответом мне было: «Довольно тебе благодати Моей, ибо сила [Моя] в полноте своей проявляется в тех, кто немощь свою осознал».7 Потому я и буду охотней всего хвалиться своими немощами, чтобы сила Христова пребывала во мне.
10 Вот и радуюсь8 ныне я немощам, унижениям, нужде, гонениям и притеснениям, ради Христа переносимым, ибо когда я немощен, тогда и силен.
11 Хвалясь, я всё же дошел до безумия. Но вы сами подтолкнули меня к этому, при том, что вам самим и следовало позаботиться о моем добром имени,9 ведь я же ни в чем «сверхапостолам» не уступаю, даже если сам я ничто.
12 А признаки истинного апостола, разве не дано вам было самим видеть их10 во всяком терпении, в разных знамениях, чудесах и великих свершениях?
13 Чего же тогда, спрашиваю я, недостает вам в сравнении с другими церквами? Не того ли только, что я ничем не обременял вас? Простите же мне эту «вину»!
14 Вот и теперь, уже в третий раз, я готов прийти к вам и опять ничем не буду обременять вас, ибо мне не ваше нужно, а вы сами. Не дети ведь должны делать сбережения для родителей, а родители для детей.
15 Так и я с радостью буду тратить свое и не щадить ради вас своих сил. Если я так сильно люблю вас, неужели за это менее буду любим вами?
16 Положим, я, как вы говорите, даже не обременяя вас, но всё же будучи человеком «лукавым», «взял вас хитростью».
17 Допустим. Но как? Взял ли что-то у вас через посланных мною обманом?
18 Я уговорил Тита пойти к вам, да к тому же послал с ним еще одного брата. Обманул ли вас в чем-нибудь Тит? Разве не в одном мы действовали духе, не одним шли путем?
19 Вы, наверное, давно уже думаете, что мы только хотим оправдаться в ваших глазах?11 Нет, мы говорим перед Богом, во Христе. У нас нет иной цели, возлюбленные мои, кроме как укрепить вас духовно.
20 Я боюсь, правда, не найду ли вас не такими, какими хочу, когда приду к вам, и не найдете ли и вы меня таким, каким не хотите. Не встретить бы мне споров у вас, вспышек гнева, зависти, своекорыстия, клеветы, сплетен, превозношения и всеобщего беспорядка.
21 Боюсь, не унизил бы Бог снова меня перед вами, когда я приду. Не пришлось бы и мне оплакивать многих, впавших ранее в грех и всё еще не покаявшихся в своей безнравственности,12 блуде и распутстве, которым они предались.

Учебной Библии МакАртура

12:1−7 Павел продолжает неохотно хвалить себя (см. пояснение к ст. 1). Хотя это «не полезно» как возможное искушение его собственной плоти в гордыне, увлечение коринфян мнимыми видениями и откровениями лжеапостолов не оставляет ему иного выбора (ст. 11).

12:1 видениям и откровениям Шесть видений Павла записаны в Деян 9:12, и в его посланиях говорится о полученных им откровениях (ср. Гал 1:12; Гал 2:2; Еф 3:3).

12:2−4 Поскольку это случилось за 14 лет до написания 2-го Коринфянам, то видение, о котором рассказывает Павел, нельзя связать с каким-либо событием, описанным в Деяниях. Возможно, это произошло между его возвращением в Тарс из Иерусалима (Деян 9:30) и началом его миссионерских путешествий (Деян 13:1−3).
восхищен был до третьего неба… восхищен в рай Павел не описывает два различных видения. «Третье небо» и «рай» — это одно и то же место (ср. Откр 2:7, где говорится, что дерево жизни находится в Раю, с Откр 22:14, где говорится, что оно находится в небе). Первое небо — это атмосфера земли (Быт 8:2; Втор 11:11; 3Цар 8:35); второе — это межпланетное и межзвездное пространство (Быт 15:5; Пс 8:3; Ис 13:10) и третье — жилище Бога (3Цар 8:30; 2Пар 30:27; Пс 122:1).

12:2 человека во Христе Хотя нежелание хвалиться вынуждает Павла говорить о себе в третьем лице, контекст совершенно ясно показывает, что он говорит о самом себе. Пересказ о пережитом кем-то иным вряд ли укрепил бы веру в его апостольство. Также и жало в плоть дано ему, а не кому-то другому (ст. 7).

12:2−3 в теле ли… вне ли тела Павел был так очарован небесным видением, что не запомнил отдельных подробностей. Однако не важно, был ли он восхищен на небо в теле (как Енох, Быт 5:24 и Илия, 4Цар 2:11), или его дух был временно отделен от тела.

12:4 неизреченные слова… нельзя пересказать Поскольку слова предназначались одному ему, их нельзя было повторять, даже если бы Павел способен был их произнести внятно.

12:5 Таким человеком могу хвалиться См. пояснение к ст. 2.

12:6 Если бы Павел хотел похвалиться этим исключительным событием (ст. 1−4), он не был бы в постыжении, потому что это было реальное событие. Он воздерживается от такой хвалы, потому что хочет, чтобы коринфяне судили о нем, основываясь на его служении, а не его видениях.

12:7 откровений См. пояснение к ст. 1.
жало в плоть, ангел сатаны Это было дано Богом, чтобы он хранил себя в смирении. Как и случае с Иовом, сатана был непосредственной причиной, а Бог был высшей причиной. Под словом «ангел (греч. angelos) сатаны» следует понимать, что «жало в плоть» (букв. «острый кол для плоти») означает демоническую личность, а не физическую болезнь. Всего в Новом Завете слово angelos употребляется 188 раз, и по меньшей мере в 180 случаях оно относится к ангелам. Этот ангел был от сатаны, чтобы досаждать Павлу. Возможно, наиболее вероятным было то, что такой ангел обитал в лидере коринфского заговора, лидере лжеапостолов. Через них он терзал возлюбленную церковь Павла и, таким образом, болезненно вонзал в Павла острый кол. Дальнейшее подтверждене этой мысли содержится в гл. 10−13, где говорится о противостоянии неприятелям (лжеапостолам). Глагол, переведенный как «удручать» всегда говорит о чьем-то плохом отношении к человеку (Мф 26:67). И, наконец, в Ветхом Завете враги Израиля называются иглами, терниями, жалами (Чис 33:55; Нав 23:13; Суд 2:3; Иез 28:24).
чтобы я не превозносился Нападение было болезненным, но оно имело свою цель. Бог допустил сатане причинять серьезный урон церкви с целью укротить Павла, чтобы тот, получив так много откровений, включая восхищение на небо, не впал в гордыню. Нападение дьявола через лжеапостолов на его труд в Коринфе было колом, пронзавшим его так или иначе гордую плоть.

12:8 Трижды молил я Павел, стремившийся преодолеть тяжелые препятствия его служения, обращался к Господу, моля Иисуса устранить их. Демонические силы подчинены только Его власти. Трехкратное повторение Павлом его прошения напоминает молитву Иисуса в Гефсимании (Мк 14:32−41). Как Павел, так и Иисус не получают просимого, но им даруется благодать преодолеть все испытания.

12:9 «довольно для тебя благодати Моей» Слово «довольно» относится к настоящему времени, подразумевая постоянную действенность высшей благодати. Бог не удалит жало, как просил Павел, но будет постоянно питать его силой для преодоления боли (1Кор 15:10; Флп 4:13; Кол 1:29).
«сила Моя совершается в немощи» Ср. 4:7−11. Чем меньше снаряжен человек, тем ярче сияет Божья благодать.

12:9−10 Павла не радует сама боль, но он ликует в силе Христа, которая проявляется через него.

12:11 дошел до неразумия См. пояснение к 11:1, 16; ср. 11:17, 21, 23.
вы меня к сему принудили См. пояснение к 11:1.
высших Апостолов См. пояснение к 11:5.

12:12 Признаки Апостола Сюда входят и не только эти «знамения, чудеса и силы» (чудо спасения коринфян было также печатью апостольства Павла, 1Кор 9:2). Целью чудотворений было удостоверить Апостолов как посланников Божиих (ср. Деян 2:22, 43; Деян 4:30; Деян 5:12; Деян 14:3; Рим 15:18−19; Евр 2:3−4).

12:13 Павел не проявил неуважения к Коринфянам, разве что отказавшись быть обузой (см. пояснение к 11:7). С легкой иронией он просит прощения за это «зло».

12:14 в третий раз Первым было посещение, описанное в Деян 18; вторым было «скорбное посещение» (2:1, см. во Введении : исторический фон и предпосылки написания).
не буду отягощать Накануне предстоящего посещения Павел хотел по-прежнему оставаться без материальной поддержки коринфян.
я ищу не вашего, а вас Павла интересовали Коринфяне, а не их деньги (ср. 6:11−13; 7:2−3).
дети… родителей… родители… детей Чтобы подкрепить свою мысль, Павел напоминает аксиому, что родители несут финансовую ответственность за детей, а не дети (до взросления, ср. 1Тим 5:4) за родителей.

12:15 Павел искал не получить от коринфян, а дать им. Глагол, переведенный как «издерживать», означает расходование денег и, возможно говорит о желании Павла трудиться, чтобы содержать себя во время пребывания в Коринфе (Деян 18:3). «Истощать себя» говорит о желании отдавать себя — вплоть до полного самопожертвования.

12:16−18 Хотя всем очевидно, что Павел не имел никакой личной выгоды от коринфян, его неприятели распространили еще более гнусный слух о том, что он хитро и ловко обманывает коринфян (ср. 4:2). В частности, лжеапостолы обвинили Павла, что он посылал своих помощников для сбора средств в Иерусалим, намереваясь присвоить их себе.

Таким образом, неприятели Павла назвали его лживым лицемером (потому что в конце концов он действительно взял деньги от коринфян, несмотря на его слова в ст. 14−15) и вором. Это обвинение было всего больнее Павлу, потому что оно порочило репутацию его друзей. Разъяренный тем, что коринфяне могли поверить в такую нелепую ложь, Павел говорит, что его помощники ни в чем не дискредитировали себя ни в предыдущие посещения, ни во время этого сбора (8:6, 16−22). Правда заключалась в том, что ни Павел, ни его представители не лукавили перед коринфянами.

12:19 Чтобы коринфяне не считали себя судьями Павла, Апостол сразу же и прямо говорит: ему судья только Бог (ср. 5:10; 1Кор 4:3−5). Павел хочет назидать коринфян, а не оправдываться перед ними.

12:21 Во время нового посещения Павел не хотел застигнуть коринфян в том же печальном духовном состоянии, как это было во время «скорбного посещения» (2:1; Вступление: историко-географическая справка). Если бы он застал их не таковыми, какими он их хотел бы видеть (т.е. по-прежнему пребывающими в грехах, которые он назвал), то и они нашли бы его не таковым, каким они хотели бы его видеть — он вынужден был бы привести их к порядку (ср. 13:2). Найти коринфян в нераскаянном грехе было бы для Павла печальным и унизительным. Это предупреждение (а также содержащееся в 13:2) имело целью предотвратить такой ход событий.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: человека во Христе.
2  [2] — В знач. до высших небесных сфер.
3  [3] — Букв.: отдельно от тела, здесь иное слово, чем в ст. 2.
4  [4] — Букв.: неизреченные слова/речи, которые человеку произносить нельзя.
6  [5] — Букв.: не буду неразумен.
7  [6] — Или: шип; или: колючка.
9  [7] — Или: оказывается завершенной/доведенной до совершенства в немощи/слабости.
10  [8] — Букв.: доволен.
11  [9] — Букв.: вам следовало рекомендовать (или: хвалить) меня.
12  [10] — Букв.: признаки апостола были показаны среди вас на деле.
19  [11] — Или: говорим в свою защиту пред вами.
21  [12] — Букв.: в нечистоте.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.