К Евреям 7 глава

Послание к Евреям
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Этот Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретил и благословил Авраама, возвращавшегося после разгрома царей.
2 Ему отделил Авраам десятую часть от всего1 добытого в сражении. Имя «Мелхиседек» означает прежде всего «царь праведности», но он также царь Салима,2 что значит «царь мира».
3 Об отце и матери его ничего неизвестно: ничего мы не знаем ни о его родословии, ни о начале дней, ни о конце жизни, но, подобно3 Сыну Божьему, он остается священником на все времена.
4 Видите, сколь велик был тот, кому патриарх Авраам дал десятину из добытого им.
5 Так и потомки Левия, вступающие в священство, вправе получать по Закону4 десятину от народа, братьев своих, которые, как и они сами, происходят от Авраама.
6 Мелхиседек, правда, происхождением своим с левитами не связан, но всё равно принял десятину и благословил Авраама, имевшего обещания от Бога.
7 Совершенно неоспоримо, что меньший всегда благословляется большим.
8 И вот что еще важно: тут обычно десятины получают люди смертные, а в том случае получил ее тот, о конце жизни которого ничего не известно.5
9 Можно сказать, что вместе с Авраамом десятину дал Мелхиседеку и сам Левий
10 (ведь, происходящий от Авраама, он как бы присутствовал уже при встрече праотца своего с Мелхиседеком).
11 А если бы только через левитское священство (при котором получил народ Закон) возможно было прийти к совершенству, то какая была бы нужда в появлении иного священника, по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона?
12 С переменой же священства возникает необходимость в изменении и закона,
13 ведь Тот, о Ком у нас речь, принадлежал к другому колену,6 в котором никто и никогда не служил у жертвенника.
14 Все мы знаем, что Господь наш из Иудина колена произошел, а о священстве этого колена Моисей ничего не говорил.
15 Это становится совершенно ясным, поскольку Он и появляется как другой священник, Священник, подобный Мелхиседеку.
16 Он стал таковым не по заповеди о родовом7 происхождении священства, но силою жизни вечной.
17 В Писании такое и дано о Нем свидетельство:

«Ты священник навеки по чину Мелхиседека».8

18 [18-19] За отменой прежде действовавшего, но утратившего силу9 и ставшего бесполезным установления (ведь Закон не мог привести к совершенству) последовало провозглашение лучшей надежды, благодаря которой мы на самом деле можем приблизиться к Богу.
19
20 Совершено это было не без клятвы Божией (другие-то до Него становились священниками и без всякой клятвы.
21 А Он — через клятву Того, Который Сам обратился к Нему и о Котором сказано:

«Господь поклялся и решения Своего не изменит:
Ты — Священник навеки“»).10

22 Потому и стал Иисус поручителем лучшего, чем прежний, завета.11
23 Прежние священники, хоть и много их было, менялись, потому что смерть рано или поздно прекращала служение любого из них,
24 Христос же пребывает вечно, и священство Его непреходяще.12
25 Потому и дано Ему окончательно и навеки спасать всех, кто приходит через Него к Богу: вечно жив Он, чтобы ходатайствовать за них.
26 Это тот именно Первосвященник, какого так недоставало нам: святой, злу не причастный, непорочный, от нас, грешных, удаленный и выше небес вознесенный.
27 Ему не нужно приносить, как это было у прежних первосвященников, каждодневные жертвы ни за собственные Свои ( не существующие, мы знаем ) грехи, ни за грехи даже народа. Он сделал это однажды и навсегда, принеся Себя Самого в жертву.
28 По Закону первосвященниками становились люди, хотя все они не без слабостей; обещанием же, которое с клятвой было дано уже после Закона, в Первосвященники поставлен Сын вовеки совершенный.13

Учебной Библии МакАртура

7:1−28 Используя две цитаты о Мелхиседеке из Ветхого Завета (Быт 14:18−20; Пс 109:4), автор в седьмой главе объясняет превосходство Христа Священника над этим особым первосвященником, который в некотором смысле явился прообразом Христа (см. пояснение к 5:6). Глава седьмая — кульминация Послания к Евреям из-за детального сравнения священства Христа и священства левитов.

7:1−2 Краткое изложение истории Мелхиседека из Быт 14:18−20 (см. пояснение там же).

7:3 Священство левитов было наследственным, но Мелхиседек не подходит под это правило. Его и родословная и происхождение неизвестны. Несмотря на утверждения некоторых толкований, у Мелхиседека были отец и мать. Старинная сирийская Пешитта дает более точный перевод того, что подразумевала греческая фраза: «отец и мать не записаны в родословных». Не существовало никаких записей о рождении и смерти Мелхиседека. Это резко контрастирует с подробностями смерти Аарона (Чис 20:22−29).
уподобляясь Буквально, «сделанный по подобию». Это слово в Новом Завете нигде больше не используется. Здесь подразумевается, что сходство со Христом заключается в описании истории Мелхиседека в Ветхом Завете, а не в самом Мелхиседеке. Мелхиседек не был Христом до воплощения, как утверждают некоторые, но был подобен Христу в том, что являлся священником Бога Всевышнего (ст. 1), царем (ст. 1−2; ср. Зах 6:13), праведником (ст. 2; ср. Пс 71:2; Иер 23:5; 1Кор 1:30), миролюбивым (ст. 2; ср. Пс 71:7; Ис 9:6; Рим 5:1) и вечным (ст. 3; ср. ст. 24−25).

7:4−28 Этот раздел устанавливает превосходство Мелхиседека над левитами. Главные аргументы для доказательства этого превосходства связаны с получением десятины (ст. 2−10), с данным им благословением (ст. 1, 6−7), с заменой левитов (ст. 11−19) и с постоянством священства Мелхиседека (ст. 3, 8, 16−17, 20−28).

7:4 В древности люди часто отдавали десятину Богу или Его представителю. Авраам, отец веры в иудаизме, отдал десятину Мелхиседеку. Это доказывает, что Мелхиседек был выше Авраама: меньший отдает десятину большему (ст. 7).

7:5 Властью, данной им после установления закона Моисея, левиты собирали десятины со своих братьев израильтян (см. пояснения к Чис 18:21, 26). Подчинение израильтян было направлено не на возвышение священников, но на прославление Божьего закона.

7:6−7 Мелхиседек не только получил десятину от Авраама, он также благословил его. Это вновь подтвердило превосходство Мелхиседека.

7:8 здесь... там Эти слова относятся к закону левитов, чья система все еще действовала в то время («здесь»), и к ранней истории, описанной в Быт 14, («там»). Священство левитов менялось (так как каждый священник умирал) до тех пор, пока все это не отмерло, в то время как священство Мелхиседека вечно, так как в истории о его священстве ничего не говорится о его смерти (ср. ст. 3).

7:9−10 Посредством доказательства, основанного на главенстве по старшинству, автор замечает, что можно говорить и о Левии, который дал десятину Мелхиседеку. Это же доказательство Павел использовал для того, чтобы показать, что в Адаме мы все согрешили (см. пояснения к Рим 5:12−14).

7:11−28 В этом разделе доказательство распространяется дальше. Так как священство Мелхиседека выше священства левитов (ст. 1−10), священство Иисуса также выше священства левитов, так как Христос Священник по чину Мелхиседека, а не левитов.

7:11 совершенство См. пояснение к 5:14. Повсюду в Послании к Евреям это слово используется для обозначения полного примирения с Богом и открытого доступа к Нему — спасения. Система и священство левитов никого не могли спасти от грехов. См. пояснения к 10:1−4.

7:12−14 Так как Христос — Первосвященник христиан и происходит из колена Иуды, а не Левия (ср. Мф 2:1, 6; Откр 5:5), Его священство не по закону, который давал право становиться священниками лишь левитам (ср. ст. 11). Это доказывает, что закон Моисея был упразднен. Священство левитов было заменено новым Священником, предложившим по Новому Завету лучшую жертву, Новым Заветом Иисус упразднил закон, исполнив его (ср. Мф 5:17) и обеспечив совершенство, которого закон не смог достичь (ср. Мф 5:20).

7:13, 15 иному В обоих случаях слово гетерос означает «совершенно иного рода», подчеркивая контраст со священством левитов.

7:16 заповеди плотской Закон касался лишь временного бытия Израиля. Прощение, которое можно было получить, даже в день искупления было лишь временным. Священники, служившие по закону, были смертными, получившими свою должность по наследству. Священство левитов было ограничено физическим миром и преходящими церемониями.
по силе жизни непрестающей Так как Он вечная вторая Личность Троицы, священство Христа не может закончиться. Он получил Свое священство не по букве закона, но благодаря Своей Божьей природе.

7:17 Вновь цитата из Пс 109:4 (см. пояснения к 5:6, 10).

7:18 Отменение См. пояснения к ст. 12−14. Слабость закона заключалась в том, что он не мог спасти и осуществить внутреннюю перемену в человеке (ср. Рим 8:3; Гал 4:9).

7:19 закон ничего не довел до совершенства См. пояснение к ст. 11. Закон никого не спас (ср. Рим 3:19−20), более того, он всех обвинил (ср. Гал 3:10−13).
лучшая надежда См. пояснения к 3:6; 6:18.
приближаемся к Богу См. во Введении: Исторические и теологические темы; см. пояснение к 4:16. Это ключевая фраза во всем. Приближение к Богу — суть христианства, отличная от системы левитов, которая держала людей вне Его присутствия. Как верующие священники, мы все должны приближаться к Богу. Это свойственно священству (ср. Исх 19:22; см. пояснение к Мф 27:51).

7:20−21 клятвы Божьи обетования неизменны и скреплены клятвой (ср. 6:17). Священство Иисуса по чину Мелхиседека подтверждается Божьей клятвой в Пс 109:4. Бог никогда не изменит Свое мнение по этому поводу («не раскается», ст. 21).

7:22 лучшего завета Т.е. Нового Завета (8:8, 13; 9:15). См. пояснения к Иер 31:31−34; Мф 26:28. Первое упоминание «завета» в этом послании связано с одной из ключевых тем книги («лучший», ср. ст. 19; см. во Введении: Исторические и теологические темы). Этот завет будет обсуждаться более подробно в гл. 8.
поручителем Единственное употребление этого греческого слова в Новом Завете. Иисус Сам ручается за успех новозаветного спасения.

7:23−24 См. пояснения к ст. 3, 8, 16.

7:23 много Этой фразой утверждается, что со времен Аарона до разрушения храма римлянами к 70 г. по Р.Х. было 84 первосвященника. Количество священников меньшего ранга было гораздо больше.

7:25 всегда В других переводах «всецело, полностью спасать». Это слово имеет точно такое же значение, что и слово «совершенство» в ст. 11 и «довел до совершенства» в ст. 19. Переведенное так греческое слово употребляется лишь здесь и в Лк 13:11 (тело женщины не могло полностью выпрямиться).
приходящих… к Богу См. пояснение к 4:16 (ср. Ин 6:37).
ходатайствовать Слово означает «просить за кого-то». Использовалось для тех случаев, когда царю приносили петицию за кого-то. См. пояснение к Рим 8:34. Ср. ходатайственную первосвященническую молитву Христа в Ин 17. Так как некоторые раввины приписывали ходатайство Ангелам, возможно, некоторые люди считали Ангелов ходатаями. Автор совершенно четко утверждает, что только Христос является Посредником (ср. 1Тим 2:5).

7:26−28 Божья природа и святость Христа — еще одно доказательство превосходства Его священства.

7:26 По отношению к Богу Христос «свят» (чистота безо всякой примеси; Мф 3:17; Мф 17:5; Мк 1:24; Лк 4:24; Деян 2:27; Деян 13:35). По отношению к человеку Он «непричастный злу» (безо всякого зла или злобы; Ин 8:46). По отношению к Самому Себе Он «непорочный» (свободен от упреков; 1Пет 1:19) и «отделенный от грешников» (у Него не было грешной природы, которая является источником любого греховного действия; ср. «без греха» в 4:15). См. пояснение к 2Кор 5:21.
выше небес См. пояснения к 1:3; 4:14.

7:27 ежедневно Когда бы ни согрешил первосвященник из левитов, он должен был принести за себя жертву (Лев 4:3). Когда бы ни согрешили люди, он также должен был принести жертву за них (Лев 4:13). Такое могло случаться ежедневно. Тогда раз в год, в день очищения, он должен был вновь принести жертву за себя и за людей (Лев 16:6, 11, 15). Христос был без греха, и Ему не нужна была жертва за Себя. Ему нужна была лишь одна жертва, лишь однажды, за всех, навечно.
однажды Ключевой акцент в Послании к Евреям. Искупительное дело Христа никогда не было предназначено для повторения, чем и отличалось от жертвоприношений левитов в Ветхом Завете. Ср. 9:12, 26, 28; 10:2, 10; 1Пет 3:18.

7:28 слово клятвенное Бог утвердил Христа Первосвященником. См. пояснения к ст. 20−21; 6:16−18. на веки совершенного См. пояснение к 2:10.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Быт 14:17−20.
2  [2] — Или: царь Шалом.
3  [3] — Букв.: без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, но уподобленный.
5  [4] — См. в Словаре Закон.
8  [5] — Букв.: там же — имеющий свидетельство (о себе), что он жив.
13  [6] — См. в Словаре Колена Израиля.
16  [7] — Букв.: не по закону плотской заповеди.
17  [8] — Пс 110 (109):4; то же в ст. 21.
18  [9] — Букв.: (но) слабого.
21  [10] — Некот. рукописи добавляют: по чину Мелхиседека.
22  [11] — См. в Словаре Завет.
24  [12] — Или: не может быть передано другому.
28  [13] — Или: достигший совершенства; или: завершивший (дело спасения).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.