Откровение 13 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Стал он1 на берегу морском.
А из моря, я вижу, поднялся зверь с семью головами и десятью рогами. На рогах у него десять диадем, а на головах — имена2 богохульные.
2 Зверь, которого увидел я, походил на барса, а ноги у него были, как у медведя, пасть же — как у льва. Дал ему дракон свою силу, престол и власть великую.
3 Казалось, что одной из голов зверя был нанесен смертельный удар, но рана его смертельная была исцелена. Вся земля с изумлением смотрела на зверя.
4 И поклонились люди дракону, потому что он дал власть зверю, и зверю поклонились, говоря: «Кто равен зверю этому и кто может сразиться с ним?»
5 Дано было зверю говорить3 надменно и богохульно, дано было и властвовать сорок два месяца.
6 И стал он извергать из пасти своей хулу на Бога, стал поносить имя Его, и место обитания Его, и тех, кто на небе живет.
7 Позволено ему было воевать с народом Божьим4 и победить их, и властвовать над всяким коленом, народом, языком и племенем дано было ему.
8 Поклонятся ему все живущие на земле, чьи имена не вписаны в Книгу Жизни Агнца, принесенного в жертву от сотворения мира.5
9 Если есть у вас уши, слушайте!
10

Если суждено кому в плен попасть,
он в плену и окажется,
и если должен кто пасть от меча,
он им6 и будет убит.


Здесь стойкость и вера народа Божия.
11 Увидел я еще одного зверя: он поднимался из земли. У него были два рога, походившие на рога агнца. Но говорил он, как дракон,
12 и имел ту же власть, что была у первого зверя. Он действовал на виду у того и заставлял землю и живущих на ней поклониться первому зверю, у которого исцелена была его смертельная рана.
13 Великие он творил знамения перед людьми, даже огонь низводил с неба на землю.
14 Обманывал он жителей земли всеми чудесами, какие дано ему было совершать на глазах первого зверя, и склонял живущих на земле сотворить образ этого зверя, который смертельно был ранен мечом, но ожил.
15 Дано ему было оживить7 образ зверя, дабы заговорил он и сделал так, [чтобы] все, кто ему не поклонится, были убиты.
16 Настоял он на том, чтобы всем: малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — всем ставили на правую руку или на лоб клеймо,
17 и чтобы никто уже после этого не мог ни купить ничего, ни продать, если нет на нем клейма: имени первого зверя или числа этого имени.
18 Нужна мудрость здесь. У кого есть ум, пусть подсчитает число зверя, человеческое оно, это число:8 6669 — вот число зверя.

Учебной Библии МакАртура

13:1 И стал я Многие рукописи дают «Он стал», опять имея в виду дракона, или сатану (ср. 12:9, 17). Он занимает главенствующее положение среди народов своего мира, представленных количеством «как песок морской» (20:7).
выходящего из моря Образ моря олицетворяет бездну, или преисподнюю, — прибежище падших духов (ср. 11:7; 17:8; 20:1; Лк 8:31). Это изображение сатаны, поднимающего из бездны могущественного беса, который затем побуждает зверя (антихриста) к действию и контролирует его и его империю.
зверя Буквально «монстра» (ср. 11:7); имеется в виду злобный хищный зверь. В этом контексте слово означает и само существо (антихриста) и его систему (мир). Последняя, сатанинская, мировая империя будет неотделима от подчиненного бесам человека, который будет руководить ей. Для дополнительных сведений об антихристе см. пояснение к 2Фес 2:3−11. Он также описывается в Дан 7:8, 21−26; Дан 8:23−25; Дан 9:24−27; Дан 11:36−45.
семью головами и десятью рогами Это такое же описание сатаны, как в 12:3. Возможно, головы представляют процветавшие мировые империи — Египет, Ассирию, Вавилон, Мидо-Персию, Грецию, Рим и последнее царство антихриста (см. пояснение к 17:9−10). В последнее царство входят все царства, представленные рогами (см. пояснение к 17:12). Десять — число, символизирующее всеобщность человеческих военных и политических сил, которые поддерживают антихриста в его господстве над миром. В Писании употреблен образ из животного мира — рога. Они всегда являются символом силы, как агрессивной, наступательной, так и оборонительной, защищающей. Даниил показывает, что человек-антихрист поднимется от этих 10 царей (Дан 7:16−24). Иоанн подхватывает числовой образ Даниила (см. 2:41−42) и показывает 10 пальцев на глиняно-железных ногах истукана. Апостол видит в звере олицетворение последнего мирового правительства анти-Христовой и анти-Божьей коалиции. Во главе ее стоит как бы возрожденная Римская Империя; она поддерживается различными сильными мировыми державами, но есть в ней и слабость, и в конечном итоге она разрушается (ср. Дан 2:32−45; Дан 7:7−8, 19−25; см. пояснение к 12:3). Венцы показывают полновластное господство этого конфедеративного царства.
имена богохульные В течение всей истории человечества всякий раз, когда монарх отождествлял себя с богом, он тем самым хулил истинного живого Бога. Каждый правитель, который вступает в коалицию зверя, тождественен зверю: носит венец, имеет власть и осуществляет владычество, подобно Богу, хуля этим истинного Бога.

13:2 подобен барсу Метафорическое описание Древней Греции, подчеркивает быстроту и ловкость греческих воинов во время их победных походов, особенно под руководством Александра Великого (ср. Дан 7:6). Здесь барс и все последующие символы базируются на образах животного мира Палестины, с которыми знаком читатель Иоанна.
у медведя Метафорическое представление древней Мидо-Персидской империи, которое подчеркивает свирепую, необузданную силу этого царства в сочетании с большой жестокостью.
у льва Метафора для описания древней Вавилонской империи, которая показала свою свирепую, истребляющую власть при установлении царства (ср. Дан 7:14).
и дал ему дракон силу свою См. пояснение к ст. 1. дракон См. пояснение к ст. 1; 12:9.

13:3 его… смертельная рана исцелела Это выражение может иметь отношение к одному из царств, которое было разрушено, но возродилось (т.е. Римская Империя). Но скорее всего, это относится к притворной смерти и воскресению, инсценированным антихристом, что является частью его обмана (ср. ст. 12, 14; 17:8, 11; 2Фес 2:9).
дивилась… земля Люди на земле будут поражены и восхищены, когда антихрист появится и восстанет из мертвых. Благодаря его обаянию, необычайно сильной харизме, великолепию, обманчиво привлекательным чертам мир последует за ним в слепом повиновении (ст. 14; 2Фес 2:8−12).

13:5 даны были Всевышний Бог ограничит время, в течение которого антихристу будет позволено говорить и действовать, но Он позволит произнести богохульство, довести разгул сил сатаны на земле до кульминации за 3, 5 года (ст. 5; 11:2−3; 12:6, 13−14).
сорок два месяца Последние 3, 5 года, или 1260 дней, — это «бедственное время для Иакова» (Иер 30:7) и вторая половина 70-й седьмины Даниила (Дан 9:24−27), известная, как время великой скорби (см. пояснения к 11:2; 12:6; ср. Дан 7:25). Эта вторая половина начинается мерзостью запустения (см. пояснение к Мф 24:15).

13:6 имя Его Это имя отождествляется с Ним и суммирует Его качества (ср. Исх 3:13−14).
жилище Его Это символ небес (ср. Евр 9:23−24).
живущих на небе Ангелы и славные святые, все, кто перед престолом Божьим и кто служит ему денно и нощно.

13:7 вести войну со святыми Антихристу будет позволено уничтожать всех Божьих детей (ср. 6:9−11; 10:17; 11:7; 17:14; Дан 7:23−25; Дан 8:25; Дан 9:27; Дан 11:38; Дан 12:10; Мф 24:16−22). См. пояснение к 17:6.

13:8 в книге жизни См. пояснение к 3:5.
у Агнца, закланного Господь Иисус, Который умер, чтобы даровать спасение тем, кого избрал Бог, выполнял Божий предвечный план.
от создания мира Согласно замыслу предвечного Бога, имевшемуся у Него еще до начала созидания, смерть Христа навечно утвердила спасение избранных (Деян 2:23; 4:27, 28). Антихрист никогда не завладеет именами спасенных. Запись избранных в книге жизни вечна, не может быть изменена, и никогда спасенные не будут прославлять антихриста в его день.

13:9 Ср. 2:7, 11, 17, 29; 3:6, 13, 22. В этой фразе отсутствуют слова «что Дух говорит церквам», которые были в 7 посланиях к церквам, возможно, потому, что церкви были спасены.

13:10 Призыв к верующим быть готовыми переносить преследования антихриста со стойкостью и долготерпением. Бог избрал несколько верующих, и они были заключены в тюрьму и казнены. Они не должны были противиться (ср. Мф 26:51−54; 2Кор 10:4), но терпеливо принять страдания, которые Бог устанавливает для них (ср. 1Пет 2:19−24).

13:11 другого зверя Это последний лжепророк (названный так в 16:13; 19:20; 20:10), который поддерживает власть антихриста и убеждает мир прославлять его как Бога. Этот помощник зверя будет главным, наиболее убедительным проводником сатанинской религии (ср. 16:13; 19:20; 20:10). Антихрист будет, в основном, политическим и военным руководителем, а лжепророк будет религиозным лидером. Политика и религия объединятся во всемирной религии прославления антихриста (см. 17:1−9, 15−17).
из земли Похоже, еще одна ссылка на бездну, которая лежит под землей. Лжепророк будет послан наружу и будет управляться снизу могущественным бесом. Образ от земли в противоположность образу от зловещего загадочного моря в ст. 1 может означать, что лжепророк тоньше и обаятельнее, чем антихрист.
два рога, подобные агнчим Это говорит об относительной слабости лжепророка по сравнению с антихристом, у которого 10 рогов. У агнца только две маленькие выпуклости на голове, что несравнимо меньше, чем 10 рогов зверя.
подобные агнчим Образ может означать, что лжепророк будет также лжехристом, маскирующимся под истинного Агнца. В противоположность антихристу, лжепророк придет не как уничтожающее, разрушающее животное, а как человек, который кажется кротким и обманчиво привлекательным.
говорил как дракон Лжепророк будет глашатаем сатаны, т.е. дракона, его послание будет посланием сатаны, а сам сатана будет источником лжерелигии (ср. 2Кор 11:14).

13:12 действует… со всею властью первого зверя Лжепророк обладает такой же властью, как и антихрист, потому что получил ее из того же источника. У него будет также всемирное влияние и репутация чудотворца и оратора.
заставляет… поклоняться При упоминании о нем выражение «он заставляет» употребляется 8 раз. Он пользуется влиянием и устанавливает в мире лжерелигию, которой руководит антихрист, и соблазняет людей принять эту систему.
у которого смертельная рана исцелела См. пояснения к ст. 3; 17:8. Возможно, это относится к хитроумному лживому плану с обманной смертью и обманным вознесением с целью заслужить преданность и доверие мира.

13:13 великие знамения Для описания чудес Христа (Ин 2:11, 23; Ин 6:2) используется такое же выражение. Это подчеркивает, что лжепророк творит знамения, которые имитируют чудеса Христа. Вероятно, сатана, который совершал сверхъестественные деяния в прошлом (см., например, Исх 7:11; 2Тим 3:8), здесь тоже использует стратегию лжечудес, чтобы убедить мир, что антихрист более могущественен, чем истинные свидетели Бога (гл. 11), включая Иисуса Христа.
огонь низводит с неба В этом месте показано, что лежпророк постоянно совершает эффектные поддельные знамения, чтобы убедить людей в своей силе, а также подражая двум свидетелям (11:5).

13:14 сделали образ Это относится к ответу антихриста и говорит о престоле, который он воздвигнет во время мерзости запустения, в середине годины искушения. Это произойдет в Иерусалимском храме, когда антихрист упразднит прежнюю ложную мировую религию и будет стремиться к тому, чтобы люди поклонялись как Богу только ему одному (ср. Дан 9:27; Дан 11:31; Дан 12:11; Мф 24:15; 2Фес 2:4). Опять лжепророк и антихрист обманут мир, умело подражая Христу, Который придет позже и будет царствовать со Своего истинного престола в Иерусалиме.

13:15 говорил Лжепророк придаст образу антихриста живую внешность, и будет казаться, что образ произносит слова, наперекор известной истине об идолах (ср. Пс 134:15−16; Ав 2:19).
действовал… убиваем был всякий Его кротость — ложь, так как он убийца (7:9−17). Немногие язычники будут оставлены, чтобы населить царство (Мф 25:31−40), а евреи будут защищены (12:17).

13:16 начертание В Римской Империи это был обычный опознавательный символ, или клеймо; рабы и солдаты носили его на теле. Те, кто принадлежал к тайным культам, с удовольствием носили татуировки, которые служили для взаимного опознания и были символами поклонения. У антихриста будет подобное требование — иметь различительный знак на руке или на лбу.

13:17 ни покупать, ни продавать Клеймо антихриста позволит людям заниматься повседневной деятельностью, включая покупку еды и всего необходимого. Не имеющие клейма будут лишены жизненно необходимых вещей.
число имени его У зверя (антихриста) будет имя, выраженное в цифровой системе. Но из текста не понятно, каким будет это имя и цифровая система и какое это будет иметь значение.

13:18 число его шестьсот шестьдесят шесть Шесть — число сущности человека. Цифра отличается одной единицей от совершенной Божьей цифры 7 и, таким образом, выражает человеческое несовершенство. Антихрист, самый могущественный из всех когда-либо живущих, все же будет несовершенным человеком. Конечным для человеческой и бесовской силы является число 6, а это несовершенно. Совершенством является Бог. Троекратное повторение цифры 6 намеренное, чтобы подтвердить человеческую личность и акцентироваться на ней. Когда, наконец, антихрист будет открыт, будет какая-то возможность опознать его с помощью этой человеческой цифры, или, возможно, его имя будет эквивалентно цифре 666. Во многих языках, включая иврит, греческий и латинский, буквы имеют цифровые эквиваленты. Поскольку этот текст очень мало говорит о значении цифры, неразумно размышлять сверх того, что сказано.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В некот. рукописях: я.
1  [2] — В некот. рукописях: имя.
5  [3] — Букв.: дана ему была пасть, говорящая.
7  [4] — Букв.: со святыми; то же ст. 10.
8  [5] — Друг. возм. пер.: от сотворения мира не вписаны в Книгу Жизни Агнца, принесенного в жертву.
10  [6] — В некот. рукописях: кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто других мечом убивает, тот и сам.
15  [7] — Букв.: дать дыхание (жизни).
18  [8] — Или: это число некоего человека.
18  [9] — В некот. рукописях: 616.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.