Откровение 16 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 После этого услышал я, как громкий голос из Храма сказал семи ангелам: «Пойдите и вылейте на землю семь чаш ярости Божьей!»
2 Вышел первый ангел и вылил свою чашу на землю1 — и страшные мучительные язвы покрыли тех, кто носил клеймо зверя и поклонялся образу его.
3 Второй ангел вылил свою чашу в море — сделалось море, как кровь мертвеца, так что погибло в нем всё живое.2
4 Третий ангел в реки вылил чашу свою и в источники вод — все они тоже превратились в кровь.
5 Тут услышал я ангела вод:

«Праведен Ты в судах Своих,
Ты, Кто есть и Кто был всегда.
Свят Ты в приговоре Своем:3

6

пролили они кровь святых слуг Твоих и пророков,
потому обрек Ты их пить кровь, как они того заслужили».

7 И от жертвенника послышалось:

«Так, Господи Боже Вседержитель,
истинны и праведны суды Твои!»

8 Четвертый ангел вылил чашу свою на солнце — и дано было солнцу сжигать людей страшным своим огнем.
9 Опалил людей нестерпимый зной, но они не покаялись, не воздали Богу славу, а хулили имя Его, Того, Кто властен над этими бедствиями.
10 Пятый вылил чашу свою на престол зверя — мраком покрылось царство его. Люди кусали языки свои от боли,
11 но опять не раскаялись в делах своих, а хулили Бога Небесного за страдания свои и за язвы свои.
12 Вылил шестой ангел чашу свою, на великую реку Евфрат вылил — и высохла вода ее. Так был приготовлен путь для царей с востока.4
13 После того увидел я, как вышли из пастей дракона и зверя и изо рта лжепророка три духа нечистых, жабам подобных.
14 Духи эти, знамения творящие, — бесовские. Они выходят к царям всей земли, чтобы собрать их на битву в великий День Бога Вседержителя.
15 Тут услышал я: «Приду внезапно, когда не будут ждать Меня.5 Блажен будет бодрствующий и хранящий одежды свои, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не видно было срама его».
16 И собрали эти духи царей на место, которое по-еврейски зовется Армагеддон.
17 Но вот седьмой ангел вылил чашу свою в воздух: и донесся от престола в Храме мощный голос: «Кончено!»
18 Засверкали молнии, послышались рокот и раскаты грома, и произошло великое землетрясение — такое страшное землетрясение, такое великое, какого не было за всё то время, что живет человек на земле.
19 Распался тогда великий город на три части, и города всех народов пали. Не забыл Бог о Вавилоне великом и дал ему чашу, наполненную вином сурового возмездия6 Своего.
20 Пропали7 все острова и горы исчезли,
21 страшный град, с талант8 величиной, обрушился на людей с неба, а они проклинали Бога за такое наказание, ужасное наказание.9

Учебной Библии МакАртура

16:2 первый… чашу… жестокие и отвратительные гнойные раны Такое же греческое слово в Септуагинте используется для описания волдырей, которые покрывали египтян (Исх 9:9−11) и поразили Иова (Иов 2:7). Новый Завет употребляет это слово для названия открытых ран, которые покрыли нищего Лазаря (Лк 16:21). Все люди на земле будут поражены неизлечимыми открытыми мокнущими ранами.
начертание зверя Будут поражены только поклонившиеся антихристу (см. пояснение к 13:16; ср. 14:9−11).

16:3 Второй… чашу… все одушевленное умерло в море Это напоминает о второй трубе (8:8−9) и о первой казни Египта (Исх 7:20−25). Однако бедствие будет всеобъемлющим и более суровым. Вода в мировом океане станет густой (плотной), темной и свернется как кровь мертвеца. Гибель и разложение миллиардов морских животных только усугубит ужас этого бедствия.

16:4 Третий… чашу… сделалась кровь Пресная вода, которой будет недоставать из-за продолжительной засухи (11:6), подвергнется такой же участи, как и океанская (ср. Исх 7:19 и послед.). Сторонники антихриста будут страдать от жажды, и к тому же у них не будет чистой воды, чтобы омыть раны.

16:5 Который еси и был, и свят Эта фраза выражает Божие бессмертие (ср. 1:4, 8; 4:8; 11:17). Шестой стих говорит, что вечный Бог будет судить справедливо, потому что они убили верующих и проповедников Евангелия (6:9−11; 7:9−17; 11:18; 17:6; 18:20). Эту бойню нельзя сравнить ни с чем в истории (Мф 24:21), так же, как и возмездие Божие (ср. Рим 12:19−21).

16:6 дал им пить кровь Все, что еще можно пить, — это густое, кровеподобное вещество (ср. ст. 4).
они достойны того Этот Ангел снимает с Бога любое обвинение в суровости и тяжести Его суда. Несказанно жестокое и нечестивое поколение, которое будет жить во время антихриста, прольет больше крови, чем любое до него; оно не пощадит ни святых (6:9; 17:6), ни пророков (11:7−10). Божий суд справедлив и заслужен (ср. Исх 21:25−27; Лев 24:19−20; Евр 10:26−31).

16:7 жертвенника «Другой от жертвенника» вторит словам Ангела, усиливая истину Божьей справедливости во всех судах (19:1−2; ср. Быт 18:25; Пс 50:6; Рим 3:4). В большинстве текстов слова «другой от» пропущены, и сам жертвенник одушевляется, чтобы вторить Ангелу.

16:8 Четвертый… чашу… жечь… огнем Солнце, которое обычно дает свет, тепло и энергию, станет убийцей. Не имея питьевой воды, население земли будет страдать от ужасной жары. Испепеляющая жара растопит полярные льды. Некоторые считают, что это поднимет уровень мировых океанов на 200 футов (61 м), приведет к затоплению многих больших городов, что приведет к дальнейшим катастрофам и уничтожению жизни (ср. Ам 9:5−6). В результате разрушения водных транспортных путей будет трудно распределять скудные запасы продовольствия и воды.

16:9 не вразумились Невероятно, но грешники все еще будут отказываться каяться (ср. ст. 11, 21) и, наоборот, будут хулить Бога, зная, что Он послал им их страдания.

16:10 престол зверя Это означает либо действительный престол, либо столицу. Однако наказание распространится на все царство. Независимо от того, где мрак начнется, он покроет все царство антихриста.
сделалось... мрачно В других местах Писания мрак на всей земле ассоциируется с судом Божиим (ср. Ис 60:2; Иоиль 2:2; Мк 13:24−25)
кусали языки свои Образное описание тщетности попыток облегчить боль от язв, засухи и страшной жары.

16:11 хулили Бога небесного Признак их продолжающейся преданности антихристу и их злобы на Бога за все их общие страдания, причиненные первыми пятью чашами. Выражение «Бог небесный» часто встречается в Ветхом Завете. В Новом Завете упоминается только здесь и в 11:13.
язв своих Главная причина их богохульства — затянувшиеся страдания от первой чаши.

16:12 Евфрат Назван «великой рекой» пять раз в Писании (ср. 9:14; Быт 15:18; Втор 1:7; Нав 1:4). Течет на протяжении около 1 800 миль (2 880 км) от истока у склонов горы Арарат до впадения в Персидский залив (см. пояснение к 9:14). Служит восточной границей земли, которую Бог обещал Израилю (Быт 15:18; Втор 1:7; 11:24; Нав 1:4). Из-за продолжительной засухи и сильной жары поток воды в реке уменьшится, сверхъестественной силой Бог осушит ее полностью, чтобы войска царей от восхода дошли до Палестины (Ис 11:15).
царям от восхода Предусмотрительно Бог приведет туда этих царей и их армии, чтобы уничтожить их в битве при Армагеддоне (ст. 14). Причиной их прихода может быть бунт против антихриста: несомненно, что его неспособность облегчить страдания населения земли подорвет его популярность. Или это может быть заключительным действием замысла оголтелых антисемитов разрушить Израиль (возможно, чтобы отомстить за страдания, посланные Богом). Так, вполне вероятно, что солнце растопит снежные вершины Арарата, и воды реки Евфрат выйдут из берегов и затопят долину, которая превратится в болотистую местность. Богу придется осушить ее чудесным образом, чтобы восточные армии добрались до Армагеддона.

16:13 трех духов нечистых Обычное в Новом Завете название бесов (ср. Мф 12:43; Мк 1:23; Лк 8:29). Эти три — особенно гнусные, сильные и лживые (ст. 14), подобные жабам. Сравнение только усиливает их отвратительность (ср. Лев 10:11, 41). Согласно ветхозаветным законам о пище (Лев 11:10−11, 41), жабы были нечистыми животными. Согласно персидской мифологии, эти животные являлись причиной чумы. Таким образом, бесы описаны как гнусные, холодящие кровь, отвратительные существа.
дракона… зверя… лжепророка… «Несвятая троица», состоящая из сатаны (дракона; см. пояснение к 12:3), антихриста (зверя; см. пояснение к 11:7) и помощника антихриста (лжепророка; см. пояснение к 13:11), изрыгает эту чуму.

16:14 знамения Сверхъестественные чудеса (ср. 13:12−15) с целью обмануть (ср. 19:20; 3Цар 22:20−23; Мк 13:22) царей, чтобы они напали на Палестину. Это влияние будет настолько сильным, что нечистые духи заставят царей совершить поход в Палестину, несмотря на сильный зной, засуху и тьму.
царям… всей вселенной Теперь не только цари от восхода солнечного, но уже весь мир начинает последнюю завершающую битву (Пс 2:2−3; Иоиль 3:2−4; Зах 14:1−3).
брань в оный великий день Бога Вседержителя Армагеддонская битва (ст. 16). Это великая война с Богом и Христом (см. пояснение к 2Фес 1:7−10; ср. Иоиль 2:11; Иоиль 3:2, 4). Война закончится, когда придет Христос (19:17−20).

16:15 блажен См. пояснение к 1:3.
бодрствующий и хранящий одежду свою Наш Господь подчеркивает, что необходимо всегда быть готовым к Его второму пришествию (ср. 1Ин 2:28). Образ рисует воина, готового к сражению, или домовладельца, предупреждающего действия вора (см. также 3:3; 1Фес 5:2, 4; 2Пет 3:10).

16:16 Армагеддон Еврейское название горы Мегиддо (Хар-Мегиддо), которая находится в 60 милях (96 км) к северу от Иерусалима. Сражение развернется на близлежащих равнинах. Это место победы Варака над Ханааном (Суд 4) и победы Гедеона над Мадианитянами (Суд 7). Наполеон назвал эту долину величайшим полем сражения, которое он когда-либо видел. Но сражение произойдет не только на равнине Мегиддо, оно развернется по всей Палестине (см. пояснение к 14:20).

16:17 Седьмой… чашу… совершилось! Эта чаша будет завершающей чашей Божьего гнева (кроме последнего суда над обольщенными сатаной мятежниками в конце Тысячелетия; см. 20:7−10), и сразу после этого произойдет Второе пришествие Христа. Эта чаша возвестит о самом ужасном бедствии в истории грешного мира. Несомненно, голос из небесного храма — это голос Самого Бога. «Совершилось» лучше перевести как «Сделано, и останется таковым» (ср. Ин 19:30).

16:18 великое землетрясение Бог завершит проявления Своего гнева опустошающим землетрясением — самым сильным в истории земли (ср. ст. 19 — 21).

16:19 город великий Ср. 11:13; 21:10; см. пояснение к Зах 14:1−8. Иерусалим распадется на 3 части (Зах 14:4). Это будет не наказанием, а усовершенствованием. Дополнительные запасы воды (Зах 14:8) и топографические изменения (Зах 14:4−5) подготовят город занять центральное место в Тысячелетнем Царстве. Иерусалим — единственный город, который избежит наказания (ср. 1Пар 23:25; Пс 124:1−2; Мих 4:7) и даже станет более красивым (Пс 47:3) благодаря его раскаянию (см. 11:13).
города языческие В отношении остальных городов мира намерение Бога совсем иное: они должны быть уничтожены.
Вавилон Столица империи антихриста получит особое излияние Божьего гнева, о чем свидетельствует и Ис 13:6−13. Главы 17, 18 дают подробное описание этого разрушения.

16:20 всякий остров убежал… гор не стало Это мощное землетрясение коренным образом изменит топографию всей земли и приготовит ее для грядущего Тысячелетнего Царства (ср. 6:12−14; Ис 40:4−5; Иер 4:23−27).

16:21 в талант Самый тяжелый вес, который может нести обычный человек (около 75 фунтов, примерно 34 кг). Градины огромных размеров говорят о несравнимых атмосферных катаклизмах. Такие огромные глыбы льда приведут к невообразимому опустошению и смерти.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: на сушу.
3  [2] — Букв.: всякая живая душа.
5  [3] — Букв.: свят Ты, что так судил.
12  [4] — Букв.: от восхода солнца.
15  [5] — Букв.: (нежданно) приду, как вор.
19  [6] — Букв.: чашу вина ярости гнева.
20  [7] — Букв.: бежали.
21  [8] — Талант — мера веса, около 40 кг.
21  [9] — Букв.: хулили Бога за наказание градом, так как очень велико его наказание.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.