Откровение 19 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Потом услышал я на небе громкие, словно многоголосого хора, возгласы радости:1

«Аллилуйя!
Спасение, слава и сила — у Бога нашего,

2

потому что истинны и праведны суды Его:
осудил Он великую блудницу,
что растлевала землю блудом своим,
и взыскал с нее за кровь слуг Своих».

3 И еще прозвучало:

«Аллилуйя!
Во веки веков восходит дым от огня,
пожирающего этот город».2

4 Тогда ниц пали двадцать четыре старца и четыре живых существа, поклонились они Богу, сидящему на престоле, и воскликнули:

«Аминь! Аллилуйя!»

5 А от престола тоже раздался голос:

«Славьте Бога нашего все слуги Его,
все, от мала до велика, кто благоговеет перед Ним!»

6 И снова услышал я радостное пение многоголосого хора, мощного, как шум водопада, как грома раскаты:3

«Аллилуйя,
ибо Господь Бог [наш] Вседержитель воцарился!

7

Возрадуемся и возликуем!
Воздадим Богу славу, ибо венчается4 ныне Агнец —
приготовилась уже невеста5 Его.

8

В тончайший лен, чистый и сияющий, облачена она Богом».6
(Эта белая льняная ткань — праведные дела народа Божия.)7

9 Тут сказал мне ангел: «Напиши: „Блаженны званые на брачный пир Агнца“». И еще сказал: «Слова эти — воистину Божии».
10 Пал я тогда к его ногам, чтобы почтить его. Но он сказал мне: «Не делай этого! Я ведь только соработник твой и братьев твоих, которые держатся8 свидетельства Иисуса. Богу поклонись! И знай: свидетельство Иисуса — это дух пророчества».
11 И увидел я открытое небо, и вот, конь белый и Всадник на нем. [Зовется] Он — «Верный и Истинный», Он праведно судит и воюет.
12 Глаза Его — [как] пламя огня, на голове Его много диадем, и начертано на Нем имя, которого никто, кроме Всадника Самого, не знает.
13 Кровью было обагрено одеяние Его и дано было имя Ему: «Слово Божие».
14 За Ним на белых конях тоже следовали воинства небесные, в тончайший лен, чистый и белый, одетые.
15 В устах Всадника был9 меч острый, чтобы карать им народы. Железным будет пасти Он их посохом.10 В давильне давит Он из винограда вино сурового возмездия11 Бога Вседержителя.
16 "На одежде Его, понизу,12 начертано имя: «ЦАРЬ ЦАРЕЙ, ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИХ».
17 И увидел я еще одного ангела. Он стоял на солнце и громко кричал всем птицам, что летели высоко в небе:13 «Придите, соберитесь на великую тризну14 Божию,
18 чтобы истребить15 тела царей, полководцев и воинов, коней и всадников — всех тела: и свободных и рабов, и великих и малых!»
19 И увидел я зверя и царей земных с войсками их, собранными на сражение с Сидящим на коне и Его воинством.
20 Схвачен был зверь, а с ним и лжепророк, творивший перед зверем знамения, которыми обманул он принявших клеймо зверя и поклоняющихся образу его. Брошены они были в озеро огненное с горящей серой живыми.
21 Остальные были убиты мечом из уст Того, Кто сидел на коне. Насытились плотью их все птицы.

Учебной Библии МакАртура

19:1−6 аллилуия! Побуквенная передача этого еврейского слова встречается четыре раза в этой главе (ст. 1, 3, 4, 6). Это восклицание, означающее «Славьте Господа!», часто встречается в Ветхом Завете (ср. Пс 103:35; Пс 104:45; Пс 105:1; Пс 110:1; Пс 111:1; Пс 112:1; Пс 115:10; Пс 116:2; Пс 134:1, 21; Пс 145:10; Пс 147:9; Пс 148:14; Пс 149:9; Пс 150:6). Обозначены пять причин для восхваления:
1) освобождение Богом Своих людей от врагов (ст. 1);
2) Божие восстановление справедливости (ст. 2);
3) подавление Богом греховного человеческого бунта (ст. 3);
4) суверенность Бога (ст. 6) и
5) забота Бога о Его людях и общение с ними (ст. 7).

19:1 После сего Это временной ключ: т.е. после крушения Вавилона, в конце годины искушения, накануне установления Царства (гл. 20). Эта глава соединяет годину искушения и Тысячелетнее Царство.
многочисленного народа Вероятно ангелов, так как святые придут позже (ст. 5 и послед.; ср. 5:11, 12; 7:11, 12). Неизбежное второе пришествие Господа Иисуса Христа вызывает этот взрыв восхваления.

19:2 cуды Святые с нетерпением ждут судного дня (ср. 6:10; 16:7; Ис 9:7; Иер 23:5). Благочестивые люди любят праведность и ненавидят грех, ибо праведность делает честь Богу, а грех уничижает Его. Верующие ждут наступления царства справедливости, и оно придет (ст. 15; 2:27; 12:5).

19:3 дым ее восходил По причине пожара (ср. 17:16, 18; 18:8, 9, 18; 14:8−11).

19:4 двадцать четыре старца Правильнее всего толковать, что это представители церкви (см. пояснение к 4:4).
четыре животных Особый отряд ангельских существ (см. пояснение к 4:6). Они относятся к той же группе, что и в 7:11, и часто связаны с восхвалением (4:8, 11; 5:9−12, 14; 11:16−18).

19:5 малые и великие Здесь не должно быть ни различий, ни рангов.

19:6 Вседержитель Или «Всемогущий». Встречается в Откровении 9 раз для называния Бога (ср. ст. 15; 1:8; 4:8; 11:17; 15:3; 16:7, 14; 21:22). Великое восхваление многочисленной толпы звучит как массивные удары волн.

19:7 брак Агнца Еврейские свадьбы состояли из 3 этапов:
1) обручение (часто обручали, когда будущие жених и невеста были детьми);
2) представление (праздновалось обычно в течение нескольких дней до брачной церемонии);
3) церемония бракосочетания (обмен обетами, клятвами).
Церковь была обручена с Христом по Его верховному выбору от вечности (Еф 1:4; Евр 13:20) и будет представлена Ему при восхищении (Ин 14:1−3; 1Фес 4:13−18). Последняя вечеря будет означать конец церемонии. Это символическое угощение будет иметь место при установлении Тысячелетнего Царства и продолжаться в течение всего тысячелетнего периода (ср. 21:2). Слово «жена» часто означает Церковь, так же и здесь (ср. 2Кор 11:2 — «чистая дева»; Еф 5:22−24 — «жене»); в конечном итоге, оно будет означать всех спасенных всех возрастов, о чем будет сказано дальше в книге.

19:8 праведность святых При спасении верующие не получают присущую Христу праведность, а являют практические результаты Его праведности в своей жизни, т.е. внешнее проявление внутренних добродетелей.

19:9 блаженны См. пояснение к 1:3.
званые Это не Невеста (Церковь), а гости. Невеста не является приглашенной, она приглашает. Это те, кто был спасен до дня Пятидесятницы (Троицы), т.е. все истинные верующие, спасенные милостью Божией по вере еще до рождения Церкви (Деян 2:1 и послед.). Хотя они не Невеста, они прославлены и господствуют со Христом в Тысячелетнем Царстве. На самом деле это скорее непохожий образ, а не непохожая реальность. Среди гостей также будут святые от годины искушения и живые верующие, обладающие земными телами, живущие в Царстве. Церковь — это Невеста, чистая и истинная, а не блудница, какой был Израиль (см. Ос 2). Церковь будет Невестой во время брачного пира на небесах, а затем придет на землю, на праздник последней вечери (Миллениум). После этого события наступает новый порядок, и брак завершается (см. пояснение к 21:1−2).
истинные слова Божии Это относится ко всему сказанному, начиная с 17:1. Все это истина: брак состоится после суда.

19:10 пал к ногам его Потрясенный величием видения, Иоанн преклонился перед Ангелом (ср. 1:17; 22:8).
не делай сего Ср. 22:8−9. Библия запрещает поклонение ангелам (см. Кол 2:18−19).
свидетельство Иисусово есть дух пророчества Центральная тема пророчеств Ветхого Завета и проповедей Нового Завета — Евангелие Господа Иисуса Христа.

19:11 отверстое небо Тот, Кто вознесся на небо (Деян 1:9−11) и был посажен одесную Отца (Евр 8:1; Евр 10:12; 1Пет 3:22), придет, чтобы забрать землю у узурпатора и установить Свое Царство (5:1−10). Характер этого события показывает, насколько оно отличается от восхищения. При восхищении Христос встречает Своих в воздухе, а в этот раз Он приходит с ними на землю. При восхищении суда нет, все совершающееся сейчас — суд. До этого события уныние и тьма: померкшее солнце, погасшая луна, упавшие звезды, дым — затем молниеносная ослепляющая слава прихода Христа. Такие подробности не включены в описание вознесения или восхищения (Ин 14:1−3; 1Фес 4:13−18).
конь белый Во время торжественных процессий в Древнем Риме полководец-победитель обычно ехал на своем белом боевом коне по Священной дороге (Via Sacra) в храм Юпитера на Капитолийском холме. Во время первого пришествия Иисус уничиженно ехал на ослике (Зах 9:9). В видении Иоанна Он изображается как Победитель на боевом коне, Который пришел наказать грешников, свергнуть антихриста, победить сатану и вернуть Себе владычество над землей (ср. 2Кор 2:14).
Верный и Истинный Верный Своему слову, Иисус опять придет на землю (Мф 24:27−31; см. пояснение к 3:14).
праведно судит См. 20:11−15; ср. Мф 25:31 и послед.; Ин 5:25−30; Деян 17:31.
воинствует Это потрясающее слово, переведенное как «воинствует», появляется только здесь и в 2:16; оно исключительно точно описывает святой гнев Бога на нераскаявшихся грешников (ср. Пс 7:13). Терпение Бога по отношению к непокорному грешному миру истощится.

19:12 Очи у Него как пламень огненный Ничто не спрячется от Его пронзительного взгляда, Его суды всегда справедливы и правильны (см. пояснение к 1:14; 2:18).
имя... никто не знал Иоанн, возможно, видел имя, но был не в состоянии понять его (ср. 2Кор 12:4). Есть непостижимые тайны Божьего разума и мышления, недоступные даже для прославленных святых.

19:13 одежду, обагренную кровью Это не результат Армагеддонской битвы, которая еще не началась до ст. 15. Забрызганные кровью одежды Христа символизируют великие битвы, в которых Он уже сразился против греха, сатаны и смерти. На Его одеждах пятна от крови его врагов.
Слово Только Иоанн пользуется этим именем для называния Господа (см.: во Вступлении: Автор и дата). В качестве Слова Иисус является образом невидимого Бога (Кол 1:15), зримым выражением Его личности (Евр 1:3) и последним полным откровением от Бога (Евр 1:12).

19:14 воинства небесные Состоящие из Церкви (ст. 8), святых, пришедших от великой скорби (7:13−14), ветхозаветных верующих (Иуд 1:14; ср. Дан 12:12) и даже ангелов (Мф 25:31), они приходят не для того, чтобы помочь Иисусу в битве (они не вооружены), но чтобы царствовать вместе с Ним после Его победы над врагом (20:4; 1Кор 6:2; 2Тим 2:12). Ср. Пс 149:5−9.

19:15 острый меч Это символизирует власть Христа поразить Своих врагов (1:16; ср. Ис 11:4; Евр 4:12−13). То, что меч исходит из Его уст, подчеркивает, что Он побеждает в битве благодаря силе Своего слова. Хотя святые придут с Христом, чтобы царствовать и управлять, они не судьи и не исполнители приговора. Исполнить суд — это задача Христа, а также Его ангелов (Мф 13:37−50).
жезлом железным Правление Христа в Царстве будет отмечено быстрым, праведным судом. Верующие разделят Его власть (2:26; 1Кор 6:2; см. пояснение к 2:27; 12:5; Пс 2:8, 9).
точило вина Яркий символ суда (см. пояснение к 14:19). Ср. Ис 63:3; Иоиль 3:13.

19:16 на бедре Его Христос будет нести знамя, которое будет на Нем поверх Его одежд, спускаясь до бедра, и на нем будет красиво написано имя, прославляющее абсолютную, верховную власть Христа над всеми человеческими правителями (см. пояснение к 17:14).

19:17−21 В этих стихах идет описание ужасающего уничтожения, которому не было равных в человеческой истории, — битвы при Армагеддоне, кульминации дня Господня (см. пояснение к 1Фес 5:2). Это не столько битва, сколько смертная казнь: Господь Иисус Христос казнит последних бунтовщиков (ст. 21; см. пояснение к 14:19, 20; ср. Пс 2:1−9; Ис 66:1−16; Иез 39:1 и послед.; Иоиль 3:12 и послед.; Мф 24; 25; 2Фес 1:7−9). Этот день видели наш Господь (см. Мф 25:31−46), Исаия (66:15−16), Иоиль (3:12−21), Иезекииль (39:1−4; 17−20), Павел (2Фес 1:6 и послед.; 2:8).

19:17−18 великую вечерю Божию Ср. Иез 39:17. Также называется «брань в оный великий день Бога Вседержителя» (16:14). Она начнется, когда Ангел соберет птиц, чтобы накормить их трупами тех, кто будет уничтожен (ср. Мф 24:27−28). Бог объявляет о Своей победе до того, как битва начнется. Это обычный для Ветхого Завета образ: унизительная гибель грешников, завершающаяся пиром птиц, питающихся падалью, на их трупах. (Втор 28:26; Пс 78:2; Ис 18:6; Иер 7:33; Иер 16:4; Иер 19:7; Иер 34:20; Иез 29:5).

19:19 царей земных См. 17:12−17.
воинства их См. 16:13−14.
воинством Его Захария называет эту армию Господа «все святые» (14:5).

19:20 схвачен был зверь и… лжепророк В одно мгновение армии мира остались без своих лидеров. Зверь — это антихрист (см. пояснение к 13:1−4) ; лжепророк — его религиозный соучастник (см. пояснение к 13:11−17).
живые брошены Тела зверя и лжепророка будут изменены, и они живыми будут брошены прямо в озеро огненное (Дан 7:11) — первые из бесчисленных миллионов ожесточившихся в грехе людей (20:15) и падших ангелов (ср. Мф 25:41), которые придут в это ужасное место. То, что эти двое еще раз появятся 1000 лет спустя (20:10), говорит о несостоятельности учения об уничтожении (ср. 14:11; Ис 66:24; Мф 25:41; Мк 9:48; Лк 3:17; 2Фес 1:9).
озеро огненное Последний ад, место вечного наказания для всех нераскаявшихся грешников: ангелов и людей (ср. 20:10, 15). Новый Завет много говорит о вечном наказании (ср. 14:10, 11; Мф 13:40−42; Мф 25:41; Мк 9:43−48; Лк 3:17; Лк 12:47−48).
огненное… серою См. пояснение к 9:17. Эти два слова часто ассоциируются с небесным судом (14:10; 20:10; 21:8; Быт 19:24; Пс 10:6; Ис 30:33; Иез 38:22; Лк 17:29).

19:21 мечом См. ст. 15; ср. Зах 14:1−13.
птицы напитались их трупами Все оставшиеся на земле грешники будут казнены, и птицы будут с жадностью поедать их трупы.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: услышал (что-то), словно голос великий толпы большой на небе, говорящей.
3  [2] — Или: дым от огня, в котором мучается великая блудница; букв.: и дым ее поднимается во веки веков.
6  [3] — Букв.: я услышал словно голос большой толпы, и словно голос вод многих, и словно голос громов сильных.
7  [4] — Букв.: наступил брак.
7  [5] — Букв.: жена.
8  [6] — Букв.: и дано ей было облечься в виссон сияющий, чистый.
8  [7] — Букв.: святых.
10  [8] — Или: имеют в себе.
15  [9] — Букв.: из уст Его исходит.
15  [10] — Или: жезлом.
15  [11] — Букв.: вино гнева ярости.
16  [12] — Букв.: и на бедре.
17  [13] — Или: посреди неба.
17  [14] — Букв.: пир.
18  [15] — Букв.: пожрать.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.