Откровение 3 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Ангелу церкви в Сардах напиши:
„Вот что говорит тебе Тот, у Кого семь духов Божьих и семь звезд: „Знаю дела твои — о тебе говорят, что ты жив,1 а на самом деле ты мертв.
2 Пробудись! Упрочь то, что еще осталось в тебе, что вот-вот может умереть! Не нашел Я среди дел твоих ни одного, которое признал бы Мой Бог до конца доведенным.2
3 Вспомни, как радостно принял ты весть спасения. Держись же ее и покайся! А если не будешь бодрствовать, явлюсь к тебе тайно, нагряну нежданно,3 так что и знать ты не будешь, когда4 приду совершить суд над тобой.
4 Есть, впрочем, у тебя в Сардах и такие, — правда, немного их5 — которые не запятнали одежд своих. Будут ходить они со Мной в белых одеждах, ибо они этого достойны.
5 Всякий, кто побеждает, в белые одежды также будет облачен, и Я не изглажу имени его из Книги Жизни, но признаю его Своим6 пред Отцом Моим и ангелами Его“.
6 Если есть у вас уши, слушайте, что Дух говорит церквам“.
7 И ангелу церкви в Филадельфии напиши:

„Тот, Кто свят и истинен,
Кто владеет ключом Давидовым,
так что если откроет дверь,
то никто не сможет закрыть ее,
и если закроет,
то никто не сможет открыть, говорит Он тебе:

8 „Знаю дела твои, знаю и то, что мало сил у тебя, а ты всё же твердо держишься слова Моего и не отрекся от Меня.7 Потому и открыл Я дверь8 пред тобою, и никто не сможет закрыть ее.
9 А из синагоги сатаны Я даю тебе тех, кто говорит о себе, что они иудеи, но вовсе не те они, за кого себя выдают, лжецы они. С ними сделаю всё так, чтобы пришли они и пали к ногам твоим; узнают они, что возлюбил Я тебя,
10 и сохраню тебя (раз не утратил ты, как заповедал Я тебе, терпения)9 в те страшные дни,10 которые надвигаются на землю, чтобы испытать всех живущих на ней.
11 Скоро уже приду — ты же твердо держись того, что есть у тебя, дабы не забрал никто венца твоего.
12 Победителя сделаю столпом в Храме Бога Моего, и останется он там навеки.11 Напишу на нем имя Бога Моего и имя, которое носит город Бога Моего, тот новый Иерусалим, что спускается с неба от Бога Моего, напишу и Мое новое имя“.
13 Если есть у вас уши, слушайте, что Дух говорит церквам“.
14 Напиши и ангелу церкви в Лаодикии:
„Вот что говорит тебе Тот, Кто зовется Аминь,12 Кто есть верный и истинный Свидетель и Начало всему творению Божию:13
15 „Знаю дела твои. Ты не холоден, не горяч. О, если бы ты был холоден или горяч!
16 Но ты теплый. Такого тебя — не холодного и не горячего — исторгну из уст Моих.
17 Ты говоришь: „Я богат, и всего у меня много, я ни в чем не имею нужды“. Но в действительности ты просто не понимаешь, что несчастен ты, жалок, нищ, слеп и наг.
18 Советую тебе купить у Меня Мое через огонь прошедшее золото, чтобы воистину разбогатеть; купи и белые одежды, чтобы одеться и никому чтоб не виден был срам наготы твоей; приобрети, наконец, мазь глазную, чтобы, помазав ею глаза свои, начал ты видеть.
19 Кого люблю Я, того обличаю и даже наказываю. Стань же ревностным и покайся!
20 Вот, стою у двери и стучусь: кто услышит Мой зов14 и откроет Мне дверь, к тому войду и буду есть с ним, и он — со Мною.
21 Победителя посажу с Собою на престоле Моем — так и Я, победив, сел с Отцом Моим на престол Его“.
22 Если есть у вас уши, слушайте, что Дух говорит церквам“».

Учебной Библии МакАртура

3:1 Ангелу Посыльный, или пастор (см. пояснение к 1:20).
Сардийской Сардис (совр. Сарт) — город, расположенный на естественном акрополе, возвышающемся на 1500 футов (457 м) над долиной, был почти неприступен. В период около 1200 до Р.Х. он был известен как столица Лидийского царства. Основным местным промыслом был сбор и окраска шерсти и пошив одежды. Знаменитый баснописец Эзоп был родом из Сардиса; согласно преданию, член церкви в Сардисе Милето написал самые первые комментарии к некоторым главам книги Откровение. Церковь в Сардисе была мертва; т.е. в основном к ней относились не искупившие грехи и не возрожденные духовно люди.
семь духов См. пояснение к 1:4.
семь звезд Пасторы этих 7 церквей (см. пояснение к 1:16, 20).

3:3 найду на тебя, как тать Это намек не на второе пришествие Христа (ср. 16:15; 1Фес 5:2; 2Пет 5:12), а на Его внезапный и неожиданный приход в Его непокаявшуюся, мертвую церковь, чтобы отнять имеющееся и разрушить.

3:4 которые не осквернили одежд своих Осквернить означает «опозорить», «загрязнить» или «запятнать», а под одеждами подразумевается характер. Немного было таких, кто сохранил благочестие характера (ср. Иуд 1:23).
в белых одеждах Белые одежды всех искупленных (ср. 6:11; 7:9, 13; 19:8, 14) говорят о святости и чистоте. Такие белые одежды приготовлены для Христа (Мф 17:2; Мк 9:3), святых ангелов (Мф 28:3; Мк 16:5) и славной Церкви (19:8, 14). В древние времена белые одежды в основном носили по случаю празднеств и торжеств.

3:5 Побеждающий Все истинные христиане (см. пояснение к 2:7).
книги жизни Божий памятный журнал, в котором записаны имена всех избранных для спасения и должных обрести вечную жизнь (13:8; 17:8; 20:12, 15; 21:27; 22:19; ср. Дан 12:1; Лк 10:20).
не изглажу имени его из книги жизни См. пояснения к Исх 32:33; Пс 68:29; Пс 138:16; Евр 12:23; Флп 4:3. Такие подчистки в канцелярских книгах часто делали городские чиновники по отношению к неугодным для них людям.

3:7 Ангелу См. пояснение к 1:20.
Филадельфийской Расположенный на склоне холма, примерно в 30 милях (48 км) к юго-востоку от Сардиса, город (совр. Алашехир) был основан около 190 г. до Р.Х. Атталом II, царем Пергама. Необычная преданность царя своему брату дала городу имя «Братская Любовь». Город был важной остановкой на главном торговом пути, который в первом веке являлся почтовым путем и назывался Императорской Почтовой Дорогой. Хотя Писание не упоминает эту церковь где-нибудь еще, вероятно, она возникла в результате пространного служения Павла в Ефесе (ср. Деян 19:10).
Святой, Истинный Обычное имя Христа в этой книге (4:8; 6:10; 15:3; 16:7; 19:2, 11). Христос по природе так же свят, безгрешен и чист, как и Его Отец (Пс 15:10; Ис 6:3; Ис 40:25; Ис 43:15; Ав 3:3; Мк 1:11, 24; Ин 6:69; Деян 3:14); это значит, Он абсолютно чист и отделен от греха. «Истинный» может означать «тот, кто говорит правду», и «тот, кто есть подлинный, достоверный» в противоположность подделке, притворству.
ключ Давидов Христос имеет наивысшую власть контролировать вход в Царство (Ис 22:22; ср. Мф 16:19; Ин 14:6). В 1:18 Он изображен держащим ключи от ада и смерти; здесь это ключи к спасению и блаженству.

3:8 отворил… дверь Это либо вход в Царство (см. ст. 7), либо возможность служить (ср. 1Кор 16:9; 2Кор 2:12; Кол 4:3).

3:9 сатанинского сборища См. пояснение к 2:9 о тех, кто говорит, что они иудеи.

3:10 Я сохраню тебя от годины искушения Описание, которое дает Христос, называет событие будущего — испытание, которому в течение короткого промежутка времени будет подвергнут весь мир. Вероятно, это событие соотносится со временем, предшествующим торжеству царствования Христа на земле и описывает ярость проявления Божьего гнева и кары в виде печатей, труб и чаш. Этот период подробно описан в гл. 6 — 19. Вторая его половина называется «великая скорбь» (7:14, Мф 24:21) и относится к событиям, описанным в 11:2−3; 12:6, 14; 13:5. Глагол «сохранить» употребляется с предлогом, обычное значение которого «из», «от». Эта фраза «сохраню… от» означает спасение церкви от страданий (см. пояснения к Ин 14:1−3; 1Кор 15:51, 52; 1Фес 4:13−17). Это время — то же самое, что 70-я седьмина (Дан 9:24−27) и «бедственное время для Иакова» (см. пояснение к Иер 30:7).

3:11 Се, гряду скоро Это угроза не временной кары, описанной в ст. 3; 2:5, 16, и не последнего суда (см. гл. 19) — это обещание, что Христос вернется забрать Свою Церковь от годины искушения (см. пояснение к 2Фес 2:1).

3:12 Побеждающего Все христиане (см. пояснение к 2:7). столпом Когда придет Бог, верующие будут рады иметь вечное, непоколебимое надежное место рядом с Ним в храме (см. пояснение к 7:15).
напишу… имя Бога Моего В древние времена имя человека говорило о нем и его характере. Написать имя Бога для нас — значит запечатлеть Его характер в нас и признать нас принадлежащими Ему.
нового Иерусалима Это столица небес (см. пояснение к 21:1−27). Победитель будет радоваться вечному гражданству.
имя Мое новое В момент, когда мы увидим Христа, все те имена, которыми мы называли Его, и все значения этих имен потускнеют в свете увиденной реальности. И Он откроет нам Свое новое, вечное имя, которым мы станем Его называть.

3:14 Ангелу Пастор-посыльный; его назначение — доставить это послание (см. пояснение к 1:20).
Лаодикийской Лаодикия находилась в долине реки Лисас к юго-западу от Фригии и была самым богатым и важным торговым центром в регионе. Известно, что в городе в основном развивались три отрасли: банки, производство шерсти и медицина (особенно изготовление мази для лечения глазных болезней). Водоснабжение города было недостаточным, и это явилось причиной постройки подземного водопровода. Все три отрасли, а также недостаточное водоснабжение вовлекаются в образность книги и играют свою роль. Начало церкви положило служение Епафраса. Павел в это время служил в Ефесе (ср. Кол 1:7), он никогда лично не приезжал в Лаодикию.
Аминь Обычное библейское выражение, означающее надежность и правдивость (ср. Ис 65:16 — «Богом истины»), как сказано в 2Кор 1:20, «все обетования Божии» выполняются во Христе, т.е. гарантируются и подтверждаются лично Иисусом Христом и Его деяниями.
свидетель верный и истинный Он заслуживает полного доверия и является совершенным свидетелем правды Господней (Ин 14:6).
начало создания Это отметает ересь (которая, очевидно, имела место в Лаодикии и в Колоссах), что Христос был сотворен (ср. Кол 1:15−20). Напротив, Он является «началом» (букв. «зачинателем», «создателем», «начальником») сотворения (ср. Ин 1:3; Ин 3:14) и Первородным, изначально сущим среди сотворенных, т.е. самым выдающимся, высшим существом из когда-либо рожденных (Кол 1:15). Как человек, Он имел начало, но, как Бог, Он Сам являлся началом. К сожалению, ересь о личности Христа привела к созданию в Лаодикии не возрожденной духовно церкви.

3:16 тепл Иначе — прохладный. Рядом с Лаодикией находились Иераполис, знаменитый своими горячими источниками, и Колоссы, знаменитые холодными, освежающими горными потоками. А в Лаодикии вода из подземного водопровода была грязной и теплой. Приезжие, не привыкшие к такой воде, попробовав, выплевывали ее. Церковь в Лаодикии была ни холодной (т.е. открыто отвергающей Христа), ни горячей, полной духовного рвения. Члены этой церкви были теплыми, т.е. лицемерами, заявляющими, что они знают Христа, но в действительности не принадлежащими Ему (ср. Мф 7:21 и послед.).
извергну тебя из уст Моих Эти обманывающие себя лицемеры вызывали у Христа такое же отвращение, как и грязная, теплая вода Лаодикии у пытающихся утолить жажду.

3:18 золото... белую одежду… глазной мазью См. пояснение к ст. 4. Он предлагал им действительные духовные ценности — замены их основных производств. Каждый предмет указывал на путь истинного спасения.

3:19 Кого Я люблю… наказываю Оба стиха (18, 20) показывают, что Христос обращался здесь к неверующим. Конечно, Бог любит необращенных (ср. Ин 3:16). И слово «наказывать» (букв. «порицать») часто указывает на то, что Бог обличает и наказывает не возрожденных духовно для их спасения (Мф 18:17; 1Кор 14:24; 2Тим 2:25).

3:20 Се, стою у двери и стучу Согласно обычному традиционному толкованию, Христос стучит в сердца невозрожденных людей, но, пожалуй, предпочтительней объяснить, что Христос пытался войти в ту церковь, которая носила Его имя, но в которой не было ни одного истинного верующего. Это горькое замечание выражалось в Его стуке. Если хотя бы один из присутствующих признал свое духовное банкротство и ответил спасающей верой, Христос бы вошел в церковь.

3:21 Побеждающему Все истинные христиане (см. пояснение к 2:7).
сесть со Мною на престоле Моем Метафорическое выражение, означающее, что мы будем иметь те же привилегии и власть, которые доступны Христу, и будем царствовать с Ним (1:6; Мф 19:28; Лк 22:29−30).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: ты имеешь имя, что ты жив.
2  [2] — Или: признал бы совершенным.
3  [3] — Букв.: приду, как вор.
3  [4] — Букв.: в какой час.
4  [5] — Букв.: имеешь немногие имена.
5  [6] — Букв.: исповедаю имя Его.
8  [7] — Букв.: не отрекся от имени Моего.
8  [8] — Или: держу открытой дверь.
10  [9] — Или: и как ты сохранил учение о Моем терпении (в страданиях).
10  [10] — Букв.: от часа искушения/испытания.
12  [11] — Букв.: и он уже не выйдет (оттуда).
14  [12] — Возможная ссылка на Ис 65:16, где употреблены слова: Бог истины, более букв.: Бог аминь.
14  [13] — Друг. возм. пер.: правящий творением Божьим.
20  [14] — Или: стук.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.