Бытие 46 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 И отправился Израиль в путь; взял он с собою всё, что у него было,1 и, придя в Беэр-Шеву, совершил богослужение: принес жертвы Богу отца своего Исаака.
2 Той же ночью было видение Израилю: Бог говорил с ним. «Иаков! Иаков!» — позвал Он его. «Да»,2 — ответил Иаков.
3 И сказано было ему: «Я — Бог, Бог отца твоего! Не бойся идти в Египет, ибо именно там Мне угодно сделать потомство твое3 великим народом.
4 Я Сам пойду с тобой в Египет, и в свое время Я Сам непременно выведу тебя — твое великое потомство — оттуда. В час кончины твоей Иосиф будет с тобой, его рука закроет глаза твои».
5 Тогда Иаков покинул Беэр-Шеву. И сыны Израилевы, продолжая путь, везли своего отца Иакова, своих малых детей и жен на повозках, которые для их переезда прислал фараон.
6 Так вместе со своим скотом и добром, нажитым в Ханаане, они пришли в Египет — Иаков и весь род его с ним.
7 Привел он с собой в Египет своих сыновей и внуков, дочерей и внучек — всех потомков своих.
8 ВОТ ИМЕНА СЫНОВ ИЗРАИЛЕВЫХ (Иакова и его потомков), которые переселились в Египет.
Первенец Иакова — Рувим.
9 Сыновья Рувима: Ханох и Паллу, Хецрон и Карми.
10 Сыновья Симеона: Емуэль и Ямин, Охад и Яхин, Цохар и Шауль (сын ханаанеянки).
11 Сыновья Левия: Гершон, Кехат и Мерари.
12 Сыновья Иуды: Эр, Онан, Шела, Парец и Зарах (из них Эр и Онан умерли еще в земле ханаанской). Сыновья Пареца: Хецрон и Хамуль.
13 Сыновья Иссахара: Тола, Пувва, Йов, Шимрон.
14 Сыновья Завулона: Серед, Элон, Яхлеэль.
15 Это сыновья Иакова от Лии, которые, как и его дочь Дина,4 родились в Паддан-Араме. Вместе с их детьми и внуками всего их — тридцать три человека.5
16 Сыновья Гада: Цифьон, Хагги, Шуни, Эцбон, Эри, Ароди, Арели.
17 Сыновья Асира: Имна, Ишва, Ишви, Бериа и Серах, сестра их. Сыновья Берии: Хевер и Малкиэль.
18 Это потомки Иакова и Зелфы, которую Лаван дал в служанки своей дочери Лии. Всего шестнадцать человек.
19 Сыновья Рахили, жены Иакова: Иосиф и Вениамин.
20 Манассию и Ефрема родила Иосифу в земле египетской Асенат, дочь Поти-Феры, жреца города Она.
21 Сыновья Вениамина: Бела, Бехер, Ашбель, Гера, Нааман, Эхи, Рош, Муппим, Хуппим и Ард.
22 Это потомки Иакова и Рахили. Всего четырнадцать человек.
23 Сын Дана — Хушим.
24 Сыновья Неффалима: Яхцеэль, Гуни, Ецер и Шиллем.
25 Это потомки Иакова и Валлы, которую дал Лаван в служанки своей дочери Рахили. Всего семь человек.
26 Всех прямых потомков Иакова, которые пришли с ним в Египет, не считая его снох, было шестьдесят шесть человек, кроме самого Иакова и Иосифа.
27 Вместе с сыновьями Иосифа, теми двумя, что родились в Египте, всех членов семьи Иакова, поселившихся в Египте, было семьдесят.6
28 Иаков послал Иуду вперед, к Иосифу, чтобы заранее узнать7 от него о земле Гошен. И когда все они пришли в землю Гошен,
29 Иосиф велел подать ему колесницу и выехал навстречу своему отцу Израилю. Увидев отца своего, он тут же пал ему на шею и, обняв его, плакал долго.
30 «Теперь мне и умереть можно. Я увидел тебя, увидел живым!» — произнес Израиль.
31 Тогда Иосиф сказал своим братьям и другим домочадцам отца своего: «Я должен пойти и известить о вас фараона, скажу ему, что мои братья и вся семья отца моего пришли ко мне из Ханаана,
32 что люди эти — пастухи овец, и так уж повелось, что скотоводство — их занятие с давних пор. И сюда они привели с собой крупный и мелкий рогатый скот и привезли всё, что у них было.
33 И поэтому, когда позовет вас фараон и спросит, каким трудом свой хлеб добываете,
34 отвечайте ему так: „Мы, рабы твои, всю свою жизнь только и знали одно дело — пасти скот, занимались этим и отцы наши“. Скажите ему об этом, чтобы остаться вам жить отдельно в земле Гошен, с ее выпасами, ибо у египтян, живущих оседло, отвращение вызывает всякий пастух овец, кочующий с места на место ».

Толкование Мэтью Генри

В этой главе Иаков в преклонном возрасте, побуждаемый голодом и по приглашению сына отправляется в Египет.

I. Бог посылает его туда (ст. 1−4).

II. Вся семья сопровождает его (ст. 5−27).

III. Иосиф оказывает ему гостеприимство (ст. 28−34).

Стихи 1−4. Божественная заповедь гласит: во всех путях твоих познавай Его; к ней прилагается обетование: и Он направит стези твои. Иаков был очень озабочен предстоящими событиями — не только путешествием, но и переездом и обустройством в другой стране — удивительными для него переменами (у него не было других намерений, кроме того, чтобы жить и умереть в Ханаане), имеющими огромные последствия для него и семьи в далекой перспективе. Здесь нам повествуется о следующем:

I. Каким образом он признал в этом Божье провидение. Он пришел в Вирсавию из Хеврона, где сейчас обитал, и там принес жертвы Богу отца своего Исаака (ст. 1). Он избрал это место в память об общении там его отца и деда с Богом. Авраам призвал Бога там (Быт 21:33), так поступил и Исаак (Быт 26:25), поэтому Иаков делает его местом молитвы, а не потому, что оно находилось на пути в Египет. В молитве он (1) взирал на Бога как Бога своего отца Исаака, находящегося в завете с ним, через которого он и унаследовал завет с Богом. Бог запретил Исааку идти в Египет, когда в Ханаане был голод (Быт 26:2), и это, возможно, всплыло в памяти Иакова, когда он спрашивал совета у Бога своего отца Исаака: «Господь, хотя я очень желаю увидеть Иосифа, однако если Ты запретишь идти в Египет, как Ты поступил с моим отцом, я с великим удовольствием останусь на прежнем месте».

(2) Он принес жертвы, особенные жертвы, сверх приносимых обычно; они были принесены [1] в благодарность за последние благословенные изменения в семье, за добрые новости об Иосифе и за надежду встретиться с ним. Заметьте: мы должны благодарить Бога за начало проявления милости, даже если она еще не завершилась; это верный путь просить ее продолжения.

[2] С просьбой о Божьем присутствии во время намеченного путешествия; благодаря этим жертвам он желает быть в мире с Богом, получить прощение грехов, чтобы чувство вины не сопровождало его в этом путешествии, ибо оно — плохой спутник. Через Христа, который является величайшей жертвой, нам необходимо примириться с Богом, вознося Ему наши просьбы.

[3] Чтобы посоветоваться. Язычники через жертвоприношения советовались со своими жрецами. Иаков не отправится в путь, не посоветовавшись с Богом: «Следует ли мне идти в Египет или вернуться в Хеврон?» Эти вопросы должны беспокоить нас, когда мы находимся в затруднительном положении. Хотя мы не вправе ожидать мгновенного ответа с небес, тем не менее, если будем руководствоваться Божьим словом, совестью и провидением, то обнаружим, что внимать Божьим советам — отнюдь не напрасная вещь.

II. Каким образом Бог направил его путь: в видении ночном (по всей вероятности, на следующий день после приношения жертвы, как в 2Пар 1:7) сказал Бог Израилю (ст. 2). Заметьте: желающие поддерживать общение с Богом обнаруживают безупречную верность с Его стороны. Обращаясь к Нему должным образом, мы можем быть уверены в Его ответе. Бог называет его прежним именем Иаков, Иаков, чтобы напомнить о его незавидном положении; его нынешний страх вряд ли приличествовал Израилю. Иаков, хорошо знакомый с видениями Всемогущего, готов к послушанию и отвечает: «Вот я, готовый к получению указаний». И что же отвечает Ему Бог?

1. Он обновляет завет с ним: Я Бог, Бог отца твоего (ст. 3); то есть: «Я Тот, кому ты должен принадлежать; ты увидишь, что я Бог, божественная мудрость и сила которого принадлежит тебе; ты увидишь, что Я — Бог отца твоего, верный завету, заключенному с ним».

2. Он ободряет его переехать всей семьей: не бойся идти в Египет. Кажется, что Иаков при первом упоминании о жизни и славе Иосифа уже принял твердое решение: пойду и увижу его; однако при дальнейшем размышлении он столкнулся с некоторыми трудностями, не зная, как их преодолеть. Заметьте: даже перемены, несущие в себе огромную радость и надежду, имеют примесь озабоченности и опасения. Nulla est sincera voluptas — во всякой радости есть свой привкус. Радоваться необходимо всегда с трепетом. У Иакова было много опасений по поводу путешествия, на что Бог обратил внимание:

(1) Он был стар — 130 лет; упоминается одна из слабостей пожилых людей: они опасаются, что и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы (Еккл 12:5). Путешествие предстояло долгое, а Иаков явно не был готов для него, к тому же он наверняка помнил о смерти возлюбленной Рахили во время путешествия.

(2) Он опасался за сыновей: чтобы они не забыли Бога своих отцов и не впали в египетское идолопоклонство, чтобы их не очаровали египетские прелести и они не забыли обетованную землю.

(3) Возможно, он вспомнил, что сказал Бог Аврааму о предстоящем порабощении и угнетении его потомства (Быт 15:13), и боялся, чтобы его переезд в Египет не закончился этим. Нынешние блага и удовольствия не должны поглощать наши размышления о возможных будущих неудобствах, которые могут быть результатом того, что сейчас выглядит многообещающим.

(4) Он не мог представить, что будет похоронен в Египте. Однако что бы его ни останавливало, слов Бога было достаточно, чтобы ответить на все его опасения: не бойся идти в Египет.

3. Он обещает ему содействие на новом месте.

(1) Иаков весьма умножится в Египте: «…ибо там, где ты боишься потеряться и рассеяться, произведу от тебя народ великий. Это место избрано Вечной Мудростью для исполнения обетования».

(2) Бог всегда будет присутствовать с ним: Я пойду с тобою в Египет. Заметьте: Бог всегда будет рядом с тем, кто идет туда, куда Бог его посылает; и этого достаточно, чтобы чувствовать себя в безопасности в любом месте и заглушить все страхи; если Бог с нами, мы можем с уверенностью идти даже в Египет.

(3) Никто из его семьи не останется там: Я и выведу тебя обратно. Хотя Иаков умер в Египте, тем не менее обетование осуществилось:

[1] Тело его было перенесено для погребения в Ханаан, о чем он очень беспокоился (Быт 49:29, 32).

[2] Наследие его возвратилось в Ханаан. Какими бы безжизненными или мрачными долинами нам ни пришлось проходить, можно быть уверенными, что если Бог с нами, то Он обязательно выведет нас оттуда. Если Он с нами идет долиной смертной тени, то обязательно приведет нас к славе.

(4) И в жизни и в смерти возлюбленный Иосиф будет утешением для него: Иосиф своею рукою закроет глаза твои. Это обетование о том, что Иосиф будет жить, пока жив отец, что он будет с ним у смертного одра и закроет его глаза со всей почтительностью и нежностью, которые присущи самым дорогим и близким людям. Возможно, Иаков среди потока мыслей, нахлынувших на него, выразил желание о том, чтобы Иосиф подобным образом проявил свою любовь: ille meos oculos comprimat — пусть Иосиф закроет мои глаза; и Бог ответил на желание его сердца. Подобным образом Бог иногда удовлетворяет невинные желания Своего народа, делая блаженными не только их смерть, но и связанные с ней обстоятельства.

Стихи 5−27. Пожилой Иаков внезапно меняет место жительства. Вряд ли он предполагал когда-либо покинуть Ханаан; вне всякого сомнения, он надеялся умереть в своем гнездышке, передав потомству право на наследие обетованной землей; однако провидение рассудило иначе. Заметьте: тот, кто считает себя хорошо обосновавшимся, может вскоре стать переселенцем. Даже люди преклонного возраста, думающие лишь о переселении в могилу (о чем и Иаков помышлял в сердце, Быт 37:35; Быт 42:38), иногда сталкиваются с великими переменами в своей семье. Хорошо быть готовыми не только к смерти, но и к тому, что может произойти до нее. Отметьте:

(1) Как перевозили Иакова; не в колеснице, которые также использовались, а в повозке (ст. 5). Иаков был простым человеком, на которого не действовала внешняя величественность и великолепие; его сын управлял колесницами (Быт 41:43), а он ездил в повозке.

(2) Вывоз всего, что он имел:

[1] Своей собственности (ст. 6) — скот свой и имущество свое; Иаков взял их с собой, чтобы не быть обязанным фараону за средства к существованию и чтобы впоследствии о нем не сказали: «Они приехали в Египет нищими попрошайками».

[2] Своей семьи — он вывез весь род его (ст. 7). Возможно, сыновья продолжали жить вместе с отцом и последовали за ним, когда тот отправился в путь. Вполне вероятно, что они в большей степени желали переезда в Египет, так как хотя и слышали, что Ханаан является обетованной землей, но в настоящее время ею не обладали. Мы имеем детальный перечень представителей семьи Иакова, сынов его и внуков, большинство из которых упомянуты впоследствии как главы некоторых колен Израилевых (см. Чис 26:5). Епископ Патрик отметил, что Иссахар назвал старшего сына Фола, что значит червь, возможно, потому что он родился очень слабым — не человек, а червь, которому не суждено жить, однако от него произошло многочисленное потомство (1Пар 7:2). Заметьте, что жизнь и смерть не происходят случайно. Общее количество отправившихся в Египет насчитывало шестьдесят шесть человек (ст. 26), к которым следует добавить Иосифа с двумя сыновьями и самого Иакова — главу семейства; в итоге — семьдесят человек (ст. 27). В Септуагинте названа цифра в семьдесят пять человек, о чем упоминает и Стефан (Деян 7:14); решение этой дилеммы мы оставляем для предположений критиков, но давайте отметим следующее:

(а) главы семейств должны заботиться о всех, за кого они отвечают, обеспечивая их пропитанием как для тела, так и для души. Отправившись в землю изобилия, Иаков не мог оставить кого-либо из детей голодать в опустошенной земле.

(б) Хотя исполнение обетований непреложно, зачастую на это требуется много времени. Прошло 215 лет с момента, когда Бог пообещал Аврааму, что от него произойдет великий народ (Быт 12:2); а его ветвь, через которую обетование должно осуществиться, увеличилась лишь до семидесяти человек, о которых идет речь в этом повествовании. Но это произошло для того, чтобы Божья сила в умножении семидесяти до огромного множества, даже в Египте, была проявлена еще более величественным образом. Когда Богу угодно, от малого произойдет тысяча (Ис 60:22).

Стихи 28−34. Здесь описывается:

(I) Радостная встреча Иакова с Иосифом, и мы можем отметить следующее:

1. Предусмотрительность Иакова: он посылает Иуду известить Иосифа о прибытии в Гесем. Этим поступком была оказана дань уважения местным властям, под чью защиту они отдавали себя (ст. 28). Следует быть очень осторожным, чтобы не нанести никому оскорбления, в особенности вышестоящим властям.

2. Сыновнее уважение Иосифа к отцу. Он отправился к нему в колеснице, показав этим:

(1) Насколько он почитал отца — увидел его (анг. пер. — он предстал перед ним). Заметьте: обязанность детей — почитать отца и мать, даже если божественное провидение возвысило их над родителями.

(2) Насколько он любил его. Время не притупило чувство долга перед отцом, и слезы, обильно пролитые на шее у отца от радости встречи с ним, указывали на искреннюю и глубокую любовь, которую он имел к Иакову. Видите, как близки в этом мире печаль и радость, в то время как слезы проявляются в обоих случаях. В другом мире плач будет проявлением лишь печали; на небесах присутствует совершенная радость, уже нет слез радости — все слезы, даже радостные, будут стерты с очей, потому что там пребывает не такая радость, как на земле, — в ней не будет никакой примеси. Когда Иосиф обнял Вениамина, он плакал на шее у него, обняв же отца, он долго плакал на шее его; Вениамин был дорог ему, но отец — еще дороже.

3. Величайшая удовлетворенность Иакова от происшедшей встречи: умру я теперь (ст. 30). Не потому, что у него не было желания жить с Иосифом, ли-цезрея его величие и важность; просто Иаков испытал такую радость и удовлетворение от первой встречи с ним, что ему казалось невозможным ожидать большего в этом мире, где наши утешения оказываются такими несовершенными. Иаков хотел умереть тотчас же, а прожил еще семнадцать лет, что по теперешним меркам довольно приличный отрезок человеческой жизни. Заметьте: смерть не всегда приходит по нашему приглашению, когда мы взываем к ней в горниле страданий или от избытка радости. Наша жизнь находится в Божьих руках, а не в наших. Мы умрем, когда Богу будет угодно, а не во время пресыщения жизнью или от чрезмерной сокрушенности страданий.

II. Благоразумная забота Иосифа об обустройстве братьев. Было справедливо дать знать фараону, что определенная группа поселилась в его владениях. Заметьте: если нам оказывают доверие, то мы не должны, злоупотребляя им, обманывать, быть подлыми и лицемерными. Раз уж Иаков с семьей поступал на попечение египтянам, то о нем не должны говорить, что он пришел к ним тайно и по-воровски. Так Иосиф позаботился, чтобы отдать дань уважения фараону (ст. 31). Но что же делать с братьями? В свое время они пытались избавиться от него; теперь же он строит планы об их удобном обустройстве и продвижении. Тем самым он воздал добром за зло.

1. Он поместил их отдельно, подальше от египтян, в земле Гесем, прилежащей к Ханаану, возможно, менее заселенной египтянами, с прекрасными пастбищами для скота. Иосиф намеренно поселил их отдельно, чтобы они подвергались меньшей опасности заразиться египетской безнравственностью и пострадать от злобности египтян. Похоже, мерзость для Египтян всякий пастух овец, то есть они относились к ним с презрением, в беседах насмехаясь над ними, а он пригласил братьев в Египет не для того, чтобы по ним топтались.

2. Иосиф желает, чтобы они продолжали трудиться пастухами и не стыдились своего рода занятий перед фараоном. Он мог нанять их для себя — для торговли хлебом или, возможно, пользуясь благоволением царя, обеспечить им места в суде или армии, чего некоторые из них вполне заслуживали. Но такое повышение могло вызвать зависть египтян и привести к забвению Ханаана и обетований, данных праотцам. Поэтому Иосиф решил, что они должны продолжать заниматься своей работой. Заметьте:

(1) Честная профессия не умаляет нашего достоинства, и мы не должны считать ее унизительной ни для себя, ни для окружающих, а скорее стыдиться праздного времяпрепровождения.

(2) Обычно людям лучше придерживаться призвания, которому были обучены и к которому привыкли (1Кор 7:24). Какие бы условия или работу Бог Своим провидением ни определил для нас, нам следует приноровиться к этому и быть довольными, не высокомудрствуя. Лучше иметь хорошую репутацию при скромной должности, чем позор на высоком посту.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: вместе со всеми домочадцами своими.
2  [2] — Букв.: я здесь.
3  [3] — Букв.: там сделаю тебя.
15  [4] — Дина, вероятно незамужняя после несчастья в Сихеме, упомянута здесь как особый член семьи Иакова.
15  [5] — Букв.: (число) всех душ его сыновей и дочерей. Это число возникло либо за счет исключения Эра и Онана (умерших еще в Ханаане) и включения Иакова и Дины, что представляется наиболее вероятным, либо путем включения первых и исключения вторых.
27  [6] — В LXX в счет не входят Иаков и Иосиф, но говорится о девяти сыновьях Иосифа, и число переселенцев составляет семьдесят пять. Именно это число упоминает в своей речи Стефан в Деяниях апостолов (7:14).
28  [7] — Букв.: указать; LXX: встретить.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.