Бытие 6 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Людей на земле становилось всё больше и больше, и рождались у них дочери,
2 тогда сыны Божии,1 смотря на красоту дочерей человеческих, начали брать их себе в жены, каждый по своему выбору.
3 Тогда сказал ГОСПОДЬ: «Не вечно быть Духу Моему в противоборстве с человеком,2 ведь он — плоть, предавшаяся греху; пусть предел жизни его будет сто двадцать лет».
4 В то время были на земле люди, низко падшие3 (как и после того), ибо сыны Божии стали жить с дочерьми человеческими и те рожали им детей. Силой они отличались4 издревле, своей воинственностью прославились.
5 Увидел ГОСПОДЬ, что велико развращение людей на земле: лишь к злу устремленными мыслями был занят их ум непрестанно.
6 И пожалел ГОСПОДЬ, что создал на земле человека.5 Скорбью исполнилось сердце Его,
7 и сказал ГОСПОДЬ: «Сотру с лица земли род человеческий, что Я сотворил, — людей, а с ними и зверей, и тварей пресмыкающихся, и птиц небесных, ибо глубоко огорчен6 Я тем, что их создал».
8 И только Ной был угоден7 ГОСПОДУ.
9 РАССКАЗ8 О НОЕ.
Ной был благочестивым и непорочным человеком среди своих современников; он жил в тесном общении с Богом.9
10 Родились у Ноя три сына: Сим, Хам, Яфет.
11 В очах Божьих земля была растлившейся, полна была насилия.
12 Бог видел, что мир растлился, ибо и сам образ жизни людей и животных стал порочным,10
13 и сказал Он Ною: «Я решил покончить со всеми, кто живет на земле,11 ибо она переполнена их жестокостью и насилием; Я уничтожу12 и их, и землю вместе с ними.
14 А ты сделай себе ковчег13 из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его внутри и снаружи.
15 Таким построй ковчег, чтобы длина его была триста локтей, ширина — пятьдесят, а высота — тридцать.14
16 И сделай крышу15 для ковчега так, чтобы по ее завершении она возвышалась над ним на высоту локтя.16 Построй ковчег так, чтобы было у него три яруса: нижний, средний и верхний, — и чтобы сбоку у него была дверь.
17 И знай: Я наведу на землю воды потопа, чтобы уничтожить под небесами всех, в ком есть дыхание жизни; всё на земле погибнет.
18 Но для тебя Мой Завет17 спасения: войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих.
19 И из всего живого, из всех творений по паре из каждого рода, самца и самку, возьми в ковчег, чтоб они остались вместе с тобою в живых.
20 По паре из каждого рода птиц, четвероногих и пресмыкающихся по земле войдут к тебе в ковчег, чтобы остаться им в живых.
21 Ты же возьми с собой всякую пищу, которой вы могли бы питаться; запасись ею так, чтобы была пища для тебя и для них».
22 Ной сделал это; он сделал всё точно так, как велел ему Бог.

Толкование Мэтью Генри

Самое поразительное описание старого мира представляет собой повествование о его разрушении всемирным потопом, начало которого изложено в этой главе. Здесь описывается:

(I) Процветающее беззаконие нечестивого мира (ст. 1−5, 11−12).

(II) Справедливое негодование праведного Бога из-за преобладающего беззакония и Его святое решение наказать его (ст. 6−7).

(III) Особое благоволение Бога к Своему слуге Ною, проявившееся (1) в характеристике Ноя (ст. 8−10); (2) в том, что Бог сообщил ему о Своем намерении (ст. 13, 17); (3) в данных ему указаниях построить ковчег для собственной безопасности (ст. 14−16); (4) в данном ему поручении сохранить остаток творения (ст. 18−21); и наконец, послушание Ноя данному повелению (ст. 22). Это описание старого мира написано для нашего предостережения, так как для нас грядут кончины нового мира.

Стихи 1−2. Для славы Божьей справедливости, для предостережения нечестивому миру, прежде чем изложить историю гибели ветхого мира, в этих стихах приводится полное описание его вырождения, отступничества от Бога и восстания против Него. Его разрушение было не столько действием абсолютной верховной власти, сколько действием необходимой справедливости для поддержания чести Божьего владычества. В этих стихах описываются две причины, приведшие к порочности старого мира:

(1) возрастание численности людей на земле: «…люди начали умножаться на земле». Это было результатом благословения (Быт 1:28), но человеческая порочность так злоупотребила и извратила это благословение, что оно превратилось в проклятие. Так грех использует всякое проявление милости Божьей, чтобы стать чрезмерно греховным: «При умножении нечестивых умножается беззаконие» (Притч 29:16). Чем больше грешников, тем больше греха, а скопление нечестивцев делает людей более дерзкими. Инфекционные болезни больше поражают населенные города, а грех — это распространяющаяся проказа. Таким же образом в новозаветной Церкви, когда умножились ученики, произошел ропот (Деян 6:1), и мы читаем о народе, который умножался, но радость его не увеличивалась (Ис 9:3). Многочисленные семьи должны правильно управляться, чтобы не стать нечестивыми.

(2) Смешанные браки (ст. 2): «Сыны Божии (т.е. те, кто исповедует религию, кто называется именем Господа и призывает это имя) брали дочерей человеческих себе в жены (т.е. мирских женщин, далеких от Бога и благочестия)». Потомство Сифа не ограничивало себя в браках своей семьей, как это должно было быть для сохранения собственной чистоты и отвращения к отступничеству. Они смешались с отлученными от Церкви потомками Каина и брали их себе в жены, какую кто избрал. Но что было неправильно в этих браках?

[1] Они выбирали лишь глазами: «Они увидели дочерей человеческих, что они красивы»; это было все, на что они смотрели.

[2] Они последовали выбору, сделанному своими собственными порочными чувствами и брали, какую кто избрал, без советов и размышлений. Но [3] печальным для них последствием оказалось то, что они женились на чужих женах и преклонились под чужое ярмо с неверными (2Кор 6:14). Это было запрещено Израилю (Втор 7:3); это стало бесславным поводом для отступничества Соломона (3Цар 11:1−4) и имело печальные последствия для евреев после их возвращения из Вавилона (Езд 9:1−2). Отметьте: верующие, вступающие в брак и позволяющие вступать в брак своим детям, должны поступать по совести, удерживаясь в рамках своего исповедания. Плохая сущность скорее совратит хорошую, чем хорошая реформирует плохую. Исповедующие себя детьми Божьими не должны жениться без Его согласия, которого они не получат, если, следуя влечению, вступят в брак с Его врагами.

Стих 3. Этот стих появляется здесь как знак Божьего недовольства теми, кто женится на иноплеменных женах. Бог угрожает отнять у них Свой Дух, который они огорчают подобными браками, поступая вопреки своим убеждениям. Плотские похоти часто наказываются духовными судами — самыми суровыми из всех. Или этот стих приводится, как другая причина великой порочности старого мира; Дух Божий, спровоцированный их упорством и противлением Его движениям, прекратил сражаться с ними, и вскоре вся религия среди них исчезла. Бог предупреждал их раньше о том, чтобы они в дальнейшем не раздражали Его Святой Дух, но чтобы благодаря их молитвам Он мог пребывать с ними. В этих стихах обратите внимание:

I. На решение Бога не всегда бороться с человеком Своим Духом. В то время Дух сражался через проповедь Ноя (1Пет 3:19−20) и внутренние ограничения, но это было тщетным для большей части людей; поэтому Бог говорит: «Не вечно Духу Моему бороться». Отметьте:

(1) Благословенный Дух сражается с грешниками через обличения и увещевания совести, чтобы отвернуть их от греха и обратить к Богу.

(2) Если Духу будут противостоять, угашать и против Него сражаться, то хотя Он будет бороться долго, но не вечно (Ос 4:17).

(3) Для гибели быстро созревают те, с кем Дух благодати прекратил сражаться.

II. На основание для подобной решимости: «…потому что они плоть», то есть неизлечимо порочные, плотские и чувственные, так что сражаться с ними — напрасный труд. Может ли эфиоп изменить свою кожу? Так и человек, то есть все люди утонули в трясине плоти. Отметьте:

(1) Именно порочность природы и тяга души к плоти противятся усилиям Духа и делают их неэффективными.

(2) Если грешник долго участвовал в этом и боролся вместе с плотью против Духа, то Он вполне справедливо удаляет Свое действие и больше не сражается. Воздействий Святого Духа лишается лишь тот, кто первый оставил Его.

III. Тем не менее людям дается отсрочка: «…пусть будут дни их сто двадцать лет — на такой длительный срок Я отложу суд, которого они заслуживают, и дам им время предотвратить его своим покаянием и изменением». Справедливость говорит: «Истреби их», а милость ходатайствует: «Господи, оставь их еще на один год». И милость настолько преобладает, что им была дана отсрочка на сто двадцать лет. Отметьте: время Божьего терпения и долготерпения к грешникам иногда бывает длительным, но оно всегда ограничено. Отсрочка — не прощение; пока Бог терпит, но Он не будет терпеть вечно.

Стихи 4−5. В этих стихах приводится дальнейшее описание порочности старого мира. Когда сыны Божии подобрали себе жен из дочерей человеческих, то, хотя это было неугодно Богу, Он сразу не истребил их, а решил подождать, чтобы увидеть, что выйдет из этих браков и чью сторону впоследствии выберут дети; и оказалось (как это часто бывает), что они приняли худшую сторону. При этом отметьте:

I. Испытанное ими искушение подавлять и совершать насилие. Они были исполинами, людьми славными, которые стали слишком сильными противниками для окружающих и во всем имели успех.

1. Они имели огромные тела, подобно сынам Енаковым (Чис 13:34).

2. Они имели великое имя, как царь Ассирии (Ис 37:11). Это делало их ужасом на земле живых. Вооружившись, они дерзко попирали права своих соседей, растаптывая все, что было справедливо и свято. Отметьте: тот, кто имеет много власти над другими и может их угнетать, редко обладает достаточной властью над собой, чтобы не угнетать. Великое могущество для многих становится великой сетью. Это вырождающееся поколение пренебрегло честью своих предков, полученной благодаря благочестию и религии, и сделало себе великое имя тем, что навсегда погубило их доброе имя.

II. Обвинение, выдвинутое против них и доказанное (ст. 5). Предъявленное доказательство было неоспоримым; Бог увидел его, и этого было достаточно; Он не нуждался в тысячах свидетелей. Бог видит всю порочность сынов человеческих; ее нельзя скрыть от Него сейчас, и если в ней не покаются, то ее нельзя будет скрыть и впоследствии. Что же увидел Бог?

1. Он увидел потоки греха, текущие вместе с человеческими жизнями, увидел ширину и глубину этих потоков: «Увидел Господь, что велико развращение человеков на земле». Отметьте связь нынешнего состояния с предшествующими событиями: угнетатели были исполинами и людьми славными; а затем Бог увидел, что велико развращение человеков. Заметьте, что порочность людей особо возрастает, когда самыми отъявленными грешниками становятся люди, обладающие известностью. Дело обстоит плохо, если нечестивые люди не только почитаемы, несмотря на их порочность, но и за их порочность, а самый подлый человек превознесен. Порочность становится значительной, когда великие люди становятся порочными. Их развращенность была велика, то есть множество греха совершалось повсеместно и всеми людьми; и тот грех, который по своей природе был самым тягостным, отвратительным и провоцирующим, совершался дерзновенно, бросая вызов небесам; при этом никакого внимания не обращали те, кто обладал властью ограничить и наказать его. Бог увидел это. Отметьте: все грехи грешников известны Богу — Судье. Даже те, которые больше других знают о них и видят их чудовищную порочность, видят лишь немногую их часть, но Бог видит все и справедливо судит их; как бы велик ни был грех, Его нельзя обмануть в суде.

2. Он увидел источник греха, который находился в человеческом сердце. Каждый мог увидеть, что велико развращение человеков, так как люди возвещали свой грех, как Содом, но Бог увидел больше: Он увидел, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. Это было печальное зрелище, очень оскорбительное для святых очей Всевышнего! Это был горький корень, порочный источник: насилие и угнетение, роскошь и разврат, присутствовавшие в мире, исходили из порочной природы людей. Их похоть зачала (Иак 1:15, см. Мф 15:19).

(1) Сердце было ничтожно, лукаво и крайне нечестиво; принципы — порочны, а привычки и расположения — злы.

(2) Помышления сердца были такие же. Мысль иногда принимается во внимание для вынесения определенного решения или мнения, но она была подкуплена, предвзята и введена в заблуждение. Иногда это означает работу фантазии, которая всегда является напрасной или отвратительной, то ли сплетающей паутину, то ли откладывающей яйцо василиска.

(3) Такими были помышления их сердца, то есть их планы и замыслы были нечестивыми. Они совершали зло не из обычной необдуманности как люди, участвующие во всех приключениях и не осознающие своих поступков, а делали зло сознательно и преднамеренно, планируя, как его совершить. Конечно, это было плохо, так как они постоянно творили зло и думали о нем. Они никогда не делали ничего хорошего; поток греха был полным, сильным и постоянным, и Бог видел это (см. Пс 13:1−3).

Стихи 6−7. Эти стихи описывают:

I. Негодование Бога по поводу порочности человека. Он смотрел на мир не как безразличный наблюдатель, а как личность обиженная и оскорбленная подобным состоянием дел. Он смотрел на происходящее, как нежный отец — на безрассудство и упрямство непослушного и мятежного ребенка, который не только сердит, но и огорчает его, заставляя жалеть о том, что он не остался бездетным. Употребляемое здесь выражение звучит довольно странно: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле», что Он наградил его такими благородными силами и способностями и поместил на земле, которую создал и обустроил таким образом, чтобы она была удобным и комфортным жилищем для него; и восскорбел в сердце Своем. Эти выражения касаются поведения людей, и они ни в коей мере не бросают тень на славу постоянства и блаженства Бога.

1. Эти слова не подразумевают присутствие страсти или беспокойства в Боге, так как ничто не может нарушить покой Вечного Разума; они выражают Его справедливое и святое недовольство грехом и грешниками, направленное против греха, как явления отвратительного для Его святости, и против грешников, незащищенных от Его справедливости. На Него оказали воздействие грехи Его творений (Ам 2:13), которые утомляли (Ис 43:24), сокрушали (Иез 6:9) и раздражали (Пс 94:10). И здесь Он восскорбел в сердце Своем как человек, которого обидели и оскорбили те, к кому он был очень добр; и поэтому он раскаялся в своей доброте и пожалел, что на своей груди пригрел змею, которая теперь шипит ему в лицо и жалит в сердце. Разве не так Бог ненавидит грех? И разве не должны мы ненавидеть его? Разве наш грех не заставил Его восскорбеть в сердце Своем? И разве наше сердце не должно скорбеть и терзаться из-за него? Пусть же эти размышления смирят и пристыдят нас, чтобы мы воззрели на Того, кого огорчили, и восскорбели! (Зах 12:10).

2. Эти слова не подразумевают никакой перемены в мыслях Бога, так как Он тверд; и кто отклонит Его? У Него нет изменения. Эти слова означают изменение Его пути. Когда Бог сотворил человека правым, то почил и покоился (Исх 31:17), и Его отношение к человеку демонстрировало, что Он был доволен делом Своих рук. Но теперь, когда человек отступил от Него, Он не мог поступить по-другому и не показать Свое недовольство; это означает, что перемена произошла в человеке, а не в Боге. Бог раскаялся в том, что сотворил человека, но мы нигде не найдем, что Он раскаялся в искуплении человека (хотя это обошлось Ему намного дороже), так как особая и действенная благодать дана, чтобы охранять великие цели искупления; поэтому дары и призвание Божие непреложны (Рим 11:29).

II. Решение Бога погубить человека за его порочность (ст. 7). Обратите внимание:

(1) Когда Бог раскаялся в том, что сотворил человека, Он решил погубить его. И поэтому тот, кто действительно раскаялся во грехе, примет решение в силе Божьей благодати умертвить грех и погубить его и таким образом уничтожить то, что сделано неправильно. И мы смеемся над Богом, говоря, что сожалеем о своем грехе и о том, что он огорчает наше сердце, если продолжаем потакать ему. Мы напрасно притворяемся, что изменили свои мысли, если не можем доказать это изменением своего пути.

(2) Он принимает решение истребить человека. Слово, используемое в оригинале, очень значительное. «Я сотру человека с лица земли (написано в некоторых переводах), как грязь или мерзость удаляются с места, которое должно быть чистым, и выбрасываются в кучу мусора — подходящее для нее место (см. 4Цар 21:13)». Те, которые представляют собой пятна грязи в том месте, где живут, вполне справедливо стираются прочь судами Божьими. «Я вытру человека с лица земли» (написано в других переводах) как строки, которые недовольный автор вытирает из книги, или как имена граждан вычеркиваются из списка свободных людей, когда они умирают или лишаются гражданских прав.

(3) Он говорит о человеке как о Своем творении даже тогда, когда решил истребить его: «…истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил». «Хотя Я сотворил его, но не пожалею его». Не сжалится над ним Творец его (Ис 27:11). Он — наш Творец, и если Он не будет владычествовать над нами, то станет нашим губителем. Или эти слова можно понимать так: «Я сотворил его, но так как он оказался таким безответственным и неблагодарным своему Творцу, Я истреблю его». Жизни лишаются те, кто не соответствует цели своего создания.

(4) Даже животные должны были подвергнуться истреблению: скоты, гады и птицы небесные. Так как они были сотворены для человека, то должны погибнуть вместе с человеком. И далее следует: «…ибо Я раскаялся, что создал их», ибо они не соответствовали цели сотворения. Они были сотворены, чтобы вместе с ними человек мог служить и славить Бога, но должны погибнуть, так как вместе с ними человек стал служить своим похотям и сделал их суетой.

(5) Бог принял решение в отношении человека после того, как Его Дух долго, но напрасно сражался с ним. Справедливость Бога губит лишь тех, кто не желает быть измененным Божьей благодатью.

Стихи 8−10. Эти стихи рассказывают о том, что Ной отличался от остального мира и был отмечен особой честью.

1. Когда Бог выразил недовольство остальным миром, то почтил благоволением Ноя: «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (ст. 8). Это отстаивает справедливость Бога при Его недовольстве миром и показывает, что Он тщательно исследует характер каждого человека, прежде чем окончательно объявить его порочным, так как в то время был один благочестивый человек, и Бог нашел его и улыбнулся ему. Сделав Ноя сосудом Своей милости в то время, когда все остальное человечество стало поколением Его гнева, Он возвеличил Свою милость; отличительные благодати включают в себя особые строгие обязанности. Возможно, Ной не обрел благоволения в глазах людей; они ненавидели и преследовали его, так как его жизнь и проповедь осуждали мир. Но он обрел благодать пред очами Господа, и это в достаточной степени утешило и прославило его. Бог рассказывает о Ное больше, чем об остальном мире, и это делает его более великим и знаменитым, чем исполины, жившие в то время, которые были сильными и прославленными. Поэтому давайте прежде всего направим свои стремления, чтобы обрести благодать пред очами Господа, и давайте прилагать усилия, чтобы, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными (2Кор 5:9). Тот в высшей степени почтен, к кому благоволит Бог.

2. Когда весь остальной мир стал порочным и нечестивым, Ной сохранил свою чистоту. Вот житие Ноя (т.е. то, что мы можем рассказать о нем): Ной был человек праведный (ст. 9). Эта характеристика Ноя здесь приводится (1) как основание для Божьего благоволения к нему; исключительное благочестие сделало его достойным исключительных знаков Божьего благоволения. Тот, кто желает обрести благодать в очах Господа, должен быть, как Ной, и поступать, как Ной. Бог любит тех, кто любит Его. Или (2) как результат Божьего благоволения к нему. Именно благоволение Бога к нему совершило в нем эту добрую работу. Он был очень хорошим человеком, но все это совершила в нем Божья благодать (1Кор 15:10). Обратите внимание на его характеристику.

[1] Он был человек праведный, то есть оправдан перед Богом верой в обетованное семя, так как сделался наследником праведности по вере (Евр 11:7); он был освящен, имел правильные принципы и расположение, насажденные в нем. Он был праведным в своей жизни, старался каждому воздать должное: Богу — то, что надлежит отдавать Ему, а людям — то, что надлежит отдавать им. Отметьте: лишь абсолютно честный человек может обрести благоволение у Бога. Чтобы наш образ жизни нравился Богу, он должен управляться простотой и богоугодной искренностью, а не плотской мудростью (2Кор 1:12). Иногда Бог выбирает немудрое этого мира, но Он никогда не выберет его мошенничество.

[2] Он был непорочным, но не безгрешным совершенством, а совершенством искренности; и для нас великое благо, что благодаря заветной благодати и праведности Христа искренность принимается как евангельское совершенство.

[3] Ной ходил пред Богом, как до него Енох. Он был не только непорочным, но и набожным; он ходил пред Богом, то есть поступал так, словно постоянно находился под Его пристальным взглядом. Он жил в общении с Богом; он постоянно старался соответствовать воле Божьей, чтобы угождать Ему и получать от Него одобрение. Отметьте, Бог с благоволением смотрит на тех, кто взирает на Него глазом веры.

[4] На то, что было венцом его характера: он был таким в роде своем, среди порочного и деградирующего поколения, в котором ему выпал жребий жить. Легко быть религиозным, когда религия в моде, но доказательством сильной веры является решение плыть против течения к небесам и защищать Бога, когда никто другой не вступается за Него. Так поступал Ной, как написано, к его бессмертной славе.

Стихи 11−12. В этой главе вновь говорится о порочности того поколения, то ли для контраста с благочестием Ноя — он был праведен и совершенен, когда вся земля стала порочной, — то ли для дальнейшего оправдания решения Бога погубить мир, о котором Он собирался сообщить Своему слуге Ною.

1. Среди них прижились различные грехи, ибо сказано, (1) что земля растлилась пред лицем Божиим (ст. 11), то есть в вопросе поклонения Богу. Это означало, что они предпочли Богу других богов или поклонялись Ему через истуканов, или то, что они были порочны и нечестивы, презирая Бога и назло бросая Ему вызов в лицо.

(2) Земля также наполнилась злодеяниями и несправедливостью по отношению к людям. Не было ни порядка, ни постоянного правительства; ни один человек не мог быть уверен в том, что в его власти находится то, на что он имел самое четкое и неоспоримое право — на жизнь, даже если она была в высшей степени невинной. Повсюду процветали убийства, насилие и грабеж. Отметьте: так как порочность является позором человеческой природы, то она разрушает человеческое общество. Лишите человечество совести и страха перед Богом — и люди станут животными и бесами по отношению друг к другу, подобными рыбам морским, среди которых большие пожирают меньших. Грех наполняет землю насилием и таким образом превращает мир в пустыню, в арену борьбы.

2. Свидетельства и доказательства этого были неопровержимыми, так как сам Бог воззрел на землю и стал свидетелем ее порочности, о чем говорилось ранее (ст. 5). Праведный Судья в Своих судах следует безошибочной достоверности Своего собственного всеведения (Пс 32:13).

3. Больше всего ситуация усугублялась тем, что было повсеместное распространение заразы греха, ибо всякая плоть извратила путь свой. Такими нечестивыми стали не только отдельные народы и города, но и весь человеческий мир. Никто, кроме Ноя, не делал добро. Отметьте: когда зло становится всеобщим и повсеместным, то гибель близка. Но пока в народе есть остаток молящихся людей, опустошающий чашу по мере наполнения, суд может быть удержан на какое-то время. А пока все руки трудятся, чтобы с помощью греха разрушить преграды, и некому стать, чтобы заполнить пролом, то чего можно ожидать, кроме скопления гнева?

Стихи 13−21. Эти стихи подтверждают, что Ной, безусловно, обрел благодать пред очами Господа. Благоволение Бога к нему четко подразумевалось в словах Господа, обращенных к нему (ст. 8−10), где его имя упоминается пять раз в пяти строках, хотя и одного раза хватило бы, чтобы сделать суть ясной, но Духу Святому, похоже, хотелось увековечить его имя. В том, что Бог сказал ему в этих стихах, звучит информация и наставления, данные ему.

I. Бог делает Ноя человеком Своего совета, рассказывая ему о Своей цели погубить этот нечестивый мир водой. Как позднее Он сказал Аврааму о Своем решении относительно Содома («утаю ли Я от Авраама?», Быт 18:17), так и здесь: «Утаю ли я от Ноя, что хочу делать, предвидя, что от него произойдет народ великий?» Отметьте: тайна Господня — боящимся Его (Пс 24:14). Он открывал тайны рабам Своим, пророкам (Ам 3:7), духом откровения извещая о Своих намерениях; так происходит и с верующими, которых с помощью духа мудрости и веры Он делает способными понимать и применять общие заявления написанного слова и представленные в нем предостережения.

1. Бог сказал Ною в общем, что истребит мир (ст. 13): «…конец всякой плоти пришел перед лицо Мое, Я истреблю их с земли», то есть решение об истреблении нечестивого мира определено и принято; это будет совершено, и совершено незамедлительно. Похоже, Ной, проповедуя соседям, предостерегал их в общих словах о гневе Божьем, который изольется на них за их порочность, а теперь Бог поддерживает его усилия угрозой излить Свой гнев, чтобы Ной мог испытать, воздействует ли это на них. Здесь обратите внимание, (1) что Бог утверждает слова Своего посланника (Ис 44:26).

(2) Что тому, кто имеет и использует то, что имеет, для блага других, будет дано больше — более полные наставления.

2. Бог сказал ему более определенно, что уничтожит мир потопом вод: «И вот, Я наведу на землю потоп водный» (ст. 17). Бог мог бы уничтожить все человечество мечом ангела — пламенеющим обращающимся мечом, как Он уничтожил первенцев египетских и лагерь ассирийцев; и тогда осталось бы лишь поставить печать на Ное и его семье для их сохранности. Но Бог решает уничтожить мир потопом водным, чтобы тот утонул. Мы можем быть уверены, что Его основания были мудры и справедливы, хотя нам неизвестны. У Бога в колчане много стрел, и Он может использовать, какую Ему угодно; как Он выбирает жезл, которым собирается наказать Своих детей, так Он выбирает и меч, чтобы истребить Своих врагов. Обратите внимание на манеру высказывания: «Я, я Сам (англ.-пер., KJV) наведу на землю потоп водный; Я обладаю безграничной силой и поэтому могу сделать это, обладаю безграничной справедливостью и поэтому сделаю это».

(1) Эти слова подразумевают уверенность в совершении суда: «Я, Я Сам сделаю это». То, что Бог решает сделать сам, будет сделано эффективно (см. Иов 11:10).

(2) Эти слова подразумевают, что этот поступок послужит славе Божьей и почтит Его справедливость. Тем самым Он будет возвеличен и превознесен над землей, и весь мир узнает, что Он есть Бог, которому принадлежит мщение; это созвучно другому выражению: «Удовлетворю Я Себя над противниками Моими» (Ис 1:24).

II. В этих стихах Бог делает Ноя мужем Своего завета, что на еврейском истолковывается как друг (ст. 18): «Но с тобою Я поставлю завет Мой».

1. Завет провидения, который гласит, что ход природы будет продолжаться до конца времен, несмотря на перерыв, причиненный потопом. Это обетование было сразу дано Ною и его сыновьям (Быт 9:8 и т.д.). Они выступали в роли доверительного лица всей части сотворения; тем самым ему и его сыновьям была оказана великая честь.

2. Завет благодати, гласящий, что Бог будет его Богом и из его семени сделает себе народ. Отметьте, (1) когда Бог вступает в завет, то Он утверждает, делает его верным и добрым; его заветы вечные.

(2) Завет благодати несет в себе награду за определенные служения и является источником и основанием для всех отличительных благоволений; но чтобы восполнить наши потери ради Господа или накапливать для себя блаженство в Боге, нам не нужно желать большего, а достаточно вступить с Ним в завет.

III. Бог делает Ноя монументом щадящей милости, ставя его на путь, который поможет ему спасти себя во время приближающегося потопа, чтобы он не погиб с остальным миром. «Я истреблю их с земли, — говорит Господь (ст. 13), — но ты сделай себе ковчег. Я позабочусь, чтобы ты остался жив». Отметьте: обычное благочестие будет вознаграждено необычным спасением, которое в определенной степени обязывает. Честь и блаженство прославленных святых возвысятся, когда они окажутся спасенными, в то время как большая часть мира останется погибать. Отметьте:

1. Бог повелел Ною сделать ковчег (ст. 14−15). Этот ковчег должен быть похож на огромный корабль, не способный плыть по воде (в этом не было необходимости, так как не было берега, к которому нужно плыть), но он должен был держаться на поверхности, ожидая, пока вода спадет. Бог мог спасти Ноя благодаря служению ангелов, чтобы ему не нужно было беспокоиться, прилагать усилия или преодолевать трудности. Но Он решает занять его той работой, которая станет средством его спасения, чтобы испытать его веру и послушание, а также научить нас, что спасенными через Христа окажутся лишь те, кто совершит свое спасение. Мы не можем сделать этого без Бога, и Он не будет совершать его без нас. И провидение Божье, и Его благодать признают и увенчают старания послушного и усердного. Бог дал Ною очень точные инструкции относительно этого строения, которые поразительным образом подходили для целей, творцом которых была сама Безграничная Мудрость.

(1) Оно должно быть сделано из дерева гофер. Несомненно, Ной знал, что это было за дерево, хотя мы — нет; то ли это был кедр, то ли кипарис или какое-нибудь другое.

(2) Внутри оно должно было иметь три этажа.

(3) Ной должен был разделить его на отделения с перегородками, чтобы они подходили для отдельных видов животных и экономили место.

(4) Ему были даны точные размеры строения, чтобы он мог сделать его пропорциональным, иметь достаточно места и соответствовать своему предназначению. Отметьте: тот, кто трудится для Бога, должен брать необходимую информацию о ней у Бога и тщательно соблюдать Его инструкции. Отметьте далее: вполне разумно, чтобы тот, кто определяет места нашего обитания, утверждал его границы.

(5) Он должен был осмолить его внутри и снаружи: снаружи — чтобы предохранить его от дождя и проникновения воды внутрь ковчега; внутри — чтобы уничтожить запах животных, когда они будут заперты. Обратите внимание: Бог повелел ему не покрасить, а лишь просмолить. Если Бог дает нам жилище безопасное, теплое и благополучное, хотя и не величественное и красивое, то мы должны быть благодарны Ему.

(6) Он должен был сделать вверху маленькое окно, чтобы был свет и, как считают некоторые, чтобы через это окно видеть опустошение на земле.

(7) Он должен был сделать дверь сбоку, чтобы можно было входить и выходить.

2. Бог пообещал Ною, что он сам и его семья спасется во время потопа в ковчеге (ст. 18): «…войдешь в ковчег ты». За повиновение Богу мы получим утешение и выгоду. Если ты мудр, то мудр для себя. Но не только он один спасется в ковчеге, но и сыновья его, и жена его, и жены сынов его. Здесь отметьте (1) заботу хороших родителей: они заботятся не только о собственном спасении, но и о спасении своей семьи, особенно детей.

(2) Блаженство детей, которые имеют благочестивых родителей. Благочестие родителей часто обеспечивает их временным спасением, как в данном случае, оно также подталкивает их на путь вечного спасения, если они используют его блага.

IV. Бог делает Ноя великим благословением для мира, тем самым провозглашая его выдающимся прообразом Мессии, хотя и не самим Мессией, как того ожидали его родители (Быт 5:29).

1. Бог сделал его проповедником для людей, живших в то время. Являясь стражем, он принял слово из уст Бога, чтобы предостеречь их (Иез 3:17). Таким образом, пока долготерпение Бога ожидало, Своим Духом в Ное Он проповедовал старому миру, который в то время, когда Петр писал эти слова, был духами в темнице (1Пет 3:18−20). В этом он был прообразом Христа, который в то время, когда вся плоть извратила свой путь, пришел на землю проповедовать покаяние и предупреждать людей о потопе грядущего гнева.

2. Бог сделал его спасителем для нижних творений, чтобы он спас некоторые их разновидности от гибели и потопа (ст. 19−21). Для Ноя было великой честью не только сохранить человечество (так как от него должен был произойти не только новый мир, а Церковь — душа этого мира, и Мессия — Глава этой Церкви), но и быть инструментом для сохранности нижних творений; таким образом у него человечество должно было спрашивать их новые имена и получать информацию об их служении.

(1) Он должен был обеспечить их убежищем, чтобы они не утонули. В свой ковчег он должен был взять из всех животных и от всякой плоти по паре; но чтобы при их сборе и входе в ковчег не было никаких трудностей, Бог пообещал (ст. 20), что они по собственному желанию придут к нему. Тот, кто дает знать каждому волу своего хозяина и свое стойло, покажет ему его спасителя и его ковчег.

(2) Он должен был обеспечить их пропитанием, чтобы они не умерли с голоду (ст. 21). Он должен был запастись провизией для всех обитателей корабля — для той великой семьи, за которую был ответственным на протяжении всего периода плавания. В этом он также был прообразом Христа, благодаря которому мир стоит, благодаря которому все существует, который сохранил человечество от полного истребления и гибели за грех. В нем сохранилось святое семя, а творение спаслось от суеты, от которой оно стенало. Ной спас тех, над кем должен был владычествовать, так же и Христос (Евр 5:9).

Стих 22. Усердие и тщательность Ноя при построении ковчега можно рассматривать (1) как результат его веры в слово Бога. Господь сказал ему, что вскоре потопит мир; он поверил, испугался страшного потопа — и приготовил ковчег. Отметьте: мы должны добавлять к вере откровение, дарованное Богом о Его гневе в адрес неблагочестия и неправедности людей. Угрозы слова Божьего не являются ложной тревогой. Многие могли бы возразить против достоверности предостережений, высказанных Ною. «Кто мог поверить, что мудрый Бог, сотворивший мир, вскоре разрушит его, а повелевший водам освободить сушь (Быт 1:9−10) вновь прикажет покрыть ее? Как это можно соотнести с милостью Божьей, которая превыше всех Его дел? Как можно поверить, что невинные творения могут умереть за грех человека? Откуда может взяться столько воды, чтобы потопить мир? И если это правда, то почему предостережение было дано одному Ною?» Но вера Ноя одержала победу над этими порочными рассуждениями.

(2) Как проявление его послушания повелению Бога. Если бы он посоветовался с плотью и кровью, то у него возникло бы много возражений. Сооружение дома, подобного которому он никогда не видел — такого большого и таких точных размеров — потребовало бы от него большого труда, внимания и затрат. Для этого потребовалось бы много времени, так как строительство длилось бы долго. Его соседи смеялись бы над его доверчивостью, он стал бы притчей в устах пьяниц; его строение называли бы безрассудством Ноя. Если бы обстановка вокруг ухудшалась, как мы уже говорили, то каждый бы преуспел в этом, как его соседи. Но верой Ной одержал победу над этими и тысячами других возражений. Его послушание было охотно и решительно: «И сделал это Ной охотно и радостно, без ропота и сомнений». Бог сказал: «Сделай это», — и он сделал. Он тщательно и старательно совершал все согласно данным ему инструкциям. Начав строительство, он не оставил его, пока не закончил. Так поступал Ной, и так же должны поступать мы.

(3) Как пример мудрости и беспокойства о себе, когда он обеспечил собственную безопасность. Ной испугался потопа и построил ковчег. Отметьте: когда Бог предостерегает о приближающихся судах, то мы поступим мудро и исполним свой долг, если примем соответствующие меры (см. Исх 9:20−21; Иез 3:18). Мы должны быть готовы встретиться с Богом в Его земных судах, бежать к Его имени, как к крепкой башне (Притч 18:10), и войти в свои покои (Ис 26:20−21). Особенно должны быть готовы встретиться с Ним после смерти на суде в тот великий день; должны быть готовы строить на скале — Христе (Мф 7:24), и идти ко Христу — Ковчегу.

(4) Как намеренное предостережение беспечному миру. Это было четкое предостережение о грядущем потопе. Каждый удар его топоров и молотков был призывом к покаянию, призывом так же приготовить себе ковчеги. Но так как всем этим он не смог обличить мир, то тем самым осудил его (Евр 11:7).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — В Священном Писании сыновьями Бога именовались верные Ему, избранные Им люди; ср. Исх 4:22,23; Втор 14:1. Вероятно, и здесь речь идет о потомках Шета (Син. пер.: Сифа).
3  [2] — Или: править (человеком); евр. текст неясен. Некоторые древн. пер.: пребывать в человеке. Иные считают, что здесь говорится не о Духе, а о дыхании (жизни).
4  [3] — Евр. нефилим, вероятно, от глагола нафаль, означающего «падать».
4  [4] — Иные, полагая, что здесь говорится о связи «дочерей человеческих» со сверхъестественными существами, переводят это место так: это были герои древности, люди знаменитые. Евр. слово гиббор, обычно переводимое как силач, воин, богатырь, герой, в некоторых случаях в ВЗ используется в отрицательном смысле, как, очевидно, и здесь; ср. Ис 5:22; Пс 119:2−4.
6  [5] — Букв.: и сожалел Господь, что создал человека на земле.
7  [6] — Или: сожалею (так же, как и в ст. 6); здесь явный антропоморфизм.
8  [7] — Букв.: обрел благодать в глазах. Благодать — обычно это слово (евр. хен — расположение, милость, доброта) употребляется в Библии для обозначения того особого благоволения Бога, какое Он ниспосылает всем людям не за те или иные заслуги, а из одной только любви к ним.
9  [8] — См. примеч. «а» к 2:4.
9  [9] — Или: с Богом он постоянно ходил.
12  [10] — Букв.: извратила всякая плоть путь свой на земле.
13  [11] — Букв.: со всякой плотью.
13  [12] — Здесь в оригинале глагол с тем же самым корнем, что и у глагола, переведенного словом «растлился», в ст. 12. Эта непереводимая на русский язык игра слов, очевидно, показывает, что Бог уничтожает то, что уже само уничтожило себя своим растлением.
14  [13] — Или: корабль. Значение слова неясно. LXX: ларь / ящик; то же слово в Исх 2:3,5, где рассказывается об осмоленной корзинке для спасения младенца Моисея.
15  [14] — Локоть — мера длины, ок. 45 см, т. е. размеры ковчега: 135×22,5×13,5 м.
16  [15] — Друг. возм. пер.: окно / отверстие для света.
16  [16] — Один из возм. пер. неясного евр. текста. Иные переводят: и заверши ее (крышу) так, чтобы она на локоть выдавалась над стеной ковчега.
18  [17] — Букв.: но с тобой установлю Я Союз / Завет. Завет (евр. берит — договор, соглашение, завещание) — в Священном Писании это слово главным образом употребляется для обозначения отношений, установившихся между Богом, с одной стороны, и Израилем как избранным народом — с другой. Ясно, что это не был договор между равными сторонами. Слово «договор» здесь и не может быть употреблено в его обычном значении: это особое соглашение заключалось между вечным Богом и смертным человеком. Сам Бог определял условия соглашения, сообщал их Своему народу и оставлял за ним право принять или отвергнуть такое соглашение, или завет. Бог и Его народ при этом завете принимали на себя определенные обязательства. По сути своей завет включал в себя всё, что требовалось для полного осуществления Божьего намерения спасти человека.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.