1 Паралипоменон 11 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 И тогда все израильтяне пришли к Давиду в Хеврон и сказали: «Мы из одного народа, одной с тобой крови!1
2 Еще в те времена,2 когда Саул царствовал над нами, это ты вел Израиль в бой. Тебе ГОСПОДЬ, Бог твой, сказал: „Ты будешь пасти народ Мой, Израиль. Ты станешь вождем народа Моего, Израиля“!»
3 Все старейшины Израиля пришли к царю в Хеврон. Заключил там с ними Давид союз пред ГОСПОДОМ, и они помазали Давида в цари над Израилем, как заповедал ГОСПОДЬ Самуилу.
4 Давид и весь Израиль выступили в поход на Иерусалим (то есть на Евус), в котором тогда жили евусеи, обитатели той земли.
5 «Ты не войдешь сюда!» — говорили Давиду жители Евуса. Но Давид завладел крепостью Сион — ныне это Город Давидов.
6 Обещал3 Давид: «Кто первым нанесет удар евусеям, тот и будет главным военачальником». Йоав, сын Церуи, первым вошел в крепость и стал главным военачальником.
7 Давид обосновался в той крепости, потому ее и прозвали Городом Давидовым.
8 Он отстроил ту часть города, что окружала крепость, от Милло4 и дальше, а Йоав восстановил остальные части города.
9 Давид день ото дня становился всё сильнее, и Сам ГОСПОДЬ Воинств был с ним.
10 Вот имена военачальников Давида, которые были ему опорой5 в царствовании его вместе со всем народом израильским и которые содействовали его воцарению, как заповедал ГОСПОДЬ об Израиле.
11 Вот они, храбрые воины Давидовы: Йошовам, сын Хахмони, начальник отряда из тридцати воинов. Он один сражался с тремястами врагами и убил их копьем всех разом.
12 Второй — Элеазар, сын ахохитянина Додо, он также был в числе троицы храбрых воинов.
13 Он был с Давидом в Пас-Даммиме, когда все филистимляне собрались туда на битву. Было там поле, засеянное6 ячменем. И побежал народ от филистимлян,
14 но он7 остался посреди поля, отстоял его и разбил филистимлян. И спас его ГОСПОДЬ, даровав великую победу.
15 Эти же трое храбрых воинов из числа тридцати вождей спустились в пещеру Адулламскую к Давиду, среди скал. Стан филистимлян тогда был разбит в долине рефаимов.
16 Давид был в укрытии, а филистимский отряд расположился близ Вифлеема.
17 Тогда Давид, испытывая жажду, сказал: «Кто бы напоил меня водой из вифлеемского колодца, что подле ворот?!»
18 Тогда эти трое прорвались в филистимский стан и набрали воды из вифлеемского колодца, что подле ворот, — зачерпнули ее и принесли Давиду. Но он отказался ее пить и вылил как возлияние ГОСПОДУ,
19 сказав: «Не дай мне Бог такое сделать! Как можно пить кровь этих людей, что пошли туда, рискуя жизнью?!» — и не стал пить. Вот что сделали трое этих храбрых воинов.
20 Авишай, брат Йоава, стоял во главе отряда из тридцати воинов. 8 Одним копьем сражаясь против трехсот своих противников, он убил их, но славы, равной этим трем храбрым воинам, не обрел.
21 Был он в почете у отряда из тридцати воинов и был их вождем, но к трем храбрейшим не был причислен.
22 Беная, сын Ехояды, могучий воин из Кавцеэля, совершил много подвигов. Он сразил двух воинов моавских, обладавших львиной силой, а в один из снежных дней он спустился в яму9 и сразил там льва.
23 Еще он убил исполина египтянина в пять локтей ростом. У того египтянина было копье толщиной с навой ткацкого станка, но Беная вышел на него с палкой, вырвал из рук у него копье и им же убил его.
24 Вот что сделал Беная, сын Ехояды, снискав славу у трех храбрейших.
25 Был он в почете у тридцати, но к троим не был причислен. Давид поставил его над своей личной стражей.
26 Другие воины: Асаэль, брат Йоава; Эльханан из Вифлеема, сын Додо;
27 Шаммот из Харора, Хелец-пелонянин,
28 Ира из Текоа, сын Иккеша, Авиэзер из Анатота,
29 Сиббехай из Хуши, Илай-ахохитянин,
30 Махрай из Нетофы, Хелед из Нетофы, сын Бааны;
31 Итай из Гивы Вениаминовой, сын Ривая, Беная из Пиратона,
32 Хурай из долины10 Гааша, Авиэль из Арваты,
33 Азмавет из Бахарума, Эльяхба из Шаалбона,
34 сыновья Хашема-гизонитянина, Ионафан-хараритянин, сын Шаге,
35 Ахиам-хараритянин, сын Сахара, Элифаль, сын Ура,
36 Хефер-мехаратянин, Ахия-пелонитянин,
37 Хецро из Кармила, Наарай, сын Эзбая,
38 Иоиль, брат Натана, Мивхар, сын Хагри;
39 Целек-аммонитянин, Нахрай из Беэрота, оруженосец Йоава, сына Церуи,
40 Ира-итритянин, Гарев-итритянин,
41 Урия-хетт, Завад, сын Ахлая,
42 Адина из колена Рувима, сын Шизы, предводитель потомков из колена Рувима, и с ним тридцать человек,
43 Ханан, сын Маахи, Иосафат-митнитянин,
44 Узия-аштератянин, Шам и Еиэль из Ароэра, сыновья Хотама,
45 Едиаэль, сын Шимри, и Йоха, его брат, тицитянин,
46 Элиэль-махавитянин, сыновья Эльнаама: Еривай и Йошавья, Итма-моавитянин,
47 а также Элиэль, Овед и Яасиэль из Мецоваи.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе вновь говорится:

(I) О восхождении Давида на престол сразу же после смерти Саула, по всеобщему согласию (ст. 1−3).

(II) Об отвоевании крепости Сион у иевусеев (ст. 4−9).

(III) О героях и знатных людях Давидова царства, которые здесь перечислены и названы по именам (ст. 10−47).

Стихи 1−9. В этих стихах повествуется о том, как Давид завладел:

I. Престолом Израиля после семи лет царствования над Иудой в Хевроне. Израильтяне помазали Давида на царство, учитывая его родство с ними (ст. 1), былые заслуги и, в особенности, его предназначение свыше (ст. 2); при этом он обязался защищать их, а они хранить ему верность и истинную преданность (ст. 3). Примите во внимание:

(1) Божья воля в конечном счете непременно исполнится, несмотря на трудности, лежащие на пути. И если Бог сказал: Давид будет править, то бесполезно этому противиться.

(2) Следует надеяться, что, когда люди, долгое время действовавшие вопреки собственным интересам, наконец утомятся от суетного и ложного, они начнут понимать, что содействует их миру, и вернутся к Милосердному своему.

(3) Между правителем и народом изначально существует договор, который должен верно соблюдаться обеими сторонами. Давид, как никто другой, мог претендовать на абсолютную власть, ибо ему таковую предложили, но он предпочел заключить с народом завет и принести при коронации присягу, что будет править по закону.

II. Крепостью Сион, которую до прихода Давида удерживали иевусеи. То ли Давид сам приметил это место как подходящее для царского города, то ли он получил обетование от Бога; но, похоже, что завладение этой твердыней Давид определил в качестве одного из первых испытаний; и когда он справился с таковым, то назвал это место городом Давидовым (ст. 7). Слова «Я помазал Царя Моего над Сионом» (Пс 2:6) имеют отношение к этому событию. Обратите внимание, что служит стимулом и пробуждает решительность в великих предприятиях.

1. Сопротивление. Когда иевусеи воспротивились Давиду и сказали: не войдешь сюда, он твердо решил завоевать крепость любой ценой.

2. Перспектива повышения. Когда Давид сказал, что поставит военачальником того, кто первым атакует крепость Сион, то это предложение воодушевило Иоава, который взошел прежде всех... и сделался главою. Раньше была поговорка: «Убери из поля зрения воина вид почестей, и ты обрежешь шпоры на его ногах».

Стихи 10−47. В этих стихах приводятся сведения о достойных людях из Давидова окружения, о героях времени его царствования, которые служили ему и получили от него повышение. «Первое издание» этого списка находится во 2Цар 23:8 и далее. Список, приведенный в данной главе, в основном совпадает с тем, только здесь еще добавлены имена, начиная со стиха 41 и до конца. Примите во внимание:

I. Какую связь имеет этот список со словами, сказанными о Давиде:

(1) И преуспевал Давид, и возвышался более и более (ст. 9), а это его храбрые. Своей силой и честью великие люди во многом обязаны слугам, на которых могут положиться, поэтому в глазах мудрых их помпезность и власть не столь огромны. Давид был великим, так как окружил себя великими людьми; без них он остался бы на прежнем месте.

(2) Господь Саваоф был с ним, а также главные из сильных. Бог был с Давидом и совершал для него великие дела через людей и при помощи побочных средств. А то, что Бог был за Давида, становится очевидным, если учесть, что Господь располагал сердца людей, способных послужить его интересам, приходить к нему. Если Бог за нас, то кто против нас? Поэтому если Бог за нас, то на нашей стороне будут все, в ком мы нуждаемся. Тем не менее Давид приписывал свое преуспевание и возвышение не воинству, которое было в его распоряжении, а Господу Саваофу, не своим сильным а сильному Богу, от Чьего присутствия с нами зависит успех любого дела.

II. Как этот список озаглавлен: вот главные из сильных у Давида, которые крепко подвизались с ним (ст. 10). Подвизавшись с ним, они и сами стали сильными и укрепили собственные интересы; ибо возвышение Давида было возвышением и для них. То, что мы делаем на своем месте для поддержки царства Сына Давидова, принесет нам пользу. Подвизавшись за Него, мы становимся сильнее. Возможно и такое чтение: они крепко держались его и всего Израиля. Следует заметить: когда Богу нужно совершить какое-то дело, у Него не будет недостатка в подходящих орудиях исполнения. Если работа требует участия сильных людей, то таковые либо найдутся, либо будут созданы, чтобы выполнить ее по повелению Господню.

III. Упомянутые здесь люди удостоились чести за добрую службу царю и стране; они помогли Давиду стать царем сделали доброе дело (ст. 10). Они поражали филистимлян и других врагов государства и действенно защищали Израиль. Следует заметить: чтобы стать великим, нужно делать добро. Такой чести они удостоились, усердно трудясь и рискуя жизнью. А почести царства Христова уготованы тем, кто подвизался добрым подвигом веры, кто трудится и страдает и готов пожертвовать всем, даже собственной жизнью, ради Христа и доброй совести. Стремиться к славе, чести и бессмертию мы должны терпеливым постоянством в добрых делах; и кто верен Сыну Давидову, тот найдет свое имя в списке несравненно более почетном, чем приведенный здесь список знаменитых людей.

IV. При перечислении великих подвигов Давидовых храбрых ничего не говорится о славных деяниях самого Давида, сказано лишь он вылил воду во славу Господа, хотя перед этим ему сильно захотелось пить (ст. 17−19). В этом поступке, который, судя по всему, был столь же выдающимся, как и достижения других героев, мы видим четыре несомненных достоинства Давида.

1. Раскаяние в собственной слабости. Человек заслуживает похвалы, если, осознав, что его действия или слова были неразумными, исправляет ошибку покаянием; но позор тому, кто настаивает на своем, когда делает или говорит что-то неправильно.

2. Отказ в удовлетворении собственных желаний. Давиду сильно захотелось воды из колодезя Вифлеемского; но когда он ее получил, то не стал пить, чтобы не ублажать себя и не потакать собственным капризам. Человек, столь хорошо владеющий собою, лучше храброго. Умение владеть собой похвальная черта, но тот, кто стремится к самообладанию, должен быть готов поступать вопреки собственным желаниям.

3. Преданность Богу. Давид вылил во славу Господа воду, которую счел слишком хорошей и драгоценной, чтобы пить самому. Если мы располагаем чем-то лучшим, нежели все остальное, то следует почтить этим Господа, ведь Он самый лучший и Ему должно принадлежать наилучшее.

4. Чуткость по отношению к слугам. Давид сильно смутился, когда представил, как три смелых человека рисковали своей жизнью, чтобы принести ему воды. Именно в этом смысле он сравнивает воду с кровью. Похвально, когда великий человек относится бережно к крови своих подчиненных, и, давая им распоряжения, всегда ставит себя на их место.

V. В удивительных достижениях перечисленных здесь героев следует видеть Божью силу. Разве смог бы один убить трехсот врагов (причем такой подвиг совершили два героя, ст. 11, 20), другой поразить двух людей, сильных как львы (англ. пер., ст. 22), а третий великана-египтянина (ст. 23) без необычного присутствия Господа? Нет, но, согласно обетованию: один из вас прогоняет тысячу, ибо Господь Бог ваш Сам сражается за вас (Нав 23:10).

VI. Об одном из этих героев говорится, что он был Аммонитянином (ст. 39), а о другом что он Моавитянин (ст. 46), тогда как закон гласил, что Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне (Втор 23:3). Вероятно, эти герои доказали свою искреннюю преданность интересам Израиля, и в данном случае их решили освободить от запрета закона; к тому же эта ситуация могла служить прообразом того, что и у Сына Давидова будут храбрые из язычников, ибо у Него нет различия между иудеем и эллином.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: мы кость твоя и плоть твоя.
2  [2] — Букв.: вчера и позавчера.
6  [3] — Букв.: сказал.
8  [4] — Точный смысл этого названия неизвестен; возможно, насыпная терраса на склоне Сионского холма.
10  [5] — Или: большой поддержкой.
13  [6] — Или: часть когорого была засеяна.
14  [7] — Так в LXX; масоретский текст: они, т. е. Давид и Элеазар.
20  [8] — Так в Пешитте; масоретский текст: трех.
22  [9] — Или: в колодец — имеется в виду резервуар для сбора и хранения дождевой воды.
32  [10] — Или: от ручьев.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.