1 Паралипоменон 9 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Весь Израиль был внесен в родословия, что записаны в Книге царей Израиля.
За свою неверность Господу иудеи были уведены в Вавилонский плен.
2 Первыми вернулись в свои владения в городах израильских священники, левиты и прислуживавшие в Храме.
3 В Иерусалиме поселились люди из колен Иуды, Вениамина, Ефрема и Манассии:
4 Утай, сын Аммихуда, сына Омри, сына Имри, сына Бани из потомков Пареца, сына Иуды;
5 из рода Шиллони:1 Асая, его первенец, и остальные сыновья;
6 из сыновей Зераха: Еуэль и его родственники — всего шестьсот девяносто человек.
7 Из колена Вениамина: Саллу, сын Мешуллама, сына Ходавьи, сына Хассенуи;
8 Ивнея, сын Ерохама; Ила, сын Уззи, сына Михри; Мешуллам, сын Шефатьи, сына Реуэля, сына Ивнии.
9 Все они были главами своих родов. Родственников их по родословиям — девятьсот пятьдесят шесть человек.
10 Из священников: Едая, Ехоярив, Яхин,
11 Азарья, начальствующий в Святилище2 Божьем, сын Хилкии, сына Мешуллама, сына Цадока, сына Мерайота, сына Ахитува;
12 Адая, сын Ерохама, сына Пашхура, сына Малкии; Масай, сын Адиэля, сына Яхзеры, сына Мешуллама, сына Мешиллемита, сына Иммера
13 и родственники их, главы родов — всего тысяча семьсот шестьдесят мужей могучих служили в Святилище Божьем.
14 Из левитов: Шемая, сын Хашшува, сына Азрикама, сына Хашавьи, одного из сыновей Мерари;
15 Бакбаккар, Хереш, Галал, Маттанья, сын Михи, сына Зихри, сына Асафа;
16 Авдий, сын Шемаи, сына Галала, сына Едутуна; Берехья, сын Асы, сына Элканы, жившего в селениях близ Нетофы.
17 Привратники: Шаллум, Аккув, Талмон, Ахиман и их родственники; Шаллум был их главой.
18 И до сих пор они на страже у ворот Царских с восточной стороны. Охраняют ворота со стороны потомков Левия.
19 Шаллум, сын Коре, сына Эвьясафа, сына Корея, и его родственники по отцу — кореиты — несли службу, будучи стражами у порогов Шатра Откровения, как и отцы их в стане ГОСПОДНЕМ охраняли вход.
20 Финеес, сын Элеазара, был над ними начальником прежде, и ГОСПОДЬ пребывал с ним.
21 Захария, сын Мешелемии, был привратником у входа в Шатер Откровения.
22 Всего отобрано было в привратники у порогов двести двенадцать человек. Они внесены в родословия по их селениям. Давид и провидец Самуил поставили их на то за их верность.3
23 Они и их потомки должны были служить привратниками и охранять врата Святилища ГОСПОДНЕГО, то есть Шатер Божий.
24 С четырех сторон несли службу привратники: с востока, с запада, с севера и с юга.
25 Их собратья должны были в назначенное время по очереди приходить к ним из своих селений на семь дней.
26 Четырем главным привратникам, которые были левитами, был доверен надзор за комнатами и хранилищами Святилища Божьего.
27 Вокруг Святилища Божьего они проводили ночь, поскольку обязаны были охранять его, а каждое утро — отпирать.
28 Некоторые из потомков Левия отвечали за богослужебную утварь, выдавая и принимая ее по счету;
29 другие должны были вести учет священных предметов, сосудов, а также самой лучшей муки, вина, масла, ладана и благовоний.
30 Приготовлением благовоний занимались принадлежавшие к священническому роду.
31 Маттитьи, одному из левитов, первенцу Шаллума-кореита, за его верность было доверено печь лепешки для приношений.
32 Их родственники из рода Кехата должны были готовить лепешки, которые складывались в две стопки на столе в Шатре Откровения каждую субботу.
33 И певчие были из глав левитских родов. Во внутренних комнатах Храма они были освобождены от всех работ, потому что они должны были днем и ночью совершать свое служение.
34 Это главы левитских родов по их родословиям; жили они в Иерусалиме.
35 Отец Гивона Еуэль жил в Гивоне, жену его звали Мааха.
36 Сыновья Гивона: первенец Авдон, Цур, Киш, Баал, Нер, Надав,
37 Гедор, Ахьо, Захария и Миклот.
38 У Миклота родился Шимам. И они тоже, как и братья их, жили в Иерусалиме, вместе с родственниками.
39 У Нера родился Киш, у Киша — Саул, у Саула родились Ионафан, Малкишуа, Авинадав и Эшбаал.
40 Сын Ионафана: Мерив-Баал; у Мерив-Баала родился Миха.
41 Сыновья Михи: Питон, Мелех, Тахреа и Ахаз. 4
42 У Ахаза родился Яра, у Яры родились Алемет, Азмавет и Зимри; у Зимри родился Моца,
43 у Моцы родились Бина и Рефая. Сын Рефаи — Эляса, сын Элясы — Ацель.
44 У Ацеля было шестеро сыновей, вот их имена: Азрикам, Бохру, Измаил, Шеарья, Авдий, Ханан — всё это сыновья Ацеля.

Толкование Мэтью Генри

Читая данную главу, мы понимаем, что одна из целей записи генеалогий состояла в том, чтобы указать евреям теперь, когда они вернулись из пленения, с кем объединяться и где поселиться; ибо здесь приводятся сведения о людях, завладевших Иерусалимом по прибытии из Вавилона, и о начале восстановления города на старом основании.

I. Израильтяне (ст. 2−9).

II. Священники (ст. 10−13).

III. Левиты и другие нефинеи (ст. 14−26).

IV. Особая обязанность некоторых священников и левитов (ст. 27−34).

V. Повторение генеалогии Саула (ст. 35−44).

Стихи 1−13. Первый стих напоминает о приведенных выше генеалогиях и сообщает, что они взяты из книги царей Израильских и Иудейских (англ. пер.), которая не входит в канон Писания, а является гражданским официальным документом, причем надежным, как и у нас документы государственной важности. Упоминая Израиль и Иуду, историк обращает наше внимание на то, что они за беззакония свои переселены в Вавилон. Да не будет забыт этот суд! Пусть о нем помнят всегда, и пусть он служит предупреждением для потомков, чтобы остерегались грехов, которыми праотцы навлекли его на себя. Когда бы мы ни рассказывали о постигшей нас беде, полезно добавлять: «Это за мои беззакония», чтобы показать правоту и честность Бога в Своем суде. Затем приводятся сведения о первых поселенцах, вернувшихся из пленения и обосновавшихся в своих городах, в частности в Иерусалиме.

1. Израильтяне. Здесь использовано общее название (ст. 2) для представителей южного и северного царства, потому что, кроме иудеев и вениамитян, в Иерусалим пришли многие из колен Ефрема, Манассии и остальных десяти (ст. 3), которые или сбежали в Иудею, когда основную часть десяти колен увели в плен, или вернулись туда после мятежей в Ассирии, а потом отправились вместе с иудеями в Вавилон, или встретились и воссоединились с ними уже в Вавилоне и таким образом разделили с двумя коленами радость освобождения. Причем было предсказано, что соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе... и выйдут из земли переселения (Ос 1:11) и снова станут одним народом (Иез 37:22). Людей, между которыми были разногласия, сводит вместе беда; а отколовшиеся куски металла снова станут единым целым в плавильном тигле. Многие иудеи и израильтяне остались в стране пленения; тогда как другие представители обоих царств, получив побуждение от Духа Божия, стали искать путь к Сиону. Здесь приводятся имена разных людей и упоминается большое число остальных, не названных по имени, которые были главы родов в поколениях своих (ст. 9), ибо они достойны памяти и чести, как подлинно израильтяне.

2. Священники (ст. 10). К своей чести, они были в числе первых вернувшихся. Кому следует быть вождями в добром деле, если не священникам, служителям Господним? Если бы народ не пожелал идти без них, то поступил бы правильно; ибо кто, если не священники, должен хранить ведение? Кто, кроме священников, благословит народ во имя Господне?

(1) Об одном из них сказано, что он был начальствующим в доме Божием (ст. 11), не главным начальствующим, ибо тогда первосвященником был Иисус Иоседеков, а вторым после первосвященника, его заместителем, который, возможно, занимался делами более усердно, чем сам первосвященник. В Божьем доме обязательно должны быть управляющие, но не для создания новых законов, а чтобы заботиться о надлежащем исполнении закона Божия священниками и народом.

(2) О многих из них сказано: люди отличные в деле служения в доме Божием (ст. 13). В Божьем доме необходимо служить, причем служить постоянно; и хорошо, если люди, занятые служением в церкви, хорошо к нему подготовлены и имеют способность быть служителями Нового Завета (2Кор 3:6). Служение в храме проводилось надлежащим образом, особенно в то сложное время, когда народ только вернулся из Вавилона, и от всех требовалось огромное мужество и душевные силы, наряду с крепостью тела, поэтому они удостоились похвалы, как люди сильные и доблестные.

Стихи 14−34. В этих стихах приводится дальнейший отчет о том, как сразу же по возвращении из Вавилона дела религии приводили в надлежащий порядок. Народ пострадал за пренебрежение таинствами в прошлом и в последнее время был лишен таковых. Это страдание и лишение побудило людей к очень ревностному и усердному восстановлению поклонения Богу; таким образом они наконец начали поклоняться Господу правильно. Подтверждением тому служит несколько примеров.

I. До того как дом Господа был построен, установили дом скинии простой передвижной шатер, который очень пригодился в это время. Если община не достаточно богата для возведения храма, то у нее должна быть скиния, за которую нужно благодарить и наилучшим образом ее использовать. Никогда не допускайте, чтобы Божье дело оставалось невыполненным из-за отсутствия места для его выполнения.

II. Была распределена работа между священниками и левитами, соответственно их обязанностям и с учетом образца, оставленного Давидом и Самуилом-прозорливцем (ст. 22). В свое время Самуил составил модель служения и заложил основы, хотя тогда ковчег пребывал в забвении; а Давид завершил впоследствии это дело, причем и Самуил и Давид действовали по прямым указаниям от Бога. Или же Давид с момента своего помазания постоянно думал об этом и советовался с Самуилом (хотя то время было для него нелегким), и схема служения была составлена совместными усилиями и в согласии. И возможно, долгое время ей не придавали значения; теперь же, после долгого перерыва, к ней вернулись и возродили. При разделении обязанностей учитывали межу давнюю.

III. Большей частью священники и левиты жили в Иерусалиме (ст. 34), тем не менее некоторые поселились в сельской местности (ст. 16, 22), возможно, потому, что всем в Иерусалиме пока не хватало места. Тем не менее они были задействованы в служении при скинии: братья же их жили в селениях своих, приходя к ним от времени до времени на семь дней (ст. 25). Они по очереди совершали недельное служение.

IV. Многие из левитов служили привратниками у ворот дома Божия, включая четырех начальников привратников (ст. 26) и остальных, бывших у них в подчинении, общим числом 212 (ст. 22). Они следили за воротами (ст. 23), были стражами у порогов (как написано на полях, ст. 19) и охраняли вход. Создается впечатление, что речь идет о непочетном служении, но даже Давид предпочел бы таковое проживанию в шатрах нечестия (Пс 83:11). В обязанности этих левитов входило:

(1) Открывать двери Божьего дома каждое утро (ст. 27) и закрывать их на ночь.

(2) Не впускать нечистых и препятствовать проникновению в дом Божий тем, кому закон запрещал там появляться.

(3) Направлять и вводить во дворы Господни людей, которые пришли на поклонение, и показывать им, куда идти и что делать, чтобы не навлечь на себя наказание. Это служение требовало внимательности, прилежания и постоянного присутствия. И духовным служителям надлежит выполнять работу подобного рода.

V. Здесь упоминается некий Финеес, сын Елеазаров, который был прежде начальником над ними (ст. 20); но не знаменитый первосвященник, носивший такое же имя, а (как предполагают) выдающийся левит, причем о нем сказано, что Господь был с ним, или (согласно халдейскому парафразу) Слово Господа было его помощником — Вечное Слово сильный Иегова, на помощь Которого следует уповать.

VI. О некоторых священниках и левитах сказано, что вокруг дома Божия они проживали (англ. пер., ст. 27), потому что этого требовали их обязанности. Хорошо, когда духовные служители находятся рядом с местом своей работы, чтобы всецело посвящать себя ей. Левиты разбивали свои палатки около скинии, когда народ ходил по пустыне. Тогда они были носильщиками, перенося тяжелые элементы святилища, теперь они стали привратниками (русские слова привратник и носильщик в англ. языке могут передаваться, как здесь, одним словом porter, прим. перев.), неся службу у ворот и дверей, причем и в той и в другой ситуации они были на страже у святилища.

VII. Каждый знал свои обязанности. Одним доверили посуду, служебные сосуды, чтобы выдавать и принимать их по счету (ст. 28). Другим предписали поставлять лучшую муку, вино, елей и прочее (ст. 29). В обязанности третьих (являвшихся священниками) входило составление мира для священного помазания (ст. 30). Четвертые работали с мясом жертвенных животных (ст. 31). Пятые заботились о хлебах предложения (ст. 32). В Божьем доме, как и в любом другом большом домашнем хозяйстве, работа будет сделана, если каждый знает свой долг и место и занимается своим делом. Наш Бог это Бог порядка; тогда как если какое-то дело считают долгом каждого, то оно оказывается ничьим.

VIII. Певцы... день и ночь обязаны заниматься искусством своим (ст. 33). Они были главные в поколениях левитских, что свидетельствовало об их служении как о серьезном деле; это не просто поющие люди, их служение настоящее искусство. Чтобы постоянно служить в храме, они оставались в его покоях и были освобождены от других обязанностей. По-видимому, пение хора звучало всегда, по крайней мере, в установленное время как днем, так и ночью. Бога хвалили непрестанно, ибо Он достоин этого, как непрестанно творящий добро. Таким образом преданный народ в любое время получает поддержку в поклонении. Ведь этот земной храм был прообразом храма небесного, где хвалящие Бога ни днем, ни ночью не имеют покоя (Откр 4:8). Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

Стихи 35−44. В этих стихах в точности повторяется информация, приведенная в 1Пар 8:29−38 и имеющая отношение к предкам Саула и потомкам Ионафана. Там она является завершением генеалогии Вениамина; здесь выступает в качестве предисловия к истории Саула. Мы принимаем повторения, когда обнаруживаем их; но если допустить, что в первоисточниках, особенно этих книг, присутствуют некоторые ошибки переписчиков, то у меня было бы искушение думать, что повторения появились здесь по недосмотру: кто-то, переписывая генеалогии, после слов стиха 34 (они жили в Иерусалиме) случайно перевел взгляд на те же слова предыдущей главы (они жили в Иерусалиме, 1Пар 8:28) и продолжил писать, начиная с этого места, вместо продолжения, которому надлежит быть здесь; и когда переписчик понял свою ошибку, то не захотел вычеркивать слова из книги и оставил все как есть. В нашем законе есть такое правило: redundons non nocet — многословие не приносит вреда.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Друг. чтение: Шелы — так согласуется с Чис 26:20.
11  [2] — Букв.: доме; то же в ст. 13, 23, 26, 27.
22  [3] — Или: определили для их (рода навеки) это служение; то же в ст. 31.
41  [4] — Ср. ту же родословную запись в 8:29−38.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.