2 Паралипоменон 6 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Сказал тогда Соломон:

«ГОСПОДЬ говорил,
что присутствие Его
и в густом облаке1 будет явлено!

2

Я построил для Тебя, Господи, Храм величественный —
место, где Ты пребудешь вовеки!»2

3 Затем царь, повернувшись ко всей общине Израиля, что стояла перед ним, благословил ее
4 и сказал: «Благословен ГОСПОДЬ, Бог Израиля! Он свершил рукой Своей то, что Сам заповедал отцу моему Давиду, когда говорил ему:
5 „С того дня как Я вывел народ Мой из Египта, Я не избирал ни одного города из всех колен Израиля, чтобы построить в нем Храм для имени Моего. И царем над народом Моим, Израилем, Я не избирал никого.
6 Но Иерусалим Я избрал, чтобы имя Мое там пребывало, и Я избрал Давида, чтобы правил он народом Моим, Израилем“.
7 Отец мой Давид всем сердцем желал построить Храм для имени ГОСПОДА, Бога Израилева.
8 Но ГОСПОДЬ сказал отцу моему Давиду: „Желание твое благое — построить Храм для имени Моего.
9 Но не ты построишь этот Храм, а сын твой, рожденный от тебя, — он построит Храм для имени Моего“.
10 И ныне ГОСПОДЬ исполнил Свое обещание. Я, наследник отца моего Давида, взошел на престол Израилев, как заповедал ГОСПОДЬ, и построил Храм для имени ГОСПОДА, Бога Израилева,
11 и поставил в нем ковчег Завета, Союза, что ГОСПОДЬ заключил с израильтянами».
12 Затем Соломон подошел к жертвеннику3 ГОСПОДА и на виду у всей общины Израиля воздел руки к небу.
13 Соломон встал на медный помост — этот помост был сделан им и поставлен посреди большого двора; помост был длиною в пять локтей, шириною в пять локтей и высотою в три локтя.4 Соломон преклонил колени на виду у всей общины Израиля и, воздев руки к небу,
14 стал молиться: «ГОСПОДИ, Боже Израилев! Нет бога, подобного Тебе, ни в небесах, ни на земле! Ты хранишь верность Завету, Союзу, и неизменен в любви Своей к слугам Твоим, которые служат Тебе5 всем сердцем.
15 Ныне Ты исполнил обещание Свое, данное слуге Твоему Давиду, моему отцу; и ныне Ты Своей рукою исполнил то, что изрек устами Своими.
16 И ныне, ГОСПОДИ, Боже Израилев, исполни и другое Свое обещание, данное слуге Твоему Давиду, моему отцу, ведь Ты сказал: „Никогда не лишишься ты наследника, сидящего пред Моими очами на престоле израильском, если только сыновья твои будут идти праведными путями6 и следовать Закону Моему, как следовал ему ты предо Мною“.
17 ГОСПОДИ, Боже Израилев! Да сбудется это Твое обещание, данное слуге Твоему Давиду.
18 Богу ли обитать среди смертных на земле?! Если небо и небеса небес не могут вместить Тебя, как вместит Тебя этот Храм, который я построил?
19 Внемли, о ГОСПОДИ, Боже мой, мольбе моей, молитве слуги Своего! Услышь вопль и молитву, которую слуга Твой возносит перед Тобою!
20 Да взираешь Ты открытыми очами Своими на Храм этот днем и ночью, на место это, где, по слову Твоему, имя Твое пребудет, и да будет услышана Тобой та молитва, которую слуга Твой будет возносить на этом месте.
21 Внемли мольбам, которые слуга Твой и народ Твой Израиль будут возносить на этом месте, услышь в небесной обители Своей, услышь и помилуй!
22 Если согрешит человек против ближнего, и потребуют от него клятвы, и он придет и даст клятву перед жертвенником Твоим в этом Храме —
23 тогда услышь с небес и рассуди слуг Твоих. Воздай злодею, пусть на голову его обрушится его же зло, а невинного оправдай и воздай ему за его праведность.
24 И если народ Твой Израиль будет разбит врагами из-за того, что против Тебя согрешил, а затем раскается и признает имя Твое и вознесет мольбу и молитву к Тебе в этом Храме —
25 тогда услышь их на небесах, и прости грех народа Твоего Израиля, и верни им благополучие на земле, которую Ты дал им и праотцам их.
26 И если затворятся небеса и не будет дождя из-за того, что народ Твой против Тебя согрешил, но затем он вознесет молитву на этом месте и признает7 имя Твое и раскается в грехах своих, когда Ты подвергнешь его бедствиям,8
27 тогда услышь их на небесах и прости грех слугам Твоим, народу Твоему Израилю, научи их ходить по пути добра и даруй дождь земле Твоей, которую Ты дал народу Своему во владение.
28 И если будет в стране голод, если случится моровое поветрие, суховей или спорынья, нашествие саранчи или гусениц, если враг приступит к городским воротам, какая бы беда и несчастье ни случились, —
29 тогда все мольбы и молитвы каждого человека из народа Твоего Израиля, в скорби и страдании простирающего руки на месте этом,9
30 услышь с небес, из обители Своей, и помилуй! Каждому воздай по делам его, ведь Ты знаешь, что у человека в сердце, — Ты один знаешь все мысли10 человека.
31 Пусть они благоговеют пред Тобой и идут путями Твоими, пока живут на этой земле, которую дал Ты праотцам нашим.
32 И когда человек пришлый, не из народа Твоего Израиля, придет из страны далекой ради великого Твоего имени, ради могучей Твоей руки, простертой длани, придет помолиться в этом Храме, —
33 услышь в небесной своей обители и исполни всё, о чем попросит Тебя этот пришлый человек, чтобы все народы земли познали имя Твое и благоговели пред Тобой, как народ Твой Израиль. Пусть они узнают, что Твое имя носит этот Храм, который я построил.
34 И когда отправится народ Твой на войну с врагами — туда, куда Ты пошлешь его, — и помолится Тебе, обратившись лицом к этому городу, который Ты избрал, и к этому Храму, который я построил для имени Твоего, —
35 тогда услышь на небесах их мольбу, их молитву, и рассуди их по правде.
36 И если они опять согрешат пред Тобою, ибо нет никого, кто бы не грешил, и Ты разгневаешься на них и отдашь их врагу и тот угонит их пленниками в страну чужую, далекую или близкую,
37 и если они раскаются всем сердцем в той стране, куда будут изгнаны, и станут молить Тебя в стране, где оказались в плену, говоря: „Мы грешили, мы поступали беззаконно и нечестиво“,
38 если обратятся к Тебе всем сердцем, всей душою в той земле, где оказались в плену, куда были угнаны, если будут молиться, повернувшись лицом к той земле, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к Храму, который я построил для имени Твоего, —
39 тогда услышь их мольбу и молитву в небесной Твоей обители, рассуди их по правде и помилуй народ Твой, который против Тебя согрешил!
40 Отныне, Боже, да взирают открытые очи Твои на молящихся здесь неотступно, да внемлют уши Твои молитвам их на месте этом!
41

Взойди же, ГОСПОДИ Боже,
туда, где Ты утвердишь стопы Свои,
где покоится ковчег могущества Твоего!
Да облекутся, ГОСПОДИ Боже,
священники Твои во спасение,11
да возрадуются верные Твои
благам, Тобою ниспосланным!

42

О ГОСПОДИ Боже!
Не отвергни помазанника Своего,
будь верен12 любви Своей неизменной
к слуге Своему Давиду».

Толкование Мэтью Генри

Слава Господня в виде плотного облака наполнила храм, построенный Соломоном; тем самым Бог заявил о Своем присутствии. Этим обстоятельством сразу воспользовался Соломон и обратился к Нему особым образом как к Богу, Который находится близко.

1. Он торжественно заявил, какую цель преследовал, строя этот дом: его построили для удовлетворения народа и во славу Бога; и то и другое он благословил (ст. 1−11).

II. Он торжественно помолился Богу, чтобы Тот милостиво принял и ответил на все молитвы, которые будут вознесены в этом доме или в направлении к нему (ст. 12−42). Все это мы рассматривали раньше с небольшими изменениями (3Цар 8:12−53), и сейчас полезно вновь обратиться к этому материалу.

Стихи 1−11. Все наши религиозные действия имеют большие последствия в зависимости от того, хорошие ли наши устремления и сосредоточены ли мы на одной цели. Если бы Соломон построил храм из гордости, как царь Артаксеркс устроил пир лишь для того, чтобы показать великое богатство царства своего и блеск величия своего, то это не пошло бы ему на пользу. Но в данном месте он заявляет, какие побуждения им двигали, и они не только оправдали, но и возвеличили его действия.

1. Он построил храм для славы и почитания Бога; это была его главная и высочайшая цель. Все делалось для имени Господа, Бога Израилева (ст. 10), чтобы у Него был дом в жилище (ст. 2). Как нам сказали, Бог благоволил обитать во мгле (ст. 1), так пусть этот дом будет обителью мглы, ибо в вышнем мире Он обитает во свете, вынести который не может ни один глаз.

2. Он построил храм, следуя выбору, который Богу было угодно сделать относительно Иерусалима: Он избрал Иерусалим, чтобы там пребывало имя Его (ст. 6). В Иерусалиме было много величественных зданий, построенных для царей, их князей и царской семьи. И если Бог избрал это место, то здесь следовало построить здание, которое превосходило бы все остальные. Если люди так прославляли себя, то и Бога нужно было почтить таким образом.

3. Он построил храм, стремясь осуществить добрые планы своего отца, которые тот так и не смог воплотить: «Было на сердце у Давида, отца моего, построить дом имени Господа». Да знают к его чести, что это был его план (ст. 7), и Бог одобрил его, хотя и не позволил осуществить (ст. 8): «Хорошо, что это на сердце у тебя». Работа по возведению храма часто так совершается: один сеет, другой пожинает (Ин 4:37−38), один век начинает то, что следующий заканчивает. И пусть мудрейшие люди не считают для себя унижением доводить до конца хорошие дела, начатые теми, кто шел впереди них, и строить на их основании. Всякое доброе дело не является самобытным.

4. Он построил храм для того, чтобы исполнилось слово, изреченное Богом. Господь сказал: «Сын твой построит храм имени твоему»; и теперь он сделал это (ст. 9−10). Согласно божественному обетованию, это служение было определено для него и слава за его исполнение предназначалась ему: не он лично решил построить храм, а Бог призвал его сделать это. Хорошо, когда Тот, Кто определяет работу, при этом назначает людей, которые должны ее сделать; а тот, кто четко видит собственное призвание, может совершать свое дело с великим удовлетворением.

Стихи 12−42. В предыдущих стихах мы прочли о том, что Соломон фактически подписал и запечатлел обряд посвящения, подтверждавший, что храм посвящается богослужению и славе Божьей. А в данных стихах он молится посвященной молитвой, которая делает его прообразом Христа, великого Посредника, через Которого мы должны возносить свои молитвы и ожидать милостей от Бога, на Которого следует взирать всякий раз, когда делаем что-то для Бога. Мы уже рассматривали в деталях эту молитву (ЗЦар 8 гл.), поэтому здесь лишь мельком взглянем на некоторые ее отрывки, которые могут быть достойными объектами наших размышлений.

I. В ней изложены некоторые доктринальные истины.

1. Бог Израиля это Личность, обладающая несравненными совершенствами. Мы не можем описать Его, но знаем, что нет Бога, подобного Ему, ни на небе, ни на земле (ст. 14). Все творения имеют пары, но Бог не имеет равного Себе. Он безгранично выше всех, сущий над всем Бог, благословенный во веки.

2. Что Он есть и будет верен каждому Своему сказанному слову, и каждый, кто искренно служит Ему, убедится, что Он верен и милостив. Кто постоянно видит Бога перед собой и ходит пред Ним всем сердцем своим, тот увидит, что Он так же благ, как и Его слово; Он будет верен завету, заключенному с ними, и милостив к ним (ст. 14).

3. Он Личность безграничная и безмерная, Которую ни небеса, ни небеса небес не могут вместить, и Его блаженству мы ничего не сможем добавить своими самыми отчаянными усилиями в служении (ст. 18). Он бесконечно выше уз, которыми связаны творения, и безгранично выше хвалы, воздаваемой всеми разумными тварями.

4. Он, и только Он знает сердце сынов человеческих (ст. 30). Перед Ним открыты и обнажены все человеческие мысли, цели и привязанности; и даже если представления и намерения нашего сердца сокрыты от людей, ангелов и бесов, то они не могут сокрыться от Бога, Который знает не только то, что в сердце, но само сердце и все его удары.

5. В этой жизни невозможно найти безгрешного человека (ст. 36): «Нет человека, который не согрешил бы»; более того, который делал бы добро и не грешил бы; так он написал соответственно тому, что сказал (Еккл 7:20).

II. Следует обратить внимание на некоторые предположения или доводы.

1. Он предполагает, что если между двумя людьми возникнут сомнения и разногласия, то они должны обратиться к Богу и обязать поклясться человека, согласно свидетельству которого этот вопрос будет решен (ст. 22). Религиозное благоговение перед клятвой осталось прежним, поэтому можно предположить, что оно останется до тех пор, пока у людей будет совесть и здравый смысл.

2. Он предполагает, что хотя в настоящее время Израиль наслаждается миром и спокойствием, но могут настать беспокойные времена. Он не думал, что скала их процветания стоит так твердо, что ее невозможно поколебать, более того, был готов к тому, что грех поколеблет ее.

3. Он предполагает, что люди, которые раньше не призывали Бога, в страдании начнут ревностно и усердно искать Его. «Оказавшись в беде, они исповедают свои грехи и Твое имя и обратятся к Тебе с просьбой». Беда привлечет к Богу тех, кто говорил Ему: «Отойди» (ст. 24, 26, 28).

4. Он предполагает, что издалека придут чужеземцы, чтобы поклониться Богу Израилеву и воздать Ему почести; есть основания ожидать этого, если задуматься о том, какими бесполезными вещами являются боги язычников и какие доказательства привел Бог Израилев, чтобы показать, что Он Господь всей земли.

III. Приведенные здесь прошения очень уместны. Соломон просит:

(1) Чтобы Бог признал Свой дом и взирал на него как на место, где Он обещал положить имя Его (ст. 20). Он не мог бы с верой попросить Бога оказать такое особое благоволение этому дому (превыше любого другого), если бы Он сам не сказал, что это будет Его покой навеки. Чтобы молитва успешно достигла цели, она должна подкрепляться словом. Мы можем со смиренной уверенностью молиться Богу, чтобы Он благоволил к нам в Иисусе Христе, ибо Он заявил, что доволен Им: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», но Он не сказал ни об одном доме: «Это Мое любимое место».

(2) Чтобы Бог услышал и принял молитвы, которые вознесут на этом месте или в направлении к нему (ст. 21). Он не просит, чтобы Бог помог им, когда они будут молиться о себе, а чтобы помог им, ответив на их молитвы. Даже ходатайство Христа не замещает наши молитвы, а ободряет нас молиться. Он молится, чтобы Бог услышал их с места Своего обитания, даже с небес. Он продолжает обитать на небе, а не в храме, и оттуда должна прийти помощь: «Услышь с места обитания Твоего, с небес, услышь и помилуй». Отметьте: прощение грехов открывает путь для всех ответов на наши молитвы. Removendo prohibens — Отгоняет зло и удерживает его.

(3) Чтобы Бог справедливо судил всех, кто будет обращаться к Нему (ст. 23, 30). Мы можем с верой молиться об этом, ибо знаем, что так и будет. Бог восседает на престоле суда и судит по правде.

(4) Чтобы Бог помиловал Свой народ, когда он покается и взыщет Его (ст. 25, 27, 38, 39). Об этом мы также можем молиться с верой, ссылаясь на неоднократные заявления Бога о Своей готовности принять раскаявшихся грешников.

(5) Чтобы Бог приветствовал иноплеменников в Своем доме и ответил на их молитвы (ст. 33), ибо что касается суда, то один и тот же закон должен быть для пришельцев и рожденных на этой земле (Лев 24:22).

(6) Чтобы Бог во всех ситуациях признавал и заступался за дело Своего народа Израиля и выступал против его угнетателей (ст. 35 и 39): «Сделай, что потребно для них». Если они Израиль Божий, то их дело дело Бога, и Он поддержит его.

(7) Он заканчивает молитву выражениями, которым научился у своего благочестивого отца, позаимствовав их из его псалма. Их нет в Книге Царств, но здесь они изложены (ст. 41−42). Слово Бога во всей полноте можно использовать, чтобы направить нас в молитве; и разве, обращаясь к Богу, мы можем найти более подходящие слова, чем те, которые сказаны Его Духом? Но данные слова использовались особым образом, чтобы направить Соломона, ибо они касались того, что он в то время делал. Они изложены в Пс 131:8−10. Он молится (ст. 41):

(1) Чтобы Бог завладел храмом и остался владеть им, чтобы Он сделал его местом Своего покоя: «Ты и ковчег»; что сможет сделать ковчег без Бога, Которому он принадлежит, постановления без Бога постановлений?

(2) Чтобы Он сделал служителей храма благословением для страны: «Священники Твои да облекутся во спасение», то есть не только спаси их, но и сделай инструментом для спасения других благодаря вознесению жертв правды.

(3) Чтобы служение в храме вызвало радость и удовлетворение во всем народе Божьем: «Преподобные Твои да насладятся благами», то есть благами дома Твоего (Пс 64:5). Пусть все, пришедшие на богослужение, подобно евнуху, продолжат путь радуясь. Он ссылается на две вещи (ст. 42).

[1] На свои отношения с Богом: «Не отврати лица помазанника Твоего. Господи, Ты поставил меня царем, так неужели Ты не признаешь меня?»

[2] На завет Бога с его отцом: «Помяни милости к Давиду, рабу Твоему» набожность Давида (так понимают некоторые и такое значение иногда принимает это слово), его благочестивую заботу о ковчеге и беспокойство о нем (см. Пс 131:1−2 и далее), или обещания Бога Давиду, которые для него были милостью, великой поддержкой и утешением во всех бедах. Мы можем ссылаться (как Соломон в данном месте), взирая на Христа: «Господи, мы заслуживаем того, чтобы Ты отвратил Свое лицо, отверг нас и наши молитвы. Но мы приходим во имя Иисуса, Твоего Помазанника, Твоего Мессии (дословно), Твоего Христа (написано в Септуагинте). Его Ты слышишь всегда и никогда не отвратишь Его лица». Мы не имеем личной праведности, на которую можно было бы сослаться, но можем просить: «Господи, вспомни милости к Давиду, рабу Твоему». Христос раб Божий (Ис 42:1, англ. пер.), Он назван Давидом (Ос 3:5). «Господи, вспомни милости Свои и прими нас. Вспомни заботу Давида о славе Отца и спасении людей, что он сделал и как пострадал за это. Вспомни обетования вечного завета, которые свободная благодать даровала нам во Христе, названные неизменными милостями, обещанными Давиду» (Ис 55:3 и Деян 13:34). Это все, чего мы должны желать, на что надеяться и о чем молиться, ибо это спасение наше.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: в глубоком мраке / во мгле; ср. Син. пер. и Исх 19:9; Исх 20:21; Втор 4:11; Втор 5:22; Пс 17:9,10; Иов 22:13.
2  [2] — Или: будешь восседать вовек.
12  [3] — Или: встал возле жертвенника.
13  [4] — Т. е. размеры помоста: 2,3×2,3×1,4 м.
14  [5] — Букв.: ходят пред Тобой.
16  [6] — Букв.: блюсти свои пути.
26  [7] — Или: прославит.
26  [8] — Или: когда Ты смиришь его.
29  [9] — Букв.: к этому месту.
30  [10] — Букв.: сердца.
41  [11] — Или: в победу.
42  [12] — Или: помни о
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.